Провокация как движущая сила библейских сюжетов

ПРОВОКАЦИЯ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА БИБЛЕЙСКИХ СЮЖЕТОВ

Картина Аломы-Тадемы "Смерть первенца фараона".

"...страшного дела
 Тайный совершитель?
 Пора ему в глубь пустынь
 Коней-летунов быстрей
 Бежать без оглядки" Софокл. Царь Эдип.

"Кто пишет мировую историю не как криминальную историю — её сообщник" Дешнер Карлпхайц.

*****
   
1. Провокаторы и провокации.

Провокаторы никогда не пользовались благосклонностью. Наоборот – их презирали и частенько этим не ограничивались. Бывали они и биты, и убиты. И поделом. Уж больно презренным делом считалась и считается провокация – сеяние и разжигание раздора между людьми, подстрекательство, побуждение их к действиям, вызывающим гнев, страсти и порой очень тяжелые последствия. Спровоцированные люди вводились в заблуждение или соблазн, искушались, за что им приходилось потом жестоко расплачиваться. Их поступки были вынужденными. Чаще всего люди, их совершившие, изначально о них и не помышляли.
По сути, провокация – это, как теперь сказали бы, «подстава». Провокатор подставляет под удар не себя, истинного виновника чьих-либо действий, а спровоцированную жертву своего коварства и злого умысла. Сам же пользуется результатами этих действий, не неся за них обычно никакой ответственности.
Разные бывают провокации: искушение, соблазнение, «прельщение» - обольщение, подстрекательство, заведомый обман подстрекаемого и другие.
Не вдаваясь в подробный анализ всех ее разновидностей, замечу лишь, что первым провокатором был, представьте себе, ветхозаветный Бог. А первой провокацией – насаждение в Эдеме древа познания. Позже к Богу, вдохновленный его примером, присоединился дьявол, сделав провокацию людей на греховные поступки своим основным занятием. Не зря же широко известным стало выражение: «Бес попутал». Но и Господь вошел во вкус и настолько часто использовал искушение и прочие разновидности провокации для подталкивания неразумных и недальновидных «человеков» к краю греховной пропасти, что люди, по наущению Спасителя, взмолились о пощаде.
Иисус, Бог-Сын, хорошо зная как Бога-Отца своего, так и слабости человеческой натуры и жалея «человеков», поучал в своих проповедях : «Молитесь же так…и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» Евангелие от Матфея 6:13. Иными словами, сам не будь провокатором и от провокатора избавь.
А еще он говорил: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 
лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» Евангелие от Луки 17:1-2.

Данный новозаветный текст входит с ветхозаветным в неразрешимое противоречие.
В «Бытии» соблазн для Евы, столь чреватый последствиями, вначале приходит через Бога, насадившего древо познания и позволившего первым людям бродить по Эдему, где им вздумается. Лишь после этого появляется змий, уговоривший Еву вкусить запретных плодов. Но не было бы плодов, не было бы и соблазна.
Это напоминает сюжет сказки о Синей Бороде. Уезжая по своим делам, обладатель этой бороды вручил молодой жене связку ключей от замка. При этом он строго-настрого запретил жене пользоваться одним лишь ключиком из этой связки. Всеми можно, а одним запрещено. Не проще ли было мужу убрать этот ключик куда–нибудь от греха подальше? Нет, оставлен ключик, и через это пришел соблазн. Не удержалась жена, поддалась искусу пресловутого женского любопытства и лишь чудом уцелела. Зато соблазнитель, как и пророчил Иисус, лишился и ключиков, и замка, и самой жизни.
Но как быть с Богом-Отцом? Кто навесит ему на шею «мельничный жернов»? Едва ли кто осмелится. И в этом противоречие, поскольку обещанная Иисусом неотвратимость наказания за соблазн перестает ею быть.
               
2. Роль провокации в истории исхода евреев из Египта.

В «Исходе» повествуется в том числе и о том, как по предварительному сговору с Моисеем Господь неоднократно ожесточает сердца фараона и египтян, которые удерживают евреев в рабстве.
Поручая Моисею вывести «избранный» народ из Египта, Господь говорит: «А я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» Исход 4:21.
То есть для того, чтобы произошло сказанное, необходимо вмешательство Бога.
Фараон, будучи Моисею товарищем по детским играм, может, и отпустил бы евреев, но Бог специально, возможно, как раз по этой причине, ожесточает его сердце, чтобы этого не произошло. Выходит первопричиной удержания евреев является не фараон, а сам Господь.
Чем только Всевышний не карал фараона за им же самим ожесточенное его сердце!
Какие только кары не посылал ему и всем его подданным – бесполезно: египтяне продолжают самоубийственно упорствовать и удерживать евреев. Ну а как же иначе? Ведь они не властны противиться божьему замыслу. Свобода воли и здравый смысл здесь начисто отсутствуют. Бог творит с их сердцами что хочет: до поры ожесточает. А когда, наконец, насыщается их казнями и страданиями, то вынуждает принять неизбежное. Египтяне безжалостно провоцируются вести себя гибельным для них же образом. 
«И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их» Исход 10:27.
Выходит, именно Всевышний провоцировал владыку Египта на бессмысленное упорство, а затем казнил его за это.

Следует заметить, что не только Иегова, как убедительно о том свидетельствует Ветхий Завет, выступал в роли провокатора самоубийственного поведения смертных.
В "Одиссее" Гомера Афина вела себя подобным же образом:
"Тою порою Афина сама женихов возбуждала 
К дерзко-обидным поступкам, дабы разгорелось сильнее
Мщенье в гневной душе Одиссея, Лаэртова сына". 
Богам смертные запретить ничего не могут. Лишь вынуждены подчиняться их гораздым на изощрения прихотям. 

Богата ужасами фантазия анонимных авторов «Исхода». Немощно бледнеют перед нею сочинители современных «страшилок». Чего стоит одна только последняя  «десятая казнь»!
«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.
И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль [во всей земле] Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца» Исход 12:29-30.
Даже сами египтяне начали роптать и требовать изгнания евреев.
«Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?» Исход 10:7.
«И понуждали Египтяне народ, чтобы скорее выслать его из земли той; ибо говорили они: мы все помрем» Исход 12:33.

Но почему же Господь был так злокозненен и злонамерен в отношении египтян? Почему он ожесточал их сердца вместо того, чтобы смягчить их? Ведь все во власти Бога. Настроил бы он их сердца доброжелательно, отпустили бы они евреев по доброй воле, и всем было бы хорошо, и десять кошмарных казней египетских не понадобились бы.
Но нет, «...не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской» Исход 11:9.
Такое объяснение дал Господь Моисею. В явленных чудесах проявилось таким образом могущество Господа и его явное покровительство «избранному» народу за счет и в явный ущерб другому народу.
Но вот, наконец, после преодоления искусственно созданных Господом препятствий, евреи не просто отпущены а «...выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе в дорогу» Исход 12:39.
У Джона Мильтона это отбытие-исход-изгнание из Египта описано в романтически-приподнятом тоне:
"Два брата — Моисей и Аарон,   
Ниспосланные Господом мужи,
Освободили избранный народ   
И повели к Земле обетованной   
Со славой и добычей;" Д.Мильтон "Потеряный рай".

Но что за "добыча" здесь упоминается?
Оказывается, не с пустыми руками поспешно покидали Египет его рабы.
И не какие-то пустячки они с собою прихватили.
"И вывел Израильтян с серебром и золотом" Псалом 104:37.
Здесь в сюжет исхода закрадывается странное противоречие: с одной стороны, уходить приходилось так поспешно, что "...даже пищи не приготовили себе в дорогу» Исход 12:39.
А с другой стороны, уходили евреи, оказывается, со всем имуществом своим и скотом. Чтобы имущество собрать времени, выходит, хватило, а чтобы лепёшек в дорогу напечь нет.
Но собственное имущество ведь не называется "добыча". И у египтян кое-что было прихвачено. И немало. Притом взято было то, что во все времена почиталось высшей материальной ценностью и символом богатства: золото и серебро. В Ветхом Завете говорится об этом неоднократно.
Еще при первой встрече Моисея с Богом Господь обещает нечто важное:
«…и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками. Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян» Исход 3:21-22.
И позднее, уже после многократных казней египтян, Господь напоминает Моисею:
«…внуши народу [тайно], чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых [и одежд].
И дал Господь милость народу [Своему] в глазах Египтян, [и они давали ему» Исход 11:2-3.
«Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян» Исход 12:35-36.

Бросается в глаза неправдоподобность и смысловое противоречие данного текста.
Невозможно представить себе евреев - египетских рабов, над которыми их владельцы безжалостно измывались, используя их на самых тяжелых работах, в роли попрошаек, которые вымаливают у своих господ и прочих египтян не что-либо, не какие-нибудь безделки, а «вещи серебряные и вещи золотые». И египтян, добровольно расстающихся с золотом и серебром, также невозможно представить. Что же они цену этому не знали?! Еще как знали! И гробницы фараонов наполняли самым ценным, что у них было – нетленным золотом. И вдруг одаривают им, да не кого-либо, а презренных рабов своих. Мыслимо ли такое?
Разве лишь обманом, какой-то невероятной хитростью можно было заполучить это у египтян. Автор текста пытается, правда, навести «тень на плетень», но вряд ли его попытку можно признать удачной. Видите ли, убеждает он: «Господь… дал милость народу Своему в глазах Египтян: и они давали ему». Но тут же автор и проговаривается: «…и обобрал он Египтян». Так «давали» или «обобрал»? – вот в чем вопрос.

«Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью" Исход 1:13-14.
«И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли…» Исход 2:23.
Очевидно, что египтяне жестоки и безжалостны, хотя, как ни странно, сынам Израиля это только на пользу: «...чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых» Исход 1:12.
И вот, эти самые безжалостные эксплуататоры своих рабов отдают им свое золото и серебро. С какой стати? Поверить в такое невозможно.    
Если «давали» по странной и необъяснимой «милости», то давали добровольно. Тогда причем здесь слово «обобрал», семантически заключающее в себе явно негативный смысл.
В Толковом словаре Даля поясняется: обобрать значит «отымать что есть, грабить, или выманивать плутовски, обманом».
«Обобрал» - значит оставил ни с чем, или с чем-то мизерным по сравнению с тем, что было у обобранного раньше.  А было у египтян, как свидетельствуют исторические исследования немало. Водилось у них золотишко. В книге Эриха Церена «Библейские холмы» о богатстве египтян говорится следующее: «Хатшепсут – великая египетская царица – золото для позолоты вершин обелисков выдавала мешками, как зерно».
Возникает естественный вопрос: насколько сильно «милостивые» египтяне позволили себя «обобрать»? Может и говорить-то не о чем? Ну, были там какие-то единичные случаи…
Нет, не единичные. Библейский текст позволяет достаточно точно определить, насколько «милостивы» были египтяне и насколько ловки были обобравшие их евреи.
Египетское золото всплывает уже на третий месяц исхода евреев из Египта.
Это именно египетское золото, поскольку в Библии нет никаких свидетельств о том, что, скитаясь по пустыне три месяца, евреи находили там какие-либо клады. На золотых и серебряных рудниках они в это время тоже не трудились. Они лишь маялись и страдали от голода и жажды среди бесплодных песков и камней пустыни. Но Господь о них не забывал и в критические моменты помогал им всегда. Однако, сыны Израиля оказались неблагодарны и нестойки в вере и нарушили священную заповедь Бога:
«Не делай себе кумира…» Исход 20:4. 
«...не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе» Исход 20:23.
Сам Моисей осудил их: «…народ сей сделал великий грех; сделал себе золотого бога» Исход 32:31.
Но чтобы сделать «золотого бога» нужно было золото – египетское золото. Другому у недавних рабов взяться было неоткуда. Сколько? Довольно много.
«Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. 
И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне.
И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. 
Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» Исход 32:1-4.

Можно и точнее определить, сколько золота ушло на золотого тельца.
В 12-й главе «Исхода» говорится о количестве израильтян, покинувших Египет.
«И отправились сыны Израилевы из Рамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» Исход 12:37. 
Женщины почему-то не упоминаются, но серьги, конечно, в первую очередь, были у них.
В 38-й главе «Исхода» называется точная цифра сынов Израиля, которые жертвовали на строительство и обустройство «скинии собрания» - их святилища: шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят человек.
«…с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсиклю с человека, считая на сикль священный» Исход 38:26.

К этой цифре нужно еще прибавить три тысячи, которых убили по указанию Моисея сыны Левиины в качестве наказания за «золотого бога».
«И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, [иди] ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. 
И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» Исход 32:26-28.

Эпизод сам по себе чудовищный: убивали брата, друга, ближнего. Но золоту, которым они владели, применение, разумеется нашлось.
Итак, примерно шестьсот шесть тысяч пятьсот пятьдесят человек пожертвовали свои серьги на золотого тельца. Не знаю, у всех ли были серьги, но золота собрали много. Кто видел фильм «Моисей» из цикла «Библейские сказания», тот должен помнить, как внушительно и впечатляюще выглядел «золотой бог».
Этого бога и золото, из которого он был изготовлен, Моисей уничтожил.
«…и взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах, и рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Израилевым» Исход 32:20.
Пейте, вероотступники, ощутите какова горечь нарушения заповедей божьих.
Пропало золотишко.

Но что такое пара золотых серег для недавнего египетского невольника – сущий пустяк.
Не все золото ушло на тельца. Остались еще кое-какие побрякушки.
Много горьких, но справедливых слов передал Моисей от Господа своему народу.
«Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. 
Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих.
Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами» Исход 33:3-5.

Нарушили завет – вот и ходите теперь без украшений. Но сами то украшения наличествуют. Те самые, которые милостиво «давали» обобранные египтяне.
Но вот позади эта черная страница истории взаимоотношений Господа с «избранным» народом. Дошло дело, извиняюсь за тавтологию, до святого дела: строительства скинии, святилища, обиталища «славы Господней» и ковчега с Законом и священными заповедями.
«И сказал Моисей всему обществу сынов Израилевых: вот что заповедал Господь:
сделайте от себя приношения Господу: каждый по усердию пусть принесет приношение Господу, золото, серебро, медь» Исход 35:4-5, и прочее, и прочее.

Призыв Моисея вызвал большой энтузиазм.
«…и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу» Исход 35:22.
Но вот уже и девать некуда это египетское золото, а все несут.
«…и сказали Моисею, говоря: народ много приносит, более нежели потребно для работ, какие повелел Господь сделать.
И приказал Моисей, и объявлено было в стане, чтобы ни мужчина, ни женщина не делали уже ничего для приношения во святилище; и перестал народ приносить.
Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось» Исход 36:5-7.

Над тем, сколько же всего было израсходовано золота и серебра для строительства и обустройства святилища, гадать не приходится. В Ветхом завете все расходы расписаны с точностью до сикля священного.   
«Всего золота, употребленного в дело на все принадлежности святилища, золота, принесенного в дар, было двадцать девять талантов и семьсот тридцать сиклей, сиклей священных" Левит 27:25.
"...серебра же от исчисленных лиц общества сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять сиклей, сиклей священных;
с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти человек, с каждого поступившего в исчисление, от двадцати лет и выше, по полсиклю с человека, считая на сикль священный.
Сто талантов серебра употреблено на вылитие подножий святилища и подножий у завесы; сто подножий из ста талантов, по таланту на подножие;
а из тысячи семисот семидесяти пяти сиклей сделал он крючки у столбов и покрыл верхи их и сделал связи для них» Исход 38:24-28
Современному человеку, не знакомому с реалиями отраженного в «Исходе» исторического периода, трудно определить фактическую ценность всех этих золотых и серебряных талантов и сиклей.
Косвенным образом можно, однако, понять, какие огромные ценности были, так и хочется написать «похищены», но, соблюдая политкорректность, напишу "подарены" египтянами своим бывшим рабам.
В Иллюстрированной Библейской энциклопедии архимандрита Никифора, издание 1891 года, в статье «Талант» указывается, что Израильский царь Амврий купил Самарийскую гору, на которой впоследствии был построен город Самария, столица царства, за два серебряных таланта. А только «Сто талантов серебра употреблено на вылитие подножий святилища и подножий у завесы». А были еще и золотые таланты.
Это сколько же гор и долин можно было купить за эти деньги! При этом надо учесть, что не последнее отдали иудеи на скинию. «…и перестал народ приносить. Запаса было достаточно на всякие работы, какие надлежало делать, и даже осталось» Исход 36:5-7.
Как много? Вот об этом ветхий Завет умалчивает.

Итак,  помимо скота и разного там прочего движимого имущества, золота и серебра  «избранный» народ унес из Египта в прямом смысле немеряно. Поверить в то, что египтяне просто так «давали его» евреям невозможно. Так откуда же оно взялось? «Обобрали» египтян? – звучит слишком неопределенно.
Может сыны Израиля втихаря "ломанули" какую-нибудь из пирамид, а может и не одну, вот и захотелось им в пустыню, пока «тайное не стало явным»?
Ничего фантастического в этом предположении нет. То, что почти все пирамиды были разграблены, факт общеизвестный. Грабили их, как известно, и сами египтяне. Так почему не попытать счастья "избранному народу", для которых такое святотатство могло в их собственных глазах представляться борьбой с ложными богами во славу их подлинного бога.
 
Не мешает также учесть, что Моисей, будучи приёмным сыном жены фараона, с пеленок воспитывался при дворе и пользовался немалой милостью.
Вот как в Коране описывается усыновление Моисея:
И сказала жена Фирауна: "Услада очей мне и тебе! He убивайте его; может быть, он принесет нам пользу, или мы возьмем его за сына". A они и не знали" Коран, 28:8.
Да, действительно, не знали и знать не могли домочадцы фараона, как Моисей "отблагодарит" приёмных родителей, когда вырастет.
"И подобрала его семья Фирауна, чтобы он оказался для них врагом и скорбью" Коран 28:7.
Но до того, как это случилось, жаловаться Моисею было не на что.
В одиннадцатой главе «Исхода» прямо говорится: «Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа» Исход 11:3.
За годы взросления и воспитания при дворе Моисей мог многое узнать про пирамиды, чего не знали простые смертные. Впоследствии это могло пригодиться, когда решился он "обобрать" египтян.
Доказать эту версию невозможно, так же, как и опровергнуть. Но в свете такого предположения яснее и логичнее становится поведение египтян, пустившихся за отпущенными рабами в погоню.
После десяти жутких, поражающих воображение казней египетских, в том числе и смерти детей-первенцев у всех египтян, включая фараона, и всего первородного у скота, как можно желать возвращения причины этих страшных бедствий?!
После того, как прокатился «...вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более» Исход 11:6, после того, как израильтян не просто отпустили, а уже гнали из страны «с поспешностию», фараон, якобы, заявляет: «…зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?» Исход 14:5.
 
Чтобы они ни наработали, ясно, что вреда от них всегда будет больше. И египтянам это было ясно, когда они выпроваживали евреев «с поспешностию». А когда выпроводили, вдруг опять ясно быть перестало.
После всех немыслимо жестоких божьих наказаний за спровоцированное богом же «ожесточение сердца фараонова», когда источник и причина всех напастей наконец-то устранена, а евреи триумфально покинули Египет со всем имуществом своим и золотом обобранных египтян, вдруг возникает нелепая в данной ситуации мысль: «зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?».
Такого рода нелепость не могла родиться в сознании египтян сама по себе. Естественной была бы мысль: наконец-то они ушли.
"Обрадовался Египет исшествию их" Псалом 104:38.
Никогда бы их больше не видеть.
Запечатленные в сердце и памяти ужасы «десяти казней египетских» естественным образом удерживали бы египтян от контактов с евреями, чреватых гибелью. Или память их так коротка?
Евреи до сих пор торжественно празднуют Исход, обязательно вспоминая при этом, как изобретателен и беспощаден был Иегова. Тем более памятлив должен быть народ, претерпевший «казни». Однако, вопреки естественной логике человеческого поведения, единственно лишь по божьему произволу и подстрекательству египтяне пускаются в погоню за отпущенными, навстречу новым бедствиям.
 
Как унижен и ничтожен во всех этих эпизодах и фараон, и народ египетский, и человеческий разум вообще. Египтяне, достаточно разумные, чтобы построить пирамиды и дать человечеству множество других доказательств своей учёности и здравомыслия, с евреями ведут себя, как исступленные безумцы, упрямо добивающиеся собственной гибели.
 
Но не сами по себе они таковы. Такими их делает прихоть Бога, не придумавшего лучшего способа доказать избранность евреев. Господь уже напрямую провоцирует египтян подставляться под его гнев и кару, но кто навесит на него «мельничный жернов»?!
Итак, фараон посылает армию в погоню и, во славу Господа и избранного им народа, теряет ее в морских глубинах. Ликование сынов Израиля безгранично.
Бумага, конечно, все стерпит, но не всякое насилие стерпит над собой способность человека рассуждать здраво.

Скорее, золото и серебро обобранных египтян и было истинной причиной погони, а не ценность их утраченного рабского труда. Возможно, после ухода евреев что-то «из тайного стало явным», вот и не стерпели египтяне, снарядили погоню. Но не для того, чтобы вернуть отпущенных-прогнанных, а чтобы наказать их и вернуть то, что они незаконно унесли с собой.
Господь, однако, не выдал ловких обирал египтян. И теперь Израиль не выдаёт ловких обирал всего остального мира.

Во всей истории еврейского исхода человеческий разум вообще и египтян в частности, предстает некой эфемерностью, которая может проявляться или исчезать лишь с божьего соизволения. Бог решает и внушает фараону /любому человеку/ разумно или безумно себя вести. И он же придумывает, как наказать безумца за безумие, насланное божьей прихотью.
К сожалению, Иегова предстает здесь пред нами довольно явственным провокатором поведенческой неадекватности, проявившейся в бессмысленном упорстве фараона и ожесточенности его сердца.

Во все времена у ветхозаветного бога было множество последователей – провокаторов всех мастей, вдохновленных его величественным примером.


Рецензии
Спор не нов.
Золото возбуждает в первую очередь практичного.
Но признаем, что нет в мире без-смысленного, равно и в таких книгах.
Смысл есть, он не очень виден. Так в русской сказке о репке, нет слова дружба, взаимопомощь. И можно сколько угодно возмущаться небывалостью такой репки и такой ситуации. Смысл растворён и обширен.

Алексей, я предложу свой видение этой интересной ситуации с золотом Египта. А уж Вы отвергните, если не примется. Ведь и я не согласен с Вашей, но ищу ей выхода.

Библия в принципе, единым чтением - история о становлении человека. И связи становления личного с космическим, микро и макро космосов. Человеческим космизмом.

Уже в строках - "Земля была безвидна и пуста, и тьма над волнами" я вижу народившееся сознание плода в утробе. Его осязаемое состояние, ибо он слышит, как "И Дух Божий носился над волнами". Слышит взывание к нему его родителей, ощущает волнение матери.

И разворачиваясь далее, остальной текст - о становлении телесной соматики, о подчинении её душевным страстям, о переводе страстей их самоуничтожением, и отвержением - в духовную направленность.

Последовательное, всё возвышающее, переживание качеств.
И вот самый то момент замены качества бывшего на качество зародившееся и утверждающееся, и показан в этом "бегстве из плена".
Если хорошо психологически порефлексировать - смена самоотверженная, отбрасывающая мир старый, плен привычности, и устремление мира нового - эгоистичности, как всего зародившегося, веяния. Которое забирает с собой всё ранее нажитое, подчиняет отобранное своему развитию. Смена качеств в одном и том же теле.
Примерно как - "переход количества в качество" и предыдущее - последующее "отрицание отрицания", круговоротом - как принцип постоянного, ступенчатого обновления.
И если увидеть, возникающее в серой безмятежности обыденности, взбаламутившее её течение, то взором материальным, в переводе макродвижений на события мокроскопические, сие невидимое не-бесное преображение и будет выглядеть, как земной "побег из Египетского плена".
Что же касается провоцирования младенца а райских кущах, то разве грешно провоцирование дитяти к самостоятельности, родителями? Оно необходимо.

Алексей, с уважением...

Владимир Рысинов   24.07.2014 10:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.