Рецензия на «Эзотерика Соляриса Андрея Тарковского» (Валерий Аллин)

В замечании Владимира Швеца 3 есть фраза: "Солярис", как и "Сталкер" - это не экранизации знаменитых фантастических произведений. Это самостоятельные кинополотна».
В своё время захотелось провести сравнение книги Стругацких “Пикник на обочине» с её версией, представленной в синематографе Тарковским. Результат получился неожиданным: действие в «Сталкере» начинается там, где кончается «Пикник…». В этой связи предположение автора рецензируемого текста о различии «Соляриса» Лема и киноверсии Тарковского кажется вполне резонным.
Тарковский: «Главный смысл… фильма я вижу в его нравственной проблематике. Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких, как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее.» ----- Получилось ли это в фильме?.. Получились OCТРOВА из биографии режиссёра, которая материализуется почти в каждом творческом выплеске… Из финальной ракеты, удаляющейся ввысь и прочь от Соляриса внизу видны ненастоящие острова, и это видится освобождением от вины пo пути к отцу - в нравственном отношении: я такой же как он, «только этого мало», но что поделаешь… Как в комедии Теренция: «Homo sum, humani nihil a me alienum puto».

Мара Рушева   12.12.2022 09:09     Заявить о нарушении
Хорошее замечание. Только Сценарий к "Сталкеру" написали братья Стругацкие, а не Тарковский, хотя и явно под его влиянием. Этого не получилось с "Солярисом". Поэтому сценарий к нему писал Фридрих Горенштейн.

Валерий Аллин   12.12.2022 09:18   Заявить о нарушении
Да, по сути, в обоих фильмах по три соавтора: два писателя и один режиссёр, снявший эти фильмы. Место «второго режиссёра» при данном удвоении принадлежит любому Имяреку-критику, образуя для масс широкую и в разной степени глубинную интерактивность.

Мара Рушева   12.12.2022 11:13   Заявить о нарушении
Не скажите. Я имел в виду, что "Пикник" всё же продолжили его авторы, а не Тарковский. Хотя в данном случае и очевидно модифицируещее влияние гения Тарковского (высокий духовный контакт) на Стругацких с их явной предрасположенностью к эзотерике:

http://proza.ru/
Валерий Аллин   12.12.2022 18:30   Заявить о нарушении
Собственно говоря, спора нет… Имеется определённая неудовлетворенность разборов полётов на Солярис… Что ли так...

Мара Рушева   12.12.2022 21:40   Заявить о нарушении
Всё в рамках заголовка. Я недостаточно сказал об эзотерике в "Солярисе" Тарковского?

Валерий Аллин   12.12.2022 21:52   Заявить о нарушении
Интересная статья, неплохая фраза: "Крис понимает, что не так важно, насколько человечны создания Соляриса, сколько важно, насколько ты сам являешься человеком".
Неудовлетворенность разбором полётов на Солярис – она от ощущения неполноты понимания - что там к чему в тексте Станислава Лема… Вот фильм Содберга упрощает ситуацию, но Лема это не смутило).

Мара Рушева   12.12.2022 22:22   Заявить о нарушении
Вот и славно.

Валерий Аллин   12.12.2022 22:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валерий Аллин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Мара Рушева
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.12.2022