Максим максимыч как отрицательного персонаж

МАКСИМ МАКСИМЫЧ КАК ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЖ

( ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НА САЙТЕ АФОРИЗМЫ.РУ - ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЙТ ГЕННАДИЯ ВОЛОВОГО - www.aphorisms.ru )

  В связи с новой интерпретацией Максима Максимыча, как носителя зла, возникает новая постановка вопроса о его типичности и народности. До сих пор образ Максима Максимыча рассматривался как один из лучших представителей русского народа. В свете нового понимания роли Максима Максимыча в истории Бэлы необходимо переосмысление этого образа. Новая интерпретация позволяет сказать, что характер Максима Максимыча в большей степени наделен отрицательными качествами. Если это так, то по сложившейся традиции, когда герой носитель злых начал не может быть типичным и народным, необходимо отказаться от трактовки характера Максима Максимыча как типического и народного? Следовательно, он не может уже являться типичным представителем русского народа, носителем лучших его качеств, потому что типичный представитель русского народа может предстать только как положительный образ?
Нет, вопрос о типичности и народности характера Максима Максимыча не устраняется. Наоборот, он приобретает особую значимость. Лермонтов впервые нарушил литературную традицию, когда типическими, характерными для большей части русского народа, могут быть только положительны качества. Для Лермонтова Максим Максимыч носитель сил зла в русском народе. Писатель поставил цель исследовать народный характер, наделенный отрицательными чертами. Он не отождествляет народ с некой идеей носителя добра – народ всегда добродетелен в своей массе, потому что он народ. Лермонтов видит другие черты народа, он осуждает его раболепие и верноподаничество. Можно назвать манифестом его стихотворение «Прощай немытая Россия»:

       «Прощай, немытая Россия,
       Страна рабов, страна господ,
       И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ» (54).

Он называет народ преданным режиму самодержавия. Это разочарование в народе привело его к созданию образа Максима Максимыча. Можно не согласиться с взглядами на народ Лермонтова и признать их ошибочными. Эта позиция, как это подчеркивалось раньше, в данной работе не рассматривается. Вопрос ставится в другой плоскости: нельзя отделить Максима Максимыча от типичного представителя русского народа, обосновывая свою позицию тем, что настоящий человек из народа не мог так подло и предательски поступать. Вычленение Максима Максимыча из общей массы простого народа приведет к неминуемому искажению исторической правды. Начало двадцатого века стало ярким свидетельством того, как народ в массовом порядке проявил свои худшие качества, когда миллионы Максимов Максимычей пошли войной против Печориных, когда была в одно мгновение сметена культура и лучшие сыны России вынуждены были бежать из страны. Русский бунт, о котором писал Пушкин, свершился. И в основе его стояли такие как Максим Максимыч, только они уже не рвали дневники Печориных, они их расстреливали и гнали из России. Героями нашего времени новой эпохи стали Максимы Максимычи.
Так что же Лермонтов поставил себе задачу создать тип отъявленного злодея под маской мнимой радушности и добродетельности? Подобная оценка образа носила бы односторонний характер. Лермонтов исследует разные составляющие человеческой души. Он ставит философский вопрос - может ли человеческая доброта ужиться со злым деянием. Возможно ли существование двух разных векторов развития в одной человеческой душе? Вопрос, который ставил Пушкин:

«А гений и злодейство,
Две вещи несовместные…»

Лермонтов поставил этот вопрос под другим углом: злодейство и добродетель вещи несовместные? Максим Максимыч действительно наделен добротой. В нем действительно есть много подлинных человеческих качеств, в которых, кстати, было отказано Грушницкому, – этот характер был настолько мелок, что не мог нести ни чувств настоящего злодея, ни чувств подлинно человеческих.
Максим Максимыч является носителем зала, но это не значит, что он лишен добрых чувств, подобно романтическим героям, которые расписаны одной краской, белой или черной. Человек не может нести только доброе, как и только плохое. Это был один из принципов школы реалистического письма, одним из основоположников которого и явился Лермонтов. Характер человека определяет соотношение пропорции добра и зла. Есть в Максиме Максимыче добрые чувства, есть у него и любовь и сострадание, есть у него и доброта.
Если раньше было сказано о плохих проявлениях характера Максима Максимыча, то также необходимо найти и положительные черты его натуры. Одна половина души Максима Максимыча – это зло, вторая – это добро. Важно рассмотреть, как добро соотносится со злом. Существует ли борьба добрых и злых начал в этом герое.
Максим Максимыч воспринимает окружающую дикую природу, он любуется прекрасными видами Кавказа. Он, конечно, не выражает их так же блистательно как автор путевых заметок, но в его отклике на красоты гор можно увидеть чуткую к прекрасному душу. За многие годы службы горный пейзаж не приелся штабс-капитану.
«Посмотрите, - прибавил он, указывая на восток, - что за край!
И точно, такую панораму вряд ли где еще удастся мне видеть…».
Максим Максимыч, как это было показано ранее пренебрежительно относится к горцам, для него это люди второго сорта. В то же время он выражает искреннее восхищение воинской доблестью горцев: «…того и гляди – либо аркан на шее, либо пуля в затылке. А молодцы!..»
Он хвалит удаль Азамата «…проворный на что хочешь: шапку ли поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять».
Выказывает уважение к Казбичу: «А уж ловок-то, ловок-то был как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре».
Здесь можно говорить о подлинном восхищении смелостью и мужеством горцев. Как военный человек, жизнь которого находится в постоянной опасности, он понимает какую силу духа, мужество и военную смекалку надо иметь, чтобы часами выслеживать врага.
С Казбичем Максим Максимыч пьет чай, ведет беседы о нравах и обычаях, о различных случаях кавказской жизни. Он на бытовом уровне признает равенство европейца и горца и это уже первый шаг к сближению с человеком другой национальности, другой культуры. Да он не смог индефицировать горцев с собой, но первые робкие шаги сделал. В этом также можно видеть добрую сторону души Максима Максимыча.
Штабс-капитан всеми силами пытается показать свое неуважение к горцам, но сквозь это отношение, которое в нем главенствует, прорываются и другие чувства. Незаметно для себя он признается в том, что любит слушать горские песни, когда их поет Бэла: «…так бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты». Умение чувствовать в песнях грусть положительно характеризует Максима Максимыча.
Максим Максимыч является великолепным рассказчиком. У него поэтический и точный язык. Описывая Бэлу и коня Казбича, он находит точные оттенки слов для выражения собственных чувств. Это он в первую очередь восхищается Бэлой: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Максим Максимыч подчеркивает, что взгляд девушки был особенный. Душа Максима Максимыча полна любви ко всему красивому. Он одинаково восхищается и горной серной и девушкой. Его вкус свидетельствует, что ему нравится душевная сторона человека.
Максим Максимыч очень тепло встречает Печорина во время их первого знакомства, и, несмотря на то, что является его прямым начальником, предлагает звать себя просто по имени отчеству, а не по служебному рангу. «…Ну, да мы с вами будем жить по-приятельски». Это говорит о простоте отношений, которые Максим Максимыч устанавливает с окружающими. Есть в характере штабс-капитана положительная черта, которая говорит о человечности. Он по-отечески, можно сказать по-отцовски, относится к простым солдатам. Он сам из простой среды, но звания не сделали его заносчивым. Он тепло относится к своим сослуживцам. Стиль отношений с солдатами дружественно-шутливый. Максим Максимыч не ругает своего подчиненного, когда тот дал промах по Казбичу. Он ласково журит его. И солдат также шутливо ему возражает. Солдаты для него как большая семья, он может на них положиться, и он сочувствует им, ибо видит, как трудно нести многолетнюю службу вдали от Родины.
Максим Максимыч ценит красоту и моральные качества горянок. Он с уважением относится к черкешенкам, отделяя их от женщин других национальностей.
«- Вы черкешенок не знаете, - отвечал я, - это совсем не то, грузинки или закавказские татарки, совсем не то. У них свои правила: они иначе воспитаны». Особенностью воспитания горянок было глубокое уважение к настоящим человеческим ценностям. Девушка предпочитала молодому богатому юноше джигита бедного, но убеленного сединой, прославившегося в народе своими подвигами. Деньги, как замечает Максим Максимыч, действительно не имели влияния на выбор суженого. Поэтому штабс-капитан отличает воспитание черкешенок и находит его очень хорошим. В тоже время он считает, что перед деньгами женщина устоять не может.
«Ах, подарки! чего не сделает женщина за цветную тряпичку!..» - восклицает он.
Максим Максимыч выносит моральную оценку поступку Печорина, когда он похитил Бэлу: «Вот они и сладили это дело… по правде сказать, нехорошее дело! Я после и говорил это Печорину…». Почему Максим Максимыч считает, что Печорин сделал вместе с Азаматом нехорошее дело? Ведь в самом похищении девушки не было ничего предосудительного. Плохая сторона, как можно это интерпретировать, заключена в том, что Печорин вмешивается в отношения горцев, в том, что он в качестве мены предлагает коня, который ему не принадлежит. Максим Максимыч сам рассказывал, что значит для Казбича его лошадь, поэтому он считает несправедливым отнять самую дорогую для горца вещь. Конечно, свою роль сыграли и последствия, которые могут наступить для него: взыскание начальства, но главное, все-таки, заключено в том, что Максим Максимыч не согласен с таким способом похищения Бэлы.
Максим Максимыч совершенно беззащитен перед логикой Печорина, когда пытается наказать его за «нехороший поступок», но дело ограничивается только тем, что он забирает шпагу. И тут же увещевательно начинает упрекать Печорина: «Послушай, Григорий Александрович, признайся, что нехорошо.
- Что нехорошо?
- Да то, что ты увез Бэлу…».
С обезоруживающей простотой Печорин заявил, что Бэла ему нравится. На что Максим Максимыч ничего уже не мог возразить. В данном эпизоде Лермонтов раскрывает душевную простоту своего героя, его мнимую суровость и невозможность сделать долг выше дружеского расположения.
Подлинное умение сопереживать Максим Максимыч проявляет, когда становится свидетелем любовных разговоров Бэлы и Печорина: «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». В устах Максима Максимыча употребление сравнения глаз с углями, а не с бриллиантами, что было бы характерно для романтического стиля, соответствует его виденью мира человека из народа.
Он действительно любит по-своему эту дикую девочку и любит ее чистой отцовской любовью. Лермонтов не преступает черту, где бы у читателя появилось бы отвращение. Максим Максимыч не смотрит на Бэлу как на женщину. Он не завидует счастью Печорина и Бэлы, когда они любили друг друга. Он радуется за них. И в этом проявляется его добрая часть души.
Чувство сострадания достигает в душе Максима Максимыча наивысшей точки, когда Печорин охладевает к Бэле. Штабс-капитан видит, как страдает горянка. Его описания ее внешности и переживаний наполнены собственными чувствами глубокого сожаления.
«Только стоя за дверью, я мог в щель рассмотреть ее лицо: и мне стало жаль – такая смертельная бледность покрыла это милое личико!»
«Бэла сидела на кровати в черном шелковом бешмете, бледненькая, такая печальная, что я испугался».
Максим Максимыч находит слова утешения для Бэлы. Он уговаривает ее не печалиться из-за Печорина. Его любовь к горянке становится противовесом его презрительного отношения к горцам. Отеческая любовь к Бэле возвышает душу Максима Максимыча. Он незаметно для себя переходит границу негативного отношения к горцам. Несмотря на беспросветную службу в гарнизоне, его душа оказалась способной любить, заботиться, сопереживать - проявлять истинные человеческие качества.
«Ну, право, вспомнить смешно: я бегал за нею, точно какая-нибудь нянька».
Максим Максимыч стесняется признаться попутчику в своих искренних чувствах. Эту сторону души штабс-капитана очень хорошо почувствовал и описал Белинский. Максим Максимыч принимает деятельное участие в отношениях Печорина и Бэлы. В его представлении Бэла была достойна, быть женою этого «славного малого». Максим Максимыч искренне не понимает, почему их отношения не заладились. Видя страдания Бэлы, он пытается повлиять внушением на Печорина. Однако это ни к чему не приводит. Печорин разлюбил свою «джанечку».
Максим Максимыч пытается найти примирение Печорина и Бэлы на небесах. Когда Бэла начала печалиться, что другая женщина будет в раю его подругой, он предложил «окрестить ее перед смертью». Смерть на Максима Максимыча произвела тягостное впечатление. Он глубоко проникся страданиям девушки. Даже автор заметок замечает, что после рассказа эпизода об угасании Бэлы, Максим Максимыч «пустился в длинную диссертацию… - вероятно для того, чтоб заглушить печальные воспоминания».
Парадокс души Максима Максимыча заключается в том, что он любит Бэлу как дочь, но это не мешает ему подвергнуть ее смертельной опасности ради своих эгоистических целей. В ситуации, когда у него появилась возможность убить Казбича, он без сожаления жертвует жизнью горянки. Он восхищается удалью горцев, но ведет по отношению к ним предательски и подло. Он дорожит дружбой Печорина, но тут же в мелких эгоистичных чувствах готов разорвать его записки.
Образ Максима Максимыча в романе «Герой нашего времени» играет важную роль. Он играет роль главного злодея. Ни Казбич, ни Печорин, и ни Грушницкий вершат главное зло: первый трагичен, второй благороден, а третий слишком мелок для осуществления злодеяний, которые необходимы для трагического произведения. Максим Максимыч – вот характер, воплотивший в себе худшие качества человеческой души.
Лермонтов изобразил характер штабс-капитана с позиций реализма. Он показал, что обыкновенный человек может быть злодеем, безжалостно уничтожая других людей, но при этом сохранять в своей душе чувства любви, к природе и людям, быть преданным своему долгу и дружбе.
Лермонтов расщепляет душу своего героя. Он рассматривает его с двух сторон. Характер Максима Максимыча удивительным образом воплощает в себе злые и добрые начала. Лермонтов наделяет своего героя положительными и отрицательными качествами, но они существуют в определенных объемах и пропорциях. Если взять душу Максима Максимыча как некое целое число или как некий круг, то три четверти этого круга будет наполнено злом и одна четверть добром. Это соединение дает новую интерпретацию пушкинской формулы: гений и злодейство. Пушкинский гений это не только талант, это и добродетель. В основе таланта Моцарта лежит любовь к людям, доброта, подлинная человечность. Музыка – добродетель, воплощенная в звуках. Если Пушкин отвечает, что нет, не могут соединиться гений и злодейство, то Лермонтов решает эту философскую проблему человеческой души положительно. Да, считает он, добродетель и злодейство могут соединены в одном человеке. С одной стороны Максим Максимыч наделен некоторыми положительными качествами, добродетелями, а с другой - это очень расчетливый, очень жестокий, и очень бессердечный человек.
Лермонтов ставит перед читателем сложную психологическую задачу: поддаться внешнему обаянию Максима Максимыча и оправдать содеянное им зло или дать истинную оценку поступков героя и признать в нем злодея. Выбор читателя – это и есть победа или поражение сил добра. Силы зла - это олицетворение в образе Максима Максимыча деспотического государственного порядка самодержавия, который под маской добра творил злые дела

Полную версию читайте по ссылке
http://www.aphorisms.ru/afor.7.html


Рецензии
Как раз недавно перечитывала роман - и удивлялась задним числом: как это мы в школе сочинения писали "Образ Печорина" и т. д.? потому что сегодня приходится признаться себе, что ничего я в этом произведении не понимаю! Ясно одно: Максим Максимыч - живой, Печорин - бумажный, первый симпатичен, второй выглядит чуть ли не мелким пакостником. Ваша статья ничего мне не разъяснила, да и не могла разъяснить, поскольку задача её, видимо, другая: то ли старый трюк эпатажа, то ли нечто похуже...
Т.Д.

Татьяна Денисова 2   06.09.2010 16:33     Заявить о нарушении
Это слишком сложно, чтобы сразу "въехать" в мой текст... ))) Думать надо лучше, голубушка, думать... Перейдите по ссылке на основной текст работы и вы не будете разочарованы, и все у вас проясниться... Кстати, на тему Лермонтова мною защищена кандидатская диссертация..)))

Смеяныч Анекдот   06.09.2010 16:46   Заявить о нарушении
Встречались мне тексты и "посложнее" ) причём на трёх языках; что же касается нынешних кандидатских, то я немножко в курсе и ни малейшего пиетета к ним, увы, не испытываю - да и как можно! Ваш ответ укрепил моё второе предположение, а именно "нечто похуже..."

Татьяна Денисова 2   06.09.2010 22:26   Заявить о нарушении
Так докажите несостоятельность моей диссертации... Чего огород городить, де вы знаете как ныне пишутся диссертации... Академики пришли на защиту и мне сказали, что по сути это не кандидатская, а докторская диссертация... По сложности текста Лермонтову нет аналогов, для начала советую изучить учебник интерпретации текстов, прежде чем судить о том, что вы знаете и не знаете о сложностях текста...)))

Смеяныч Анекдот   07.09.2010 12:36   Заявить о нарушении
И не забыть посмотреть французский перевод "Героя нашего времени", где из-за непонимания смысла переводчик исключил вопрос в поставленный Лермонтовым М.М. действительно хороший человек?.. Вы переводчик, а об интерпретации текста мало что знаете, чему и была посвящена моя диссертация.

Смеяныч Анекдот   07.09.2010 12:40   Заявить о нарушении
Ну да, ляпов в переводах с русского немало, ещё Набоков возмущался, а воз и ныне там. Но мне кажется, что Вы меня не слышите (намеренно?) и отвечаете себе самому, а ведь совсем нетрудно было "въехать" в простенький текст моего отклика.

Татьяна Денисова 2   07.09.2010 13:25   Заявить о нарушении
"Максим Максимыч - живой, Печорин - бумажный, первый симпатичен, второй выглядит чуть ли не мелким пакостником. "

Это как же надо не любить Лермонтова..

Смеяныч Анекдот   08.09.2010 10:13   Заявить о нарушении
Вот-вот, Вы всё на Лермонтова сводите, а дело-то не в нём, а в Вас: Лермонтов для Вас всего лишь подручное средство, вроде лома, которым Вы и пытаетесь взломать код самоидентификации народа. Но это - просто копошение некиих микроскопических существ у подножия памятника НАШЕМУ поэту.

Татьяна Денисова 2   08.09.2010 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.