Рецензия на «Трагедия экипажа самолета Леваневского» (Виталий Гадиятов)

Виталий!
Мой друг и коллега по краеведению Николай Леонидович Чупиро (ныне покойный) активно занимался поисками погибшего самолёта Н-209. Предлагаю его версию из переданных мне записок на флешке.

"В 1987 году дирекция Московского дома ученых провела конференцию, посвященную 50 годовщине перелета Н-209. Своими воспоминаниями поделился летчик-испытатель М.А.Нюхтиков, полярный летчик И.П.Мазурук, журналист Ю. Сальников, опубликовавшим много материалов об экипаже и перелете, инженер Н.Якубович, уточнивший параметры самолета в условиях обледенения, Б.Е.Черток, готовивший спецоборудование самолета Н-209 к перелету, Л.Л.Кербер, первоначально включенный в экипаж радистом. Было высказано много гипотез о гибели самолета.
В 2017 году исполняется 80 лет с момента перелета экипажа самолета Н-209 по маршруту Москва – Северный полюс – Фербенкс. За прошедшие годы появились современные методы исследования авиакатастроф.
Мое предложение – провести в рамках Научных чтений, посвященных И.И. Сикорскому, которые проводятся в апреле в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации в 2017 году такую же конференцию.
Я всю свою жизнь посвятил авиации. С 1965 года учился в авиатехническом техникуме. Трудился 33 года на предприятии авиационной промышленности, где прошел путь от испытателя приборов до главного инженера. Для определения места гибели экипажа я решил применить свои экстрасенсорные способности. В 21 веке это не кажется мистикой и шарлатанством.
По одной из версий самолет Н-209 после потери ориентировки отклонился от своего маршрута вдоль 148 меридиана и полетел в направлении Якутска. Заслуженный штурман СССР В.И.Аккуратов не исключал такую возможность. Широта Фербенкса и озера Себян-Кюэль почти одинакова, разница в 40 км. После потери высоты штурман Левченко вынужден был вести самолет по гирополукомпасу, который вблизи полюса дает большую погрешность. Часа через три полета при удалении от полюса компас стал работать. Из-за вращения Земли каждый час необходимо вносить поправку в показания компаса 15 градусов (15х3 =45), 21 градус – аэродинамическое отклонение за счет вращения винтов, уход в сторону крена не менее 15 градусов. Всего в сумме 81 градус. Чтобы вместо Фербенкса выйти на Якутск, необходимо 79 градусов. Ветер для самолета стал попутным, скорость полета вместо 175 км/ч возросло до 250-270 км/ч. Если верить радиограмме , принятой в Якутске и Иркутске в 22 часа самолет был еще в воздухе. Расстояние от полюса до озера Себян-Кюэль он мог преодолеть за 8 – 9 часов.
Место приводнения самолета, который избежал разрушения от обледенения, снизившись до высоты 1000 -2000 метров, может быть между Верхоянском и Якутском 13 августа 1937 года после 22 часов московского времени (6 -8 часов местного времени 14 августа). Координаты 65 градусов 17 минут северной широты, 130 градусов 09 минут восточной долготы. Косвенно это подтверждается тем, что радиограммы с борта Н-209 с плохой слышимостью принимались из этого региона. В 1965 году вертолетчик Е.В.Попов, обслуживая геологов, случайно обнаружил в Якутии на берегу горного озера Себян-Кюэль табличку на захоронении.
На ней имелась надпись, вырезанная ножом, о катастрофе самолета с перечнем погибших. Первой стояла фамилия Леваневский".

Продолжение см. далее:

Александр Соханский   25.05.2022 20:17     Заявить о нарушении
Продолжение записок Н.Л.Чупиро:

"По моей версии самолет Н-209 в конце полета приводнился на гладь озера Себян-Кюэль. Леваневский принял Верхоянский горный хребет с левой стороны от самолета за горы Аляски. Единственным местом для посадки было озеро. Приводняться пришлось по крутой глиссаде, чтобы попасть на гладь озера. При посадке на озеро в кабине находились оба бортмеханика и штурман. Рабочее место радиста было в хвосте самолета. При ударе о воду остекление и передняя часть фюзеляжа были повреждены и быстро затоплены водой. За счет огромных крыльев (размах 42 метра), самолет какое-то время держался на воде. На берег выбрался Галковский, сумевший спустить через астролюк клипер-бот, спасти раненого Кастанаева и радиостанцию «Баян». Еще ему удалось подобрать с поверхности Годовикова, который был мертв. Остальные члены экипажа утонули вместе с самолетом. Галковский похоронил Годовикова, сделал столбик с табличкой, на которой вырезал надпись о катастрофе самолета и список экипажа. Из-за малой мощности передатчика и некачественной антенны его радиограммы принимались только частично еще какое-то время. Ему пришлось оказать медпомощь Кастанаеву. Он пытался найти людей , но сил не хватило. Останки летчика пастухи-оленеводы видели в 30 км. от озера Себян –Кюэль. Другого мертвого летчика видели на берегу озера.
В начале 80-х годов были организованы несколько экспедиций из Уфы в этот район. На месте предполагаемой гибели побывали директор Арктического и Антарктического института А.Ф.Трешников и академик Е.К.Федоров с членами Якутского обкома КПСС. Как рассказал сотрудник Уфимского авиационного института Ю. Лобанов, экспедиция опросила местных жителей, осмотрела захоронение, составила карту местности с ориентирами. Магнитометром пытались обнаружить самолет на дне озера. Из-за слабой технической оснащенности они не могли ни опровергнуть, ни подтвердить этот факт. Возможно, с привлечением Географического общества РФ и помощи министерства обороны, института Арктики и Антарктики, посильной помощи других организаций удастся организовать летом 2017 года хорошо оснащенную экспедицию и раскрыть еще одну тайну Арктики. В Якутии несколько экспедиций Уфимского авиационного института во главе с Лобановым. Однако доказательств, что это место гибели Н-209 не нашли.

Окончание см.далее:

Александр Соханский   25.05.2022 20:19   Заявить о нарушении
* * *

"В апреле 2018 года я решил съездить на свою родину в город Владимир. Хотелось увидеть цветение вишен, познакомиться с родителями жены племянника Андрея, купить сувениры для знакомых – фигурки собак из Гусь-Хрустального, 2018 год – год собаки. Решил перебрать книги, купленные во время учебы во Владимирском авиамеханическом техникуме. Книги по радиотехнике отложил отдельно, чтобы передать в библиотеку техникума. Среди остальных книг мне попалась книга «В морях и океанах». Одна из глав рассказывала о ледяных островах, которые циркулируют возле Северного Полюса. Эти острова огромны по своей величине, имеют в длину более 30 км, в ширину более 10 км. В книге была показана карта движения островов. Это оказался припай Земли Элсмира, находившейся в Канадском архипелаге. В 1946 году американские летчики дали трем островам названия Т.1 (мишень 1), Т.2 (мишень 2), Т.3 (мишень 3). На Т.3 они позже организовали военно-воздушную базу. На этом же острове работала наша полярная станция «Северный Полюс-6». Верхняя часть островов была твердая как взлетная полоса аэродрома. На глубине 40-60 метров снег был мягкий от морской воды. На этих ледяных островах садились самолеты летчиков Котова, Масленнткова, Мазурука в 1947- 1955 гг. 15 августа 1937 года жители небольшого эвенкского поселка Олюкток, расположенного в 140 км. от мыса Барроу в надвигающихся вечерних сумерках услышали шум моторов самолета и увидели двигающийся предмет, похожий на самолет. Только в апреле 1938 года они рассказали об этом сержанту полиции. Тот на собачьей упряжке добрался до радиостанции и передал в Сиэтл об этом случае. На месте падения самолета эскимосы видели разводья бензина. Рыбачьи сети рвались в месте падения самолета. Но почему это случилось 15 августа? Горючего в самолете было 20 тонн и оно должно было закончиться утром 13 августа. Это означало, что Леваневский принял решение снизить высоту полета ниже облачности. Температура на этой высоте была положительная, В.И.Аккуратов в своих дневниках подтверждает это. Штурман Левченко обнаружил ледяной остров. По приказу Леваневского сбросил на лед дымовую шашку для определения направления ветра. Кастанаев ювелирно «приледнил» самолет 13 и 14 августа механики ремонтировали отказавший двигатель. Вечером 14 августа летчики взлетели, набрали высоту 6000 метров. Солнечный указатель курса дал им возможность выйти на меридиан 148 градусов. К сожалению, горючего до Фербенкса им не хватило. Самолет упал в нескольких километрах от берега между двумя островами на небольшой глубине. Нужна экспедиция для установления истины.
Автор текста Николай Леонидович Чупиро"
Надеюсь, что эти записи моего друга, историка авиации Николая Чупиро, будут интересны и для Вас, Виталий.

Наилучшие пожелания!

Александр Соханский   25.05.2022 20:23   Заявить о нарушении
Добрый, Александр! Спасибо за Ваше сообщение. О поисках самолета Леваневского на Себян-Кюеле я немного осведомлен, т.к в то время работал в геологии на Кирова, 13. Поисками занимался геофизик А. Статива, который зимой со льда озера провел магнитную съемку озера и нашел объект, напоминающий самолет, но летом при заверке этой аномалии, его данные не подтвердились. По предположением ряда участников экспедиции - это ТБ-2. Лежит он на крутом склоне. Версию, что Н-209 отклонился от курса и приводнился на якутском озере давно закрестили. При всем желании он не мог туда долететь. А вот вторая версия, что он приземлился на льду, очень интересная. Но вот полетел ли он после ремонта двигателя в Фэрбенкс, зная что не хватит бензина, это вопрос. Проработав кучу материалов, я придерживаюсь другой версии: Левченко изменил курс и самолет полетел к Канадскому архипелагу. Они приземлились на береговой отмели и еще в течение месяца отправляли радиограммы. Последние две радиограммы приняли на теплоходе "Батум" в сентябре месяце. Но их искали в другом месте... С уважением, В. Гадиятов

Виталий Гадиятов   26.05.2022 15:18   Заявить о нарушении
Необычным было увлечение Николая Леонидовича лозоходством или, как он формулировал свои действия, биолокацией. Он мог с помощью двух проволок, согнутых буквой Г, определить правильность расположения рабочего места и дать свои рекомендации. Причём, по его утверждению, проволоки сами по себе сходились в руках и расходились в разные стороны, тем самым подсказывая ему расположение «хороших» и «плохих» мест в доме или на производстве.
Он даже умудрился своими проволоками вычислить «мощное биополе» Леонида Якубовича на передаче «Поле чудес»!
Николай рассказывал, как с помощью этих нехитрых проволочных приспособлений он не раз указывал дачникам место закладки колодцев и всегда там находили водоносный слой.

Николай Леонидович уверял, что располагает биолокационной информацией о Т О Ч Н О М месте гибели самолёта Сигизмунда Леваневского. И если бы не проблемы со здоровьем, то он бы смог принять участие в поисках исчезнувшего самолёта.

К сожалению Н.Л.Чупиро ушёл от нас и уточнить его записи не будет никакой возможности. А вообще-то это был очень своеобразный исследователь истории.
Николай Леонидович проводил глубокие исследования истории Урала и Севера, отслеживал действия советской авиации в Сибири и на полярных широтах, изучал тайные маневры фашистского флота в наших северных морях в годы войны, исследовал творчество полузабытого авиаконструктора А.С.Москалёва. Эти темы отражены в его публикациях в СМИ и докладах на краеведческих конференциях.

С одним из его творческих направлений можно ознакомиться здесь: "Н. Чупиро - инженер, историк авиации, писатель" http://proza.ru/2021/10/20/534

Всего доброго, Виталий!


Александр Соханский   26.05.2022 18:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виталий Гадиятов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Соханский
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.05.2022