Борис Гречин - полученные рецензии

Рецензия на «Почему религиозное воспитание лучше светского» (Борис Гречин)

Религиозное воспитание ничему хорошему не научит. Согласно религиозной морали нужно иметь алчность к раю и страх перед адом, руководствуясь не совестью, а этими мифическими Пряником и Кнутом.

Эльвира Константиновна Сазонова   04.11.2022 12:38     Заявить о нарушении
Рецензия на «Буддийские параллели в мысли П. Флоренского» (Борис Гречин)

Спасибо. Вы правы: мировоззрению Флоренского надо учить детей в школе.

Виталий Ильинский   04.09.2022 13:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Господин жаворонок» (Борис Гречин)

Написано талантливо. Борис, а эта пьеса основана на реальных событиях?

ОПЕЧАТКА В СЦЕНА 26

Бидерман поспешно убегает и скоро, вместе с ещё одним е г е р е м, приводит
М а к с и м а.
Максим вхоlит, гордо запрокинув голову назад, долго презрительно смотрит на Лерхе. Перед взглядом Шрайера не теряется.

Ш р а й е р. Ти знать этот дьевушка? Она есть партизанин?

Михаил Трубицын   16.01.2020 19:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Отношение буддиста к теософии» (Борис Гречин)

Действительно настоящая, исследовательская, непредвзятая статья, заслуживающая внимания, таких статей (особенно на тему теософии) не так много сегодня. Браво автору!
--
Я, возможно, не могу называться настоящим буддистом, но последователем Гаутамы Будды могу точно, а также очень хорошо отношусь к теософии и ЕПБ, поэтому, эта статья была достаточно интересна для меня- затрагивала сразу обе темы.
--
Но всё же, в статью забрались некоторые неправильности.
1)В этой статье (а возможно и сами для себя тоже) Вы определяете "теософов" (как вы говорите. Однако, "теософ" и член Теософского Общества (ТО)- это разные вещи, второй не обязательно будет первым, а первый вторым.. Вы, возможно, имеете ввиду второй вариант) как последователей некоего учения с обязательной верой в Махатм и признания ЕПБ как авторитета. Но это далеко не всегда так. Среди, например, индийских членов ТО есть предостаточно тех, кто очень слабо представляет, кто ЕПБ вообще такая. Вообще, у ТО есть определенный устав, где от члена ничего подобного не требуется. Вы правда говорите потом "Но, вероятно и не всем теософам" (про упрек в лицемерном поклонении). Так как ТО не требует от своих членов какой-либо веры -> Теософы (или вернее- члены ТО) представляют из себя очень неоднородную массу в плане мировоззрения.
2)Насчет национальности Махатм. Не понимаю, с чего вы взяли, что все они тибетской национальности. Кут Хуми в письмах говорит о том, что он индиец (Кашмир), а Мория ,как говорит Блаватская, является индийским раджпутом. А "Тибетские Махатмы-Лха" от того, что само месторасположение их главного Ашрама находится где-то в горах Тибета или в их районе. Буддистами же они называют себя не потому, что они верующие (вообще, это звучало бы нелепо по отношению к просветленным, хотя бы потому, что их вера уже сменилась на знание), а потому что они "...преданные последователи духовного воплощения абсолютного самопожертвования, человеколюбия, божественной доброты, как и всех других высочайших добродетелей, достижимых на этой земле печали — человека из человеков, Гаутамы Будды..." ("Письмо Маха-Чохана").
-------
-------
А вообще, несмотря на вышеперечисленное статья очень хорошая. Вероятно была проделана огромная работа в лингвистическом плане.

Андрей Шушаков   29.02.2016 12:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Авторское разъяснение о Христианах и Бамбино» (Борис Гречин)

Сложно это всё. Здесь же не журнал, здесь народ гораздо проще.

Алексей Курганов   28.12.2015 13:01     Заявить о нарушении
Всё может быть. Но я исхожу из того, что люди читают разные.

Борис Гречин   28.12.2015 13:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Почему религиозное воспитание лучше светского» (Борис Гречин)

Нравственность не зависит от религиозности человека. Это внеконфессиональная категория.
Не скажу за буддизм, но за христианство могу. Изучал первоисточники.

Не атеисты и агностики страшно пытали протопопа Аввакума и его сподвижников (вырывали языки, кололи глаза, а потом сожгли в Пустозерске), и не простые миряне заточили в чертог, а потом сожгли на костре Джордано Бруно, Яна Гуса, Жанну Дарк и МИЛЛИОНЫ инакомыслящих еретиков, а именно и только – церковные мракобесы и инквизиторы. И делали эти мерзости во имя Бога и Веры. А еретики, как известно, это далеко не всегда атеисты даже, а просто - верующие, но ИНАКОМЫСЛЯЩИЕ. Примеров тому не счесть. То есть история знает огромное количество примеров уничтожения религиозными садистами инакомыслящих и атеистов, но обратных примеров в истории нет. Воистину атеистов били-били... Как там у М.А.Булгакова: "Мы котов душили-душили, душили-душили..." И Вы предлагаете представителям конфессии, из-за которой страшной смертью умерщвлялись ни в чем не повинные люди, воспитывать детей?!

Самые страшные войны и преступления совершались именем Бога и во имя Бога. Святая Инквизиция, Крестовые походы, Варфоломеевские ночи, средневековые религиозные войны, салафитское и ваххабитское безумство, накрывающее Европу – всё – именем Бога. И МИЛЛИОНЫ жертв.
Мракобесие, обскурантизм и чернокнижие...

Даже Святой престол начал задумываться над своей кровавой историей. Периодически извиняется перед паствой за содеянное. Жанну Дарк сначала сожгли, а теперь вот к лику святых причислили. Суетятся, потому что реально очень много зла натворили, очень много.

Добавлю: против преподавания в школе истории религиозных учений не имею ничего против.

Михаил Шуваев   28.07.2013 03:19     Заявить о нарушении
Понимаете ли, Михаил, Вы излагаете совершенно верные факты. Но подборка фактов тоже может быть тенденциозной. Кажется, большевики-атеисты тоже отличились в зверствах и число их жертв тоже было огромно?

Насколько фанатик и безумец действительно является религиозным человеком? Принадлежность к конфессии как к историческому сообществу, к церкви имеет малое отношение к искренности и чистоте человеческой веры. А вообще, говорить об этом сложно, потому что для того, чтобы говорить о вере и атеизме, нужно иметь общие ценности, вы согласны? Не является ли то, что мы с Вами слабо понимаем друг друга, лучшим доказательством того, что вера и безверие разделяют людей КУДА БОЛЬШЕ, чем различные религии?

Борис Гречин   28.07.2013 17:40   Заявить о нарушении
Отчего же, Борис.
Я Вас прекрасно понимаю и воспринимаю. Мы с Вами говорим на одном языке и мыслим похожими нравственными категориями. Думаю, что и Вам близки такие понятия как доброта, любовь, сострадание, долг, дружба...
Я лишь говорю о том, что для того,чтобы быть порядочным и нравственным человеком, не обязательно ходить в церковь. Самые сильные нравственные императивы не те, которые привнесены извне и выполнение которых обусловлено жрецами "пряником" в виде загробного мира, а те, которые человек САМ установил для себя и следует им вне зависимости от обещанных поощрений или угроз (геенна огненная). Религия, по крайней мере христианство, иудейство и ислам держатся на страхе.
Одно дело - приковать пулеметчика к оружию цепью, чтобы не сбежал, как это делали фашисты во время Второй мировой, и совсем другое дело лично осознанные подвиги Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло и многих других атеистов.
А что касается коммунистов-атеистов и их зверств, согласен, тоже было. Но продолжалось недолго, уже в войну отношение к религии и верующим переменилось и стало сдержанно-нейтральным (вспомните танковый батальон, подаренный РПЦ Красной армии то ли в 1942, то ли в 1943 году). А религиозная мясорубка продолжалась веками, да и сейчас идет полным ходом.
Не знаю, понятно ли я объяснил свою позицию.
С уважением,

Михаил Шуваев   28.07.2013 18:40   Заявить о нарушении
Михаил, я полностью согласен с Вами в отношении того, что совсем не нужно ходить в церковь или совершать иные формальные ритуалы для того, чтобы быть порядочным человеком. Но ведь откуда-то человечеству даны вообще категории порядочности, чести, достоиства, блага и любви. Так получилось, что эти категории связаны именно с религией и религиозными учителями. Проповедь блага была и остаётся (несмотря на все уродливые явления в церкви) специфической задачей религии. Поверьте, что ни школьный учитель, ни педагог вуза, ни учёный-гуманитарий такой проповедью не занимается (а если и делает это — то по собственному почину и рискуя вызвать гнев родителей или аудитории). И ведь к простой человеческой порядочности не сводится высший идеал человека, а воспитание себя, приближение к облагороженному образу — сложнейшая наука, которая, так получилась, была разработана именно религиями, а вовсе не светской педагогикой.

Я глубоко убеждён в том, что религия, любая, говорит о некоей сверх-реальности, в том числе этической, которая не познаваема просто здравым смыслом. Необходимость быть добрым не обосновывается научно, а даётся (даже в буддизме) через веру, точней, через принятие основополагающих религиозных этических истин, без согласия с которыми традиционные буддийские дебаты, к примеру, невозможны. Поэтому крайне необходима человечеству, и отвергать её просто на основании инквизиции, священнослужителей-педофилов и пр., подобно стремлению закрыть все школы вообще на том основании, что, действительно, имеются плохие и даже порочные учителя. С уважением, Б. С. Гречин

Борис Гречин   28.07.2013 19:05   Заявить о нарушении
Я не могу с уверенностью, не являясь христианином, сказать, основывается ли христианство на страхе или нет, но (простите великодушно), боюсь, что Вы не можете сказать этого тоже. Парадокс заключается в том, что до тех пор, пока мы пребываем ВНЕ религии, наши суждения о ней опираются на спекуляции и немногим уходят от догадок воспитанников детского сада о том, чем на самом деле занимается заведующий. Ведь как мы можем с уверенностью сказать, каковы на самом деле чувства верующих, если мы ими НЕ являемся? Когда же мы оказываемся внутри религии, то делаем это из любви, а не из страха, и тогда, разумеется, нам не приходит в голову говорить о том, будто догматами мы прикованы к пулемёту. (Если Вы помните, это примерно то, о чём Фёдор Павлович Карамазов говорит с Алёшей, когда протестует против "тварного ада", но ведь этот самый "вульгарный" ад существует только в голове самого Карамазова-старшего, который вначале создаёт образ, не вполне близкий к тому, о чём говорит религия, а затем опротестовывает его.) Впрочем, и здесь каждый верующий может с уверенностью говорить только о своём опыте.

Борис Гречин   28.07.2013 19:17   Заявить о нарушении
Ваше утверждение, Борис, справедливо и с обратным знаком: трудно набожному человеку понять внутренний мир атеиста, его императивы, принципы и законы.
С уважением,

Михаил Шуваев   29.07.2013 11:03   Заявить о нарушении