К деонтологии градостроительства

15 июня 2013 года в группе «Концептуальная архитектура» professionali.ru я разместил заметку с этим названием. Однако, модератор группы её не опубликовал.

 А вопрос уже перезрел.

 Если 7 июня 2013 года название заметки «К вопросу о сносе Кремля» носило саркастический характер, то сейчас этот вопрос стал реальностью.

 В июле 2014 года великий архитектурный градостроительный гений В.В. Путин предложил восстановить в Московском Кремле разрушенные в 1929-1930-х гг. Чудов и Вознесенский монастыри, на месте которых был построен корпус по проекту архитектора Ивана Рерберга, использовавшийся в последнее время администрацией президента, а также восстановить церковь Святой Екатерины. «Нужно обсудить этот вопрос с московской архитектурной общественностью, согласовать этот вопрос с ЮНЕСКО»,— сказал он.

 Профессор МАРХИ Александр Малинов, поддержал идею, сказав:"Кремль — это древняя астрономическая обсерватория, точно такая же, как Стоунхедж. Кремль — абсолютно точный равносторонний треугольник…"(?)

 Ректор Московского архитектурного института (МАРХИ) Дмитрий Швидковский, считает, что разборка 14-го административного корпуса не будет потерей с точки зрения образа Кремля.

 На что гос.эксперт по охране культурного наследия Татьяна Кудрявцева возразила, отметив,что в Москве практически исчезла реставрационная отрасль, которая могла бы должным образом восстановить здания и интерьеры,"нередки случаи, когда вместо воссоздания художник, которому доверена реставрация, выражает себя. Он просто не может мыслить категориями XVII или XIX веков. Вопрос в том, до какой степени театральности довести это все".При строительстве копий используются проблемные материалы, например, бетон в храме Христа Спасителя, который впитывает подземные воды,а стены покрываются плесневыми грибками. «Пока я вижу несоответствие между историческим воссозданием и креативными мыслями» -сказала в завершении эксперт.

 А на Совете по градостроительсьву МСА Наталья Самовер заявила, что восприятие Московского Кремля не ограничивается 1917-м годом. И хотя, 14-й корпус не шедевр архитектуры, он - часть той истории, когда Советский Союз был одной из ведущих держав мира, часть исторического ансамбля Кремля, в котором можно расположить музей истории СССР. «Попытка стирания этого периода из памяти по степени глупости и вандализма ничем не отличается от содеянного большевиками сноса монастырей».

 Ценность Кремля признана ЮНЕСКО как АНСАМБЛЯ. Увеличение количества новоделов плохого и ужасного качества в этом ансамбле недопустимо.

 «Реставрацией» этого корпуса (№ 14) Кремля с 2011г. занималась компания «Инжтрансстрой» (ИТС). На этот проект было выделено на 3 года «всего-то» 8,4 млрд.руб. В результате этой «реставрации», которую ныне называют (правильно) реконструкцией, площадь «реставрируемого» объекта должна была увеличиться с 48 тыс. до 69 тыс. кв. м.

 Однако, в марте 2014г. основной владелец ИТС Ефим Басин заявил о ликвидации компании, в сязи с убытками в 3 млрд.руб.в 2013 г. от строительства объектов Олимпиады в Сочи.

 По сути, основной (скрытый мотив) новодельного зуда — компенсировать потери застройщика Сочи.

 Итак, возвращаемся:
—-
К деонтологии градостроительства

 Могу всех поздравить с очередным достижением в деле ликвидации исторической памяти (= духовных корней народа).

5 апреля 2013 г. эксперты рабочей группы комиссии при правительстве Москвы по рассмотрению вопросов осуществления градостроительной деятельности в границах достопримечательных мест и зон охраны объектов культурного наследия согласились со сносом трёхэтажного строения 3 по адресу Космодамианская набережная, дом 38, на месте которого застройщик ООО «ПроектСпецМонолит») предложил возвести четырехэтажное здание с паркингом, с сохранением прежней площади для нового строения.
Один из экспертов, архитектор Борис Пастернак так обосновал решение: «С условием того, что у нас сохраняется строение 1, а строение 3 является дворовым зданием, я считаю возможным согласиться со сносом строения 3».

07 июня 2013 года было снесено и строение 1 по Космодамианской набережной, дом 38, 1897 года постройки.


 Подобная участь ожидает множество памятников в Москве, так как мэрская политика и при новом мэре осталась прежняя, как в отношении культурного наследия, так и в отношении развития Москвы в целом. Изменилась только риторика.

 Чего стоит один только Генплан, разработать который хотят в течении года (сегодня делаем детей, рожать надо на следующтий день!) на основании невесть как полученных среднепотолочных цифр социодинамики. Градостроительные эксперименты будут ставить в натуре, мы опять — в роли лабораторных крыс.

 Что и как будем менять в консерватории?
У архитекторов, градостроителей, чиновников и других профессионалов преобладает уверенность в том, что они-то – профессионалы – знают, что остальным людям нужно, тем более в будущем. И Раздаются голоса: запретим непрофессионалам совать свой длинный нос в вопросы государственного управления!

 А затем? Всех непрофессионалов насильно осчастливить «профессиональными» решениями? А они есть у «профессионалов»(= у тех, кто занимается государственным управлением за деньги)? А меня, дилетанта (= не получающего деньги за думы о государстве), эти решения в отношении лично меня — устроят? И есть ли у «профессионалов» эти решения?

 Как юрист-профессионал (получающий за свои юридические услуги копеечку) и профессионально выполняющий функции Заказчика в строительстве с 1991 года скажу своё дилетантское мнение:

 1). Осчастливить насильно (пытались большевики, фашисты, нацисты, либералы-демократы…) — невозможно.

 2). Решать за меня, что мне нужно, — мне не нужно.

 3). Не имея достоверных исходных данных, что-либо прогнозировать, равно -попасть пальцем в небо (см. тот же Генплан).

 4). Понятие прогноз и описание, какие именно виды и способы прогнозирования применимы в градостроительстве, напрочь отсутствуют в Градкодексе как РФ, так и г. Москвы.
А без прогнозирования нет планирования. Есть лишь шаманские пляски вокруг бюджетного пирога.

 5). Из общения с профессиональными архитекторами-градостроителями ясно, что до сих пор у них нет единого ПОНИМАНИЯ предмета их деятельности: что такое город. А когда нет предмета, то все рассуждения «по поводу» — беспредметны.
И вот, приходит дважды академик РААСН и МАА, например, к Собянину, и рассказывает ему о своей «концепции». Затем, приходит второй академик и делает то же самое, но выводы у него — противоположные. Затем, третий,— со своими, четвёртый,— тоже оригинален, пятый… Вопрос: на каком визите Собянин скажет или подумает: «Хватит! У меня сроки поджимают и САМ спросит. У меня концепция своя, и, по-моему, не хуже Вашей. Поэтому, мы подумали, а я — решил: моё мнение — верное, остальные -неправильные. Будем делать, как я сказал.»
И он, по-своему, будет прав.
А дальше,— будут вопли: во власти — дилетанты, непрофессионалы, неграмотные решения принимают!

 6). Любой архитектор хочет воплотить нечто (свою мечту в камне) такое, что переживёт его и будет жить в веках.
Но, почти каждый стремится это сделать на обломках мечты своего предшественника. Я — об этике и совести. Дефицит, понимаете-ли.

 7). На сегодняшний момент в России отсутствуют адекватные модели, дающие устойчивый релевантный прогноз вмешательства в открытую систему под названием «город».
И потому (см. п.5.), любой эксперимент над этой сложной системой превращается в натурный эксперимент над нами, лабораторными мышами.

 8). У архитекторов (большинства) стоит знак тождества между архитектурой и памятником.
И вот, например, профессор, допустим, МАрхИ уже учит своих студентов (и не только их): «Архитектура — это красота, памятник — это красота. Вот, ругают муляжи, но посмотрите: Иверские ворота — красота, Храм Христа Спасителя — красота… Давайте создавать красоту, давайте разрушать некрасивое и восстанавливать ранее утрачненное…» Далее следуют призывы снести не только здания Посохина и ко, но и Жолтовского, Щусева…

Невдомёк этим архитекторам, что архитектура и памятник — разные сущности, имеющие разные принципы (и ценности). Первая: польза, прочность, красота; второй: подлинность.

Утраченный памятник НЕВОЗМОЖНО восстановить. Это будет муляж, макет, модель. И не важно, какой масштаб у этой модели.

Аксиология памятника, к сожалению, terra incognita для подавляющего большинства архитекторов, чиновников и населения в целом. Не понимают, что подлинность (конкретное проявление Истины) обладает наивысшей ценностью.
Памятник не обязан быть красивым, истина, сама по себе,— прекрасна.
Памятник не обязан быть прочнее последующих произведений человеческого гения, ибо всё подвластно времени, и благородная патина времени, следы его работы, ценнее новодельного глянца.
А польза памятника в его же подлинности, потому что, у кого нет прошлого, у того нет будущего. А ложное (не подлинное) представление о прошлом ведёт к ложным миражам будущего.


Рецензии
Когда видишь эти ненастоящие стенки вокруг.. в своем городе.. чувствуешь себя обманутым.. обманка.. всё вокруг.. фальсификация... Как и со всем остальным... это касается всех отраслей нашей жизни... это отношение к людям можно спроецировать так же на экономику, на информацию, на товар, на что угодно... всё вокруг - театр... Когда же человечество перестанет играть в кукол в этом театре?! Грубо-нас дурят... а мы хлопаем глазками... верим ящику... хватаемся за сердце...
Эту структуру сложно изменить.. нужно измениться самим.. тогда и структура не понадобится.

Александра Левенкова   08.09.2014 12:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Александра, за отклик.

11.09.14г. прошёл митинг "Архнадзора".
Вот его резолюция:

"Мы, участники общегородского митинга в защиту культурного наследия Москвы, организованного Общественным движением «Архнадзор» 11 сентября 2014 года, заявляем:

Исторический центр Москвы является важнейшим достоянием народов России, комплексным памятником истории и культуры нашего Отечества.

Сохранение архитектурных памятников, объектов исторической среды, исторических, культурных и природных ландшафтов Москвы является одной из приоритетных задач городского общества и городской власти.

Сохранение исторического города является основой развития современной Москвы, повышения ее туристической и инвестиционной привлекательности, формирования позитивного имиджа нашего города и государства в целом.

В настоящее время, несмотря на объявленную городскими властями в 2011 году «новую градостроительную политику», активно продолжается и планируется новое строительство в охранных зонах объектов культурного наследия.

Не прекращаются не только сносы, в том числе несанкционированные, объектов исторической застройки, но и фактическое уничтожение охраняемых государством памятников архитектуры под видом “реставрации”.

Отсутствуют механизмы действенного и оперативного контроля со стороны органов охраны наследия за работами на памятниках и за градостроительной деятельностью в их охранных зонах.

Мы вынуждены констатировать нежелание городских властей налаживать полноценный и конструктивный диалог с общественными организациями сферы охраны наследия.
Мы требуем:

1. Придания единого охранного статуса исторической части Москвы в границах 1917 г. и единого градостроительного регламента для этой территории;

2. Обязательного включения в этот регламент положений, предписывающих:

- физическое сохранение объектов историко-градостроительной среды Москвы, построенных до начала типовой массовой застройки 1960-х гг.;

- запрет нового капитального строительства на территории охранных зон объектов культурного наследия и достопримечательных мест, за исключением разрешенной законом регенерации в габаритах утраченных исторических построек;

3. Отмены инвестконтрактов, отзыва градостроительных планов земельных участков, заключенных и выданных в нарушение действующего законодательства, т.е. предусматривающих реконструкцию либо новое строительство, связанные со сносом исторических зданий либо с увеличением их габаритов;

4. Введения нормативным актом города Москвы порядка, согласно которому нарушения законодательства об объектах культурного наследия, повлекшие утрату, повреждение либо порчу памятника, будут приводить к изъятию объекта и/или земельного участка у собственников либо организаторов незаконных работ;

5. Введения нормативным актом города Москвы порядка, согласно которому несанкционированный снос объекта историко-градостроительной среды будет приводить к прекращению реализации девелоперского проекта либо инвестконтракта на данном земельном участке;

6. Пересмотра постановлений Правительства Москвы № 510 и 671, затрудняющих и замедляющих выявление памятников истории и культуры;

7. Создания в органах прокуратуры и полиции города Москвы специальных групп либо подразделений, отвечающих за соблюдение законодательства об охране культурного наследия и градостроительного законодательства;

8. Создания при Мэре города Москвы Совета по культурному наследию города Москвы – для совместного обсуждения и принятия принципиальных решений в сфере градостроительства на территории зон охраны и достопримечательных мест, реставрации и приспособления к современному использованию объектов культурного наследия, с участием представителей органов власти, научного и экспертного сообщества, общественных организаций сферы сохранения культурного наследия."

Николай Львович Матвеев   12.09.2014 09:27   Заявить о нарушении
Всё близко, больно, правильно и... неправильно. Как в кривом зеркале. Да, мы тоже год назад проводили митинг в защиту памятников архитектуры, и что? Примерно с такими же тезисами, как в Москве, и что толку? Как сносили, так и сносят, "родства не помнящие"! Полагаю, в Москве ситуация даже проще, чем у нас: у вас хоть один ответственный, а у нас - и мэр тебе (всенародно избранный, но ничего не решающий), и глава администрации (назначенный, из "прежних")! Кому хочешь - тому и жалуйся. Прежнему - что в решете воду носить, мэру Ройзману же... да, поначалу он очень старался, я видел его за делом. А теперь его обвиняют в том, что он убивал старушек с целью завладеть их квартирами. И это человека, который подарил городу целый музей Невьянской иконы и коллекцию картин, стоимость которой тоже далеко не один миллион долларов. Человека, который лет двадцать создал фонд "Город без наркотиков", и тем самым спас... не знаю, сколько тысяч молодых ребят, но мои друзья из МВД всегда относились к нему с пиететом.
Одним словом, плохонько у нас дела, совсем плохонько. Да Кремль тоже жаль. Не спеши рушить, дай хоть сто лет постоять, а там, глядишь, потомки и без нас разберутся, что им надо, а что - нет. Мораторий на снос всего, что выстроено до типовой застройки, просто необходим. Впрочем, в каждом крупном городе я хотел бы видеть квартальчик, где соседствуют избы, бараки довоенных лет, возведенные военнопленными уютные домики, затем - хрущёбы, бережневки.... Признаться, грешен: я присмотрел в Екатеринбурге такое место и даже радуюсь, видя, что в чёрных деревянных бараках ещё теплится жизнь. А вдруг удастся проект встречи времён? Мне кажется, интересно может получиться.
С уважением - Дмитрий.

Дмитрий Криушов   09.07.2015 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.