Виталий Бурик - написанные рецензии

Рецензия на «Грузчики. Рустам Дамирович» (Роман Анатольевич Назаров)

Поэма духа и плоти...Для работы с материалом автор применил синтез двух форм: архаичной формы русской былины-сказа и современной формы потока сознания, которую, в свою очередь, упаковал в традиционный для русского фольклора жанр "босяцких баек", собственно, потешных сказок (Шиш и др...). Однако один из главных персонажей поэмы - это процесс. Процесс погрузки разгрузки, осмысление этого процесса в разных нюансах. Фактически, героя в произведении два - Грузчик и Процесс. Так сказать, танго этих двух героев порождает то, что можно назвать Плоть. Все присутствующие в повествовании грузчики суть расщепленное альтер-эго Рустама, совершенно заметно, что без них он - Безликий... Даже самый зловещий сочинитель баек сумасшедший уголовник Йорик Ташкентский - крайняя точка альтер-эго нашего героя, через свою теорию мироздания принимающая данность Беспросветной Плоти (эдакая аллюзия на Сатану)... Но, постоянно напоминающий о Плоти Процесс в своём танце изматывающий главного героя, толкает его и на поиски Духа - видение разумности в элементах Процесса и стремление к чему-то кроме плоти - к поискам души...Да, кесарю отдаётся кесарево, но Богу - богово. И, собственно, развязкой и ключом ко всему произведению служит разговор Рустама и Витюши в примечаниях.Да, и Витюша - часть Альтер-эго Рустама,но, видимо, лучшая его часть. Ведь недаром словно завершением их "высокодуховной" беседы служит известие Мамки о том, что "Йорик уволен". Как-бы Сатана изгнан... Но, подчёркивает автор - "на его место приняли двух новых". То есть расслабляться нельзя, ещё неизвестно, чего от тех ожидать...
Форма произведения экспериментальная, пока мне не очень понятна целевая аудитория повести. Видно, что это вещь своего времени - отражает вехи духовного поиска молодёжи 90-х годов, что особенно заметно в диалоге в ПРИМЕЧАНИЯХ.Читать было интересно, в целом вещь получилась жизнеутверждающая, за что спасибо автору!

Виталий Бурик   12.06.2020 09:46     Заявить о нарушении
Поражаюсь новому высокому и глубинному уровню критического Духа, Виталий. Мне понадобилось бы, наверное, неизмеримо больше времени на культурологическое измерение и осознание собственного текста. Благодарю от всей души ветерана-грузчика!

Роман Анатольевич Назаров   12.06.2020 12:37   Заявить о нарушении
I am amazed at the new high and deep level of critical spirit, Vitaly. I would probably need immeasurably more time for the cultural dimension and awareness of my own text. Thank you from the bottom of my heart to the veteran loader!

Роман Анатольевич Назаров   12.06.2020 12:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Про Толика» (Роман Анатольевич Назаров)

Замечательная сага! Хороший пример постмодерного отношения к тексту. Вообще очень впечатлило... Много доброты, открытости и... грусти. Странная смесь русского анекдота, потешных историй "про Петечку", рассказов Носова и Драгунского про детей и хроникальных фантасмагорий в духе Картасара ("Жизнь Хронопов и Фамов" и др.). Игра фантазии, свойственная для детства незаметно трансформируется в сны наяву юного алкоголика. Душа живая, душа Толика не хочет расставаться со сказкой. Скакзкой про что? В общем-то, про любовь. Это постоянное ожидание чуда, сказки в совсем не сказочных условиях. Несоответствие условий ожиданиям порождает миф о новом Емеле, чутко прислушивающемся к своим "щучьим велениям" (щуки тут - учителя, цыгане, друзья и даже грущика). Да, Толик именно зачарованный персонаж - всё с ним происходит "почему-то"... Волевые попытки выйти из "щучьего веления", такие, как бросания курить, оканчиваются ничем... То есть созданный автором для Толика миф - единственная возможная среда, хотя и превращающая реальность в жуткую фантасмагорию, но делающую её захватывающим, точнее - захватившим Толика фильмом-сном внутри непредсказуемого и бесповоротного щучьего веления... И еще вот что подумал - именно это делает повествование о Толике очень русским.

P.S.Рома, большое тебе спасибо от читателей! ЗдОрово!

Виталий Бурик   25.04.2020 16:52     Заявить о нарушении
Премного благодарен, Виталий! "сны наяву юного алкоголика" - гениально! такого шикарного подарка не ожидал! Очаровательная рецензия!)

Роман Анатольевич Назаров   25.04.2020 17:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Сайра» (Роман Анатольевич Назаров)

Трагическое повествование этого напряженного рассказа хотя и мерит на себя одежды чёрной фантастической комедии, безусловно остаётся классической трагедией, восходящей к "Царю Эдипу" Софокла. Только здесь чувство вины главного героя, в отличие от эдиповского, сплетается с подсознательным чувством справедливости образа автора, как я полагаю... В результате не одинокий по-сути Эдип казнит себя за своё преступление, выкалывая себе глаза, а отец Сайры является духом возмездия для сына, который не хочет одиночества, дико боится выходить из семейного, достаточно иллюзорного круга наружу (армия=погибель). Внутренняя компульсивность мальчика требует выхода, утоления жажды реальной физической близость с существом, самым близким ранее, душевную близость с которым он утрачивает в силу возраста. Отец же,про иллюзорность которого в качестве опорной силы для сына и жены читатель догадывается по записям дневника выступает здесь как "два в одном" - компенсирует своё запланированное предательство, избыв убийством "поругальника" своё чувство вины перед женой и в то же время, именно из-за парадоксальной иллюзии надежности для сына - инструментом реализации его вытесненного на пике безумной эйфории единения чувства вины. Эдип, не убивший отца и не сокрушающийся - как-бы получает сторицей извне... Почему извне? Ну, видимо, потому, что он не вышел из семейного круга, не пережил символического рождения в мире, эдиповой пустыне...и внешняя пустыня, в лице уже фактически ушедшего вовне отца пришла за ним сама. Эдакий недо-Эдип, "Эдип наоборот"...
Автор этого сильного и жуткого рассказа в очередной раз показал себя талантливым писателем, глубоко чувствующем, думающим, изобретательным. Интересны вымышленные монологи ИНЫХ существ (таракан, паяльник). Очень изобретательны речевые обороты героев повествования. Не знаю, насколько оправданы натуралистические подробности в монологе паяльника, местами страшно до тошноты и омерзения, однако тут право автора, его образные средства.В целом конечно рассказ можно охарактеризовать одним словом - сильный. Нужно ли шлифовать его дальше, допустим, в сторону большей цельности и лаконичности? Мне кажется, это вопрос вкуса и авторского видения. Спасибо за интересное произведение!

Виталий Бурик   07.04.2020 12:18     Заявить о нарушении
Благодарю, Виталий! Уровень рецензии высочайший, мини-культурологическое исследование - о чем еще можно мечтать! В долгу!))

Роман Анатольевич Назаров   08.04.2020 10:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Кто я? Альтруист или эгоист?» (Ирина Парыгина)

Статья интересная. Но тут ещё дело в интерпретации терминов эгоизм и альтруизм... Есть о чём поспорить ;0)

Виталий Бурик   07.08.2019 08:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Булыжник» (Мария Косовская)

Рассказ интересный и непростой. Обманывающий ожидания и психологичный. Именно неожиданными ходами заинтриговывает и тут же выдаёт формирующийся характер героини - упрямый, закрытый, уже не по-детски самостоятельный. Хорошо.

Виталий Бурик   19.01.2018 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Виталик)))

Мария Косовская   19.01.2018 21:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Корытничек» (Мария Косовская)

Маша! Рассказ замечательный!

Виталий Бурик   03.11.2017 03:45     Заявить о нарушении