Борис Мир - полученные рецензии

Рецензия на «Будущие жертвы прогресса» (Борис Мир)

Ошибка, по-моему, в том, что Вы рассматриваете конфликт нравственности и научно-технического прогресса в отрыве от социального. Коммунизм как раз и предполагает нравственное общество и творческий труд. Жаль, что пока это только мечта, которой нынешние хозяева мира подрезали крылья. Нас этому и учили, только сами учителя оказались с гнильцой. Приведу высказывание бывшего министра образования Фурсенко, которого трудно заподозрить в симпатия к СССР
«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».


Геннадий Ищенко   05.07.2021 06:43     Заявить о нарушении
Да, коммунизм (и даже анархизм) предполагает нравственное общество высокообразованных людей, полностью обеспеченных всеми материальными благами и занимающихся креативным интеллектуальным трудом. Общество, где все равны. Но в чем?
Лишь в первом, «каждому по потребности», но никак не во втором – «от каждого по способности», потому как шибко неодинаковые они у разных людей. Автоматы и роботы целиком освободят от физического труда, компьютеры и искусственный интеллект от тривиального умственного. И лишь способные соперничать с последними окажутся востребованными. Недостаточно способные лишь существовать, не создавая и не давая ничего взамен.
Что может помешать первым в критический момент будущего изменить свои высокие нравственные понятия, взгляды на тех, кто не трудится? Неужели смогут высоко интеллектуальные люди совершить такое? Как? Может быть, так:
"Все дело в постепенности, - говорил мне адвокат, - в постепенности, и еще в одной коротенькой фразе, вопросительной фразе из трех коротеньких слов. Фраза эта гласит: "а почему нельзя?". Уверяю вас, что никакая мощность агитации не сравнится, по разъедающему своему действию, с этим вопросом. Нравственное равновесие человечества искони держится именно только на том, что есть аксиомы: есть запертые двери с надписью "нельзя". Просто "нельзя", без объяснений, аксиомы держатся прочно, и двери заперты, и половицы не проваливаются, и обращение планет вокруг солнца совершается по заведенному порядку. Но поставьте только раз этот вопрос: а почему "нельзя"? - и аксиомы рухнут. Ошибочно думать, будто аксиома есть очевидность, которую "не стоит" доказывать, до того она всем ясна: нет, друг мой, аксиомой называется такое положение, которое немыслимо доказать; немыслимо, даже если бы весь мир взбунтовался и потребовал: докажи! И как только вопрос этот поставлен - кончено. Эта коротенькая фраза - все равно, что разрыв-трава: все запертые двери перед нею разлетаются вдребезги; нет больше "нельзя", все "можно"; не только правила условной морали, вроде "не украдь" или "не лги", но даже самые безотчетные, самые подкожные (как в этом деле) реакции человеческой натуры - стыд, физическая брезгливость, голос крови - все рассыпается прахом. Для нравственных устоев наших этот коротенький вопрос - то же самое, что та бутылочка серной кислоты для глаз и лица. ...
- А второе - постепенность, - продолжал адвокат. - Нет такого трудного предприятия, которого нельзя было бы одолеть секретом постепенного воздействия. Нужно только хорошенько разобраться в понятии "трудность", расчленить его на отдельные моменты, и не браться за все сразу, а по порядку, один за другим...
Вы говорили давеча: как же могло это за столько лет никому не броситься в глаза? "Бросаются в глаза" только резкие, внезапные перемены: выдают себя только люди, еще не свыкшиеся с новым положением; постепенность, напротив - залог полного самообладания".
Владимир (Зэев) Жаботинский "Пятеро"

Борис Мир   06.07.2021 02:19   Заявить о нарушении
Роботизация не будет абсолютной, во всяком случае ещё несколько сотен лет, как и иэ не заменит полностью человеческий разум, если хватит ума делать его только инструментом, а не создавать себе конкурентов. Будущее капитализма - это вырождение именно из-за его безнравственности и идеологии эгоизма. Производственные возможности будут расти не покроются платежеспособным спросом, что приведёт к кризисам и войнам за рынки и ресурсы. Если проскочат этап планетарных войн и не погубят Землю, выродятся из-за потери цели. Производство и потребление - это не всё, что нужно людям, жрать и спариваться может и свинья. Неизбежно падение интеллекта и мотивации к творчеству, это уже имеет место. Людей слишком много, причем масса не умеет критически мыслить и не отличается умом. Лишние никому не нужны и их будут ликвидировать разными способами. У капитализма в этом большой опыт. Его будущее я описал на примере цивилизации чужих в романе "Приговор". А коммунизм... Это не просто удовлетворение всех потребностей для каждого, при желании это уже могли бы сделать самые развитые из капиталистических стран. Главное - воспитать творцов, чуждых потребительской психологии и эгоизма. А дел им хватит надолго даже с роботами. Чистка загаженной планеты, освоение её океанов, управление климатом и космическая экспансия. Сейчас трудно сказать, какие у них появятся проблемы, но их будет много. Мы можем судить только о том, что может случиться в нашем столетии, да и то с точностью предсказаний погоды. Вот мог бы Пушкин предсказать даже не квантовый компьютер, а сексуальную вакханалию на Западе, когда врачам запрещают объяснять мальчику, что он мальчик?

Геннадий Ищенко   06.07.2021 05:28   Заявить о нарушении
С большей частью не согласен. Тем не менее, интересно, и хотелось бы продолжить общение – обсудить и поспорить. Для этого прочитаю Ваш «Приговор» (начал уже). Хотелось бы, чтобы Вы, в свою очередь, прочли мою трилогию «Данэя».

Борис Мир   07.07.2021 05:38   Заявить о нарушении
Борис, я уже не пишу нового и почти ничего не читаю. Село зрение и одолели болезни. Скоро кончусь совсем. Напоминаю о себе рецензиями на небольшие рассказы, на большее уже не хватает. Извините. С уважением, Геннадий.

Геннадий Ищенко   07.07.2021 06:09   Заявить о нарушении
Геннадий, а если пообщаться по Скайпу? Я по нему общаюсь из Лос-Анджелеса, Калифорния, со своим двоюродным братом в Тамбове, Россия. По часу и более, абсолютно бесплатно. Попробуем, а?
Мое имя на нем michael.chassis. Разница во времени между Лос-Анджелесом и Москвой – 10 часов.

Борис Мир   07.07.2021 07:52   Заявить о нарушении
Борис, а о чём говорить? Я когда-то установил скайп и болтал со школьными друзьями... по 2-3 раза. Потом разговаривать стало не о чем. К тому же скайп перестал поддерживать мою версию. Пока появилась новая для моей версии Linux, что-то случилось с регистрацией и я на всё плюнул. Продумать свою позицию и подобрать аргументы лучше в тексте. Если Вас интересуют мои, можете почитать мою социальную фантастику. Это романы об альтернативной истории "Коррекция" (катастрофа Йеллоустоуна и времена Сталина), "Возвращение" (время Брежнева и моя альтернативная автобиография) и "Единственная на всю планету" - ближайшее будущее России и всего мира.

Геннадий Ищенко   07.07.2021 08:44   Заявить о нарушении
При чтении Вашего «Приговора» сначала на Прозе, а потом на СИ пришла догадка, что Вы переносили текст с него: поэтому обеспечивалась красная строка, и уже не требовалась пустая строка между абзацами. После того как получилось, не удержался от соблазна и загрузил на Прозу трилогию «Данэя». Спасибо за подсказку, облегчившую труд.
Поскольку ищу единомышленников в своем видении будущего, искал в Вашем, изображенном в «Приговоре», то, что в чем-то совпадает с моим. Нашел лишь единственное, но слишком существенное: «Остаётся наука, но она только для избранных. Чтобы ею заниматься, мало желания, нужны способности». Совпадает целиком: наукой будут заниматься только прошедшие церебральный сортинг на превосходство своих интеллектуальных способностей над тем, что на русском языке не совсем точно называется искусственным интеллектом. (По-английски artificial intelligence, а не intellect. Разница между intelligence и intellect в том, что intelligence — это способность разума изучать любой навык. С другой стороны, intellect — это сила объективного рассуждения. В обычной жизни люди используют эти слова как синонимы, но их точные значения разные, так же как использование).
Не способные соперничать с искусственным интеллектом превратятся в не совсем удачно названный Харари класс бесполезных, useless. Их занятия у Вас в «Приговоре» и в его «Homo Deus: краткая история завтрашнего дня» совпадают полностью: «Грядущие технологические успехи, вероятно, сделают возможным кормить и содержать эти бесполезные массы даже без каких-либо усилий с их стороны. Но чем они будут заняты и смогут довольствоваться? Людям надо что-то делать, или они сходят с ума. Что они будут делать весь день? Одним из ответов могут быть наркотики и компьютерные игры. Ненужные люди могут проводить все больше времени в трехмерных мирах виртуальной реальности, куда более волнующей и увлекательной, чем тусклая реальность вокруг. … Однако, такое развитие событий нанесло бы смертельный удар либеральной вере в святость человеческой жизни и человеческих переживаний. Что святого в бездельниках, дни напролет развлекающихся искусственными переживаниями в мире грёз?».
В отличие от вас обоих я предвижу реальную возможность превращения их в критический момент будущего в исключенных из общества «неполноценных», чье положение сравнимо с положением уже не людей. Передав целиком воспроизводство человечества суррогатным матерям, которыми сделали часть малоспособных женщин, и тем самым лишив появляющихся детей связи с биологическими родителями и их защиты от превращения в смертников-доноров органов для пересадок, сексуальных рабынь и рабов, подопытных объектов наряду с животными. И в дальнейшем, производя отбор превосходящих все более совершенный искусственный интеллект, убивать тех, кто будет не нужен.
Что сможет помешать такому: коммунизм и демократия будущего? Слишком не уверен! Да: «Коммунизм как раз и предполагает нравственное общество и творческий труд», пишете Вы. Но Homo Sapiens, превратившись в суперинтеллектуального Homo Deus, едва ли станет и Homo Prudens (человеком мудрым) или Homo Angelicus (человеком ангельским). Придется исходить из реальной человеческой природы, которой свойственны не только благие желания, но и тщеславие, стремление превосходить, первенствовать, главенствовать. Подавляемое воспитанием и общепринятой общественной этикой, они уйдут в глубину подсознания и коварно дадут себя знать в критических обстоятельствах. И интеллектуалы, не щадящие себя в судорожных усилиях выйти из них, смогут счесть допустимым не щадить и малоспособных: сменить гуманизм безжалостным прагматизмом.

Борис Мир   23.07.2021 00:10   Заявить о нарушении
Заметил ошибку, сделанную по рассеянности. Загрузил на Прозу не трилогию "Данэя", а роман-эпос "Западный полюс".

Борис Мир   23.07.2021 00:55   Заявить о нарушении
Борис, Вы переносите развитие нынешней капиталистической реальности в далёкое будущее, которого у него нет. Пример вырождения, о котором Вы писали, описан у меня в "Коррекции". А коммунизм... В ближайшие 100-200 лет нашлось бы много дел всем. Планета загажена, разболтался климат, ужасное качество продовольствия и его нехватка, состояние здоровья людей и покорение океанов, ближний и дальний космос... Это только то, что приходит в голову современного человека, а никто из нас не додумается над тем, какие вызовы могут появиться через века. Это всё равно что спросить у Пушкина о ХХI веке.

Геннадий Ищенко   23.07.2021 07:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Незабытое» (Борис Мир)

Как грустно... И как печальна наша история.
Т.Б.

Иосиф Буевич   01.07.2021 13:54     Заявить о нарушении