Дмитрий Новиков Винивартана - полученные рецензии

Рецензия на «Мысли о старости и смерти» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Дима,
я зашла на Вашу страницу и увидела название
новой работы. Ещё не открывая её – на название –
пришли слова:

Земля.
Здесь и бренно, и тленно
Здесь прекрасно-красиво
Здесь избыточность счастья
И печаль над могилой
родных

Земля.
Что же я в этом мире? –
прах?, подхваченный ветром
Дух?, витавший над полем
войн, сражений, любовей
земных

Земля.
Я пришёл человеком
Здесь я стал Человеком

*

… и я понимаю, как это – "страх метафизический"…
… и принимаю: пересечение границы явей – таинство…

В Ваших записях показаны состояния, которые может испытывать
человек в завершающем этапе своего пути, а также здесь есть
размышления о различных гранях человеческого опыта: одиночество,
боль потери родных, этическое отношение к добровольному уходу
из жизни, принадлежность человека и к физическому и к духовному
измерениям, попытка осознания смысла подаренной человеку жизни.
И чувствуется в этих записях Ваше глубокое погружение в это. И
видится здесь Ваш опыт – где-то очень личностно-больно – Вами,
а где-то – уже и отстранённо – Вы… так тихо…

Так тихо…

Я знаю, что и в середине жизни, будучи, как говорят люди, возрастно
"в сАмом расцвете лет и сил", а проживаешь старость: руки в колени…
смотрение в куда-то не здесь… согбенность фигуры… выпадение из
привычного круговорота… потеря вкуса ко всему… и это не депрессия!..
… А потом вдруг! всё оживает – появляется интерес, прежде всего –
к себе, а потом и к окружающему. Но уже из иной плоскости взгляда –
исследовательской. Хотя может и быть по-прежнему больно. Знаю
своим опытом. Возможно, это одна из символических стоянок смерти
(так говорят). При жизни. И нет ли в проживании того, что называют
старостью, очередной стоянки смерти? – которую нужно пройти,
переосмыслив себя в этом "беличьем колесе" и умерев при жизни,
чтобы возродиться и жить… и гораздо позже совершить переход,
но уже в новом качестве духа…

Протяни руку к книжной полке.

Возвращение ощущениями и мыслями в прошлое, где было много
внешнего движения. А потом идёт притормаживание и замораживание,
но – появляется глубина и созерцательность. Знание о проживании
завершающего этапа земного существования мы получаем, конечно,
из различных религиозных источников, и психология постаралась нам
кое-что объяснить. Но глубину понимания о проживании, приближающего
нас к переходу, мы получаем своим опытом. Опытом, в котором
выстраивается некий вектор, включающий всё то, что мы успели
отбросить и что смогли обрести. Здесь.

Очень хорошо показаны процессы, происходящие внутри человека.
Если принять их как природу природности подготовки к переходу –
размышления приближены к завершённости. Но. Человек чаще всего
не знает, когда это случится, а мысль уже запускает процессы
психические – необратимые… Может быть, жизнь физическая будет
продолжаться многие годы, а мысль уже запустила процесс умирания,
отнимающий то, что ещё можно исполнить в удовлетворении.

Тибет внутри человека

Я не коснулась деталей-подробностей проживания неумолимой печали
после потери родных… Такая работа не анализируется. Не препарируется.
В такую работу читатель идёт осторожно – чтобы не ранить и чтобы
не лгать утешением… А ещё: это тема, которую многим легче
"задвинуть" в дальние углы сознания – до времени или вовсе
в безвременье – чтобы не думать… Много вопросов Вы задаёте здесь.
Себе. Возможно, и кому-то ещё будет важно посмотреть в них, чтобы
найти ответы. Для себя. Вы – о себе. А я читаю: для многих. Чувствующих
и думающих. Пусть это будет для человека приглашением к исследованию
Себя. Пусть это будет для человека открытием: глубина боли другого –
чтобы стать самому милосерднее, тоньше, внимательнее к себе и к людям.

Размышления Ваши датируются двадцать вторым годом. Хочется верить, что
мудрость понимания Жизни обретает устойчивость и устойчивость укрепляет
силы в Пути – когда отпускаешь, и смотришь, и дышишь, и понимаешь уроки…
и, может быть, отступают страхи… и, может быть, принимается всё,
что было, что есть и что будет – единым объёмным процессом...

*

Спасибо Вам, Дима, за смелость быть открытым и внутренне обнажённым –
в своей боли, перед своей болью, перед другим человеком – читающим…
Такая обнажённость может иного смущать, а иного – пугать. Многие
переживают состояния, которые – в подробностях – Вами. Не многие
могут так пристально посмотреть в себя, потому что – страшно… или
нет ресурса – так – рассказать… И для меня это одна из самых сильных
Ваших работ. Она может казаться тяжёлой для восприятия, но она
очень живая. Принимаю её как исследование души человеческой,
в котором пока недостаёт маленького фрагмента: ЖИТЬ. Мне бы
очень хотелось дождаться продолжения Ваших записей, в которых бы
читался выход из состояния боли – для людей это важно. Чтобы был
показан такой опыт. Потому что Земля, действительно, – поле обречённых.
А выход ведь есть – через объёмность принятия опыта… Благодарна Вам
за возможность прикосновения к Вашей тонкости восприятия. Благодарна
возможности поделиться своими чувствами и наблюдениями с Вами.

"Жизнь КАЖДОГО человека есть абсолютная ценность, равная ценности
не только всего остального человечества, но и вообще всей Вселенной",
(Дмитрий Новиков Винивартана)

*

Когда видишь слезу человека –
внутреннее горькое обнуляется.
И тогда – без воззваний. Любовь.

Галина Харкевич   20.02.2025 22:50     Заявить о нарушении
Спасибо, Галя, за Ваше внимательное прочтение моих достаточно разрозненных записей, слагавшихся на протяжении нескольких лет (разумеется, не в одночасье) - как до отмеченного мною ноябрьского дня двадцать второго года, так и после него.
Спасибо за бережное отношение к моей живой памяти и чувствам - это многого стоит. Ведь я во многом знаю и понимаю Ваше мироощущение и вижу, где мы с Вами воспринимаем и переживаем мир по-разному.

Да, Вы правы, наверное, говоря, что в исповеди моей души "недостает маленького фрагмента: ЖИТЬ". И я сейчас не знаю, будет ли продолжение, в котором мог бы найти свое место такой фрагмент. Думаю, что сама жизнь покажет.

Еще раз благодарю Вас за понимание и доброжелательное отношение.

Дмитрий Новиков Винивартана   21.02.2025 01:35   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Дима, за ответ.
Переживание и восприятие мира по-разному для меня не есть
способ разъединения между людьми (хотя часто так и происходит:
мировоззрение человека, влияющее на его мировосприятие – из
большой, но узкой "консервной банки" человеческого сознания…).
И, конечно, хочется, чтобы мы, люди, пристальнее смотрели
в обнимающее и объединяющее нас.

Слова отклика для Вас пришли такие, какие пришли. Жизнь –
Больше, Глубже и Шире.

Думалось. Думалось о Вашем ответе… Ваша жизнь сейчас –
это и есть ЖИТЬ – СЕЙ час. Как ЕСТЬ. Я пишу Вам в отклике:
"Мне бы очень хотелось дождаться продолжения Ваших записей,
в которых бы читался выход из состояния боли – для людей
это важно". Думалось... Не должно быть никаких ожиданий...
Мы не знаем, что для людей важно увидеть: выход или то,
что происходит с человеком в данный отрезок времени...
И мы не знаем, что значит для Целого опыт каждого из нас...
Для меня же – неповторимость и уникальность человеческой
проявленности – в моменте – через Вас. И внутри меня
сейчас нет противоречий между тем, что отразилось в отклике
и тем, о чём пишу сейчас. Всё – в контексте момента.

Не смотря на "по-разному" и несмотря ни на что, своим
откликом я встала рядом с Вами – поддержкой. Именно это
влекло в написание отклика… несмотря ни на что…
Мне хотелось бы, чтобы Вы это увидели…

Галина Харкевич   21.02.2025 14:25   Заявить о нарушении
Думаю, я понимаю, о чем Вы говорите. Наверное, наше восприятие мира и себя в мире в чем-то сродни квантовым свойствам вещества во Вселенной, их дуализму. Не случайно один из буддийских мыслителей сказал, что всякое утверждение и ему противоположное в равной мере истинны. Что, конечно же, означает лишь необходимость выхода за границы условностей разума при стремлении понять истину и друг друга. Благодарен Вам, Галя, за понимание и поддержку.

Дмитрий Новиков Винивартана   22.02.2025 08:42   Заявить о нарушении
.....
Du sagtest leben laut und sterben leise
und wiederholtest immer wieder: Sein.
......
"Ж и т ь" Ты громко говорил
и тихо - "у м и р а т ь"
и повторял всё снова: Быть.

_____

Кусок из одного стиха Рильке..
Вспомнилось, когда читал ваш диалог...

Перевёл как на скорую руку (и долгую муку).
Последняя строчка вроде немного получилась...

Но это фигня, легче выучить немецкий, чем перевести..

Леонид Истомин   23.02.2025 13:11   Заявить о нарушении
Последняя строка прекрасна.

Быть – объёмно и многогранно. Освобождающе.

Спасибо, Леонид, за – РЯДОМ – сегодня – нас
троих...

Галина Харкевич   23.02.2025 14:15   Заявить о нарушении
Спасибо, Галина!
Ну да, одно слово нетрудно перевести!..
Но весь стих очень драматичный, может переведу буквально, если интересно!

Леонид Истомин   23.02.2025 16:42   Заявить о нарушении
Лет 40 назад читал, о чём весь стих вообще не помнил, только этот кусок запомнил, он меня очень впечатлил...
Сейчас прочёл, оказалось, очень драматичный стих..
Я, честно говоря, этого Рильке очень плохо понимаю, он мне довольно чужд, но он мне нравится, красиво...

Леонид Истомин   23.02.2025 16:53   Заявить о нарушении
Переведите.

Леонид, мой предыдущий ответ Вам,
скорее, не к этим стихам, а в тему
Диминой работы. Быть.

Галина Харкевич   23.02.2025 22:19   Заявить о нарушении
Да, собственно, потому мне и вспомнились эти строчки...

Леонид Истомин   23.02.2025 22:36   Заявить о нарушении
Галина, теперь понял Ваши слова - "объёмно и многогранно. Освобождающе."
Да, там всё - вся полнота бытия...

Леонид Истомин   23.02.2025 23:31   Заявить о нарушении
Да. Вся полнота бытия...
Спасибо, Леонид!

Галина Харкевич   24.02.2025 12:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сказка о двух необычных деревьях» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Часто,по поводу какой-то смешной нелепости,можно услышать фразу-"Теперь я видел все!")))Смеемся. А на самом деле,как мало мы видели за свою жизнь,а уж как мало ЗНАЕМ! Как-то так случилось,что вдруг загнездилась у меня в голове одна тема...Вот бегает малыш,рвет цветочки...а-а...пусть рвет. Но вот добрался озорник до рассады и тут уже громкое-"Нельзя!" Малыш в недоумении-А почему нельзя? И вдруг выскакивает смешная фраза-"Ростку больно!" Смешно?.. А если на самом деле больно? Только мы не слышим их писка,и когда снимаем урожай,срывая плоды,не слышим...хотя,плоды надо снимать,а то так и сгниют, но про букеты цветов совсем молчу! Там бы такая писклявая какофония стояла! А представьте,как стонали бы от боли взрослые деревья под звуки пилы...Вот об этом я недавно и узнала.Где-то прочитала в сети...Бригада лесников пилила старые деревья,в перерыв работники уселись покурить, а один некурящий молча разглядывал спилы...вдруг встал и принялся считать. Один круг-год жизни...на всех деревьях были замечены в одних местах больные места...Много обследовали и пришли к выводу,что больше всего они болели с 1941 по 1945 год!Что это,притча? Или,на самом деле деревья переживали вместе с людьми те тягостные годы? Не знаю,но история меня тронула!А если бы ваши два дерева умели издавать звуки? Какой любовный шелест листвы дано было услышать вам? Ведь здорово бы было?!
Ох,и какие только мысли не придут в голову,пройдясь по страницам авторов Проза.ру)))

С улыбкой!

Любовь Витт   11.02.2025 20:09     Заявить о нарушении
Кто-то скажет, что мысли рождаются в голове человека, кто-то - что они приходят к нам из неведомых измерений... В любом случае главное - чтобы они вызывали у нас добрые и светлые чувства.

Спасибо Вам!

Дмитрий Новиков Винивартана   12.02.2025 00:22   Заявить о нарушении
Главное,чтобы они БЫЛИ-МЫСЛИ!)))
С улыбкой:=))

Любовь Витт   12.02.2025 02:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «О вечных муках» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Да, эти слова, их употребление и их понимание вызывают множество вопросов..

Конечно, такой поступок Иуды Искариота не может, видимо, не сказаться на всей его дальнейшей судьбе. Но вообще, как "ад" может быть вечным? Понятно, что после смерти человек проходит через страдания, но как это может быть вечным? Всё равно, как если бы огонь мог бы быть вечным, но он горит, пока есть топливо, сожрав его он потухает...
"Вечный огонь" это метафора. Когда газ в городе заканчивается, вечные огни потухают, у нас так было..
Наверное, как можно предположить, поступок Иуды оказал воздействие на его последующие жизни. А его самоповешание представляется понятным - он неминуемо разрушил всего себя, своё существо. Может, жить уже было просто невозможно.
Очень содержательно об этом говорит Эмиль Бок, правда, не помню, в какой книге...

______

А на чём основано убеждение, что первопричина всего сущего принципиально непознаваема?
Есть непреодолимая "пропасть" между человеком и первопричиной?
Я такое помыслить не могу, не могу представить. Интересно, как это мыслится!
Нету целостности мира? Первопричина отдельно?
Кант из Калининграда утверждал, что существует "вещь-в-себе".
Это мне очень интересно!

Леонид Истомин   19.01.2025 12:49     Заявить о нарушении
Спасибо.

Проблему "вечных" мук и ада мы, кажется, одинаково воспринимаем.

Мое убеждение о принципиальной непознаваемости Первопричины всего сущего основывается на том, что следствие не может быть равно причине. Следовательно, при любом акте познания всегда будет оставаться нечто неуловимое, невыраженное, неосознанное - за его пределами. Если вообразить, что неуловимого, невыраженного, неосознанного не остается - тогда следствие становится равным причине и вопрос об объяснении самого себя и своего происхождения повторяется на новом витке спирали познания.

Дмитрий Новиков Винивартана   20.01.2025 00:07   Заявить о нарушении
Следствие не равно причине - это совершенно новая для меня мысль! Очень интересно, расскажи, пожалуйста!
Как причина-следствие соотносится с познанием?

Леонид Истомин   20.01.2025 14:54   Заявить о нарушении
Если ты сейчас что-то не можешь представить, уважаемый, это не значит, что никогда не представишь. Говорят, некий ученик считал себя равным первопричине всего сущего и потому называл себя представителем субъективного идеализма. Даже кафедру в университете себе требовал. Обещал в скором времени "вещь в себе" найти и студентам показать. Тем, кому он лекции говорил. Но однажды он побеседовал на эту тему с не расположенным к шуткам шаманом и тот без долгих разговоров так поменял ему точку сборки, что ученик сразу же увидел "вещь в себе". Но при этом совершенно забыл про кафедру в университете. Пусть же у тебя, многоуважаемый, никакие причинно-следственные связи не мешают непрерывности учебного процесса. Глубокое уважение твоим знаниям и мудрости.

Дмитрий Новиков Винивартана   21.01.2025 00:29   Заявить о нарушении
И тебе глубокое уважение!
(Другими словами, если неохота, не рассказывай..
Но мне интересно..)

Леонид Истомин   21.01.2025 01:39   Заявить о нарушении
Я не против рассказать (обсудить, то есть). Только ты уж будь добр поконкретнее как-то... А то я правда не понимаю, что тебе показалось сомнительным.

Дмитрий Новиков Винивартана   21.01.2025 02:36   Заявить о нарушении
Да нет, вовсе не сомнительным!
Эта мысль о том, что следствие не равно причине, мне просто незнакома.
И как это применимо к познанию.

О причине-следствии я размышлял давно, там много интересного, и неожиданного.
Я с удовольствием рассказал бы об этом, если интересно.
___
Сомнительно для меня только то, что познание невозможно принципиально.

Леонид Истомин   21.01.2025 12:06   Заявить о нарушении
Эта мысль для меня нова ещё потому, что я никогда не размышлял о том, что следствие и причина вообще могут быть равны или неравны друг другу..

Леонид Истомин   21.01.2025 12:10   Заявить о нарушении
Извини, сразу ответить не мог.

Думаю, что я, говоря о равенстве-неравенстве причины и следствия, допустил двусмысленность, чем и вызвал твое удивление. Получилось как-то механистически - вроде следствие и причина суть некие объекты, зависящие друг от друга и которые можно как-то измерить, оценить, показать наглядно, равны они или не равны. На самом деле я имел в виду (прости, сказать кратко и притом менее наукообразно не получается) иерархическую многомерность мира, частью которого мы являемся. То есть, речь шла о том, что Первопричина заключает в себе все то, что при тех или иных обстоятельствах проявляет себя как следствие. Если мы говорим о подлинной Причине, то она, строго говоря, одна. Следствий же может быть бесконечное число. И мы, взаимодействуя со следствиями, оставляем в стороне Причину всего. Но это и не удивительно и даже не предосудительно, ибо познать Причину (Первопричину) можно лишь став равным ей, а это невозможно, потому что тогда мы и стали бы самой этой Причиной и можно было бы на этом "замкнуть круг" творения. Поэтому я и считаю принципиально непознаваемой предельную причину всего бытия.

Как быть в такой ситуации? Один путь - "не заморачиваться" ) и жить как живется, не пытаясь вытащить себя из болота за волосы. Другой путь (когда не можешь заставить себя не думать об этом) - страдать. Страдать не столько от терниев на пути к истине, сколько от понимания, что истина всегда будет оставаться "на расстоянии вытянутой руки" от тебя - сколько бы ты к ней не приближался.

Ты вот здесь Канта вспоминал. Никогда не забываю его слова: "На долю человеческого разума выпала странная судьба: его осаждают вопросы, от которых он не может уклониться, так как они навязаны ему его собственной природой; но в то же время он не может ответить на них, так как они превосходят возможности человеческого разума".

Это все о том же...

Дмитрий Новиков Винивартана   22.01.2025 21:46   Заявить о нарушении
Да, теперь я понимаю в общих чертах твою мысль . Со многим я не могу не согласиться, кроме самого главного (в этом разговоре): кроме слова "принципиально". Оно означает, что существуют "границы познания". Собственно, об этом и цитата Канта, которую ты привёл. Строго говоря (если абстрагироваться от "авторитета" Канта, который сейчас довлеет над очень многими), это не более, чем просто предположение.
Я считаю это одним из вариантов агностицизма, а агностицизм сильно хромает с самого первого шага, страшно противоречит самому себе с самого начала: ведь если познание невозможно, то значит, и невозможно познание того факта, что познание невозможно. И если утверждается невозможность познания, то как была познана эта самая невозможность?
___
Конечно, можно возразить, что возможность познания, то есть отсутствие принципиальных границ познания это тоже предположение. Да, но оно не закрывает пути - дорога открыта! Впрочем, как и в любом деле...
----
Можно сказать, что, в сущности, Кант в этой цитате противоречит самому себе. Если вопросы навязаны самой природой, значит они исконно присущи, значит, они живут в самых глубинах человека, составляют существо человека. Если/Поскольку они есть в человеке как исконно присущее, то они рождаются из первопричины, которая есть в нас, - иначе откуда? Не может человек стремиться на родину, если её у него нет.
Другими словами, границы существуют, но эти границы возникают сообразно тем способностям человека, и тем состояниям,которые у него есть в данный момент. Например, у меня есть очень серьёзные границы познания математики, но было бы нелепо утверждать, что математика принципиально не может быть познана человеком! Это всем понятно в силу очевидности, и, если сказать о невозможности познания математики, находясь в компании математиков, это вызовет улыбку и пожимание плечами..
Но когда говорят о Канте, то кивают головами... Конечно, Кант построил сложную и очень умную, логичную, величественную систему, но первый камень в её основе - допущение, предпосылка..
Опять же, утверждается, что есть непреодолимая пропасть. Если б она была, то не могло бы быть никакого "сущего", "всего сущего". Первопричина, каким-то образом герметически изолированная, так и продолжала бы существовать сама-по-себе. Тут сразу много непонятного: изолированная от чего? От всего остального? Но как существует "всё остальное", если первопричина изолирована? Ведь "всё остальное" рождается из первопричины. Тогда не было бы никакого "всего остального "!
Ну, это всё мыслительные рассуждения, философские.
Есть ещё и другое...
Как-нибудь я хотел бы попробовать найти контраргументы к тому что я говорю. Было бы интересно... Но пока не получается...

----
Это относится и к твоим словам, что мы не равны причине, а познать её можно только став равным ей.
Что значит не равны? Если она в нас, то говорить о равенстве-неравенстве не имеет смысла. Если она не в нас, то откуда все эти вопросы, стремления, страдания? Не заморачиваться можно только тогда, когда есть о чём заморачиваться.

Другое дело говорить о несоответствии человека себе. Если б его, этого несоответствия не было, то не было бы человека.
Быть собой, стать собой, становиться собой - это и есть путь человека. (Как я думаю)
А границы - они возводятся, исчезают.
Можно сказать, эти границы, эти невозможности познания, это - несовершенство человека. Преодолевается несовершенство - исчезает граница, или невозможность познания.

---
Одним словом, я согласен практически со всем, что ты говоришь, кроме слова "принципиально". Считаю это совершенно необоснованным и очень вольным допущением (постулатом, предпосылкой). Хотя и вполне понятным..

Леонид Истомин   24.01.2025 11:38   Заявить о нарушении
Я возвращаюсь к своим словам об иерархической многомерности. Для меня они очень важны. Они говорят не только о бесконечной последовательности возможных актов познания, но еще и о бесконечной мерности Вселенной. Бесконечность познания сама по себе не была бы еще нам "приговором". Пример: ты держишь в руках некий объект, скажем, земной шар. Тебе необходимо его досконально познать. Реально на это может уйти бесконечное время, но все равно ты знаешь, что вся система в буквальном смысле слова в твоих руках. И есть путь к познанию её во всей её полноте. Объект в данном случае "принципиально познаваем", поскольку его размерность не превышает твою и позволяет с этим объектом "работать". Но бесконечная мерность пространства уже делает его объекты недосягаемыми для нашего познающего восприятия во всей их полноте. Бесконечномерная Вселенная становится для нас непознаваемой не из-за какого-то "принципа" (против коего ты протестуешь), но по самому факту - она всегда неизмеримо богаче любого когнитивного процесса, на который мы могли бы быть способными. Я всегда говорю, что мы даже такую "безделицу", как бесконечность вселенной представить не можем, куда уж там "Первоисточник всего сущего"! А ведь и вправду - если вселенная есть некий объект, то ведь где-то он должен помещаться?! Или нет? Сколько я понимаю, никто из исследующих Вселенную на этот вопрос отвечать нам не собирается... Тут, казалось бы, только солипсизм мог бы помочь, но и он не помогает!

Дмитрий Новиков Винивартана   25.01.2025 04:05   Заявить о нарушении
Это фактически продолжение той же самой темы.

Такая же предпосылка о непознаваемости, о невозможности познания.
Ты говоришь: "... бесконечная мерность пространства уже делает его объекты недосягаемыми для нашего познающего восприятия во всей их полноте".
Оставив в стороне вопрос "мерности", и вопрос "пространства", можно задать тот же старый вопрос: откуда такая уверенность в невозможности познания?
Откуда уверенность в несоответствии мерности мира и человека?
Ведь ты как-то узнал о бесконечной мерности мира, как-то это почувствовал. Значит в тебе есть нечто такое, что позволило познать, предчувствовать, предположить об этом.
Тогда почему бы не допустить, что в тебе есть и те органы, те способности, которые дадут возможность также и познать то, к существованию чего ты как-то пришёл?
Но на сегодняшний день ты не чувствуешь в себе этих возможностей, и поэтому, именно поэтому отрицаешь возможности познания. То есть создаёшь границу.
Ведь не все возможности бывают с самого начала явными. Они могут быть скрытыми, неразвитыми, и т д..

Вот представь, что существуют люди, и их очень много, для которых, к примеру, твои мысли о бесконечной мерности вселенной вообще непонятны, кажутся бредом, суеверием, и т п.!
Это вовсе не потому, что эти мысли невозможно понять, а просто потому, что эти люди недостаточно зрелы для них, недостаточно образованы, или же просто потому, что их интересы лежат в совершенно других областях. Вполне можно сказать, что у этих людей есть границы познания, но границы эти не вечные, не непреодолимые, одним словом, не принципиальные. Они вполне могут исчезнуть. Скажем, человек, бесконечно далёкий от подобных рассуждений, в одной из своих следующих жизней вполне может стать одухотворённой, познающей личностью.
Если что-то невозможно сейчас, то это не значит, что это будет невозможным всегда.

Конечно, можно вооружиться большим остроумием, обосновывая невозможности познания мира, но не лучше ли с самого начала просто не делать предпосылок?..
Говоря просто, ты утверждаешь, что мир сложный, богатый, объёмный, а человек - простой, плоский, и скудный. Возможно, сегодня от тебя скрыто это, но потом откроется.
..

Леонид Истомин   27.01.2025 13:30   Заявить о нарушении
Я соглашусь с тобой в том, что процесс познания безграничен (это никто и не отрицает). Да, то что неведомо и непонятно сегодня, может вполне стать понятным когда-нибудь потом. Но ведь речь не об этом.

Давай представим себе, что наш с тобой процесс познания завершился, мы познали ВСЁ. Только представим себе это не на словах, не пОходя, а в самом глубоком и молчаливом созерцании. Я не случайно сказал "молчаливом" - это аллюзия на "громогласное молчание Будды", которым он отвечал на вопросы, на которые невозможно было отвечать, оставаясь в своем человеческом естестве. Гаутама Будда точнее всех из смертных это обозначил и не допустил философских спекуляций, находящихся вне пределов человеческих возможностей.

Если ты хочешь понять мое мироощущение в вопросе познания, прошу, сделай попытку погрузиться в такую медитацию, в такое созерцание. У меня оно не всегда со мной пребывает, но часто приходит в душу и тогда я ясно вижу то, о чем тебе пытаюсь сказать. А часто - не вижу и не ощущаю - когда ум занят чем-то иным.

И вот, полностью прочувствовав это, ответь себе и мне - если познано ВСЁ (а это значит, что не просто объяснено, но и доступно взаимодействию с НИМ), что же тогда остается ВНЕШНЕГО по отношению к нам? ГДЕ мы тогда находимся и ЧЕМ мы тогда являемся?

Дмитрий Новиков Винивартана   27.01.2025 21:27   Заявить о нарушении
Я, признаться, такого медитировать не в состоянии..

Мне кажется - мыслительно, я понимаю о чём ты говоришь - в общих чертах. Хотя, мне непонятно, почему ты написал "Но ведь речь не об этом." Значит я не понимаю... Если ты имеешь в виду Великих посвящённых, высоких индивидуальностей, водителей человечества - а по твоему описанию идёт речь о них, - то тогда непонятно, почему ты говоришь "Но ведь речь не об этом." Ведь по большому счёту, путь познания начинается с самого малого... И Буддами не становятся сразу, насколько я знаю.

Наверное я не совсем понимаю твои мысли.
Но тем интереснее их понять!

Это очень важно - понять друг друга...

Леонид Истомин   28.01.2025 01:00   Заявить о нарушении
Словами "речь не об этом" я хотел сказать, что проблема "принципиальной" непознаваемости мира не в объеме информации, которой мы можем овладеть, но, если можно так выразиться, в природе этой информации. Увы, это очень трудно передать языковыми средствами. На интуитивном уровне это ощущается, а вот формализовать ...

Как отдаленнейший пример... То, что мы считаем нашей вселенной - в ней действуют определенные физические законы. Повсюду они одинаковы. Это называют изотропией вселенной. Но предполагают также, что вселенная может быть анизотропна - то есть в различных ее частях физические законы могут быть неодинаковы. И это, так сказать, только "легкий ветерок" ). А если представить себе, что существуют вселенные, о существовании которых мы при всем своем желании даже узнать никогда не сможем - просто потому, что они вообще в другом пространственном измерении находятся или нечто вроде этого. А мы "замахиваемся" на познание Источника не только всего бесконечного мира, в котором пребываем, но и всей бесконечности возможных его форм и состояний, включая те, что нами в принципе могут быть и невоспринимаемы.

Не сочти, прошу, что я против попыток познания мира, отнюдь. Просто я думаю... вот сейчас прямо эта мысль пришла... Наверное, настоящее познание начинается тогда, когда мы отказываемся от "лобового штурма", т.е. от попыток что-либо понять в нашем мире путем накопления информации, исследования, логического рассуждения и т.п. Для подлинного познания нужен совсем иной подход, совсем иное состояние самого познающего субъекта (человека). Какие они - сейчас не скажу, не знаю.

Думаю только одно - чтобы увидеть свой облик, человеку нужно зеркало. То есть нечто, выходящее за пределы его самого. Так и с познанием - нужно выйти за пределы своей природы. Иначе - исследуются только проекции наших ощущений. Но это уже продолжение темы. Остановлюсь.

Дмитрий Новиков Винивартана   28.01.2025 08:59   Заявить о нарушении
О твоём первом абзаце: да, значит, я тебя правильно понял!
Ну конечно, и я говорю не о объёме "информации" - или, лучше сказать, знаний, познания.
Конечно! Разумеется, "Познать всё" вовсе не означает знать, о чём говорила сегодня за утренним кофе Сирануш со своей соседкой с четвёртого этажа (впрочем, об этом можно без особого труда догадаться!), или почему не срабатывает зажигание Опеля у парня, что живёт напротив..

И я так же считаю, что, как ты пишешь, "Для подлинного познания нужен совсем иной подход, совсем иное состояние самого познающего субъекта (человека)".
Именно об этом я говорил. В человеке есть дремлющие органы, способности для познания духовного мира, о которых он может и не подозревать - именно поэтому ему может казаться, что э т у сторону мира познать невозможно. Говорят: это познать невозможно и в это можно только верить. Но вера и познание очень сильно связаны. Вера может вести к знанию, помогать познавать, а знание усиливает веру.
Это во всех областях так..

(Был такой замечательный мыслитель - Альберт Великий, он утверждал, что вера это свёрнутое знание, а знание это развёрнутая вера)

Как ты говоришь, "На интуитивном уровне это ощущается, а вот формализовать..." Я уверен, что это как раз очень правильный путь, всё начинается с какого-то предчувствия, с какого-то пред-... А потом уже понемногу разворачивается...
Рудольф Штайнер называет это "чувством истины", когда душа чувствует истинность чего-то..
И если даже человек заблуждается, и верит во что-то неправильное, то стремление к истине рано или поздно приведёт его к истинному..
А заблуждений, конечно, может быть тьма... (Беда в том, что мы, люди, очень их любим, и боимся терять.. - некомфортно...)

Так что мы говорим об одном и том же, это радует!

Леонид Истомин   28.01.2025 14:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «О вечных муках» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Здравствуйте, Дмитрий!
Спасибо за публикацию и Ваши комментарии к ней

Думаю теперь

Вот бывает-упадет свет на какую-то вещь под другим углом и она уже кажется другой

Так и теперь

И благодарю за Ваши слова:" Попытаться незамутненным и беспристрастным оком взглянуть на те же слова Христа, которые говорят, что мы уже не рабы, но друзья Ему (Ин.15:15) – ибо Он сказал нам все, что слышал от Отца Своего. И нужно нам лишь воспринять это не «в букве», но «в духе» - чтобы ощутить в себе присутствие Божие..." И дальше по тексту

С признательностью,

Лана Вальтер   12.01.2025 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана, за Ваш интерес к проблеме вечных мук. Хорошо, если этот текст дает новый ракурс ее восприятия.

Всего Вам хорошего!

Дмитрий Новиков Винивартана   13.01.2025 00:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в мире одиночества» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Не рецензия, конечно.
Только что прочёл этот рассказ - сильно впечатлён им!
Надо же, я и не думал, что тут можно такое сочинить!...
Сильная вещь..

Город становится всё более загадочным...

----

У тебя получилась интересная рецензия на "Превращение"!!!

Леонид Истомин   19.12.2024 17:20     Заявить о нарушении
Спасибо, Лёнь джан. Рад, что на тебя этот рассказ Кафки тоже сильное впечатление произвел.
У меня к тебе есть вопрос, как к знатоку немецкого. Я смотрел оригинал - там выражение ungeheueren Ungeziefer, то есть дословно: "чудовищный паразит" (как дает словарь). И ты видел, я привел другой перевод, встретившийся мне - "страшное (или огромное) насекомое". Не знаю, кто переводчик, но этот перевод мне кажется более уместным и я написал почему. Какое твое мнение?

Дмитрий Новиков Винивартана   19.12.2024 21:19   Заявить о нарушении
Я думаю, в данном контексте уместнее "ужасное насекомое".
Это слово может означать и "чудовищный", и "страшный", и "огромный", "громадный" даже, всё в этом духе..
Но тут, кажется, "ужасный" - самое подходящее...

Леонид Истомин   19.12.2024 23:16   Заявить о нарушении
В книге перевели как "страшное насекомое" - тоже хорошо, по-моему.
Но насколько я понял, это не принципиально... Слово многозначное...

--- Эк его угораздило, однако!
Бедный чувак Франц!..


Леонид Истомин   19.12.2024 23:41   Заявить о нарушении
Спасибо. Меня собственно больше смущало слово "паразит" при переводе Ungeziefer. Хотелось от него уйти - по-русски оно направляет мысль читателя как бы в другую сторону.

Дмитрий Новиков Винивартана   20.12.2024 01:17   Заявить о нарушении
Конечно! Без сомнений, паразит совсем не подходит. То есть, когда я прочёл это место на немецком, "паразита" совсем не было по смыслу, исходя из немецкой речи.. Это же не рассказ из жизни фермера!

Леонид Истомин   20.12.2024 01:36   Заявить о нарушении
Наверное, может, не совсем в тему, мне сейчас подумалось:
Вот одиночество человека... Вот один человек говорит, что в мир устроен так, что люди одиноки. Вот второй человек с этим соглашается, и третий, четвёртый... Вот уже немало людей, страдающих от одиночества..
Так можно было бы предположить, что они все уже не одиноки - с той минуты, как узнали о существовании друг друга. Но нет, одиночества меньше не стало вроде бы!...
Тоже такая вот картина в духе Кафки: собрались люди, говорят о своём одиночестве. Слушают друг друга, кивают и расходятся с тем же одиночеством, с каким пришли.
Формально это невозможно. А реально это так. Тоже вроде как сюрреализм, если всерьёз эту картину воспринять..

----
А почему именно насекомое? Мне кажется, художественное чутьё не подвело Кафку - наружный, внешний скелет! А внутри - холод и что-то влажное, слизистое...
Экзоскелет - уродство для человека, хотя он прекрасен для жуков, тараканов... Чудесен и красив. А для человека ужасен.. У него всё наоборот: внутри - кости, скелет, опора для всего организма. А мягкое, эластичное - снаружи...
Потому без содрогания смотреть на такое невозможно...

Превратись он в медведя, или пуму, не было бы всё так страшно, тошнотворно и фатально....

Инстинкт художника!

Леонид Истомин   20.12.2024 02:06   Заявить о нарушении
Насчет экзоскелета у насекомых - я как-то об этом не задумывался. Поэтому пока помолчу.
А вот про одиночество ты интересное наблюдение высказал. Вот эта фраза особенно: "...собрались люди, говорят о своём одиночестве. Слушают друг друга, кивают и расходятся с тем же одиночеством, с каким пришли."
Думаю, что это почти неизбежно. Об одиночестве легче рассуждать, когда ты знаешь, когда в тебе живет чувство, что тебя в этом мире кто-то ждет. Что ты кому-то нужен. Не из-за чего-то, а просто потому, что ТЫ ЕСТЬ и ТЫ НУЖЕН. Это не настоящее одиночество. А настоящее - сродни богооставленности, наверное...

Дмитрий Новиков Винивартана   20.12.2024 22:18   Заявить о нарушении
Да, это интересно - богооставленность..
Или мирооставленность (это для меня более понятно)..

Я заметил: в первую половину жизни обычно мир не оставляет человека - с самого рождения с ним носятся, возятся, любят, заботятся - больше или меньше. К молодым тянутся, и молодые тянутся друг к другу.. Они в потоке жизни, они современники.
Наступает время, когда человек стареет, склеротизируется, как бы отходит от потока времени, не успевает. Идёт на спад его обмен с миром, он замедляется, затрудняется, у многих пожилых людей остаётся мало точек контакта с юными, молодыми. Они уже не современники.
Они живут больше с прошлым.
Если кто-то проживёт лет 300 обычной жизнью, то такого, обычного человека ждёт полнейшее одиночество...
Единственный способ не быть одиноким это - не стареть, то есть, жить проблемами и жизнью мира, быть современником.
Человеку хочется, чтобы его понимали. Но этого понимания всё меньше и меньше. Наступает день, когда его совсем нет. Потому что некому..
Думаю, единственный способ это перевернуть всё: жить без понимания, самому понимать других и жизнь. Самому проявлять активность, интерес.
Но для этого интерес должен быть, а если его нет?...
Ну тогда всё, мирооставленность..

Зачем я нужен, если я не нужен?

Как на велике: пока крутишь педали, едешь, а нет, то только под гору...

Есть люди, которые остаются современниками, их мало, очень мало, но есть, я их видел несколько...
Удивительные люди! Вечно интересующиеся и принимающие участие в жизни..
Теперь я подумал впервые: а ведь мне (да и другим) не приходило в голову спросить их - таких людей - об их проблемах (здоровье не в счёт), да их и не было вроде! Были наши, молодые проблемы, в которые эти удивительные личности погружались.
Они в самом деле были нужны! А им были нужны проблемы современности.
Они дышат полной грудью.

Когда-то я прочёл такую английскую пословицу "Хочешь иметь хорошего друга - будь им!"
Что-то вроде этого наверно можно и об одиночестве сказать...
Удастся ли?
Если нет, то хана. (Я о себе... Да и не только..)

А как она на английском звучит, не знаешь? Интересно...
Очередной всплеск халатного графоманства! Теперь увидел, ужаснулся - сколько букв написал! Но не буду вычёркивать, хотя стоило бы..

Леонид Истомин   21.12.2024 14:37   Заявить о нарушении
Только не подумай, что я это типа философствую, как принято говорить. Нет, я как бы сам себе всё это, для самого себя. Так мысли и чувства есть, но они не такие exakt, exact, когда они внутри...

Леонид Истомин   21.12.2024 14:49   Заявить о нарушении
Я тут нашёл такой вариант

"The way to have a friend is to be one"

Не знаю, насколько подлинно..
Это настоящий английский?

Леонид Истомин   21.12.2024 15:00   Заявить о нарушении
Читал твое об эволюции личности при ее старении и такое впечатление - ты мои мысли перенес на бумагу. Совершенно согласен с тобой. И эти строчки верны: "Но для этого интерес должен быть, а если его нет?... Ну тогда всё, мирооставленность..."

Про английскую пословицу. Раньше я ее не слыхал, но, думаю, хоть один англоязычный гражданин ее когда-нибудь да произносил. Значит - английский настоящий! )) В ней только напрашивается усиление: "The only (единственный) way to have a friend is to be one".
Есть и другие варианты того же самого, например - "Be the friend that you would want to have".
А если хочешь, еще и свой вариант тебе предложу, может понравится, хотя и не от носителя языка. You cannot have a real friend without knowing what real friendship is. Тут акцент чуточку смещен, ты почувствуешь.

Дмитрий Новиков Винивартана   22.12.2024 04:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в мире одиночества» (Дмитрий Новиков Винивартана)

О многом думается, когда читаешь эту миниатюру... Конечно, смысл её гораздо шире и глубже, но вначале захотелось привести эти строки Лермонтова:
"Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы -
Никто не хочет грусть делить".

И всё же, всё же... Так ли ужасен этот "искаженный до полной бессмысленности реальный мир"? Ведь в нём существует не только отчуждённость людей друг от друга, вражда, эгоизм и одиночество. В нём так же есть и добро, и любовь. Ведь правит в нём закон единства противоположностей.

"Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь - двойственность таких соединений
Как вещь и тень, материя и свет".
Эдгар По.

А ещё добро и зло, и вечная борьба между ними...

И об одиночестве:
"В беспрерывном одиночестве ум становится всё острее. Для того, чтобы думать и изобретать не нужна большая лаборатория. Идеи рождаются в условиях отсутствия влияния на разум внешних условий. Секрет изобретательности в одиночестве. В одиночестве рождаются идеи".
Николай Тесла.

Дмитрий, огромное спасибо за эту замечательную миниатюру!
С искренним пожеланием добра, мира и новых творческих идей -

Светлана Лескова   19.12.2024 13:08     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Светлана.
Конечно же, я согласен, что в мире не только вражда и одиночество. Несомненно - есть и любовь, и добро. Наверное, каждый, кто попытается об окружающем мире что-то сказать, неизбежно станет выражать свое собственное восприятие этого мира, а оно очень разнится у всех нас. И очень важна искренность, с которой писатель обращается к нам. Кафка очень искренний писатель.

Еще раз спасибо, Светлана. Желаю всего самого доброго в жизни.

Дмитрий Новиков Винивартана   19.12.2024 20:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Разговор» (Дмитрий Новиков Винивартана)

"Представь, что твой мир для кого-то –
На озере мелкая рябь" - и справедливо и обидно!

Мы-то про свой мир думаем, что он вот такой большой, сложный , красивый, мощный, и такой, а ещё такой...

А кому -то - мелкая рябь

Загрустилось

Спасибо, спасибо Дмитрий, всего Вам самого доброго в Новом году

С уважением, Светлана

Лана Вальтер   18.12.2024 14:57     Заявить о нарушении
В утешение нам можно сослаться на Патанджали, у которого тоже рябь на поверхности озера - как образ сознающей души. Когда поверхность воды совершенно успокаивается и рябь исчезает, возможным становится видеть без искажения всю глубину своего "я".

И Вам, Светлана, спасибо за комментарии и всего самого доброго в наступающем Новом году.

С уважением, Дмитрий.

Дмитрий Новиков Винивартана   18.12.2024 22:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «О любви к врагам» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Да, всё так! Спасибо и храни Вас Господь!

Галина Алинина   11.12.2024 11:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Галина! И Вам Господней помощи во всём.

Дмитрий Новиков Винивартана   12.12.2024 01:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Tat Tvam Asi» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Здравствуйте, Дмитрий!

"Отними у нас форму – останется ли что?"
Очень! интересный вопрос Вы задаёте
И как всегда у меня возникает много сопутствующих
В тех областях или около тех, где уже пыталась думать

Чувства, эмоции, характер, воля, душа, наконец- форматизированы?
У них есть структура? Любая форма ее предполагает...
Как Вы думаете?

Прочитала про внутренний жест, и ассоциативная память подкинула
излюбленный прием внутреннего жеста в стихах Ахматовой, как пишут, "ее визуальные и сенсорные аспекты лирики Анны через жесты и мимику"...
В анализе ее текстов столкнулась с этим понятием

Но это ведь не только про нее, конечно!
"...важен «жест» внутренний, составляющий внутреннюю форму человека."
Вот эта внутренняя форма человека- это и есть все невещественное в нем?

А ещё :"как быть с тем самым «внутренним цензором» и «оценщиком» нашего поведения, нашего внешнего вида, выражения наших лиц, одежды нашей и всего того, чем мы якобы «обладаем»? "

Можно ли и нужно ли его отключать?
А не является ли совесть проявлением его наличия?
...

Помню мы в выпускном классе участвовали в диспуте "быть или казаться", говорили красивые слова, читали стихи. И, конечно, надо быть!
Таким, таким и таким...
Мы стали разными

И вот ведь, не каждый может представить свое естество
Есть вещи которые не для других?

Извините, Дмитрий, может не все поняла в Вашей работе
Но так она откликнулась и такие вызвала вопросы

Спасибо Вам большое за возможность кое-что высказать и спросить

С благодарностью и признательностью, Светлана


Лана Вальтер   09.12.2024 10:28     Заявить о нарушении
Светлана, здравствуйте!

Ваши вопросы очень интересны и уже сами по себе помогают лучше понять мир человека - и внешний, и внутренний. Ответить на них непросто - пришлось бы, наверное, писать еще одну статью, а, может и не одну. Сейчас у меня нет таких новых мыслей на сей счет, которые бы заслуживали быть здесь озвученными. Но одно скажу - как резюме, если собрать все воедино. Мне кажется, что вся суть вопроса для человека в преодолении все того же субъект-объектного отношения в самом себе - когда исчезает раздвоенность и наступает цельность. Это и о внутреннем "цензоре", и о единстве формы и содержания (когда уже нет противопоставления вещественного и невещественного), и о несравненно прекрасном переживании "чистой совести"... Думаю, на этом пути мы непременно приходим к религиозному мироощущению - только не к формальному и привитому нам извне, но естественно взросшему в глубине нашей души. Возможно, тогда и наше естество уже не покажется нам "тайной за семью печатями", но пребудет в гармонии с миром. Может быть, все это выглядит как мечтания, "воздушные замки" - что ж, не обессудьте, позвольте немного и помечтать.

Спасибо Вам за Ваш интерес к теме и за вопросы. Ни в коем случае не считаю свои рассуждения безупречными - это только мое вИдение и оно, конечно, может заслуживать критики.

С благодарностью,

Дмитрий Новиков Винивартана   10.12.2024 07:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дмитрий!
Благодарю Вас за ответ, внимательно его прочитала, извините, если мои вопросы показались критикой. Ни в коей мере не собиралась этого делать
Вы затронули вещи, которые меня интересуют давно.
И понимаю, что :"... вся суть вопроса для человека в преодолении все того же субъект-объектного отношения в самом себе - когда исчезает раздвоенность и наступает цельность"
Понимаю так же, что каждый из нас так или иначе хочет и пытается добиться цельности
И что процесс этот не останавливается
Хочется и мне помечтать...

С искренней благодарностью, Светлана

Лана Вальтер   10.12.2024 08:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «На стихотворение С. Лесковой» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Глубокий отклик на глубокое стихотворение.
Вдохновения Вам, Дмитрий джан, и всех благ!


Маро Сайрян   07.12.2024 00:51     Заявить о нарушении
Спасибо за добрый отклик, Маро джан.

Дмитрий Новиков Винивартана   07.12.2024 02:10   Заявить о нарушении