Рецензия на «Елена Лозовая. Карта желаний» (Конкурсант)

Елена, приветствую!

На мой взгляд второй вариант однозначно лучше. Первый более сухой и сжатый. Второй шире, информативней, эмоциональней.

Как сыграла смена финала? А, пожалуй, в плюс. В первом варианте финал трагичный, но сочувствия и жалости героиня не вызывает. Стяжательская жилка перебивает всё и отталкивает. Во втором варианте героиня становится не привлекательнее, нет, понятней. Соответственно к ней больше расположения. Во втором финале Раисе подарен шанс на новую жизнь. Какие-то выводы она делает, в чём-то свои взгляды меняет, но характер остаётся прежним, без перековки. И вот это ценно, потому что в такой финал я верю. При всём позитиве, он не радостно-благостный, как может показаться на первый взгляд, а закономерный, что ли. С прежним фанатизмом и энтузиазмом Раиса начинает строить новый рай, но отчего-то кажется, что эта попытка тоже обречена. Есть предчувствие дубля, в какой-то мере повторения материнской судьбы.

Специально не читала замечаний и рецензий к первому варианту. Какими они были, что советовали, не помню, да и ни к чему сбивать настрой. Хотелось прочесть с чистого листа, со свежим восприятием. Прочесть и сравнить. Сравнила. Второй вариант выигрышней.

С уважением, Лина

Чёрная Палочка   25.09.2022 00:59     Заявить о нарушении
Лина, приветствую!
Очень рада твоему прочтению финала, потому что так и задумывалось:
__ При всём позитиве, он не радостно-благостный, как может показаться на первый взгляд, а закономерный, что ли. С прежним фанатизмом и энтузиазмом Раиса начинает строить новый рай, но отчего-то кажется, что эта попытка тоже обречена. Есть предчувствие дубля, в какой-то мере повторения материнской судьбы___

Иначе и быть не могло:человек не знающий любви, чем бы не занимался, каким добропорядочным не был, как великолепно не выглядел - всегда будет сего лишь функцией. Хорошо организованным организмом.
Да и откуда ей взяться у выросшей в нелюбови? Мать, по сути, предала. Бабушка, может и любила, но без внешних проявлений. Больше боялась разбаловать, чтобы не стала, как мать. И Рая нашла замену. Глянцевую жизнь, расчудесно-прекрасную.
Надо всего лишь выстроить соответствующие декорации, решает она, и жизнь сама покатится по красивому сценарию : счастливая жизнь с таким-то мужем, с такими-то детьми...
ОНа так и не понимает, что пошло не так, думает - просто не успела, не хватило времени. Поэтому, получив второй шанс, меняет целеполагание, но не методы. Она опять выстраивает декорации...
Я хотела, чтобы Раиса вызывала не жалость, не расположение, а СОЖАЛЕНИЕ. И, благодаря тебе, Лина, вижу, что опять с этим не дотянула. Но вроде поняла, как это дело поправить.
Спасибо тебе!
С уважением,

Елена Лозовая   25.09.2022 13:35   Заявить о нарушении
Лена, привет!
А она сожаление и вызывает. Просто во втором варианте мотивы её поступков понятней.

Чёрная Палочка   25.09.2022 14:01   Заявить о нарушении
Уже легче. Но все равно мне кажется, что чего-то в тексте не достает. Буду думать)

Елена Лозовая   25.09.2022 14:58   Заявить о нарушении
здравствуйте, девушки! )
Лена, у меня есть некоторые соображения, чего не хватает, но сформулировать внятно пока сложно. Если совсем коротко, то: текст ровный, как только что заасфальтированная дорога - ни бугорка, ни камешка, зацепиться не за что = нет кульминации или же она размана. Диалоги вносят в монотонный рассказ некоторую живость, но это не те диалоги, которые нужны конкретно этой истории. Т.е. функцию свою диалоги не выполняют, а, скорее, даже создают неверное представление о личности героини.

Светлана Малышева   25.09.2022 15:08   Заявить о нарушении
ПРивет. Света!
Все-все диалоги? Или те, которые с мужем?

Елена Лозовая   25.09.2022 17:38   Заявить о нарушении
Лена, те, которые с Галей. Все - ни о чём и ни к чему.
В первом, там, где про таблетки, Раиса ужасаются, что старуха может отравиться, затем соглашается оставить эти таблетки у себя. Что говорит о ней как о человеке уж во всяком случае отзывчивом. И доверчивом. В голову ведь ей не пришло, что таблетки могут быть "не те", мало ли чем эта самая Галя занимается в то время, как Раиса ее за дурочку принимает ))
Т.е. этот вот эпизод никоим образом не вяжется с тем образом героини, который ты выстраиваешь. У тебя Раиса 7 лет строго лепит "квартирку-картинку" так, как ее представляет, не учитывая интересы и желания мужа, да и его самого даже. И ребенка только гораздо потом в эту квартиру собирается заиметь. Когда всё готово будет, с ее точки зрения. И тут такая бытовая сердобольность.
Следующий диалог опять же с Галей, там, где кофе и писать, и вовсе ни к чему. Далась вообще тебе эта Галя. Она в этой истории зачем? При том, что мужа ты вообще никак не осветила. Только в самом конце он показался, несчастный. И то ли он тоже себе на уме, раз узнавал загодя, как поступить с квартирой в ипотеке при разводе, то ли терпеливый, но импульсивный - подвернулся случай, тут же рубанул сплеча вместо оправданий.
Ещё один диалог с Галей - там где водка, огурцы. Из всего диалога важно лишь про любовь-морковь, где Раиса показана циничной хищницей.
Но посмотри на первый диалог с Галей с таблетками и на этот последний. Это две разные Раисы вообще. А как она дошла до такого цинизма - вообще не показано.
Ну, намечтала себе, нарисовала карту желаний, с кем не бывает :) по шажочку эту мечту исполняла. Меняясь в характере? Или она уже в 16 лет такой циничной была? Или когда замуж за фольксваген вышла?
Образ с розой как бы романтичный, но то, что из нее вышло, выглядит холодной и расчетливой сцукой.
И ещё... В рассказе слишком много еды. Подробный винегрет (он единственный только и важен здесь), куриные медальоны, селёдка, краковская, сырки, шарлотка, кофе, огурцы, не помню, что там ещё было. Прямо гастрономический этюд)) И всё это вкупе с глянцевыми журналами, картой желаний, красивой жизнью, поисками матери, коммунальными соседями, пустыми разговорами с галей и так далее создаёт эффект шумного базара. Но так как нет того, что можно выцепить, что-то одно главное или яркое, то получается просто монотонный гул - не разобрать что кто и где.

Я не читала первую версию, поэтому пишу только по данному варианту.
История как бы и есть, и рассказана она хорошим языком. Но в ней так много белых пятен, что *живых* героев я лично не увидела.

Светлана Малышева   25.09.2022 18:34   Заявить о нарушении
Героине нужно за счёт кого-то утверждаться, и Галя - тот самый субъект и есть. А перед кем ещё?
Вот про еду подумала: а что, кроме исполнения карты желаний есть у героини? Еда у бабы Вали и куриные медальоны у Раисы. Это ведь тоже элемент роскошной(хм) жизни...

Наталья Козаченко   25.09.2022 18:53   Заявить о нарушении
так нет там самоутверждения ни разу! просто кухонная болтовня.
А куриные медальоны - это только в твоей голове символ роскошной жизни, в тексте же нет ни намёка на противопоставление винегрета медальонам )

Светлана Малышева   25.09.2022 18:57   Заявить о нарушении
это не в моей голове, это в голове героини, как мне показалось

Наталья Козаченко   25.09.2022 19:11   Заявить о нарушении
можешь найти в тексте? :)
а, ладно, я нашла:
\\Отмахнувшись от давно прокисших сожалений, Раиса занялась готовкой обеда. Нарезала куриную грудку на медальоны, сложила в форму, залила соусом, отставила на край стола – мариноваться.\\

Далее её мечты про мору. И под конец:

\\К двум часам пополудни Раиса покончила с домашними делами и отправилась на прогулку.\\

Так что курица - это всего лишь домашние дела. Обед.

Светлана Малышева   25.09.2022 19:15   Заявить о нарушении
Света, а вот не соглашусь. Еда очень хорошо характеризует среду в которой формировался характер героини, прошлое героини и настоящее. Это показатель положения в обществе, если хочешь, ориентации на принадлежность к определенному слою. Ты можешь представить, чтобы героиня Наташиного рассказа так возилась с приготовлением пищи или ела винегрет? Я не могу. Она внутренне другая и её внутренние потребности выражаются через другое. А Рая, она много проще и через отношение к еде её простота и показывается.

Чёрная Палочка   25.09.2022 19:20   Заявить о нарушении
значит, я не права.

Наталья Козаченко   25.09.2022 19:21   Заявить о нарушении
\\А Рая, она много проще и через отношение к еде её простота и показывается.\\

Отношение есть только к винегрету. Всё остальное - просто еда. Перечитай.

"Пока баба Валя в «зале» звенела прессованным хрусталем и парадными тарелками, женщины сноровисто разделывали пару-тройку селедок, толстыми шайбами нарезали «краковскую», терли плавленые сырки, чтобы, смешав с чесноком, намазать на ломтики бородинского и накрыть тонкими пластинками соленого огурчика…"

Это вот не о Раисе же. Это о быте бабы Вали.
Еда вполне может остаться в том виде, что сейчас, но её, еду, надо наполнить Раисой. Как винегрет наполнен ею )

Светлана Малышева   25.09.2022 19:32   Заявить о нарушении
Света, но согласись, быт бабы Вали - это детство Раисы. А из детства много чего произрастает. Среда детства формирует личность.

Чёрная Палочка   25.09.2022 19:47   Заявить о нарушении
Лина, акцента нет. Быт, как та Галя с ее деревенской простотой "пИсать хочется", - сам по себе. Баба валя сёте Рае деньги на мороженое-пирожное, та берет и всё. А если быт и еда играли большую роль в становлении ее личности, то должна быть эмоция - сожаление, что не оставили перепробовать вкусноту на столе, или наоборот - слава богу, поем мороженого,а то вечно эти застолья со жрачкой.
Роль еды в воспитании девочки полностью выражена винегретом. Остальное - избыточность. А всякий избыток, как известно, вреден.

Светлана Малышева   25.09.2022 19:52   Заявить о нарушении
ну и последнее на сегодня (кино пошла смотреть):
если быт и еда играли такую уж существенную роль в детстве, что и во взрослую жизнь перешли, то три года поиски матери по дворам и на Красной площади - это не про неё. Ей было 13, а она всё еще искала мать. Хотя давно должна была озаботиться ресторанами и кафешками. Т.е. тем, что на неё имеет сильное влияние.
Ну, в общем, я и сказала поэтому, что героиню живую, настоящую, не вижу.

Светлана Малышева   25.09.2022 20:03   Заявить о нарушении
Света, смотри:
"На кухонный стол выгружалась нехитрая снедь, купленная в склад-чину. Пока баба Валя в «зале» звенела прессованным хрусталем и парадными тарелками, женщины сноровисто разделывали пару-тройку селедок, толстыми шайбами нарезали «краковскую», терли плавленые сырки, чтобы, смешав с чесноком, намазать на ломтики бородинского и накрыть тонкими пластинками соленого огурчика…
И вот розговенье готово. Нетерпение гнало их к столу, подальше от ушей девчонки. Баба Валя совала внучке хрусткую купюру: «На-ка, на пирожное – мороженое», — и выпроваживала гулять."
Что мы видим. Сначала приготовление к застолью, весёлое, оживлённое, а потом купюру в руки и выставление за дверь. Иди мол, не мешайся под ногами. Ты чужая на этом празднике жизни. Тебе дали денежку, откупились, вот и радуйся. Вот девочка и понимает: нет родных людей. Родные могут сунуть в руку денежку и выставить за дверь. А над денежкой она хозяйка, денежка не предаст. С ней можно хоть маму поискать, хоть журнал глянцевый купить. Расширяет денежка возможности. Вот отсюда и ноги растут о желании красивой жизни. Когда мой дом крепость, всё в нем по-моему и никто не вправе меня из моего дома выставить. Вот отсюда и инсульт, когда квартиру забирают. Вот отсюда и возвращение к винегрету, по типу: не будь дурной, как мать, ну, их, заоблачные выси, крепче на земле надо стоять, свое иметь, чтоб не отняли. Винегрет - синоним бабкиного заклинания "не будь дурной, как мать". Своего рода напоминание и оберег на уровне подсознания.

Чёрная Палочка   25.09.2022 20:16   Заявить о нарушении
Ага. Попробую объяснить почему Галя.
Галя - одна из бусинок в цепи разочарований.

Вместо респектабельных соседей - выжившая из ума старуха и ее племянница. Простоватая и наивная. На словах намеренно грубовата - называет тетушку "балбеска" и то же время не хочет расстраивать - А теть Шуру я куда дену? Она чужих на дух не переносит... Вот только если Юрика у тебя отбить.
- такой звоночек, что Юра может быть потерян.

И да, Раиса берет таблетки, потому что от Гали все равно не отвязаться, и потом, не такая Раиса она и стервь, чтобы просто не посочувствовать соседке.
Да, она семь лет строит свое гнездо, где все должно быть как на картинке, свято веря, что счастье возможно только на фоне красивых декораций.

Именно эти таблетки в конце рассказа срабатывают, как висящее на стене ружье.

Галя наталкивает ее на мысль, что Юрик может по ночам приводить в квартиру свою любовницу.
Разрыв Гали с ее водителем - повод разговора о любви. Я намеренно делала Раису немного другой - она пьяна, и потом она уже несколько недель находится в стрессе, ее жизнь рушится, как карточный домик.

Именно Галя, перебив чиновницу, - оглушает Раису известием, что дом сносят...

Иначе говоря - Галя играет несколько ролей: она и фон для целеустремленной Раисы, и напоминание о ее (Раисы) провинциальности, и двигатель сюжета.

Я подумаю как выше сказанное подсветить, раз это не считывается.

Мне жаль, что Рая выглядит циничной, (и с этим тоже надо что-то делать!) Потому что она не циничная, она - ущербная, потому что не знает, как это - любить, может изобразить видимость - рука в руке, с красной розой.
Постановочность - вот что заменило ей настоящие отношения.

Но постановочность и реальная жизнь - большая разница. Я накидала целую цепочку разочарований. Коммуналка - как символ того, что внешний лоск может скрывать гнилое содержание.
Галя и ее тетушка - выжившая из ума ученый-химик - насмешка над желанием иметь солидных соседей.
Юра тоже не оправдывает ее надежд - то, что сначала казалось ему милым, теперь раздражает. Ему не понятен ее фанатизм. Просто жить, смеяться над пусть даже глупыми шутками...
С Юрой ты однозначно права - его предложение о продаже квартиры как-то слишком не к месту.Не подготовлено.

Елена Лозовая   25.09.2022 20:18   Заявить о нарушении
Лена, нет желания дискутировать. Я написала, что увидела, дальше - сама ))
Добавлю только (пусть и несколько отвлеченно): вчера смотрела "Ты супер!", где одной участнице сказали, что она не спела, а прожила песню, вложив туда себя без остатка, так что даже по окончанию номера не сразу вышла из образа.
Так вот ты свой рассказ не прожила, а просто спела. Частенько не попадая в ноты.
Он у тебя (хорошее слово ты нашла) - постановочный. Можно считать это мнением одно читателя. Автора это ни к чему не обязывает, само собой.

Светлана Малышева   26.09.2022 10:19   Заявить о нарушении
Ок, Света. Спасибо, что вообще заглянула!

Мне надо немного времени, чтобы отстраниться от текста посмотреть на него глазами читателя. Пока мне трудно осознать все замечания. Но я им рада)))
Всем привет!

Елена Лозовая   26.09.2022 13:01   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Конкурсант
Перейти к списку рецензий, написанных автором Чёрная Палочка
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.09.2022