Рецензия на «Мениппея - жанр литературы» (Георгий Сотула)

Ссылка на прежнюю рецензию в тексте на данный момент не работат, там переподставляется слово klassika вместо слова ссылки proza .
Пишет : http://klassika.ru/rec.html?2023/07/11/883
Вместо: http://proza.ru/rec.html?2023/07/11/883

но эта неполадка сейчас дала возможность дописать новую рец о другом, и в ней дать пример текста литературоведа Бахтина.
Вот выписка из той же книги :

...
Адекватнее всех основную особенность творчества Достоевского, как нам кажется, понял Б. М. Энгельгардт в своей работе "Идеологический роман Достоевского". [29]
Энгельгардт исходит из социологического и культурно-исторического определения героя Достоевского. Герой Достоевского - оторвавшийся от культурной традиции, от почвы и от земли интеллигент-разночинец, представитель "случайного племени". Такой человек вступает в особые отношения к идее: он беззащитен перед нею и перед ее властью, ибо не укоренен в бытии и лишен культурной традиции. Он становится "человеком идеи", одержимым от идеи. Идея же становится в нем идеей-силой, вслевластно определяющей и уродующей его сознание и его жизнь. Идея ведет самостоятельную жизнь в сознании героя: живет собственно не он - живет идея, и романист дает не жизнеописание героя, а жизнеописание идеи в нем; историк "случайного племени" становится "историографом идеи". Доминантой образной характеристики героя является поэтому владеющая им идея вместо биографической доминанты обычного типа (как, например, у Толстого и у Тургенева). Отсюда вытекает жанровое определение романа Достоевского как "романа идеологического". Но это, однако, не обыкновенный идейный роман, роман с идеей. "Достоевский, - говорит Энгельгардт, - изображал жизнь идеи в индивидуальном и социальном сознании, ибо ее он считал определяющим фактором интеллигентного общества. Но это не надо понимать так, будто он писал идейные романы, повести с направлением и был тенденциозным художником, более философом, нежели поэтом. Он писал не романы с идеей, не философские романы во вкусе XVIII века, но романы об идее. Подобно тому как центральным объектом для других романистов могло служить приключение, анекдот, психологический тип, бытовая или историческая картина, для него таким объектом была "идея". Он культивировал и вознес на необычайную высоту совершенно особый тип романа, который в противоположность авантюрному, сентиментальному, психологическому или историческому может быть назван идеологическим. В этом смысле его творчество, несмотря на присущий ему полемизм, не уступало в объективности творчеству других великих художников слова: он сам был таким художником и ставил и решал в своих романах прежде и больше всего чисто художественные проблемы. Только материал у него был очень своеобразный: его героиней была идея". [30]
КОНЕЦ ВЫПИСКИ.

Далее Бахтин показывает неверность мнения Энгельгарта, показывает убедительно, но сами размышления и анализ Бахтина предполагают предварительную подготовленность читателя оперировать глубокими понятиями макро уровня

.

Георгий Сотула   27.04.2024 19:06     Заявить о нарушении
Причина, почему не работают ссылки правильно (не только у меня) говорю, предполагая, вот здесь :

http://proza.ru/rec.html?2024/04/27/92

Георгий Сотула   27.04.2024 19:48   Заявить о нарушении
Пробуем вновь поставить прежнюю ссылку на рец :
http://proza.ru/rec.html?2023/07/11/883

Георгий Сотула   27.04.2024 19:56   Заявить о нарушении
Так работает !
Можно вновь прочесть. А попытка включить редактирование прежней рец заблокирована.

Георгий Сотула   27.04.2024 19:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Георгий Сотула
Перейти к списку рецензий, написанных автором Георгий Сотула
Перейти к списку рецензий по разделу за 27.04.2024