Рецензия на «Веруешь? - Мысли! - Мысль» (Владимир Астраков)
Приветствую Вас, ув. Владимир! Много мыслей вызвала Ваша статья, п.ч. проблема веры самая, как я называю, жгучая. (Ещё Флоровский предсказывал, что после падения атеистической власти именно вопрос о вере встанет в полный рост.) Ваши мысли в данной статье капитально затрагивает одну из сторон этой проблемы. Да, это точно есть, о чём Вы написали. Языческий страх и языческое отношение к мистическому существу, не представляющему Истинного Бога, встречается сплошь и рядом. С теми или иными оттенками. Вы точно описали, что это - не Господь Бог, Податель жизни и Искупитель, долготерпеливый и многомилостивый. Совершенно соглашаясь, я бы только, может ошибочно, заметил, что икономия Бога позволяет приближаться к Нему и с наличием суеверия, для того, чтобы со временем вера усовершенствовалась, изменилась (и Ваша статья в этом плане попадает в самую точку). Я имею несколько примеров, когда невежество в вере сменялось некоторым просвещением, и вообще рост происходит у всех без исключения. То есть, на мой взгляд, лучше плохая вера, чем полное безверие. Например, свт. Филарет в начале 19 в. считал, что не стоит препятствовать появлению мистических брошюр, п.ч. они хоть и содержат заблуждения, но в целом размягчают восприимчивость к духовному. Я понимаю, что вы намеренно увеличили резкость своего суждения о том, например, что такие, имеющие ложную веру, "погибают", - и правильно сделали. Истина есть истина, правда есть правда. Особенно хороши Ваши слова о целительности и необходимости богопостижения и богопознания. Слова затворника Георгия из эпиграфа как раз и показывают две стороны, два способа такого богопознания. Здесь ещё много чего можно положительного отметить у Вас, я замечу ещё только, что, например, заход в церковь даже по суеверному мотиву, всё равно может быть несколько полезен - по себе сужу - может пробудиться зачаток чувства от воззвания дьякона, возгласа священника, иконы, тихого пения в полумраке... Но по существу и преимуществу Вы глубоко правы, и статья служит просвещению жгучего вопроса веры, она, как всегда, предельно сконцентрирована, основная мысль выражена резко, от неё исходит просвещение правдой и истиной. Борис Силуанов 20.12.2023 10:30 Заявить о нарушении
Вглядываясь в Ваше произведение, всё больше видишь его всесторонность. Вот, вы разделяете богопознание и богопостижение. Надо полагать, что познание относите к сфере мыслительной (чистым, конечно, разумом), а постижение - к умозрению через созерцание в молитве. Согласен! Между прочим, Вы наверное согласитесь, что простым рассудком Бога познавать невозможно вообще, нисколько, в принципе. Вы же говорите о духовном разуме, о мысли, не отрывающейся от веры ни на волос. Попытки познавать Бога мыслью без веры и молитвы приводили меня, например, всегда к тяжкой душевной пустоте.
Борис Силуанов 20.12.2023 13:09 Заявить о нарушении
И позвольте ещё одно дополнение, опытно подтверждающее Вашу мысль. В богопознании остатки начал суеверного отношения, по мере усилий богопостижения, постепенно вытесняются и тогда может появляться та свобода богомыслия, к которой вы призываете. Вытесняется, выдавливается, не без скорбей. То есть, идёт развитие. Впрочем, если у кого-то происходит сразу, то это, наверное, в 100 раз лучше. От многого зависит. Возможно, Вы, ув. Владимир, считаете, что раз есть хоть какие-то элементы языческого, суеверного отношения, то нет и никакого богопостижения, богообщения, а путь в погибель, то, возможно, так и есть. Спаси Бог!
Борис Силуанов 20.12.2023 13:23 Заявить о нарушении
Борис, ОГРОМНЕЙШЕЕ Вам СПАСИБО.
Ваш детальный разбор просто великолепен. Со всех точек зрения. Добавить тут просто нечего. А что касается острых моментов в моём рассуждении, то я заостряю эти планы совершенно сознательно. А если излагать всё это, так сказать, толерантненько, то тогда вообще не стоило за это и браться. НАДО, чтобы человек, прочтя это, ЗАДУМАЛСЯ... Я ведь не просто так всё это именно та́к написал. Я ведь написал это, находясь на соответствующей ступени соответствующего духовно-религиозного опыта, а не голословно. НАДО обретать веру. НАДО. Но не просто веру, а Живую и Умную Веру. Ну зря, что ли, Христос говорит о том, что, когда Он придёт во Второй Раз, веры Он НЕ НАЙДЁТ. Да ведь и Антихристу ни за что бы не воцариться на этой земле, если бы в земном человечестве господствовала Живая и Умная Вера. СПАСИ Вас БОГ, гл. ув. Борис. Владимир Астраков 20.12.2023 18:01 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |