Рецензия на «Выродки» (Александр Сих)

Уважаемый Александр, как же вы правы в своих рассуждениях. Подписываюсь под каждым вашим словом. А ваше предложение пропагандистскому быдло-люду и их жертвам прочитать хотя бы «На Западном фронте без перемен» Эриха Ремарка, конечно, очень сильный ход. Но, с другой стороны, что для них Ремарк и прочие творцы, если глашатаи войны по сути своей и вашей классификации представляют собой сброд «фанатиков (идиотов), лицемеров (лжецов-хитрецов) и проституток (дорогих и дешёвых)». Точнее не скажешь.

А роман «На Западном фронте без перемен» - это сильнейшее противоядие для предотвращения войн, но как писал О. Уайльд, «всякое искусство бесполезно». Хотя его слово нуждается в поправке: оно бесполезно для большинства, но полезно лишь для меньшинства, не поддающегося пропаганде власть имущих и власти жаждущих.

Знаете, есть еще один крайне важный аспект, связанный с Ремарком: ведь его книга, написанная после Первой мировой войны могла бы стать отменным литературным снадобьем, которое не допустило бы вползание Германии в нацизм и развязывание Второй мировой войны. Но не стало: стадность одержала победу, чтобы обернуться возмездием...

Вам эти строки из Ремарка хорошо известны, но мне хотелось бы пройтись по ним вместе с вами, разделяющим их, воспринимающим их в истинном свете.

«Как же бессмысленно все то, что написано, сделано и передумано людьми, если на свете возможны такие вещи! До какой же степени лжива и никчемна наша тысячелетняя цивилизация, если она даже не смогла предотвратить эти потоки крови...»

«Кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины».

Ну и напоследок, самое, на мой взгляд, сильнодействующее место романа «На Западном фронте без перемен» с моим комментарием.

О необходимости художественного и пропагандистского воздействия на человека и народ в духе ненависти к войне говорил Э. М. Ремарк устами своего главного героя Пауля Боймера. Он лежит в одном окопе с французом, которого только что убил. Его гложет раскаяние: «Я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ!.. Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, (!) если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, (!) как и нашим, и что мы с вами (!) одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!»

Нет, не говорят, не просвещают, не бьют хлестко и наотмашь по сердцу, нервам и душе словом, идеей и образом истины! Напротив, демократические и авторитарные государства изощрённо, искусно, цинично, вероломно и успешно, навязывают противоборство конфессий, идеологий и народов, вдалбливая в их сознание жестокосердие посредством образования и пропаганды. Набор реалий современности позволяет констатировать, что даже для народов, мнящих себя этаким средоточием цивилизованности либо «особой духовности», по слову ингушского писателя И. Кодзоева, «жестокость стала сладостью, а кровь - обыденностью!»

Спасибо...

Хамзат Фаргиев   16.08.2022 11:33     Заявить о нарушении
Знаете, Хамзат, я тоже, пожалуй, подпишусь под каждым Вашим словом, кроме цитаты Оскара Уайльда. Он, всё-таки, жил ещё в 19 веке, когда искусство имело в своём арсенале жалкие револьверы. Грозным оружием пропаганды оно стало в 20 веке. Поэтому позволю себе высказать новый афоризм. Искусство бесполезно до тех пор, пока власть не возьмёт его в свой арсенал на вооружение и не приведёт в полную боевую готовность. И человек искусства всегда перед выбором, всегда перед дилеммой.
Своё видение, своё мировоззрение и свои ответы на некоторые вопросы бытия я даю в своей книге "Антимир: иллюзия света".
Большое спасибо за отзыв.

Александр Сих   16.08.2022 14:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Сих
Перейти к списку рецензий, написанных автором Хамзат Фаргиев
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.08.2022