Рецензия на «Проблема бессмертия в контексте трансгуманизма» (Иванов Евгений Михайлович)

Здравствуйте, Евгений Михайлович.
Хочу написать об одном интересном замечании. Я давно интересуюсь "парадоксом неудвоимости человеческого Я" при гипотетическом создании "копии" человека, о котором и Вы не раз писали.
Так вот, когда я недавно говорил об этом одному учёному, он высказал мнение, что парадокс разрешается так: в этом случае индивидуальное сознание действительно стало бы "жить сразу в двух телах".
Как мозг создаёт картину реальности из данных, полученных от правого и левого глаза, так и здесь сознание приспособилось бы оперировать данными, получаемыми сразу из двух мозгов.
Звучит фантастично, но почему бы и нет... Ведь проверить это с помощью эксперимента на практике невозможно.

Владимир Алисов   05.02.2023 11:11     Заявить о нарушении
Владимир! Жить в двух телах сразу не получится т.к. сознание обладает целостностью, данные нам феномены сопереживаются, даны как части единого гештальта. Это так и на чувственном, и на смысловом уровне. Именно принадлежность к целостности и делает некое субъективное переживание "моим". Целостность реализуемая сразу в двух телах предполагает мгновенный обмен информацией между этими телами независимо от расстояния между ними. Если тело двойника есть также мое тело, то я должен чувствовать, что его бьют, а также управлять действиями его тело ибо я есть субъект собственных восприятий и действий. Но мгновенный обмен информацией независимо от расстояния противоречит теории относительности, которая запрещает дальнодействие. Если бы такое мгновенное взаимодействие существовало бы, то можно было бы абсолютным образом синхронизировыать часы в удаленных точках пространства и т.о. нарушилась бы относительность одновременности, равноправность всех инерциальных систем отсчета, принцип лоренц-инвариантности и т.д.

Иванов Евгений Михайлович   05.02.2023 16:08   Заявить о нарушении
Я конечно знаю о теории относительности и не стану спорить.
Хочу только заметить, что ведь сознание нематериально, и по отношению к нему вообще нельзя говорить, что оно "находится в том или ином теле или мозге".
Поэтому я не уверен, что проблема скорости передачи информации абсолютно опровергает это предположение об одном сознании в двух телах.

Владимир Алисов   05.02.2023 17:04   Заявить о нарушении
Но по факту будет мгновенная координация действий разнесенных в пространстве тел (через посредство сознания).
Кстати, если Вселенная бесконечна, то каждый из нас уже сейчас имеет бесконечное число сколь угодно точных его копий. Но поскольку мы ощущаем себя лишь в одном теле, то либо вселенная не бесконечна, либо Я неудвоимо.

Иванов Евгений Михайлович   05.02.2023 21:42   Заявить о нарушении
Я не сказал бы, что всё это бесспорно, да и знаний о Вселенной у нас может оказаться ещё недостаточно.
Но сама проблема возникновения человеческого "я" меня крайне озадачивает. Действительно, если бы как-то смоделировать рождение человека, генетически идентичного некоему уже живущему, ведь его "я" всё равно не повторится.
Поэтому очень загадочна индивидуальность, и как вообще может "программироваться", что она именно эта, а не другая.

Владимир Алисов   05.02.2023 21:59   Заявить о нарушении
Кратко мои взгляды на проблему природы Я и его тождества во времени изложены в статьях http://proza.ru/2018/03/07/1622 и http://proza.ru/2012/09/23/316. Также см. работу "философия бессмертия". Ход мысли такой. Из идеи неудвоимости Я следует невозможность объяснить природу Я какими-либо материальными, телесными причинами. Отсюда следует несостоятельность натуралистических объяснений сознания как функции или внутреннего состояния мозга. Выход - дуализм или идеализм. Дуализм можно согласовать с каузальной замкнутостью физической вселенной с позиций квантовой теории. Квантовая физика сама пор себе предполагает соотносительность сознания и физической реальности, что естественно истолковать с позиций идеализма. В этой модели сознание есть фундаментальная реальность и не мозг производит сознание (и Я), а сознания - мозг и остальной физически определенный мир. Т.о. Я есть нечто фундаментальное, ни от чего непроизводное, Я является причиной самого себя (как писал Прокл: "каждая душа жива сама от себя"). Это также очевидно следует из принципа неудвоимости Я - если бы существовали внешние причины существования Я они могли бы создать тоже самое Я и в другом месте. Я также не тождественно эмпирической личности т.к.эмпирическая личность меняется, могла бы быть другой в иных обстоятельствах, а Я всегда тождественно себе (иначе у нас вообще не может быть какой-либо содержательной идее Я). Но Я не может быть и чем-то бессодержательным, чистым субъектом (как например в санкхье) - в этом случае Я было бы непознаваемо. Выход: отождествить Я с совокупностью всего возможного опыта субъекта, т.е. с сознанием как сверхвременном целом, включающим в себя и потенциальный, возможный опыт - непосредственно переживаемый в феномене смысла (смысл как соотнесенность с контекстом всаполноты возможного опыта).

Иванов Евгений Михайлович   06.02.2023 12:19   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Иванов Евгений Михайлович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Владимир Алисов
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.02.2023