Рецензия на «О действительной свободе человеческой. - Мысль» (Владимир Астраков)

Приветствую Вас, ув. Владимир! Считаю обязательным с Вами поздороваться, п.ч. Вы в последнее время не часто появляетесь с новыми своими произведениями. Зато, как и ожидалось, свежая Мысль оказалась прекрасной.
Воспринял её как отличную интерпретацию самого слова евангельского. Такого рода современные осмысления слова Божьего считаю драгоценными, и их хорошо перечитывать. Как для того чтобы запомнить сложное гимнастическое упражнение, практикуешь его большое число раз, пока оно станет доведено до автоматизма, так и повторение Вашей мысли достойно повторений в уме и сознании: "свободно... добровольно... Благо, Истина, Прекрасное... добро, правда, красота... Троица.... исполнение воли Бога - любовь..." И указано, что именно достойно добровольной любви человека.
И по мере повторения, уверен, будут открываться новые глубины Мысли.
За что Вам, ув. Владимир, весьма большая благодарность.
Если за этой Мыслью последует целая серия серия новых, будет неплохо.

Борис Силуанов   10.02.2024 14:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте, глубокоуважаемый Борис!

Благодарю Вас сердечно за глубокий и доброжелательный разбор моей м ы с л и.
Разумеется, в ней не могло, нет и не может быть ничего принципиально нового –
в богословско-философском плане. Я, как обычно, пытаюсь и з в е с т н о е
выразить несколько по-иному, несколько по-новому – пытаюсь внести некоторую с в о ю
свежесть в давным-давно сформулированное и, естественно, нерушимо устоявшееся.

С душевной признательностью,

Владимир Астраков   12.02.2024 19:21   Заявить о нарушении
В то же время, Владимир, я понимаю, что ничего не сказал о заглавной теме, т.е. о свободе. Вероятно, Вы придаёте большое значение свободе в познании, не скованности к.-л. насилием над умом с любой внешней стороны. Бессознательность не любите? Мне нравится, что вы не отказываетесь от догм, зато раскрываете их познанием в особом состоянии верующего разума, которое назвали освободительными узами.

Борис Силуанов   12.02.2024 20:31   Заявить о нарушении
Люблю ли я бессознательность (точнее, бессознательное)?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я разграничу общую сферу бессознательного
на две (не тождественные, разумеется) сферы:
1) сверхсознательное или надсознательное, 2) подсознательное.
Первую сферу я отнесу к фактору Божественному и фактору Ангельскому – ВЫСШЕЕ.
Вторую сферу я отнесу к фактору дьявольскому и фактору бесовскому – низшее.
(Разумеется, на деле всё несколько сложнее, поэтому моё разграничение-определение – чисто полярно.)

Теперь отвечаю на вопрос.
ВЫСШЕЕ я, конечно же, люблю (в силу моего совершенства-несовершенства).
Низшее я, конечно же, любить не могу. Но я обязан с ним считаться
и всегда учитывать его н и з ш е е воздействие как лично на себя, так и на всех других.

От догматов/догм (разумеется, опраданных) отказывается только глупец [гордец].
Именно в (Божественных) догматах и заключается в с я сила истинной человеческой свободы,
ибо она (как человеческое) нерушимо зиждется на (Божественном) догматах.

Нет догматов – нет свободы, есть только хаос-беспредел.

Итак, жаждешь пребывать действительно свободным –
познавай и постигай н е и ч е р п а е м о е содержание-сущность (Божественных) догматов.

Владимир Астраков   13.02.2024 15:28   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир!

Вопрос мой подразумевал, что Вы ненавидите бессознательность, также как и я. Но Ваш ответ получился ещё интереснее. Я, конечно, понял, что разграничение на сверхсознательное и подсознательное было в Вашем случае вынужденное, просто в силу существования этих терминов, а для нас с Вами вполне достаточно чисто сознательного. Сознание, в принципе, и есть дух человека, высшая сила души. Разъяснение о догматах было особо приятно прочитать, ещё раз благодарю Вас.

С уважением!



Борис Силуанов   13.02.2024 16:08   Заявить о нарушении
Борис, я полагаю (а точнее – я убеждён), что человеческое сознание,
идущее по пути своего истинного совершенствования (т.е. к реальному богообщению),
не может не получать – в ходе этого бесконечного движения – благодатную помощь от Божества,
подающеюся Божеством человеку именно на бессознательном (= сверх/над/сознательном) уровне.

Такая сверхпомощь человеку со стороны Божества является для человека наиценнейшим Божественным Даром,
вручаемым существу человеческому д а р о м, исключительно по Божественной Любви.

А далее уже вступает в дело человеческое сознание, получившее сверхсознательную
Божественную п о д п и т к у. И т.д. И т.д. И т.д.

Спрашивается: с какой же стати я буду ненавидеть моё б е с с о з н а т е л ь н о е?
Ведь о н о есть мост между сознанием человеческим и Сознанием Божественным.

Владимир Астраков   14.02.2024 16:49   Заявить о нарушении
Я встречал в литературе термин сознание в понимании духа человека.
Знаете, мне это понравилось, тем более что морфологический состав слова включает со- и -знание. Провёл аналогию со словом созерцание. Созерцание, как известно, есть познание смыслов в соединении духа (чистого ума без помыслов, или чистого сознания) с Богом без всякого участия очей и без мыслей. Тогда получается, что сознание - это знание с помощью Божественной благодати, при почти полном бездействии мозга (то, что Вы и писали о надсознании). А чаще у нас отождествляли сознание с деятельностью головного мозга. Точно: сознание не в голове. Его ещё ошибочно отождествляют с самосознанием, но это другое. На самом деле, по св.отеч. учению, именно на человеческом духе, когда Ему изволится, почивает Господь Святой Дух. Перенеся понимание духа на сознание, получается, что надобность в понятии "сверх/надсознательное" отпадает, если кто хочет. Тем более, что этот термин скомпрометирован теософией. Владимир, я естественно, понял, что говоря "сверхсознательное или бессознательное", Вы имели в виду соучастие Благодати Св. Духа.
Я прекрасно это понял, п.ч. в вопросах понимания души, ума, разума, интеллекта, духа, сознания и прочего в богословии никогда не было и нет общей для всех терминологии, Вы же знаете.

Получается, если хотите, можно говорить, что упомянутый "мост между сознанием человеческим и Сознанием Божественным" прекрасно находится в пределах самого богоданного сознания человека. Будучи очищенным и просвещённым, оно и становится как-бы "сверхсознанием"...

Может быть, всё это как-нибудь может быть соотнесено с Вашей статьёй о действительной свободе человеческой...

Борис Силуанов   14.02.2024 18:32   Заявить о нарушении
Борис, я не буду писать что-либо полноценно свя́зное, а ограничусь некоторыми урывочными соображениями.

Полагаю, что применительно к человеку понятия «сознание» и «дух» отождествлять нельзя.
Это как если бы я отождествлял Вторую и Третью Ипостаси Святой Троицы.

Полагаю, что человеческое сознание до́лжно мыслить (сознавать) как бесконечную сумму
бесконечного количества знаний. В потенциальном плане – сознание как таковое всеобъемлюще.
В актуальном плане – сознание так или иначе ограниченно.
Чем полнее человек приобщается-причащается Логоса (Сло́ва) и Св. Духа,
тем полнее становится человеческое сознание.

Действительное (ж и в о е) усвоение человеком действительного (ж и в о г о) знания
осуществляется-актуализируется только в результате бессознательного воздействия – с в ы ш е –
на существо человека… Это есть то, что мы именуем и н т у и ц и е й / н а и т и е м.
Исходя из того, что всякий земной человек является падшим, а значит утратившим совершенство сознания,
никакой человек не в состоянии более или менее полноценно жить и действовать
без своей б е с с о з н а т е л ь н о й сферы, посредством которой и осуществляется
воздействие на человека (совершенствующее человека – в плане знания и сознания)
Божественного Знания и Сознания.

Что касается м о с т а, то, конечно же, о н целиком и полностью является принадлежностью человека.
Но однако же этот м о с т не может функционировать без БОГА,
т.е. без ЕГО т а и н с т в е н н о й (м и с т и ч е с к о й, д у х о в н о й) П о м о щ и человеку.

Что касается действительной свободы человеческой, то, разумеется,
чем с о з н а т е л ь н е е (п р о с в е щ ё н н е е) человек,
тем-более он Благ, Истинен и Прекрасен, а значит тем более он с в о б о д е н.
Божественно с в о б о д е н. С в о б о д е н подобно БОГУ.

Владимир Астраков   17.02.2024 13:38   Заявить о нарушении
Владимир! Кроме всего прочего, особенно понравилось то, что в своей статье Вы назвали в одном ряду с Благом и Истиной Прекрасное (Красоту). Первые два - свойства Божественные, а Красота свойство тварного мира. Вы как-бы подчеркнули, что, существуя на Земле и становясь по образу и подобию, у людей это выражается и в красоте. Божественные свойства, таким образом, воплощаются.
Бога славить, но вместе с Ним любить Человека, Человечество и Живую Среду нашего обитания, - и это входит в Заповедь нашей здесь жизни. Христос Воскресе!

Борис Силуанов   17.02.2024 23:02   Заявить о нарушении
Воистину Воскресе!

Борис, а зачем Вы устраняете Прекрасное–Красоту из Божественных Качеств?
Я верую в то, что Прекрасное–Красота есть именно Божественное Качество.

Вот я держу в моём уме Отца, Сына и Св. Духа (Святую Троицу)
и, держа сие в уме, представляю в моём уме троицу Святых Божественных Качеств:
Благо–Добро, Истину–Правду и Прекрасное-Красоту.
Как и Ипостаси Троицы, эти Качества – Нераздельны–Неслиянны-Неразлучны.

Отчего же Качества – сдвоенные? Так Их – Три или Шесть?
Их - Три-и-Три. А как это?
Я, в силу своего сознания, отвечу так:
Благо, Истину, Прекрасное я отношу к БОЖЕСТВУ-в-ПОКОЕ (БОЖЕСТВЕННАЯ СТАТИКА);
Добро, Правду, Красоту я отношу к БОЖЕСТВУ-в-ДЕЙСТВИИ (БОЖЕСТВЕННАЯ ДИНАМИКА).

Итак, Благо-Истина-Прекрасное суть Статическо-Созерцательные Божественные Качества;
Добро-Правда–Красота суть Динамическо-Творческие Божественные Качества.

А теперь обо всём этом применительно к человеку.
Благо-Истина-Прекрасное соотносятся с человеческим о б р а з о м Божиим (с о з е р ц а н и е);
Добро-Правда-Красота соотносятся с человеческим п о д о б и е м Божиим (т в о р ч е с т в о).

Так вот: живя и действуя на этой земле, человек, творя Добро, Правду и Красоту,
получает необходимые силы для этого творения/творчества - с в ы ш е - от Блага-Истины-Прекрасного.

Можно даже, с известным допущением, сказать, что Благо-Истина-Прекрасное суть Ц е л ь (И д е а л),
а Добро, Правда и Красота суть Средства для движения к этой Ц е л и для Е ё достижения.

P.S. Борис, я, естественно, отдаю себе отчёт в том,
что для человека, непривычного к такой системе духовных координат,
всё то, что я выше изложил, может показаться очень спорным и даже пугающе-отталкиващим.
А – испугавшись – этот человек непременно начнёт лепить на меня всякие еретические ярлыки.
Что касается Вас, Бориса Силуанова, то я полагаю, что Вы как человек соответственной
духовной закалки и соответственного духовного опыта, точно, не испугаетесь всего этого
и не самоотторгнетесь от всего этого, а спокойно и благожелательно уразумеете всё то,
о чём я Вам поведал, – в связи с течением нашей с Вами беседы.

Владимир Астраков   18.02.2024 21:07   Заявить о нарушении
Уразумел - и о Красоте и о действительной свободе. А то направление, которое приняла наша беседа, не слишком, надеюсь, увело в сторону от основный мысли Вашего произведения, а, наоборот, помогло правильно понять её. Мне во всяком случае. Ведь углубление в понимание свойств Божества проясняет ум. И становится понятным и показанная Вами картина, какими путями совершается сближение человека с Господом Богом, по образу и подобию. Показанная в духе свободы.
И Красота и Прекрасное - имена Божьи, так мыслить абсолютно православно.
Спасибо за статью и разъяснения, уважаемый Владимир!

Борис Силуанов   19.02.2024 09:36   Заявить о нарушении
И Вам за всё огромное спасибо, уважаемый Борис!
Беседы с Вами однозначно душеполезны для меня.

Владимир Астраков   19.02.2024 19:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Владимир Астраков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Силуанов
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.02.2024