Рецензия на «Упущенный шанс ВВС РККА» (Олег Каминский)
Вы пишете, что «...по данным Википедии советская авиация насчитывала 2.446 самолётов, эта же цифра указана в 1-м томе исследования «Зимняя война 1939—1940» (1998 года издания) … Финская авиация была гораздо малочисленней. Тот же Зефиров называет цифру в 145 самолётов, из них всего 46 истребителей (36 Fokker D.XXI и 10 Bristol «Bulldog» Mk.IVA). Википедия указывает ещё меньшее количество – всего 130 самолётов». ========================================================= Примем эти числа на веру. Вы пишете: «Жаль, но судя по всему, в авиации РККА плохо учили теорию и не сделали надлежащих практических выводов». ========================================================== Да? Надо же, какие тупенькие у нас военачальники… ) А какие выводы сделали бы Вы на месте Бориса Михайловича Шапошникова, закончившего Николаевскую академию Генерального штаба (с отличием)? Устроили бы охоту за 46-ю финскими истребителями, ради «завоевания господства в воздухе»? И что же это такое, «господство в воздухе», при соотношении сил сторон 2446 к 130, позвольте осведомиться? Не, если мыслить по-кавалерийски, по-будённовски, «штоб ваще ни один хвинн туточи не порхал, собака»… ) Хоть одно боевое задание советским бомбардировщикам было сорвано финскими истребителями? — нет. Ну, и на кой за ними гоняться? Они ж не мешали бомбить цели. Вы пишете: «Несмотря на различие в цифрах, совершенно ясно, что советская авиация обладала неоспоримым преимуществом в силах. Казалось бы, что завоевать «господство в воздухе» в таких условиях не составит особого труда». =========================================================== Выражу мысль чётче: оно и так имелось. Незачем завоёвывать то, что и так есть. Вы пишете: «На деле, однако, разгромить финскую авиацию не удалось до самого конца войны». =========================================================== Ошибаетесь. Финны потеряли 139 самолётов, практически всю свою авиацию на момент начала войны (95%). Но! Союзники прислали им 195 самолётов (больше, чем ВСЯ финская авиация). И присылали пилотов, своих финнам уже не хватало. Ну, и как (да и зачем?) уничтожить ВСЮ финскую авиацию, если её немедля восполнят из-за рубежа? Генштаб это понимал. РККА потеряла 327 машин из 2446, или 13% от первоначального числа. Вполне приемлемое число для выигранной войны. Например, Германия в польской компании потеряла 246 самолётов из 2000 (12%), и Вы наверняка считаете такую войну в воздухе невероятно успешной. Я прав? ) Вы пишете: «Довольно странно, что советскому авиационному командованию не пришла в голову простая мысль – нанести массированные удары именно по этим трём аэродромам, с целью уничтожения или выведение из строя хотя бы на некоторый срок финских истребителей. В результате успешных ударов господство в воздухе было бы однозначно завоевано, после чего можно было бы спокойно бомбить какие угодно цели, практически не встречая сопротивления, кроме зенитного огня». ======================================================= Повторю: господство в воздухе имелось изначально, бомбили какие угодно цели. Вы пишете: «В общем, воспользоваться благоприятной возможностью уничтожить одним ударом истребительную авиацию противника советская авиация не смогла». ======================================================= Поправлю: даже не пыталась. За ненадобностью такого действа. Вы пишете: «Получив отсрочку от гибели, финские лётчики проявили свои незаурядные бойцовские и лётные качества, добившись впечатляющих результатов. Так, пилоты «Фоккеров» Д-21 совершили 2.388 боевых вылетов и, по их докладам, одержали 127 воздушных побед. Ещё 6 побед одержали пилоты устаревших истребителей «Бристоль-Бульдог»». ========================================================= И как это повлияло на ход боевых действий? У поляков в 1939 никак, например. У финнов тоже. Да, и насчёт их «незаурядных способностей» я бы поспорил. Например, некий финн Эйно Юутилайнен «сбил» 94 советских самолёта. Вопрос только, где он их нашёл. ) В результативности его перебрехали только немцы, у них Эрих Хартманн договорился аж до 352 сбитых неуклюжих советских неумёх. У финнов счета поменьше. Это понятно: вассалам не пристало быть храбрее сюзерена. ) Вы пишете: «Даже если принять во внимание эти несколько завышенные цифры воздушных побед, всё равно приходится признать, что в боях с финскими истребителями авиация РККА понесла значительные потери). ========================================================= Вы полагаете 13% потерь ЗНАЧИТЕЛЬНЫМИ для выигранной войны? Не смешите. Финны потеряли 95% первоначального состава ВВС. Вы пишете: «А ведь эту горстку из 46 истребителей можно было уничтожить в первый же день войны, тем самым выиграв войну гораздо раньше, чем это произошло в действительности». ========================================================= Уничтожение 46 финских самолётов не приблизило бы победу ни на день. Исход войны решался исключительно на «линии Маннергейма», и решили его наши новые танки, не обращая никакого внимания на отсутствующую в воздухе финскую авиацию. Вы пишете: «Однако ВВС РККА свой единственный шанс упустили». ===================================================== ВВС РККА за этим шансом и не гонялись. Они решали другие задачи. Вы пишете: «Больше таких возможностей у советской авиации не было никогда». ===================================================== Ну, если Вы писали статью ради этой фразы... Будем считать её Вашим подарком нашим асам к 9 Мая. ) P.S. Я в замечании к рецензии Кувады привёл цифры людских потерь ВСУ (оглашены г-ном Зеленским) и людских потерь ВС РФ (оглашены министерством обороны Украины), это 30000 и 440790, соответственно. Когда-нибудь, лет через 80, какой-нибудь пан Пшежбышевский из каких-нибудь Пшешиньжбровичей будет ссылаться на эти числа, как на официальные правдивые ДОКУМЕНТЫ, ибо веры российским числам у него, разумеется, нет. И его читатели будут согласно кивать у своих телевизоров и смартфонов, обсуждая наше неискусство воевать как следствие нашей генетической неполноценности. ) А я посмею поздравить внуков и правнуков наших асов с наступающим праздником 9 Мая. Воки Шрап 08.05.2024 09:49 Заявить о нарушении
Спасибо за интересную и обстоятельную рецензию!
Жаль, но наши мнения не совпадают. Вы считаете, что 13% потерь это нормально, а я считаю, что без воздействия финских истребителей, эта цифра могла составить не более 3-5%. И спрашивается: зачем нужно было нести потери больше? Ведь это десятки самолетов и летчиков, которых можно было сохранить. С наступающим Праздником Победы! Олег Каминский 08.05.2024 09:52 Заявить о нарушении
Олег, я что говорю: уничтожать финские самолёты не имело смысла, ибо разбомби их сегодня, то завтра через Швецию пригонят столько же.
Генштаб это понимал, когда планировал наступление. Потери нашей авиации от действия финских истребителей и зениток были неизбежны. Оказалось, 13%. Проблема снижения потерь нашей истребительной авиации была не в бомбёжке финских аэродромов, а в том, чтобы вести воздушные бои не на допотопных И-16 и «Чайках», а на суперсовременных к тому дню И-180, будь сей истребитель на вооружении. Увы, не состоял. Не довели, не успели. Радикально снизить потери бомбардировочной авиации от зенитного огня можно было бомбометанием с больших высот (свыше 4000м), куда не доставали 40-мм автоматические финские зенитки «Бофорс» L60. Основные потери наши бомбардировщики несли именно от них. Увы, наши самолёты не могли вести такое бомбометание, прицелы — дрянь. Смысла в таких бомбёжках не было, что толку усеивать пустые снежные поля бомбами. Техническое отставание, ничего не поделаешь. 1941 это показал явственно. Воки Шрап 08.05.2024 13:05 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |