Николай Сологубовский - написанные рецензии

Рецензия на «МДН. Благодарность организаторам Фотовыставки» (Николай Сологубовский)

Публикуется в связи с открытием в Московском Доме национальностей выставки фотокартин Николая Сологубовского «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии»

2006 год
Загадки прекрасной и коварной Сахары
http://proza.ru/2025/07/02/56

2006 год
ВСТРЕЧА С ЧЕЛОВЕКОМ,
КОТОРЫЙ ЖИЛ СОРОК ТЫСЯЧ ЛЕТ НАЗАД…
http://proza.ru/2025/07/02/1847
2011 год
Сокровища мировой культуры в Ливийской Сахаре -
Сергей Филатов, политический обозреватель журнала «Международная жизнь»
http://interaffairs.ru/news/printable/7764?ysclid=mcl27mlqut751909816

2012 год
«Международная жизнь» опубликовала в 2012 году фотокартины Николая Сологубовского о Сахаре.
Фрески Сахары – Галерея
http://interaffairs.ru/gallery/show/47
2025 год.
1 июля
Международная ассоциация фондов мира
http://vk.com/wall-230755088_32?ysclid=mcl1pncre642503835

МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии.
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-01

Фотовыставка в МДН «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
http://www.sologubovskiy.ru/articles/9084/

МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии
http://proza.ru/2025/07/02/45
Сахара. Ливия. У истоков Человеческой цивилизации
http://proza.ru/2025/07/02/65
МДН. «ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ»
В июле 2025 года в Московском Доме национальностей открыта выставка фотокартин «ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ».
http://proza.ru/2025/07/02/45?ysclid=mcn4wufcm6723369119
ПОДЦЕРОБ А.Б., СОЛОГУБОВСКИЙ И.Н., СОЛОГУБОВСКИЙ Н.А.
Петроглифы и наскальная живопись САХАРЫ ЛИВИИ
(ИСКУССТВО ИСЧЕЗНУВШИХ МИРОВ)
http://proza.ru/2025/07/02/1898
Мы публикуем отрывки из книги о произведениях неизвестных культур, обнаруженных учеными в пустыне Сахара, раскинувшейся на многие тысячи квадратных километров от Атлантики до Нила. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества. Большую роль в сохранении этих сокровищ сыграли правительственные организации Ливии, работавшие в тесном контакте с учеными Италии, Франции, Германии, России и других стран.
http://proza.ru/2025/07/02/1898
О чем спорят ученые?
Как отличить древний рисунок от современного?
http://proza.ru/2025/07/02/45

КАК И ПОЧЕМУ ПОРЯВИЛОСЬ ИСКУССТВО?
КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. КАК ЧЕЛОВЕК СТАЛ ТВОРЦОМ!

http://proza.ru/2025/07/03/238

МДН. САХАРА. Стихи, которые стоит прочитать….
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-03
МДН. Сахара. Антуан Сент-Экзюпери
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-07-02
САХАРА. У ИСТОКОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
http://www.sologubovskiy.ru/articles/9085/
К двадцатилетию первой российской экспедиции за петроглифами и наскальными рисунками ливийской Сахары (2005 год)
Мысли и чувства, записанные в Сахаре
http://proza.ru/2025/07/03/305

Д. А. Ольдерогге
Предисловие к книге французского ученого Анри Лота
«В поисках фресок Тассили». Москва, 1962.
HENRI LHOTE
«A LA DECOUVERTE DES FRESQUES DU TASSILI»
B.ARTHAUD 1958
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-28
О Сахаре….. Мысли и чувства….
http://proza.ru/2025/07/03/305

«Затерянный мир ливийской Сахары».
Отрывок из книги А.Б.Подцероба
«САХАРА. НАРОДЫ, ГОСУДАРСТВА, ЦИВИЛИЗАЦИИ»
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-27

Ливия. Сахара предостерегает…
http://proza.ru/2025/07/03/1024
Ливийская Сахара. Автор благодарит организаторов Фотовыставки в МДН
http://proza.ru/2025/07/03/1074

Николай Сологубовский   03.07.2025 13:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ливия. Сахара предостерегает» (Николай Сологубовский)

В Москве открывается фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».

📍 Где: Московский Дом национальностей (Новая Басманная ул., д.4, стр.1)
Вы увидите около 100 фотографий Николая Сологубовского, запечатлевших древнее наскальное искусство ливийской части Сахары. Эти памятники — настоящие сокровища человечества, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Петроглифы находятся в труднодоступных районах Ливии (вади Матхандуш, Увейнат, Акакус), которые остаются малоизученными.

Выставка приурочена к 70-летию установления дипломатических отношений между Россией и Ливией. Выставка открыта до 30 июля.

Русский дом в Тунисе благодарит партнёров и организаторов выставки: Посольство Государства Ливия в Российской Федерации, Посольство Российской Федерации в Государстве Ливия, Правительство Москвы и «Московский Дом национальностей».

Николай Сологубовский   03.07.2025 13:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Как и почему появилось искусство?» (Николай Сологубовский)

Ливия и Сахара всегда находились на стыке межкультурного взаимодействия. Здесь зарождались цивилизации, они оставили после себя артефакты, который рассеяны на такой большой площади, что их трудно обнаружить. Мы должны их искать в ливийской Сахаре. Именно здесь люди сделали первые попытки осесть на земле, создать человеческие общества и дать им возможность развиваться.

Начиная с эпохи палеолита Ливия стала местом, в котором различные культуры в постоянно контакте друг с другом успешно развивались и процветали в те времена, когда климат Сахары был влажным и племена охотников и собирателей, а затем пастухов могли свободно мигрировать по обширным территориям.
В эпоху неолита человек совершенствовал свои инструменты, переходил к сельскому хозяйству и продолжал художественно осмыслять и запечатлевать в рисунках и петроглифах жизнь во всех ее проявлениях.

Население Сахары развивалось на протяжении VII и V веков до н.э. в тесном контакте с греческой культурой на севере, египетской на востоке, финикийской на западе и с африканскими культурами на юге.
Это привело к появлению крупных городских поселений на берегах Средиземного моря, которые постоянно обогащались художественными произведениями. Среди них в Ливии особо выделялись города Лептис Магна и Сабрата.

Николай Сологубовский   03.07.2025 12:23     Заявить о нарушении
Рецензия на «Книга Петроглифы, наскальная живопись Сахары Ливии» (Николай Сологубовский)

Петроглифы ливийской Сахары

Пустыня Сахара богата петроглифами и артефактами. Ученые считают, что большое количество древних артефактов и петроглифов находится до сих пор под большим слоем песка.
Петро́гли́фы — выбитые или нанесённые краской изображения на камне с древнейших времён, начиная с палеолита. Петроглифами называют как древние наскальные живописные рисунки, выполненные красками или высеченные на камне, так и более поздние рисунки и гравировки на скалах. Петроглифы найдены во всех частях мира, в том числе и в России.

Среди древнейших петроглифов Сахары (палеолит, 40 — 10 тысяч лет тому назад) преобладают изображения животных: слоны, жирафы, крокодилы, гиппопотамы, носороги, олени, бизоны, зубры, кабаны, собаки. Редко встретишь человеческие фигуры, некоторые из них - в масках.
В эпоху неолита (начиная с 10 тысячелетия до н.э.) появляются панно из жизни людей — охота, праздники (танцы), бытовые сцены.
По мнению некоторых ученых, петроглифы выполняли и обрядовые функции.
На фото – Ливия, Мессак, петроглифы Вади Матхандуш («джинны». «кошки Маммони»).
Плато Мессак и горный Акакус хранят тысячи произведений наскальной живописи в Ливии. Наиболее древние, по мнению археологов, созданы 20 тысяч лет назад ...

Николай Сологубовский   03.07.2025 12:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мысли и чувства, записанные в Сахаре...» (Николай Сологубовский)

О Сахаре….. Мысли и чувства….

Публикуется в связи с открытием 3 июля 2025 года в Московском Доме национальностей выставки фотокартин Николая Сологубовского «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии»

А если мы заставим его смотреть на сам свет, не пострадают ли его глаза? Не убежит ли он от его вида, чтобы вернуться к тому, что он может видеть, и не поверит ли он, что это действительно более отчетливо, чем то, что ему показывают?
Платон, «Государство», книга VII, Аллегория пещеры.
Все пустыни друг другу от века родны,
Но Аравия, Сирия, Гоби –
Это лишь отраженье сахарской волны
В сатанинской воспрянутой злобе.
Н. Гумилев.
«В настоящее время становится все яснее, что основы культуры народов современного Судана и Тропической Африки складывались в районе Сахары. Именно здесь следует искать истоки искусства народов Африки. Здесь возникла весьма сложная культура эпохи неолита, которая развивалась в связи с культурами древнего Египта и Средиземноморья и, вероятно, предшествовала им».
Д. А. Ольдерогге. Предисловие к книге французского ученого Анри Лота «В поисках фресок Тассили». Москва, 1962.

«Тот, кто решится посетить Сахару, уйти в этот мир без теней, будет вознагражден сторицей. Он будет поражен величием Сахары, сможет любоваться пейзажами неземной красоты, увидеть незабываемое великолепие закатов и восходов. Человек оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, один на один с космосом. Иногда среди моря песка возникает странное ощущение — кажется, будто барханы живут, дышат, появляется чувство, что эрг наблюдает за тобой…»
А.Б.Подцероб

«Представленные на фотовыставке картины петроглифов и наскальной живописи Сахары попали в Москву из самых отдаленных уголков ливийской пустыни Сахары и «добыть» их было не просто. То, что показано на них, уникально».
А.Б.Подцероб

«Фотокартина – это способ сохранить для себя то, что навсегда стирает безжалостное Время. Это твое видение прекрасного, твое отношение к миру. И когда ты запечатлеваешь то, что создано другими художниками много тысячелетий назад, то ты испытываешь счастье вдвойне: как человек, который узнал новое, и как человек, который сохранил жизнь тому, что Время могло уничтожить навсегда…»
И.Н.Сологубовский

«Особенно Сахара хороша в часы заката. На границе дня и ночи, когда солнце уже исчезает за краешком земли, но еще раскрашивает своими лучами облака, прямо над линией горизонта начинается изысканная игра вечерних красок. Силу набирает то один, то другой цвет. И, наконец, переплетаясь, переходя от оттенка к оттенку, они застывают на несколько минут в гармонии, будто радуга, которая, утомившись, прилегла на землю отдохнуть. Так это в памяти и остается».
С.В,Филатов,
журнал ДИСКАВЕРИ, « Разные лица Сахары», июль 2009.

«В течение многих веков либико-берберская Африка повидала людей разных культур и религий и она восприняла многое от них, но и наложила на них свой отпечаток. И под покровом адаптации других культур берберский мир сохранил свою душу, душу «вечного Югурты»
Mhamed Fantar, Francois Decret

«Во время последнего ледникового периодалюди – не наши человекообразные предки, а собственно homo sapiens, процветали, они переселялись на юг по мере продвижения ледников, а по мере их отступления – на север».
Айзек Азимов

Тот, кто не познал молчания пустыни, не знает, что такое молчание.
Туарегская пословица
….
Пустыня очищает, преображает, созидает.
Она нам открывает только границы насттоящего чуда: это расцвет добродетелй человека, поражение ложных ценностей, ненужных соблазнов, чванства и низости. Это гимн силе воли и любви. И иногда это испытание голодом и жаждой, торжество духа над плотью.
Шарль де Фуко
….
Я всегда любил пустыню. Сидишь на песчаной дюне. Ничего не видишь. Ничего не слышишь. И однако в молчании этом рождается что-то...
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Там, где никто не может жить, некоторые люди научаются жить.
Альберт Камю

Сахара очищает тела и укрепляет души.
Генри Мишо

Сделай из твоей жизни мечту, а из мечты – реальность.
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Земля нас учит большему, чем все книги. Потому что она сопротивляется нам. Человек осознает себя, когда преодолевает трудности.
Антуан Сент-Экзюпери.
….
Пустыня прекрасна, она не обманывает, она чиста.
Теодор Моно

В пустыне, вы видите, есть все... и нет ничего... Это Господь перед вами... без людей...
Оноре де Бальзак
….
Мы должны научиться уважать жизнь во всех ее формах: нельзя беспричинно уничтожать ни одну из травинок, ни один из цветков, ни одно живое существо, потому что и они тоже созданы Господом.
Теодор Моно
…..
«Счастливая улыбка любимой женщины; доверчивый и полный прекрасных чувств взгляд ребенка, который дорог; взволнованная признательность людей, к которым мы проявили доброту, сочувствие или сострадание, – все эти простые человеческие чувства, без всякого пафоса, при здравом размышлении, стoят куда больше, чем все революции мира; больше, чем весь этот коллективный невроз, который нет-нет, да и появляется у Истории, больше, чем все эти пустые претензии всех цивилизаций, сменявших друг друга на этой планете».
Мустафа Тлили. Роман «Свет песков»
….

Николай Сологубовский   03.07.2025 12:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «МДН. Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии» (Николай Сологубовский)

2010 год

«Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания поездок в Сахару А.Б.Подцероба.
http://vk.com/wall-135347719_13124?ysclid=mcl29vm27z247262508
«В Сахаре нет часов, там есть только время». Эту фразу российский дипломат Алексей Подцероб услышал от проводника во время одного из своих путешествий вглубь Сахары. Из сорока лет, прошедших между окончанием института и выходом в отставку, 20 лет он провел в Северной Африке - в Алжире, Ливии, Египте и Тунисе.

Эти страны, столь похожие и столь разные, достойны самых подробных описаний. Но А.Б. Подцероб решил рассказать именно о Сахаре – Великой пустыне, которая объединяет эти страны, являясь частью их прошлого и настоящего.
«Меня удовлетворяет только то, что я могу видеть собственными глазами». Эти слова имама Абу Ханифы, невольно вспоминаются при чтении книги «Бескрайние просторы Сахары».
« Я много ездил по Сахаре. Мы уходили от оазисов на 200-300 км, - сказал А.Б.Подцероб, представляя свою книгу друзьям и всем, кто интересуется Востоком. - Когда я вернулся в Москву и вышел в отставку, увидел, что о Сахаре у нас знают не так уж много. У нас переводились книги западных ученых, выпускались отдельные книги по африканским странам. Но полной картины о Сахаре – не было. Традиционное представление о пустыне – песок, барханы, палящее солнце и жара. Это все так, но это не все. Сахара была колыбелью цивилизаций. В Сахаре живут бедуины, туареги, жители оазисов. Там велась Вторая мировая война. Под поверхностью Сахары скрыты нефть и газ. И вот я решил написать книгу, в которой объединил свои впечатления и свои знания о Сахаре».
Конечно, у Алексея Подцероба в России были предшественники, которые писали о Сахаре. Интерес к ней был: не случайно в «Карманную книгу для любителей земледелия», изданную Русским Географическим Обществом еще в 1848-м году, была включена отдельная глава, озаглавленная «О степи Сахаре».
В конце 19-го века в Сахаре начали появляться российские исследователи. В 1875 году путешествие по Ливийской пустыне совершил Василий Юнкер. Заслуга этого русского ученого состоит в том, что он окончательно опроверг предположение о существовании древнего русла Нила, а также обнаружил, что находящиеся в этой зоне оазисы расположены не ниже, как считалось ранее, а выше уровня моря.
Тогда же была предпринята и первая в России попытка изучения таинственных туарегов. В феврале 1885 года к ним по поручению Российского императорского географического общества был направлен этнограф и антрополог Александр Елисеев. Узнав, что туарегские племена с уважением относятся к медикам, путешественник, бывший врачом по образованию, решил этим воспользоваться. Он смог добраться до Гадамеса после пятнадцатидневного путешествия с караваном. Там А. Елисееву, оказывавшему медицинскую помощь туарегам, удалось установить с ними дружеские отношения, познакомиться с их жизнью и бытом.
«Я, - пишет он, - принимаем везде как желанный гость - и в черной палатке туарега, и среди его веселой фантазии - ночного пиршества, и на совете убеленных сединой старцев». Русский исследователь был восхищен этими «властителями пустыни», о которых он пишет как о «свободолюбивых, гуманных, всосавших понятие о равенстве с молоком матери» людях. А. Елисеев дал первое в русской научной литературе описание туарегов: «Главное отличие туарега от других народов, - подчеркивает автор, - это то, что он вечно покрыт родом вуали... Никогда не снимает своего покрывала туарег, даже когда ест или спит... Одежда туарегов немудрёна и состоит из голубой блузы шерстяной материи и таковых же панталон, перетягивающихся поясом, часто красного цвета; красный, белый или голубой плащ набрасывается на плечи; амулеты, украшающие шею, пояс и грудь суеверного туарега, дополняют его наряд, так же как и оружие»…
В книге А.Б.Подцероба «Бескрайние просторы Сахары» - четыре описания его поездок в Сахару. Первая – через эрг аз-Заллаф, через огромные песчаные барханы Ливии. Затем поездка по Ливии к вулкану Вау ан-Намус. Третья – это пересечение самого сложного района Сахары эрга Мурзук. «Мы были первой российской группой, которая смогла добраться центра этого песчаного моря, - сказал А.Б.Подцероб. - Последняя поездка – по Тунису. Кроме этого, другие главы посвящены наскальной живописи Сахары в Акакусе, вади Матхандуш, цивилизация Гарамантов, которая возникла в пустыне и просуществовала полторы тысячи лет. Наряду с Пальмирой цивилизация Гарамантов – уникальное для античности явление.

Есть глава, посвященная Лептис Магна – городу на побережье Средиземного моря, который служил воротами в Сахару для финикийцев и римлян и был тесно связан с Сахарой. Есть глава о великой искусственной реке, которую построили в Ливии».
http://proza.ru/diary/eskadra/2025-06-01

Николай Сологубовский   02.07.2025 01:04     Заявить о нарушении
В. А. ИСАЕВ →
Источник: Азия и Африка сегодня. - № 12. - 31 декабря. - 2010. - С. 71-72. →
В нашей стране опубликовано не так уж много книг о величайшей пустыне мира. Были переведены работы французских исследователей Р. Капо-Рея и А. Лота, выпущен сборник статей "Гарамантида (африканская Атлантида)", появлялись очерки в страноведческих изданиях и журналах. Уже в силу этого можно считать заметным событием выход в свет монографии А. Б. Подцероба "Бескрайние просторы Сахары" (М., Библос консалтинг, 2010, 191 стр.), в которой рассказывается о прошлом и настоящем Сахары. В книгу включены также очерки о поездках автора, который за 20 лет, проведенных им в Северной Африке, неоднократно путешествовал по Великой пустыне, уходя по грунтовикам и бездорожью на многие сотни километров от оазисов. В декабре 2005 г. он возглавил группу россиян, достигшую центра самого труднодоступного района Сахары - эрга Мурзук.
Монографии предпослано предисловие директора Института Африки, члена-корреспондента РАН А. М. Васильева, который характеризует ее как не просто научный, а научно-художественный труд. К книге приложен DVD с кинолентой Н. А. Сологубовского "Лувр под открытым небом", являющейся первым российским документальным фильмом о наскальной живописи ливийской Сахары.
В двух первых и двух последних главах, как бы обрамляющих монографию, описаны поездки автора к озерам, укрывшимся посреди гигантских барханов эрга Аз-Заллаф, к затерянному миру Великой пустыни, находящемуся в кратере древнего вулкана Вау ан-Намус, через Большой Восточный эрг и через Мурзук. Остальные главы расположены в хронологически-тематическом порядке.
В одной из них идет речь о когда-то населявших Сахару народах и об оставленных ими десятках тысяч петроглифов и наскальных рисунков, которые образуют нить, связывающую нас с людьми, жившими многие тысячи лет назад. В книге подробно рассказывается о двух находящихся в Ливии "музеях под открытым небом" - в горном массиве Акакус и в вади Матхандуш. Их описание тем более интересно, что в отличие от наскальной живописи алжирского Тассили-Алжира, фрески и петроглифы Феззана известны отнюдь не так широко.
В монографии говорится о таинственной Гарамантиде - государстве, возникшем в античные времена в Центральной Сахаре и просуществовавшем полтора тысячелетия. В работе описано появление там гарамантов, чьи караваны связали побережье Средиземного моря с Западным Суданом, даются зарисовки их жизни, рассказывается о гибели их царства. Эта глава тем более интересна, что посвящена малоисследованным страницам истории Сахары. Достаточно напомнить, что надписи, сделанные на языке гарамантов, до сих пор не расшифрованы, и информацию об этом народе мы черпаем из работ греческих и римских авторов. Ценно и то, что в главе о Гарамантиде на сведения из научных исследований наслаиваются личные впечатления автора.
Описываются в работе и связи с Великой пустыней римлян, исходным пунктом для которых служила Лептис Магна - огромный город, находящийся на берегу Средиземного моря. Его циклопические постройки производят незабываемое впечатление даже на нас - людей XXI века.
Отдельная глава посвящена исследованиям Сахары, которую открывали трижды - в античный период, в средние века и в новое время. При этом автор не обходит вниманием вклад в изучение Великой пустыни российских путешественников В. В. Юнкера и А. В. Елисеева.
Говорится в книге и об эпопее генерала Ф. Лёклерка, возглавившего Соединение "Л" Свободной Франции, которое с боями прошло через всю Сахару от Чада до Триполи, а затем воевало в пустынях Туниса. К позитивным сторонам этой главы относится то, что автор не ограничивается описанием действий бригады
стр. 71
________________________________________
Ф. Лёклерка, а показывает их в увязке с операциями английской 8-й и немецко-итальянской Африканской армий и с рейдами английских Пустынных групп дальнего действия, а также с попытками немецкой Тропической роты из состава спецподразделения "Бранденбург-800" проникнуть из Итальянской Ливии во Французскую Экваториальную Африку. Представляет интерес вывод автора, что упорная оборона 1-й бригадой Свободной Франции Бир Хакима, а позже победа, одержанная Соединением "Л" у Ксар Гиляна, сыграли роль камешков, которые вызывают сход лавин: Бир Хаким стал прологом к поражению генерал-фельдмаршала Э. Роммеля у Эль-Аламейна, а Ксар Гилян позволил союзникам обойти с фланга Линию Марет, что предопределило поражение фашистских войск в Тунисе. Вместе с тем монография только выиграла бы, если бы в ней было уделено больше внимания участию россиян в боевых действиях на Севере Африки.
В одной из глав речь идет о сооружении в Ливии Великой искусственной реки, по которой вода из находящихся в центре Сахары гигантских подземных озер перебрасывается к побережью Средиземного моря. Автор наглядно показывает, каких огромных усилий потребовало осуществление этого самого крупного (по объему работ) проекта XX века.
Еще две главы посвящены людям пустыни - туарегам, которых А. Б. Подцероб называет "властелинами безбрежных пространств", и обитателям оазисов, жизнь которых описывается на примерах египетской Сивы, алжирского Мзаба и тунисского Тозёра.
Рассказывая о туарегах, автор справедливо отмечает, что их общество не является первобытным, что ими были основаны города, созданы государственные образования, использовался свой собственный алфавит. Он убедительно показывает, как колониальные завоевания, государственные границы, а затем появление современной экономики положили конец традиционному образу жизни туарегов.
Описывая оазисы, автор показывает, какое значение для их обитателей имеет разведение пальм, обеспечивающих людей финиками - основной сельскохозяйственной культуры Сахары. Помимо фиников пальма дает древесину, ее листьями настилают кровли хижин, из них плетут циновки, корзины, шляпы. В тени листьев пальм, защищающих землю от палящего солнца, в оазисах выращиваются фруктовые деревья и овощи.
Для удобства читателя книга снабжена словарем арабских и берберских терминов.
Монография написана хорошим языком, читается легко и с интересом. Открывая ее, читатель погружается в особый мир - мир, где человек ощущает себя на другой планете, в ином измерении, где на тысячи километров протянулись безмолвные песок и камни, эрги и хамады, сариры и вади, где над безбрежными просторами господствуют солнце и ветер, где пройденное расстояние исчисляется не километрами, а временем в пути. Это, пишет автор, мир, где путешественник оказывается один на один не просто с природой, а с бесконечностью, с космосом, где следы, оставленные жившими когда-то народами, заставляют физически ощущать течение тысячелетий, неумолимо уносящих в небытие племена, царства, культуры, цивилизации. В книге нашла отражение зачаровывающая красота сахарских пейзажей, великолепие восходов и закатов, бесконечность низко висящего, усыпанного крупными звездами неба.
Приходится, вместе с тем, высказать и некоторые критические замечания. Было бы желательно более детально остановиться на различных точках зрения относительно датировки климатических эпох и периодизации стилей сахарской наскальной живописи. Описывая строительство Великой искусственной реки, следовало бы привести и - если это необходимо - опровергнуть нередко высказывающиеся мнения, что данный проект не был достаточно обоснован экономически и способен к тому же негативно воздействовать на водный баланс всей Северной Африки. В книге не выделены петитом (как это обычно делается) эпиграфы к III и XII главам. Встречаются, наконец, досадные опечатки.
Все эти, носящие второстепенный характер, замечания не отменяют главного: монография представляет собою оригинальное исследование, в котором соединились знание автором рассматриваемой проблемы, эрудиция и глубина анализа. Книга позволяет россиянам познакомиться с Сахарой, "достойной, как отмечает в предисловии к работе А. М. Васильев, того внимания, которое уделяли и уделяют ей ученые, политики, бизнесмены, путешественники". С выходом исследования в свет такую возможность получили как ученые-ориенталисты, так и широкий круг читателей.
За время, прошедшее после сдачи книги в набор, ее автор совершил еще одно увлекательное путешествие в ливийскую Сахару, побывав в малоисследованных горных массивах Увейнат и Аркяну, находящихся на стыке границ Ливии с Египтом и Суданом. Остается лишь пожелать А. Б. Подцеробу продолжить работу над сахарской тематикой и опубликовать новые статьи и монографии.

© biblio.uz
http://biblio.uz/m/articles/view/САХАРА-И-ЕЕ-ПРОСТОРЫ

Николай Сологубовский   02.07.2025 01:04   Заявить о нарушении
Фотовыставка
«ПЕТРОГЛИФЫ И НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ САХАРЫ ЛИВИИ»

В ГБУ г. Москвы «Московский Дом Национальностей» открыта фотовыставка «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии».
Выставка посвящена 70-летию установления дипломатических отношений между СССР-Россией и Ливией.

Организаторы фотовыставки:
▪ Посольство Государства Ливия в Российской Федерации
▪ Комиссия по общественной безопасности и народной дипломатии Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы
▪ Российско-Африканский клуб МГУ имени М.В. Ломоносова
При поддержке:
▪ Посольства Российской Федерации в Государстве Ливия
▪ Посольства Российской Федерации в Тунисской Республике
▪ Представительства Россотрудничества в Тунисской Республике
▪ Русского Дома в Тунисе.

Участники российских экспедиций в ливийскую Сахару:
▪ А.Б. Подцероб – историк, востоковед, ученый, дипломат, Чрезвычайный и Полномочный посол СССР и России в Ливии в 1976-1980гг. и 1996-2000гг.
▪ Н.А. Сологубовский – историк, востоковед, писатель, кинематографист, автор картин, представленных на МДН,
▪ И.Н. Сологубовский – востоковед, дизайнер, архитектор.

Фотовыставка Н.А.Сологубовского рассказывает о произведениях древних культур, обнаруженных в пустыне Сахара, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены «Сокровищами Человечества» Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В Ливии находятся четыре огромных «музея под открытым небом»– вади Матхандуш, Увейнат и горный массив Акакус, которые остаются для большинства россиян Terra incognita.
Тем больший интерес вызывают авторские фотокартины Н.А. Сологубовского, представленные на выставке.
На них можно увидеть сохранившиеся с тех древних времен наскальные рисунки и петроглифы, принадлежащие четырем основным периодам сахарской наскальной живописи:
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э.,
для которой характерны огромные петроглифы диких зверей и человекоподобных существ.
Второй – «эпоха пастухов» с 8-4 тысячелетия до н.э. до 4,5-1,5 тысячелетия до н.э.), с фресками, на которых
изображены нарисованные разными красками животные, а также различные бытовые сцены.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с 11 века до н.э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый – «эпоха верблюда» (1 век до н.э. – 5 век н.э.).
Интересно, что эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же горных пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Африки, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Благодаря российским ученым можно увидеть другой мир, затерянный среди бескрайних песков Сахары, мир искусства, созданного на заре Человечества.

Адрес Фотовыставки «Петроглифы и наскальная живопись Сахары Ливии», которая будет открыта до 30 июля 2025 года:
Москва, Московский Дом Национальностей , ул. Новая Басманная, д. 4, стр. 1. Для ее посещения просьба иметь при себе паспорт.
Использование текстов Николая Сологубовского, в том числе фрагментов, фраз и словосочетаний без разрешения правообладателя, запрещается и преследуется по закону.

Николай Сологубовский   02.07.2025 01:09   Заявить о нарушении
О чем спорят ученые?

Homo sapiens - человек разумный - появился в Европе (отправившись в долгий путь из Африки) приблизительно 40-35 тысяч лет назад.
Да или нет? Вот вопрос…

Как отличить древний рисунок от современного?
Первое. Когда мы рассматриваем древний нарисованный рисунок с помощью увеличительного стекла, мы видим, что кажущаяся непрерывной и неповрежденной линия на самом деле содержит множество крошечных пробелов из-за эрозии тысячелетий: глаз не регистрирует их в своем общем видении.
Современный рисунок гораздо более связный и непрерывный.
Второе. Что касается внутренней части гравюр.
У современного рисунка она окажется свежей, чистой, белой и четкой.
У древнего рисунка она оказывается полной микрокристаллизаций после тысячелетий на стенах пещеры.
И третье. Сами древние изображения животных в пещерах Сахары выше всяких подозрений из-за своего качества и натурализма. Чтобы это была современная подделка, рисующему нужно обладать не только навыками художника-анималиста, но и иметь прекрасные знания палеолитического искусства и главное - видеть живыми животных того времени. Животных, которых никак невозможно встретить в наши дни.

Теперь изучим скандал с доисторическим «Пикассо» из Шове…
Стиль против радиоуглерода

Если скальным росписям в пещере Шове во Франции (La Grotte Chauvet-Pont-d’Arc) действительно 30 тыс лет (такая датировка была получена в результате анализа изотопа углерода древевесного угля), то это самый древний из известных образец человеческого искусства, и его значение для правильного понимания путей развития культуры огромно. Эта дата была принята и даже отпразднована западными археологами.
Но теперь появились новые сомнения в ее истинности.
"Я был бы изумлен, если бы эта дата оказалась правильной, - говорит теперь авторитетный археолог Пауль Бан (Paul Bahn). - Это очень плохо согласуется со всем тем, что мы знаем об искусстве ледникового периода."
Началась новая дискуссия о возрасте картин в Шове, подвергая сомнению прежние выводы. Это противоречие раскололо археологическое сообщество.
Пещера Шове с палеолитической живописью была обнаружена в южной Франции в декабре 1994 года и названа в честь первооткрывателя. Это вообще одно из самых значительных открытий в археологии за последние десятилетия. Ее стены - захватывающая галерея доисторического искусства и настоящая энциклопедия диких животных того времени: изображения носорогов, львов и бизонов среди прочих выполнены настолько выразительно, что специалисты по искусству ледникового периода первоначально даже не сомневались, что рисунки должны быть относительно недавними.
Некоторые их особенности, вроде животных, изображенных анфас, также определенно говорили о том, что наскальным рисункам не должно быть больше 15 тыс лет.
Но несколько месяцев спустя крошечные образцы черного древесного угля были взяты от некоторых из картин и отосланы в лабораторию для датирования радиоуглерода. Дата, которая была получена специалистами французской Лаборатории по изучению климата и окружающей среды (LSCE), потрясла всех: картины были отнесены к самому началу верхнего палеолита, а это приблизительно 30 тысяч лет назад.
Люди вообще опасаются датирования на основе стиля изображения, объясняет Пауль Петтитт (Paul Pettitt), археолог в Оксфордского университета. Поэтому, как только стали доступны более "научные" радиоуглеродные результаты, большинство исследователей отклонило "умеренную" дату, предложенную в результате непосредственного анализа изображенного.
В результате всего этого данные углеродного анализа были использованы для поддержки революционной теории, согласно которой сложное и развитое искусство чрезвычайно быстро появилось в Европе, а археологов, которые считали, что культура развивалась постепенно и в течении тысячелетий, больше никто не слушал.
Действительно, есть серьезные основания сомневаться в хронологии, чей фундамент основан на анализе стилистических особенностей изображаемого, признает Крис Виткомб (Chris Witcombe), историк искусства из Свит Брайар Колледжа (Sweet Briar College) в Вирджинии. Он объясняет трудности археологов подобной аналогией: "Вообразите, что вы живете в далеком будущем, и только два объекта искусства сохранились от потерянного и забытого прошлого: живопись Пикассо и живописью Микеланджело. Какой из художников вам тогда покажется более ранним, а какой более поздним?!"
Найденные в пещерах Испании и Франции образцы наскальной живописи указывают на необычайное художественное дарование древних художников.
Пабло Пикассо, посетивший одно из таких мест в 1940 году, заметил, что современное искусство не открыло с тех пор ничего нового.
Но археологи должны опасаться радиоуглеродной датировки. Пауль Бан считает анализ полученных данных французских археологов - ненаучным.
Пикантности ситуации придает то, что та же самая французская лаборатория в настоящее время впутана в спор по поводу возраста граффити в другой пещере, Кандамо (Candamo) в Испании. Они датировали черные точки на ее стенах теми же 30 тысяч лет, однако Геохронные лаборатории в Кембридже и Массачусетсе уменьшили возраст подобных образцов в два раза.
И здесь наскальным рисункам не больше 15 тысяч лет.
Дело в том, что датировка по радиоуглероду – вещь ненадежная, особенно в случае с наскальной живописью. Поскольку исследуемые образцы обычно совсем крошечные, довольно трудно надежно оценить число атомов углерода 14 по сравнению с другими изотопами углерода, что, собственно, и позволяет определить возраст артефакта.
"Все согласны с тем, что проблемы имеются", - говорит Марвин Роу (Marvin Rowe), который возглавляет техасскую лабораторию, датирующую образцы методом радиоуглеродного анализа. Загрязнение от грунтовых вод или скальных отложений может также серьезно путать результаты.
Ссылки:
La Grotte Chauvet-Pont-d’Arc
Древнее искусство
Максим Борисов

Николай Сологубовский   02.07.2025 23:39   Заявить о нарушении
О ЧЕМ СПОРЯТ УЧЕНЫЕ?

Рогатый скот превратил этот мир в мир мужчин?
Древнейшие человеческие сообщества, где изначально доминировали женщины (времена матриархата) сменились патриархальным укладом вслед за тем, как в племенах распространилась практика приобретения крупного рогатого скота, - таковы выводы новейшего исследования, выполненного Клэр Холден (Clare Holden) и Рут Мас (Ruth Mace) из Лондонского университетского колледжа (University College London).
Мысль о том, что ранние общины превратились из матриархальных в патриархальные (когда статус мужчин стал считаться выше женского и наследование велось уже по мужской линии) именно тогда, когда люди завели рогатый скот, появилась с самого начала современных антропологических исследований в девятнадцатом столетии. Однако тогда никто не был способен убедительно продемонстрировать эту причинно-следственную связь.
Теперь это сделано благодаря изучению лингвистического эволюционного древа (карта расхождения языков от общей отправной точки, отстоящей от нашего времени приблизительно на 3 тысячи лет) 68 африканских языков банту (группа бенуэ-конголезских языков, наиболее распространенные - суахили, кикуйю, рунди (кирунди), лингала, луба, луганда, коса, зулу, кимбунду, шона, свази, тсонга). Установлена четкая корреляция между началом приобретения стад носителями того или иного наречия и типом общества, в котором они жили.
Банту - это группа народов в Центральной и Южной Африке (крупнейшие - руанда, макуа, шона, конго, малави, рунди, зулу, коса), носители языков банту. Всего банту около 200 млн человек (1992). Широко расселились (с I тысячелетия до н.э. до XIX века), ассимилируя коренное население (пигмеев, носителей койсанских языков).
Исследовательницы использовали математическую модель, развитую Марком Пагелем (Mark Pagel), биологом-эволюционистом из британского Университета Ридинга (University of Reading) и "по совместительству" являющимся супругом Рут Мас. Модель позволяет находить "максимальную вероятность" разных исторических сценариев. За счет этого были выявлены некие процессы, происходившие в отдаленные дни, но нашедшие отражение в современных языках. "На ранней стадии развития эти племена были большей частью матриархальными, не то, что сейчас, - заявила Холден. - Но когда они завели рогатый скот, то стали патриархальными".
Знаменательно, что черты этих связанных между собой культур имели тенденцию передаваться от поколения к поколению тем же самым способом, что и генетические изменения. Холден объясняет непосредственную причину того, что приобретение рогатого скота приводило к доминированию в обществе мужчин (или по крайней мере "смешанному наследованию") тем, что все это тесно связано с системой "богатство невесты" ("bridewealth"). Эта такая традиция банту, живущих в районе экваториальной Африки: жених дает за невесту выкуп семье невесты - тот же рогатый скот.
"Если мужчина получил в наследство много рогатого скота, он может иметь много жен. Поэтому если вы являетесь владельцем крупного стада, имеет смысл передать его в наследство сыновьям, а не дочерям", - говорит она. Фундаментальная причина для такого решения состоит в том, что богатый (и поэтому более привлекательный с точки зрения женитьбы) сын, вероятно, будет иметь больше детей, чем дочь, потому что в то время как женщина должна еще выносить каждого ребенка, мужчине достаточно только оплодотворить женщину...
Не совсем, правда, понятно, почему во всех этих процессах ключевую роль играет именно рогатый скот. Тем более, что известны общества (например, в Мезоамерике), где разведение крупного рогатого скота по тем или иным причинам было невозможно или нецелесообразно, а результат получился тем же - матриархат исчез. Холден, впрочем, уточняет, что само по себе приобретение богатства может быть общей причиной того, что мужчины пришли к власти: "Если вы имеете ценные ресурсы, то они, вероятно, рано или поздно будут монополизированы мужчинами, потому что мужчины могут использовать их для приобретения большего количества жен или наложниц".
Другой фактор, который, по словам Холден, может оказаться не менее важным, - это совершение набегов с целью похищения все того же крупного рогатого скота: мужчины в этом случае могут более эффективно защищаться от мародеров.
Источник:
Cattle ownership makes it a man's world - New Scientis
Максим Борисов

Николай Сологубовский   02.07.2025 23:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Синопсис фильма Тунис-1943» (Николай Сологубовский)

http://proza.ru/2025/05/04/1761
АФРИКА. ПАМЯТИ НЕИЗВЕСТНОГО ГЕРОЯ!
http://trueinform.ru/modules.php?name=Laid&sid=90832

Россия выдвинула инициативу провести ко Дню Победы международную конференцию об исторической правде.
Вице-спикер Госдумы Чернышов предложил Соединённым Штатам провести международную научную конференцию, приуроченную к Дню Победы, который в США отмечается 8 мая.
Цель этой инициативы - укрепление международного сотрудничества в области исторических исследований и предотвращение искажений прошлого, которые могут подрывать взаимное доверие между народами.
Несомненно, что мероприятия (форумы, доклады, публикации, конференции), посвященные вкладу народов Африки и Арабского мира в Победу над нацистами и освобождении от нацистов Европы могут достойно вписаться в эту конференцию.

В том числе и наша идея о Кенотафе в Москве и в странах Африки в Память неизвестного солдата Африки Второй Мировой войны …
«Почему? Потому что память об их подвиге составляет одно из сутевых начал всего нашего многонационального народа. Это в значительной степени и есть Россия, потому что историческая память о том, что было в прошлом, что есть сейчас настраивает нас на то, что может и должно быть в будущем. Только понимая, какой ценой достался нам наш сегодняшний и наш завтрашний день, только понимая, какой ценой и что сделали наши предки, наши отцы, дедушки, прадедушки даже, бабушки, защищая Родину, только понимая, какой ценой это было сделано, можно понять, кто мы такие, откуда мы пришли, что есть наша страна. И только в этом случае можно правильно определить будущее и приоритеты наших действий на сегодня, среднесрочную и на более отдалённую перспективу.
Конечно, очень важно в этой связи иметь возможность и уметь правильно, искренне, если позволите сказать, пронзительно донести всю информацию о том, что было в предыдущие десятилетия, предыдущие годы, потому что только так может эта информация зайти в сердце любого человека и только так она может стать частью его души, а это значит, что каждый конкретный человек и все мы вместе будем составлять единое общее целое. И будем ощущать себя единым народом, что чрезвычайно важно».
Владимир Путин. 30 апреля 2025.
Встреча с участниками просветительского марафона «Знание. Первые»
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76832

Николай Сологубовский   07.05.2025 22:19     Заявить о нарушении
«И чрезвычайно важно использовать современные возможности для того, чтобы передавать эту информацию, эту правду о прошлом, в данном случае о Великой Отечественной войне и о её героях, передавать её и в день сегодняшний, и в день завтрашний».
Владимир Путин. 30 апреля 2025.
Встреча с участниками просветительского марафона «Знание. Первые»
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/76832

Николай Сологубовский   05.05.2025 23:50   Заявить о нарушении
9 мая 2025 года президент России Владимир Путин встретился с главнокомандующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром и его сыновьями Халедом и Саддамом на параде Победы на Красной площади в Москве.

Николай Сологубовский   09.05.2025 20:12   Заявить о нарушении
Ассоциация Тунисских выпускников Cоветских институтов и университетов сердечно поздравляет дружественный российский народ, а также всех, кто внес свой вклад в разгром фашизма и освобождение человечества от одной из самых мрачных страниц истории.
Эта историческая победа, достигнутая ценой огромных жертв, навсегда останется символом мужества, единства и сопротивления варварству. Она воплощает ценности свободы, человеческого достоинства и мира, которые мы глубоко разделяем.
В этот день памяти и признательности мы выражаем искреннюю солидарность с российским народом и желаем ему прочного мира, процветания и стабильности.
Слава борцам за свободу!
Вечная память героям, павшим за мир!
С уважением и дружбой,

Ассоциация Тунисских выпускников советских институтов и университетов

Президент Ассоциации
Хеди БЕНСАЛАХ

Николай Сологубовский   09.05.2025 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Крестовый поход против Ливии продолжается...» (Николай Сологубовский)

На фотографии изображена картина, созданная Аишей Каддафи, дочерью Лидера Ливийской Революции Муаммара Каддафи, и посвященная погибшему от рук натовцев ее отце…
Эта картина была экспонирована на выставке Аиши Каддафи в Москве…
Аиша Каддафи, «Дочь Ливии».

В октябре 2024 г., в Государственном Музее Востока, в Москве, состоялась персональная выставка Аиши Каддафи «Дочь Ливии».
Проект был организован Фондом «Русское Ближневосточное Общество», при поддержке Министерства иностранных дел России, «Советского Фонда Мира» и Российского Творческого Союза Работников Культуры.

Генеральный продюсер выставки - Игорь Иосифович Спивак

Креативные и исполнительные продюсеры выставки и церемонии открытия - Дмитрий Фаридович Абжалимов и Виктория Николаевна Ветрова

Это первый проект художницы в России, но её работы уже знают и на западе, и на востоке: October 2022 Group Exhibition, Methods of Creative Imagination, Muscat, Oman; May 2024 Solo Exhibition, A Feather’s Pulse, Muscat, Oman; 2024 The 6th Konooz Fine Art Auction, London.

Аиша, дочь лидера Ливийской революции, легендарного Муаммара Каддафи, родилась в столице Ливии-Триполи в 1977 году. Свой творческий путь, как художник, начала всего три года назад в Маскате, Оман, движимая искренней страстью к исследованию глубин внутреннего мира человека и постижению его уникального опыта.

Несмотря на впечатляющие академические достижения, включая степени Магистра Международного Права и Доктора Криминальной Психологии, полученные в Университете “Аль-Фатх”, художественное развитие Аиши оказалось во многом самостоятельным. Она неудержимо стремилась постичь волшебный мир художественных образов и цвета.

"От трагедии к поиску истины"

В основе творчества Аиши лежит глубокое изучение трагедии, как явления, во многом определяющего человеческое бытие. Исходя из своих личных переживаний и наблюдений, Художник наполняет свои работы чувством неотложности и искренности, побуждая зрителей погрузиться в тёмные омуты человеческой природы.

В своих полотнах она исследует такие темы, как потеря, страдание и экзистенциальный страх, давая возможность зрителю соприкоснуться с жестокими реалиями жизни.

Экспрессионизм, как основа ее художественного языка, помогает зрителю испытать сложный комплекс эмоций и прочувствовать внутренний конфликт человека, тем самым создавая подлинную и осязаемую связь с аудиторией. Аиша Каддафи смело соединяет экспрессионизм и символизм, создавая сложные сюжеты, выходящие за рамки простого визуального восприятия.

«Мои картины не имеют названия и описания, поэтому вы можете трактовать увиденные образы так, как подскажет вам ваш внутренний голос. Возможно, следуя за взмахом моей кисти, вы откроете для себя то, что заставит ваше сердце учащенно биться», – говорит о своем творчестве сама художница.

Используя широкий арсенал техник — от коллажей и рисунков до акриловой и масляной живописи — Аиша неустанно расширяет границы своего творчества, демонстрируя стремление отразить многогранность и сложность человеческого бытия.

По словам кураторов и гостей выставки, полотна Аиши Каддафи являются мощным свидетельством силы женского творчества, бросающего вызов общественным нормам и воспевающего уникальный женский взгляд на вещи. Они базируются на обретении сложного духовного опыта. Каждый её холст — это окно в мир глубоких чувств и размышлений, приглашение к диалогу о жизни, любви и утрате, это решительный взгляд женщины на несовершенство современного мира и поиск удивительного и прекрасного, даже в сложных и порой трагических переживаниях.

«Я знал, что у Аиши Каддафи было несколько заметных выставочных проектов в Азии и Европе. Поэтому, когда мы встретились с ней в Омане, я предложил провести выставку в России. Она откликнулась с неподдельным воодушевлением», – рассказал организатор выставки, президент фонда «Русское Ближневосточное общество» Игорь Спивак.

Сообщение о прибытии Аиши Каддафи на открытие выставки вызвало небывалый интерес СМИ, залы экспозиции в Музее Востока едва смогли вместить журналистов и корреспондентов, прибывших для встречи с художником и создания своих публикаций в специально выделенное для этого время.

На торжественную церемонию открытия выставки организаторы пригласили официальных представителей государства, послов дружественных стран, руководителей общественных организаций, видных деятелей культуры.

Эффектным финальным аккордом церемонии открытия выставки «Дочь Ливии», стало эмоциональное выступление известного поэта Виктории Ветровой, которая, под аккомпанемент скрипичного квартета «Астория», прочла специально написанное к приезду Аиши Каддафи стихотворение. Также это стихотворение прозвучало в авторском переводе на арабский язык, в исполнении авторитетного советского и российского арабиста, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Микульского.

АИША

Тяжелый закат опустился на плоские крыши

Ливийских домов, раскаленное солнце клоня,

И ветер горячий носил вдоль пустыни “Аиша...”

Живая, живущая, вышедшая из огня.

Кто выжил однажды, тот знает, тот видел и слышал,

Как ангелов тьмы поразила, но нет им числа,

Но свет сберегая в душе, поднималась Аиша,

И смерть побеждая, людей за собою вела.

Ей не было равных ни в поисках сути и правды,

Ни в тяжких скитаньях в разлуке с родной стороной,

И билась свобода, и сердце на взрыв миокарда,

В холодные прутья, как в ребра решетки стальной.

Она говорила. И голос стремился все выше,

О том, что когда-то утратам наступит конец...

А в мыслях тревожных и снах подступало все ближе

Виденье, как в мгле растворяются брат и отец...

Но серость холста ее краски однажды распишут

И каждый узревший в печалях постигнет добро...

Исчезла Аиша... Из пепла восстала Аиша!

И сотни орудий сильней ее кисть и перо.

Виктория Ветрова

На церемонии открытия с приветственными словами выступили:
Александр Всеволодович Седов – Генеральный директор Государственного музея Востока, доктор исторических наук,
Игорь Иосифович Спивак – Президент Фонда «Русское Ближневосточное Общество»,
Олег Герасимович Пересыпкин – Председатель Правления Фонда «Русское Ближневосточное Общество», Председатель российского общества дружбы, делового и культурного сотрудничества с Ливаном, доктор исторических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол,
Елена Васильевна Сутормина - Первый заместитель председателя Правления Российского Фонда Мира, заместитель Председателя Попечительского совета Фонда международной премии имени Льва Толстого, член Попечительского совета Государственного музея- заповедника «Царицыно»,
Константин Васильевич Худяков- заслуженный художник РФ, президент Творческого союза художников, Сергей Геннадьевич Денисов – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Российской академии художеств, Василий Степанович Вдовин – почетный член Российской Академии художеств, директор «Дома Нащокина»,
Анатолий Николаевич Константинов – заслуженный работник культуры РФ, председатель Российского творческого союза работников культуры, президент Фонда «Морское образование»,
Суровцев Владимир Александрович - академик Российской академии художеств, лауреат Премии Правительства Российской Федерации, кавалер Ордена Искусств и литературы Франции, Народный художник РФ,
Андрей Андреевич Блиок - член Союза художников ЮНЕСКО, Академик Российской академии художеств, заслуженный деятель Республики Казахстан, Академик Королевской академии Святого Амвросия Мученика.
Александр Иванович Осипов – Профессор, Президент ассоциации художников-портретистов. Член–корреспондент Международной Академии культуры и искусства, Кавалер Золотого Ордена «Служение Искусству»
Виктория Николаевна Ветрова - Почётный член и член правления Российского Творческого Союза Работников Культуры, Заслуженный писатель РФ, член Союза писателей РФ, награждена медалями: «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы», «За вклад в литературу России 21-го века», «За заслуги в культуре и искусстве»

Дизайнер экспозиции - Наталья Шемякова
Производство декорационного оформления - Андрей Сергеев
Кураторы выставки от Государственного музея Востока- Илья Зайцев и Вера Александрова
Пресс-секретарь Государственного музея Востока- Екатерина Дмитриева
Департамент по связям с общественностью - Юлия Вернигор

В Москве Аишу Каддафи приняли в свои ряды российские творческие союзы, наградили грамотами и медалями, а также выказали намерение организовать экспозицию работ художника в других регионах России.
Выставка Аиши Каддафи в Музее Востока стала важным международным событием, которое послужит развитию отношений России со странами Африки и Ближнего Востока.
Дмитрий Абжалимов
http://vk.com/wall69217075_1363?ysclid=m95jpkoazp386870958

Николай Сологубовский   06.04.2025 14:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Письмо харьковчан, граждан Украины» (Николай Сологубовский)

СИМФЕРОПОЛЬ, 5 апр — РИА Новости. Киевский режим превратил оккупированную правобережную часть Херсонской области в мертвую зону, рассказал РИА Новости губернатор региона Владимир Сальдо.

"К большому сожалению, некогда процветающее правобережье Херсонщины сейчас находится в упадке. Фактически это мертвая зона, где нет людей и ничего не работает", — сказал он.

По словам губернатора, из самого Херсона приходят только мрачные вести

"Город почти полностью пустой, а те немногочисленные жители, которые еще остались, живут в постоянном страхе перед террором со стороны киевских боевиков", — добавил Сальдо.

Херсонская область расположена в нижнем течении Днепра, омывается Азовским и Черным морями. Она стала российским регионом в сентябре 2022 года по итогам референдума, 87,05% участников которого проголосовали за присоединение к России. Киевский режим не признает легитимность этого волеизъявления и продолжает обстреливать территорию. Сейчас российская армия контролирует 75% Херсонской области, ВСУ удерживают правобережье Днепра, включая город Херсон.

Николай Сологубовский   06.04.2025 02:21     Заявить о нарушении
Зеленский после встречи с начальниками генштабов Британии и Франции Энтони Радакиным и Тьери Бюркаром заявил, что "есть ощутимый прогресс и первые детали относительно того, как может быть размещен контингент безопасности партнёров".
Завтра британские и французские войска появятся в Харькове.
Что будут делаю Харьковчане?

Николай Сологубовский   06.04.2025 02:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сирийские хроники. 11 марта 2025 года» (Николай Сологубовский)

12 марта 2025
Кто в России сочувствует сирийским головорезам?
http://zavtra.ru/events/kto_v_rossii_sochuvstvuet_sirijskim_golovorezam

• Алексей Иванов
В захваченной террористами Сирии творится ад. В течение нескольких дней убиты тысячи и тысячи гражданских - алавитов, христиан и др. Убивают мирных людей дорвавшиеся до власти салафиты из запрещённого в России объединения террористических группировок "Хайят Тахрир аш-Шам", так называемые "силы безопасности" ХТШ*; особо зверствуют выходцы из Центральной Азии. Расправы снимаются на видео, никто ничего не скрывает. Потоком идут фото и видео уничтоженных целыми семьями, целыми кварталами и деревнями. Кровью залито всё побережье.
По определению военкора Олега Блохина, "самый настоящий геноцид и зверства взбесившихся животных".
А что же Духовное управление мусульман Российской Федерации?
В своём обращении ДУМ РФ именует происходящее "междоусобицей" и, тщательно избегая конкретики, "призывает все противоборствующие стороны проявлять подобающую верующим сдержанность".
Председатель ДУМ РФ и Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин/Гайнутдинов, выступая 12 марта в Московской Соборной мечети, призвал "пришедшее к власти после многолетней кровопролитной гражданской войны политическое руководство в Сирии (то есть игиловско*-алькаидовских* головорезов во главе с Ахмедом Хусейном аш-Шараа/Абу Мухаммадом аль-Джулани - Прим.) проявить наилучшие качества, присущие мусульманам, проявить волю к компромиссу, миру и согласию во имя установления спокойствия и мирной жизни".
http://zavtra.ru/events/kto_v_rossii_sochuvstvuet_sirijskim_golovorezam
Ну а заместитель муфтия Ставрополья (замглавы Духовного управления мусульман данного региона) Шихабуддин Гусейнов фактически оправдал действия боевиков в Сирии. Это произошло 9 марта.

"Аргументы и факты":
"На стриме у журналиста Максима Шевченко при обсуждении убийств боевиками из Хайят Тахрир аш-Шам* (ХТШ) алавитов и христиан Гусейнов заявил, что сирийские власти ликвидируют лишь вооружённых людей, а мирное население никто не трогает. Он сослался на свои личные источники в Сирии. «Власти Сирии говорят: если вы хотите мирной жизни, то сдавайте своё оружие. Там разницы нет алавиты они или другие последователи конфессий, друзы. Кто взял оружие в руки, тех и будем уничтожать - говорят власти Сирийской Арабской республики», — сказал Гусейнов.
Он добавил, что сирийское население поддерживает действия нынешних властей в Дамаске. На что журналист Аббас Джума, участвовавший в разговоре, указал на большое количество видеозаписей о расстрелах безоружных людей".
Издание Readovka: "Заммуфтия также добавил, что долгие годы жил в Сирии и сейчас регулярно посещает своих товарищей, которые ещё до ухода Башара Асада с должности президента поддерживали ХТШ* и теперь занимают руководящие посты в стране".

Журналист-международник Аббас Джума:
"Мне сегодня на стриме у Максима Шевченко <…> Шихабуддин Гусейнов передавал информацию, полученную им от сирийских муфтиев. Разумеется, речь идёт о муфтиях, назначенных при Джуляни. То есть это члены ХТШ* или сочувствующие и работающие с этой связанной с «Аль-Каедой»* организацией.
О принадлежности этих людей к ХТШ* Шихабуддин Гусейнов заявил прямо, добавив, что среди них есть и его однокурсники. Так вот, эти муфтии ему сообщили, что силы безопасности Джуляни — люди благородные, борются только с теми кто не сложил оружие. А массовые казни и залитое кровью побережье — ну, бывает. «Сирийская власть (клика ХТШ Джулани) не причастна. Это всё бандиты и мародеры», — говорит российский богослов. Я бы, конечно, удивился, если Шихабуддину его однокурсники из ХТШ* рассказали бы что-то другое. Вот, например, суннитский муфтий из Дамаска Абд ар-Рахман Али аль-Далаа попробовал выразить несогласие и был казнён. Но ещё больше меня удивляет, что такой умный и опытный человек, как Гусейнов, решил проигнорировать сотни фото и видео с массовыми казнями беззащитных людей, вынеся вместо этого в заголовок комментарии его друзей-муфтиев из ХТШ*".

ТГ-канал "Многонационал": "Многие спрашивают, почему так называемое ДУМ РФ до сих пор не осудила кровавый геноцид в Сирии, который учинили пришедшие к власти террористы из группировки ХТШ*. На этот вопрос отвечает заместитель муфтия Ставропольского края Шихабуддин Гусейнов, который поддержал режим Джулани в Сирии. По словам Гусейнова, он на связи с местными имамами (которые так же, как и он, поддерживают ХТШ*), которые ему рассказывали, что переживать не стоит, т.к. это просто какие-то мародёры, не имеющие никакого отношения к власти террориста Джулани. Тем временем, количество убитых ваххабитами ХТШ* алавитов, христиан и друзов могут быть уже больше 10000 человек, включая детей".
Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Кирилл Кабанов: "Массовый геноцид в Сирии христиан, шиитов, алавитов и даже недостаточно правоверных (по мнению палачей) суннитов — это закономерный результат развития событий. Это практическая демонстрация кровавой реализации победившей идеологии исламского радикализма, человеконенавистнической идеологии международного интернационального терроризма (как бы его не пытались дипломатично обозвать). Это политическая идеология сторонников запрещённого в России ИГ, всемирного халифата или великого турана, построенная на искусственном разделении человеческого сообщества на правоверных, правильных людей со всеми правами, включая ключевое — на жизнь и на неверных/кяфиров/гяуров, неполноценных бесправных недолюдей, которых можно и нужно забивать, уничтожать, насиловать и брать в рабство, потому что они — другие, исповедуют иную религию. Причём уровень бесчеловечности и жестокости при реализации этой радикально-террористической идеологии критически зашкаливает, что тоже закономерно. Поскольку такая сверхагрессивная массовая модель поведения со стороны убийц-радикалов закладывалась изначально. В этом вся суть этой античеловеческой философии: жестокое превосходство и полная вседозволенность (включая право на убийство) «правоверных», которые должны вселять страх и ужас остальным представителям человечества. В мировой истории подобное уже было. Были сверхрасы и орды варваров, претендующие на мировое господство с последующим массовым уничтожение миллионов невинных. Так же как и разделение целых народов на арийцев и недолюдей. Заканчивалось всё это уничтожением миллионов человеческих жизней. Но сегодня актуальной и показательной лично для меня является реакция, прежде всего, исламского духовенства, исламского мира. Так, заявление ДУМ РФ, которое было озвучено совсем недавно, больше похоже на уговоры в стиле «так нехорошо поступать, мальчики». А есть и такие, как, например, заместитель муфтия Ставропольского края Ш. Гусейнов, как и иные приспешники, которые публично оправдывают геноцид и убийства безоружных людей и детей наведением «конституционного» порядка и установлением мира в Сирии. Из Турции раздаются те же тезисы про «стабилизирующие инициативы». Складывается устойчивое впечатление, что некоторые представители российского мусульманского духовенства как будто уже находятся в зависимости от международных радикалов и являются их идеологическими сторонниками. Соответственно, они не хотят, да им и нельзя обижать «своих братьев», называя их действия геноцидом по религиозному признаку. А ещё больше нельзя обижать тех, кто вскормил и создал этот террористический интернационал, в данном случае — Турцию. Конечно, не без британской помощи. Отсутствие жёсткой позиции по отношению к радикалам и их бесчинствам является главным условием для дальнейшего укрепления и распространения этой античеловечной заразы, в том числе и в нашей стране. Об этой угрозе нам нужно помнить постоянно".
На высказывания заммуфтия сразу отреагировали в Русской Православной Церкви. "Нам казалось, что резня мирного населения в Сирии где-то далеко от нас. И наши соседи — мусульмане Кавказа, представители самой мирной религии никогда не поддержат того ужаса, который мы видим практически в прямом эфире. Поэтому слова заместителя муфтия Ставрополья Шихабуддина Гусейнова стали настоящим шоком для православных христиан на Кавказе. Какими благими намерениями можно оправдать убийство женщин и детей? Как можно хотеть мира, без разбора уничтожая сёла и деревни? Как можно оправдывать убийц, кровавое опьянение которых не скрывает плохое качество телефонных видеороликов? Слова не просто мусульманина, но представителя уммы, заместителя муфтия откровенно пугают… Сколько ещё его единоверцев сочувствует палачам? Сколько готовы последовать их примеру?
Эти вопросы невольно приходят в голову при словах господина Гусейнова. Очень хочу надеяться, что слова эти были ошибкой. И очень опасаюсь, если это не так. Но страшнее другое. Скольких мирных и добрых мусульман сейчас этот комментарий поставил в очень странное положение необходимости вновь доказывать, что ислам — действительно религия мира? И всё это происходит в дни и православного и мусульманского постов. Сохранением жизней невинных жителей Сирии сейчас заняты наши воины, приютившие их на авиабазе Хмеймим. И нам сейчас лучше всего не делать опасных и жестоких заявлений о благих намерениях, которыми вымощена известная дорога, а сосредоточиться на молитве о прекращении кровопролития", - говорится в заявлении пресс-секретаря Пятигорской епархии протоиерея Михаила Самохина.
http://zavtra.ru/events/kto_v_rossii_sochuvstvuet_sirijskim_golovorezam

Николай Сологубовский   14.03.2025 13:03     Заявить о нарушении