Рецензия на «Семейная история Глава 14. Жизнь продолжается» (Надежда Дьяченко)

Здравствуйте, Надежда! Уже почти неделя, как я закончил читать Вашу замечательную книгу, но всё не решался отразить свое впечатление от неё.
Прежде всего огромное спасибо за искренность и честность при её написании, очень редким писателям, пускающим автобиографичность в свои произведения, это удается.
Вам удалось!
Теперь о сути прочитанного. Суть этого прячется с моей точки зрения в ментальности человека. Когда Вы, Надежда, описываете события, происходившие с Вашей семьей, я верю и соглашаюсь с этим абсолютно. Но, когда Вы переводите свой взгляд и Ваше отношение на проблемы общества, в котором в разные временные отрезки жила Ваша семья, то с этими суждениями я согласиться не могу, разная ментальность.
Более подробно писать об этом в рецензии не стоит, придется изложить моё видение в отдельной статье, на которую обязательно Вас приглашу.
А пока, еще раз, большое спасибо за очень интересную книгу. :-)))

Николай Таурин   03.04.2023 15:34     Заявить о нарушении
Николай, вспомните Маркса "Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".
Александр Королёв-Иван в рецензии на эту главу 28.12.2022 написал: "Такую ЖИЗНЬ прожила вся Россия..."
Вы жили совсем не так, как вся Россия. Особенно глубинка. Как бы в наше сознание не вбивали коммунистическую идеологию, действительность вынуждала сомневаться. Поэтому, когда я спорила с родителями, отец говорил:"Пойдёшь на свой хлеб, поймёшь".
Я тоже напишу про девочку, фамилию которой не помню.

Надежда Дьяченко   03.04.2023 16:59   Заявить о нарушении
Я очень внимательно читал Вашу книгу, поэтому хорошо помню и эту фразу: "Поэтому, когда я спорила с родителями, отец говорил: "Пойдёшь на свой хлеб, поймёшь".
Если уж ссылаться на Маркса, то надо иметь ввиду общий контекст. С точки зрения социологии эта фраза Маркса, хоть и в отдельности от контекста, верна. Но в определении ментальности гораздо важнее психология. А она говорит, что ребенок получивший воспитание в соответствии с моралью, выработанной его семьей в процессе её приспособления к окружающей среде, будет строить свое дальнейшее бытие, руководствуясь осознанием и принятием этой морали. Кстати у Вас прекрасно показан этот внутренний конфликт в Вашем сознании, когда Вы спорили с родителями, опираясь на знания, полученные вне семьи.

Николай Таурин   03.04.2023 17:40   Заявить о нарушении
Жизнь и более внимательное изучение работ основоположников показали показала, что отец прав. Моя работа никак была не связана с идеологией и литературой. Читала в детстве советских писателей, потом увлеклась классиками своим и зарубежными. На пенсии появилось время и стала слушать, читать воспоминания известных людей. http://youtu.be/eutBSLIJxLA http://youtu.be/GLK1he15b70

Не думаю, что они врут. Менталитет у них тоже не мой.

Надежда Дьяченко   03.04.2023 21:56   Заявить о нарушении
Тут дело не в основоположниках. А в национальных традициях скорее. Для понимания почитайте, например, о том, как долго вытравливалась рабская психология у черного населения США, привезенного для сельских работ на американские плантации юга. Крепостное право начиналось в России после смерти Ивана Грозного и за долгие годы у крестьян вырабатывалась своя особая ментальность. Как это ни парадоксально звучит, но к элементам своей частной собственности они привыкли еще при нём. Но выбиться из фактического рабства было практически невозможно. Это могло случиться лишь по прихоти помещика. Но, как только крепостное право пало, среди одинаково бедных, нищих крестьян, стали постепенно появляться кулаки. Кстати в Вашей саге хорошо описан этот момент возникновения, обусловленный некоторым преимуществом одной семьи над другими. У Андрея с его турчанкой были явные преимущества перед Константином Лепехой и его женой. Андрей умел работать с землей, а Константин нет. А уж когда вырос Роман, да еще вырастил 4-ех сыновей имущественная разница резко возросла. Кулаки ведь появились не после революции. Алексей Сергеевич Ермолов министр земледелия и государственного имущества в 1892 году писал:
"развилась страшная язва нашей сельской жизни, в конец её растлевающая и уносящая народное благосостояние, — это так называемые кулачество и ростовщичество.
Сельский ростовщик, обеспечивающий себя громадными процентами, вознаграждающими его за частую потерю самого капитала, приходит ему на помощь в случаях такой крайней нужды, но эта помощь, конечно, дорого обходится тому, кто к ней раз обратился. Однажды задолжав такому ростовщику, крестьянин уже почти никогда не может выбраться из той петли, которою тот его опутывает и которая его большею частью доводит до полного разорения. Нередко крестьянин уже и пашет, и сеет, и хлеб собирает только для кулака."
Вот и в Вашей семье дед не хотел брать невестку из бедной семьи. Да и все события которые разворачивались в Новоалексеевке во время начала коллективизации, говорят о том же. Посмотрите информацию по созданному там колхозу, а потом совхозу, они жили нормально вплоть до падения СССР. Сейчас на его месте акционерное общество, но это тоже пример преимущества коллективного хозяйства над единоличным.
http://ivanovskiy28.ru/raion/fales/novoalekseevka.htm

Николай Таурин   03.04.2023 23:34   Заявить о нарушении
Дьяченко разбогатели, работая на земле. Не знаю был ли дед Роман ростовщиком, но что мои родители не были - это точно.

Дед был жестокий, избивал жену, в деньгах её ограничивал. Мама вспоминала, что отец купил ей и матери белые пуховые платки-паутинки в Благовещенске, так мать его так и не надела, боялась Романа. При этом с работниками он расчитывался щедро.

Я маме доказывала, что женщины при царизме были бесправные, мужья их били, рожали в поле и сразу на работу. Мама мне указала на соседей напротив, где избивали и жён, и детей. А насчёт родов сказала, что если молодую женщину видели днём в постели, спрашивали:"Ты что лежишь как родиха?" Неделю после родов женщина лежала, ей ребёнка приносили покормить. Отдыхала. По разному было и есть в разных семьях.

Рабской психологии я у отца, его братьев и сестры не заметила. Отец, напуганный концлагерем, боялся преследований.
А Лепёхины просто не успели обжиться, муж умер. Александра так и осталась во времянке. Она вышла замуж за моего деда Чуйко. Какой он был, я описала. Кто знает как бы оно было если бы он был здоров. Мама, его дочь, работала без выходных. Благодаря её стараниям мы жили неплохо.

Пишите статью. Интересно почитать.

Надежда Дьяченко   04.04.2023 00:12   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Надежда Дьяченко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Николай Таурин
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.04.2023