Очерк по истории взяточничества

ОЧЕРК ПО ИСТОРИИ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА 

"...И ПУСТЬ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРЕД ЛИЦЕ МОЁ С ПУСТЫМИ РУКАМИ" Исход 23:15

«…всякий - друг человеку, делающему подарки» Книга Притчей Сол.19:6.      
«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» Исход 23:8.
«Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее» Книга Притчей Сол.29:4.


Взяточничество, как известно, неистребимый атрибут жизни любого общества в любую из эпох.
Сколь ни отвратительно это явление, сколь ни очевидна его порочность и гнусность, взяточничество здравствует и процветает, невзирая и вопреки многочисленным и благородным усилиям, направленным на борьбу с ним.
Возникает естественный вопрос: почему же это явление, столь единодушно осуждаемое, столь живуче и столь распространено? Складывается даже впечатление, что оно неистребимо, что борьба с ним – это лишь разновидность общественного лицемерия, когда взятки все осуждают и все дают или берут. Доктору в конверте, гаишник и без конверта возьмет, чиновнику высокого ранга – «откат» в офшоре, а рядовому чинуше – коньяк в подарочной упаковке.
Все это знают, и мало кто к этому не причастен. Формы и размер взяток бесчисленны и многообразны, как наша жизнь.
- Что поделаешь? – Скажет обыватель. – Сэ ля ви. Не нами это заведено, не нам и отменять. Еще римляне говорили: «Do Ut Des» - даю, чтобы и ты мне дал.
Во все времена пронырливые, не отягощенные предрассудками пройдохи, давали, чтобы получить взамен нечто более ценное.
Давали деньги, борзых щенков, самих себя отдавали на поругание лишь бы заполучить некие блага, без которых жизнь кажется «копейкой ржавою» М.Цветаева.
При этом дают и берут зачастую люди отнюдь не нуждающиеся и даже очень высокопоставленные.
В глянцевом журнале «Салон недвижимости»/май 2006 года/ опубликована статья о Ротшильдах - «Ротшильды – финансовые премьеры мира». 
Их также называют, не опасаясь обвинений в богохульстве, «архитекторами мирового пространства»!!! 
В ней рассказывается о том первом кирпичике, заложенном в «китайскую стену» могущества Ротшильдов тогда еще не «архитектором» и не «премьером», и даже
еще не Ротшильдом, а выходцем из еврейского гетто Мейером-Амшелем Бауэром.
Этим кирпичиком, который авторы статьи называют «гениальным тактическим ходом», была взятка.
Мейер-Амшель промышлял тогда мелким антиквариатом. Он собирал старинные монеты, а на свалках того времени разыскивал «медали, эмблемы со старинных рыцарских доспехов и щитов».
Придав найденному товарный вид, он затем сбывал это любителям предметов старины. И вот однажды ему улыбнулось счастье.
Обстоятельства свели его с «богатейшим человеком того времени – принцем Фридрихом Вильгельмом IX, будущим датским курфюрстом. Тот был завзятым коллекционером древностей».
И вот он – звездный час будущего Ротшильда, его «гениальный тактический ход»: он «дарит» принцу свою коллекцию древностей.
Хорош был «подарочек», кстати, вовремя и кому надо.
«Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его» Книга Притчей Сол.18-17. Да, знали древнееврейские мудрецы, о чем писали.
Далее между одариваемым и дарящим последовали приличествующие случаю светские обороты речи, камуфлирующие взятку. Принц вопрошает о награде и слышит в ответ: «Мне не нужно наград. Я и в дальнейшем готов бескорыстно служить Вашему Величеству».
«Гениально!» – воскликнут профессиональные взяткодатели, сглотнув слюну алчности. А я бы сказал: «Позор «богатейшему человеку того времени», принцу, запятнавшему свое имя этой взяткой, имевшей серьёзные последствия.
Народная мудрость гласит: «Подарки любят отдарки». И «отдарки» вскоре воспоследовали.
Дальнейшее «бескорыстное» служение проявилось в том, что Мейер-Амшель «…немедленно получил разрешение поставлять в графство Хассе-Ганау антиквариат и другие товары… и с этого времени доходы антиквара начали расти с каждым днем. Со временем он стал личным придворным банкиром Фридриха Вильгельма».    
Что еще тут можно добавить? – Антиквар хорошо дал и еще лучше получил, что восторженно комментируется историками.
Такого рода восторг – это своего рода рекомендация потомкам: держите ухо востро, не упустите свой шанс, ищите своих «принцев» - любителей «бескорыстной» службы, а наготове держите так, безделку, подарочек, убедительно доказывающий ваше «бескорыстие».

Прошли века, но в этом отношении мало что с тех пор изменилось.
Вон и современные шансонье поют о том же.
«Хотите, чтоб вам дали, 
Так дайте им вначале.
Ну, а если нет, - физкультпривет»  Анатолий Полотно.

То есть, "если нет", то оставайтесь при ваших нереализованных интересах и нерешенных вопросах бытия на любых уровнях быта.
Да заведено это не нами.
Велик соблазн решить вопрос взяткой, ибо ни сил, ни времени, ни нервов не напасешься решать вопросы в законном порядке, не без умысла взяткополучателей специально запутанном и усложненном.
А кем же это заведено? И когда?
- А вы разве не знаете? – Богами, еще на заре цивилизации.
Именно боги были первыми взяточниками.
 
Исторически первой формой взятки были жертвоприношения.
В чем их смысл? – Задобрить богов, расположить их в пользу приносителя жертвы, помочь ему в чем-то, защитить его от кого-то или чего-то.               
Боги могущественны, а человек слаб и ничтожен. Богам ничего не стоит то ли погубить человека, то ли помочь ему. Вот и приходится задабривать их жертвами, восхвалениями их могущества, самоуничижением и покаянием за вольные или невольные грехи.
Можно лишь улыбнуться наивному простодушию верующих, полагающих, что всемогущие  боги нуждаются в каких-либо человеческих дарах.
Однако в библейских текстах есть множество свидетельств того, что Господь Бог, как это ни странно, не только нуждался в подношениях, но и настойчиво их требовал, подробно разъясняя верующим, что и в каких количествах подобает приносить ему в жертву.
«…пусть не являются пред лице Мое с пустыми руками» Исход 23:15.
Так наставлял Господь Моисея.
И далее:
«Не медли [приносить Мне] начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею [и с ослом твоим]: семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне. И будете у Меня людьми святыми» Исход 22:29-31.

Вот оно – тот самый принцип «бескорыстных» взаимоотношений: ты мне, а я тебе. Ты мне вола и овцу, а я тебя святым сделаю.

Многочисленные и настойчивые требования Бога приносить ему материальные жертвы  удивляют и порождают вопросы.
«Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа» Исход 23:19.
«И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне» Исход 35:5.
«Вот приношения, которые вы должны принимать от них: золото и серебро и медь, и шерсть голубую, пурпуровую и червленую, и виссон, и козью [шерсть], и кожи бараньи красные, и кожи синие, и дерево ситтим, елей для светильника, ароматы для елея помазания и для благовонного курения, камень оникс и  камни вставные для ефода и для наперсника» Исход 25:1-7.
Деньги, как таковые, также нужны Господу.
«И сказал Господь Моисею, говоря: когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их;
всякий, поступающий в исчисление, должен давать половину сикля, сикля священного; в сикле двадцать гер: полсикля приношение Господу» Исход 30:11-13.
Итак, при каждой переписи населения иудеи должны вспоминать, что душу каждому из них дал Господь. Дал, однако, не даром. И цену за душу назначил. И через Моисея на весь мир объявил, что цена иудейской душе – полсикля. Интересно, сколько это в евро?
Так что деньги на бочку, любезные Иегове «избранники». А если нет, получите «язву губительную».   
Зачем все эти сикли всемогущему Богу? Оказывается, не ему лично они нужны, а священникам для отправления угодных Господу ритуалов.
«… и возьми серебро выкупа от сынов Израилевых и употребляй его на служение скинии собрания; и будет это для сынов Израилевых в память пред Господом, для искупления душ ваших» Исход 30:16.
Что за корысть Богу в неисчислимых приношениях, коими он так обеспокоен?
Ну да, они, разумеется, свидетельствуют о почитании Бога, признании его авторитета и благодарности за благотворное участие в судьбе подносителя даров, что, кстати, отнюдь не всегда имеет место. Однако, количество требуемого: всех первенцев скота, птицы, всех «начатков плодов земли» и т. д. смущает. Сама собой рождается мысль о корыстолюбии и даже алчности. Но возможно ли, чтобы Бог был алчен и корыстолюбив, то есть, наделен теми качествами, которые сам же осуждает?
«Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» Исход 23:8. 
Допустить такое означало бы низвести Бога до уровня человека, наделяя его при этом качествами, которые и люди-то привыкли осуждать.
Особенно неприятно качество, которое нынешние политики называют применением двойных стандартов: другим брать взятки запрещается, а самому требовать даров за покровительство, «избранность», защиту от врагов, за душу и т.д. и т.п., выходит, можно. 

Разновидностью взятки является лесть. Ее можно назвать вербальной взяткой. 
Преимущество ее в том, что она уголовно ненаказуема. Но принцип тот же: ты - мне, я – тебе. Ты меня восторженно и неумеренно похвалишь. Мне, низкой душонке, от этого приятно станет. За это и я тебе что-нибудь приятное сделаю, невербальное.
Мы заслуженно осуждаем льстецов, саму лесть почитая низостью.
«Уж сколько раз твердили миру,  Что лесть гнусна, вредна…». И.Крылов.   
Конечно, неумеренно восхвалять достоинства, часто и несуществующие вовсе, тех от кого ты зависишь – это гнусность. И Библия это не поощряет.
«Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
Истребит Господь все уста льстивые, язык велеречивый» Псалтирь 11:3-4.
Однако, неумеренные, восторженно-экстатические восхваления Господа, пусть и оправданные его предполагаемым всемогуществом и безупречностью, это, по сути, то же льстивое заискивание перед власть и могущество имеющим, вербальная взятка.
Библия этим переполнена. А Псалтирь – это одно непрерывное восхваление Господа, перемежающееся мольбами:
«Внемли гласу вопля моего» Псалтирь 5:3.
«…открой ухо Твое» Псалтирь 9:38;
заверениями в преданности и просьбами о помощи, защите и сокрушении врагов:
«Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои» Псалтирь 6:11.
Все то же: ты, Иегова, мне помоги, а я тебя буду славить вечно:
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем». Псалтирь 5:8.
«Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» Псалтирь 8:2.
«Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно» Псалтирь 29:13.               
«Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» Псалтирь 2:11.
«…пойте Ему новую песнь; пойте Ему стройно, с восклицанием» Псалтирь 32:3.
Даже подсказки Всемогущему о том, что негоже и даже невыгодно ему оставлять иудея на произвол судьбы, а главное - лишать жизни, имеют место:
«…ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» Псалтирь 6:6. 
Можно подумать, что и не жить Господу без иудейских славословий «стройных» и «с восклицанием», как смертному без воздуха.
Во всем должна быть мера.  Именно ее отсутствие низводит человека до «праха», до твари пресмыкающейся, лишая его права на гордость /не путать с гордыней/ и достоинство.
Известная поговорка гласит: На Бога надейся, да сам не плошай.
С точки зрения рационалистов тот, кто «не плошает» и больше рассчитывает на собственные силы и разум в борьбе с невзгодами и врагами, тот и есть гордый, независимый и достойный человек.
Библия, однако, учит другому:
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» Книга Притчей Соломона 3:5.
Да и какой разум, в том числе и коллективный, может быть у благоверных, составляющих стадо, ведомое Богом назначенными пастухами?
«Как стадо, вел Ты народ Твой рукою Моисея и Аарона» Псалтирь 76:21.
«…мы - народ паствы Его и овцы руки Его» Псалтирь 94:7.
«…и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею» Псалтирь 77:52.
В Библии человек предельно унижается и уничижается. 
Смиренно должен принять человек постулат о собственном ничтожестве и совершить духовное самоубийство:
«Жертва Богу - дух сокрушенный» Псалтирь 50:18.
Смирись, гордый человек, забудь о достоинстве. Ты лишь овца божьего стада, и за тебя все решат, куда тебе идти: в бесплодную пустыню или земли, «обильные молоком и медом».
Оно, конечно, удобнее все перепоручить Господу и ждать от него манны небесной, перепелов, водного потока из скалы и т. д. и т. п. взамен молебствий, хвалебных песнопений «с восклицаниями» и «десятин» своего имущества, которые Тора требует подносить Господу.
Но тогда человек обречен во все дни жизни своей униженно сокрушать свой дух и давать Богу взятки в виде духовных и материальных даров.
Нужно ли это всемогущему Богу? Да, если создать, выдумать Бога по образу и подобию человека, то есть забыть, что изначально все было наоборот.
Даже мое рационалистическое сознание возмущается против такого низведения Бога с его небесного пьедестала.
Скорее всего, здесь проявляет себя материальная заинтересованность и алчность священнического клана, который по своему усмотрению распоряжается значительной частью всех многообразных даров, подносимых Господу.
Аппетиты церкви и представляющих её священнослужителей всегда росли, оставаясь неудовлетворёнными.
"А церковь при своем пищеваренье 
Глотает государства, города 
И области без всякого вреда" И.Гёте. "Фауст".

Вполне возможно, что если бы не изобрели деньги, на которые всё можно купить, священники требовали бы сейчас от паствы для божьих надобностей даже туалетную бумагу.
Священники изначально были корыстолюбивы, но свое небескорыстие они приписывали Богу, которого кто ж осмелится упрекнуть?
Вероятно, и ритуал всесожжения жертв был изобретен для придания жертвоприношениям видимости бескорыстного подношения даров. Они, мол, сжигаются, а запах горелой плоти приятен Господу, что само по себе уже сомнительно: тот ещё запашок. Об этом есть у Гомера в "Илиаде": "Туков воня до небес восходила с клубящимся дымом". 
Нужна ли Господу эта "воня"? Не приятнее ли ему естественный чистый воздух и ароматы цветов?
По мнению Джона Мильтона жертва Господу может быть и бездымной, и ароматной, и безмолвной:
"И всякое дыханье, с алтаря   
Великого Земли, превознесло
Создателя безмолвною хвалой   
И благовоньем сладостным, Ему   
Угодным". "Потерянный рай".

Но жрецы и отправители религиозных культов, блюдя свой интерес, настойчиво убеждали паству в пристрастии богов к сомнительным ароматам и обильным подношениям.
А потому, смертный, не мудрствуй, а исполняй, что велят Божьи заветы:               
«…и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу» Исход 29:18.
Но разве возможно сжечь все, что требует Господь от своей паствы – все эти «начатки плодов» и «первенцев скота» и золото, и драгоценные камни и т.д. и т.п.?!  Ясно, что сжигается лишь ничтожная часть подносимого. Куда идет остальное? - Ааронову священническому клану.
Его право распоряжаться этим закреплено священным авторитетом Торы: «...и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых…» Исход 29:28.
Право на то и дается, чтобы им пользоваться. Вот и пользуются сыны Аарона вместо Господа подношениями правоверных.
Ритуал вступления в священство предусматривает коллективное поедание священниками мяса «овна вручения».
Ритуал сам по себе, надо полагать, приятный. Но на всех приятностей не напасешься, а потому в Торе предусмотрительно указано:
«…посторонний не должен есть сего, ибо это святыня» Исход 29:33.
Библейские тексты, как известно, весьма противоречивы.
В Псалме сорок девятом содержится недвусмысленное указание на, по сути, бессмысленность материальных жертвоприношений Богу.
«Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе,
ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. 
Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?»
Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня" Псалтирь 49:8-15.

Что может быть яснее данных слов Господа: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее»?
Господь – полновластный хозяин вселенной. Он заведомо имеет все, в чем нуждается, если нуждается.
Забавным ныне представляется беспокойство во многом прочем мудрых древних греков о прокорме могущественных богов-олимпийцев:
"Ранним утром пусть не забуду   
Богов покормить говяжьим мясом,   
Жиром бычьим..." Эсхил "Прометей прикованный".

Будто боги и не боги вовсе, а какие-то домашние животные, могущие чего недоброго и захиреть без должной заботы смертных. Будто мало им нектара и амброзии - истинной пищи бессмертных богов.

Человеческие подношения материального характера никаким потребностям Бога не соответствуют. А потому закоренелый мздоимец, кто бы он ни был, - неправедный властитель, извращающий законы судья или алчный священнослужитель - не вправе рассчитывать на расположение или снисхождение Бога в обмен на жертвы ему. И в Библии говорится об этом недвусмысленно:
"Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва" Книга Притчей Сол.21:3.
Эта мысль находит своё подтверждение и в Коране - священном писании мусульман:
"Я не желаю от них никакого надела и не желаю, чтобы они Меня кормили" Коран 51:57.

Другое дело «хвала» и «обеты». 
«Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня» Псалтирь 49:23.
Но это уже дары духовные, словеса, которые не съешь вместо «овна вручения».
А потому хвалой дары никак не могут ограничиться.
В книге последнего из «меньших» пророков – Малахии – мы находим, опять-таки, очень по-человечески звучащие сетования и упреки Бога своему «избранному» народу за нерадение именно по части материальных подношений.
«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями.
Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня.
Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища» Книга пророка Малахии 3:8-10.
Не скупитесь, несите свои «десятины» Богу, понукает Господь на взятку нерадивых и прижимистых иудеев. А за это и я для вас постараюсь:
«Я для вас запрещу пожирающим истреблять у вас плоды земные, и виноградная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, говорит Господь Саваоф» Книга пророка Малахии 3:11.               
Как похож в этом эпизоде Господь на бригадира рэкетиров, требующего свою долю с подопечных ларьков, держатели которых не торопятся расставаться с оговоренными суммами: не дашь «десятину» - разрешу «пожирающим» истребить ваш бизнес.      
Ты – мне, я – тебе. В чистом виде.

Итак, по сути подношения Господу и всевозможнейшие жертвы ему это взятка, даваемая в надежде заполучить милость, покровительство и прощение грехов.
«Избранный» народ, судя по Священному Писанию давал много и регулярно.
Прочие народы, верующие в других богов, занимались тем же самым.
Это возведено в Закон. Без этого не живут. Тысячелетия подобной практики не могли не наложить своей порочной печати на взаимоотношения людей.
Хочешь «крышу» - плати «крышевателю». А если нет – "физкультпривет". Барахтайся в сетях, ловко расставленных интернациональным кланом власть имущих для потенциальных взяткодателей. И, хотя взятка – уголовно наказуемое деяние, многие здравомыслящие люди понимают, что это феникс, неизменно возрождающийся из пепла, сколько бы раз его не сжигали.
В интересной и познавательной книге раввина Бенджамина Блеха «История и культура евреев» о взятке говорится чуть ли не с нежностью, поскольку этот инструмент решения сложных проблем неисчислимое количество раз помогал его народу в трудные годины испытаний.
«Взятка может заставить человека отменить многие пагубные решения. Более того, если вас внезапно выселяют с земли, на которой многие годы стоял ваш дом, приятно отправиться в путь с парой бриллиантов в сумке, чтобы начать все с начала там, куда вас вынудили бежать. Деньги умеют говорить и евреев заставили выучить их язык».
Это, разумеется, так, но не мешало бы добавить, что взятки не только отменяют «пагубные решения», но и в не меньшей степени способствуют их принятию. Решение, благотворное для взяткодателя, зачастую оказывается пагубным для того, у кого нет «пары бриллиантов в сумке», хотя перед законом они равны. Взятка – это двуликий Янус, бог, в которого легче поверить, чем в Иегову, поскольку его присутствие в жизни практически каждого человека несомненно. Он двулик, ибо каждым своим решением творит добро обладателям бриллиантов и зло неимущим. То есть из века в век он творит одну великую несправедливость.
Бог этот ужасен, поскольку алчен, пристрастен и несправедлив. Его даже можно назвать не двуликим, а миллионноликим пожирателем миллионов сирых и обездоленных.
Многочисленнейшая рать чиновников и бюрократов, «слуг народа», пьющих его пот и кровь – это идолы, пришедшие на смену Богу. Но, словно Боги, идолы требуют жертв – взяток. Бог показал пример, оказавшийся эпидемически заразительным.
И повелось… и до сих пор ведется, и конца этому не видно.      
Смертным ли менять то, что заведено богами и существует многие тысячелетия? Сколь ни единодушно мировое сообщество в осуждении взяточничества, как основы коррупционных взаимоотношений, «раздавить гадину» не удается.

Президент российского государства  Д.А.Медведев во всеуслышание объявил крестовый поход против коррупции «в одной отдельно взятой стране». Возможно, он вдохновился примером ветхозаветного Иова, который, как он сам о себе говорил:
«Сокрушал…  беззаконному челюсти и из зубов его исторгал похищенное» Книга Иова 29:17.
А, может быть, он решил все же выполнить то, что обещал, пребывая на президентском посту его предшественник В.В.Путин, заявивший в свое время:
«Что касается безответственного поведения бизнеса, то я скажу вам прямо и, может  быть, грубовато – из желудка все достану и раздам бедным».
Заждались бедные…

В случае удачи все благодарное человечество снимет перед президентом Медведевым шляпы и бейсболки и позаимствует беспрецедентный опыт.
Но не похоже, чтобы российские коррупционеры особенно взволновались.
Некоторые депутаты российского парламента, в частности Виктор Илюхин /ныне покойный/, выражают по отношению к эффективности президентской инициативы «обоснованное недоверие», поскольку «…коррупция… свободно гуляет по правительственным и президентским коридорам»  /«Завтра», №28, 2009 г./
Скорее всего, это очередное популистское «надувание щек» закончится очередным бесславным пшиком.   


Рецензии
Вроде бы тема интересная, но на мой взгляд, перенасыщена цитатами не к месту. Понимаю, что хотелось украсить поэлегантнее, но переборщили.
И скорее всего здесь лучше читалось бы о Фуггерах, поскольку Ротшильды лишь изучили опыт Якоба Фуггера и действовали по его шаблону.

Виктор Еремин   28.05.2013 23:25     Заявить о нарушении
Дело не только в склонности к элегантности и украшательству, Виктор, хотя я и не могу полностью это отрицать.
Цитат многовато, согласен, но за несомненным авторитетом их авторов автору данного очерка хотелось укрыть и обезопасить свою скромную и малоизвестную личность. Не со мною приходится спорить оппонентам, если приходится, а с авторами текстов, переживших миленниумы, что гораздо сложнее. Я в основном пытался лишь организовать и скомпоновать убедительным способом аргументы разбросанные в толще Писания и скромненько примазаться к его мудрости, предлагая некоторые выводы.
Тут не следует лениться, исследуя Писание. Оно ведь весьма противоречиво, как известно. Пара цитат может быть истолкована, как случайные трансформации исходного текста переводчиками и толкователями.
А потому чем обильнее цитатник, тем меньшая вероятность вкравшейся ошибки. И, уверяю Вас, цитат по теме могло быть гораздо больше. Уж я и сам кое-что отсеивал по критериям красоты и элегантности.
Что касается "цитат не к месту", то это вряд ли... У вас это голословно заявлено. Может я и соглашусь и уберу такое из текста, если Вы укажете на конкретные примеры.

Фуггеры? Ротшильды? --- Какая принципиальная разница? Вопрос ведь не о первооткрывателях метода, а о его действенности, и здесь Ротшильды были на высоте.

Алексей Алейников 4   29.05.2013 00:14   Заявить о нарушении
Согласен с Вами относительно Фуггеров - Ротшильдов. И впрямь не имеет значения. Это я не по делу написал.
Что касается остального, то было бы честнее в названии статьи каким-то образом указать, что она сориентирована прежде всего на Писание. Я взялся читать ее с совершенно иным настроем и потому был разочарован. Если исходить из Вашего разъяснения, признаю Вашу работу основательной, сильной и действительно интересной. Если что-то не то ранее написал - извините.

Виктор Еремин   29.05.2013 00:26   Заявить о нарушении
Не за что Вам извиняться, Виктор.
Восприятие любого текста всегда будет субъективным и вовсе не обязательно с автором во всём соглашаться.
"было бы честнее в названии статьи каким-то образом указать, что она сориентирована прежде всего на Писание" --- всего в названии не укажешь. Заинтересованный и квалифицированный читатель и сам разберётся, что к чему. Писанию уделено столь много внимания потому, что его тексты тысячелетиями формировали подсознательное отношение к взятке - "дарам и подношениям" - как к неизбывной составляющей жизни.
Начали одаривать богов небесных и очень быстро перешли к богам земным, поскольку вот они - рядом, и в их власти кого-то возвеличить или свести к ничтожеству.
Не буду разглагольствовать о том, сколь сложна и многогранна эта тема.
Любой автор по необходимости и по причине индивидуальной склонности будет исследовать лишь какие-то её отдельные аспекты. Это и со мной случилось, и я сожалею, что Вас разочаровал.

Алексей Алейников 4   29.05.2013 09:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.