C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Конструктор Алексеев -5

Среди рисунков,  сделанных Алексеевым в 1947 году,  есть один с проектом необычного аппарата. Подпись: "Экраноплан. Решено посвятить свою жизнь созданию нового вида транспорта."  Через пятнадцать лет  эту   фантастическую машину  конструктор   делает реальностью.

При первом взгляде на  экраноплан человек  непосвященный   вполне может подумать,  что это самолет. Не зря в начале шестидесятых, приглашенные на испытательную базу в Чкаловск правительственные чиновники, глядя   на   малоразмерный  экраноплан СМ(самоходную модель)-1,  спрашивали:
- Где у него шасси?  Это корабль или самолет?
Один из  ответов  звучит так: Алексеев оказался   единственным в мире, кто сумел разработать  технологию "скрещивания" корабля и самолета. От первого — новый аппарат  унаследовал грузоподъемность, от второго - скорость.
Конструктор полностью вытаскивает судно из воды. Заставляет скользить над рекой, морем,  землёй, льдом.  И корабль  становится  летающим.
В основу разработки положен встречающийся  в авиации эффект экрана, когда  воздушные потоки от крыла низколетящего самолета достигают земли (экрана), отражаются  и возвращаются, образуя под машиной воздушную подушку.
Летать на малой высоте, удерживая машину на  воздушной подушке, способен только очень опытный пилот. Трудно в этих условиях и посадить самолет -   воздух будто бы отталкивает его от земли.
Некоторые пишут, что идею экраноплана Алексееву  подсказал Чкалов,  использовавший эффект экрана в легендарном пролете под  ленинградским мостом.  Другие отрицают  и разговор, и   "хулиганский" воздушный трюк  великого летчика.

    ...После испытаний СМ-1 новую машину Ростислава Алексеева обсуждают на совещании высшего руководства страны.  В результате принимается государственная программа экранопланостроения.  Основными исполнителями становятся  министерство судостроения и министерство авиационной промышленности с входящими в их состав предприятиями и научными учреждениями.
Все испытания  теперь проводятся  межведомственными комиссиями под руководством главного конструктора. На опытном заводе появляется  военная приемка.

В августе 1963 года по заказу министерства обороны закладывается  первый экраноплан противолодочной обороны   массой 450 тонн с рабочим названием "Корабль-макет", или просто КМ. Посмотреть на невиданную технику в Горький  приезжают корифеи от авиации:  Королёв,  Туполев, Мясищев. Их поражает дерзость  конструктора-корабела  -  на стапельном помосте завода строится огромный летающий корабль.
    Однако неповоротливая государственная машина то и дело  пыталась ограничить продвижение  аппарата будущего. Доходило до нелепостей -  Алексеева,например,  обязали, согласно инструкции, оснастить экранопланы  совершенно ненужными трехтонными якорями, утяжелявшими аппарат.
Он  как-то сказал: "Наша государственная система — главный диверсант. Мы когда-нибудь весьма пожалеем, что доверительно относились к нашим министрам и военным. Но говорю я это не для того, чтобы вы руки опустили, а чтобы знали, кто есть кто."

    При испытании любой новой техники ошибки закономерны.  В   пилотировании экранопланов они приводили к роковому результату.   Военные летчики  по привычке   тянули новую машину  вверх, выводя  "за пределы экрана", что становилось причиной смертельных аварий. Именно это  случилось 25 августа 1964 года во время  испытаний  СМ-5, прообраза будущего большого экраноплана. Когда модель  оторвалась от воды,  лётчик неожиданно потянул штурвал на себя. Машина задрала нос, закачалась и  рухнула в воду. Пилот и инженер погибли.
Все работы были  остановлены. Экспертная комиссия из  ученых и  представителей авиационной и судостроительной отраслей   работала несколько месяцев. Могли закрыть всю тему. Но заключение гласило:  "В результате экспертизы считать возможным продолжать дальнейшую разработку проекта и постройку натурного экспериментального корабля"
И Алексеев  по-прежнему работает. Пожалуй, ещё стремительнее и упрямее.

Главная трудность, конечно,  была в том, что судостроители создавали не плавающую, а летающую технику высокого интеллекта, соединяющую  в себе передовые  достижения судо - и самолетостроения. Алексеев попал в межведомственные ножницы. По большому счету, ни  судостроительным, ни  авиационным начальникам в Москве экранопланы были не нужны. Они кивали друг на друга, постоянно затягивая решение конкретных вопросов. Если бы не оборонный заказ, было бы ещё труднее.
Однажды Брежнев, секретарь ЦК, курирующий оборону страны, отказался от подписи очередного документа. Алексеев предупредил, что будет жаловаться Хрущёву.
Совсем скоро Хрущев был отправлен в отставку, а первым секретарем ЦК  стал Брежнев. Конструктор не просто потерял покровительство первого лица государства. Теперь  на высшем уровне его почти игнорировали. Спасала лишь поддержка руководства министерства обороны.
Но он шел вперед, ломая сопротивление, работая на износ и снова побеждая.

Летом  1966 года  военный экраноплан   КМ, водоизмещением в пятьсот  тонн был спущен на воду и отбуксирован в Каспийск, на  созданную производственно-достроечную базу. Еще через год  летчик-испытатель Логинов и второй пилот Алексеев, прошедший   полный курс обучения пилотированию самолетов,  оторвали  его  от воды.   Ростислав Евгеньевич входил   в число шести  конструкторов, которым по распоряжению ЦК было запрещено самим испытывать технику. Но он   нарушил запрет.
Рыбаков охватил шок, когда мимо них, всего в метре над водой с нереальной  скоростью пронесся  гигантский, фантастически красивый   - то ли корабль то ли самолет.
Получив спутниковые снимки экраноплана, всполошилась   западная разведка.  Американцы прозвали его "Каспийским монстром",  а англичане писали: "Гигантская советская экспериментальная крылатая машина с размахом крыльев сорок метров, длиной более девяноста  метров, проходит испытания на Каспийском море. Аппарат, для которого оптимальная высота движения от одного до четырнадцати метров  над поверхностью, имеет потенциальную скорость пятьсот километров в час."
"Чтобы продемонстрировать сверхустойчивость своего детища,  Алексеев иногда  переставал им управлять и даже выключал в полете двигатели. Но  особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал каждый изгиб рельефа. Однажды "монстра» загрузили до взлетного веса в пятьсот сорок четыре тонны — это до сих пор рекорд для экранопланов и самолетов, даже знаменитая "Мрия" не летала с такой массой!"

    После успешных испытаний опять посыпались заказы от военных. Но  брежневская  номенклатура в своем абсолютном большинстве не принимала  неугодливости, независимости суждений и отсутствия чинопочитания несговорчивого конструктора.  Да, и  развивать его идеи  — значит, урезать финансирование  традиционного кораблестроения.
За спиной Главного шушукались,  что за создание  КМ к пятидесятилетию он получит Героя, не меньше.  Но на юбилее ему   была вручена лишь министерская грамота.   
Пришло время   злопыхателей. В Москву  стали   регулярно поступать  анонимные доносы на Алексеева.  Писали,  что он возомнил себя рабовладельцем, что у него десять квартир,  несколько любовниц.
Конечно, люди работали по десять часов в день, без выходных. Живя на базе,  месяцами не бывали в семьях. Только такой график работы действовал в ЦКБ многие годы, а  сам Алексеев  работал  всегда гораздо больше остальных.   
Квартиры на испытательных базах в Чкаловске и Каспийске...  Но в Горьком великий советский конструктор     жил с семьей в квартире тёщи до смерти. 
Женщины... Улыбаясь, коллеги-мужчины говорят, что  обожал. И видимо, пользовался взаимностью. А как иначе? Обладающий огромной властью — его ЦКБ было самым крупным в отрасли.  Талантище во всем. Высоченный, сильный. В любой ситуации  подтянутый и аккуратный. Красавиц выделял всегда, не стесняясь окружающих.   Но   подробностей  о его увлечениях на стороне я не читала в книгах, не слышала в личных разговорах.
В сети нашла одно упоминание без ссылок на источник:  "Коллектив ЦКБ  знал о личной жизни Алексеева - Алексеев был бабником. Он не занимался своей семьей, оставив жену саму растить детей, вместо этого – он крутил романы с другими девушками."

Результатом разборок стало   освобождение Алексеева  от обязанностей главного конструктора и генерального директора.  Созданное им ЦКБ делят на два  — по судам на подводных крыльях и по экранопланам, разрешив ему возглавить  лишь второе направление.
А он снова идет дальше. Снова спешит, обгоняя время.

Начинается разработка "Орлёнка". 120-тонный экраноплан, длиной 58 метров, высотой 16 метров,  размахом крыла 31 метр и скоростью 350 километров в час предполагался  к серийному выпуску как в гражданском, так и в военном (десантном) варианте.

Дальше — поражение...

По одной версии, чиновники  потребовали  вывести  "Орлёнок" на  испытания до получения результатов статической проверки корпуса. По другой, просто не выделили для корпуса экраноплана  металла, применямого в авиации, из-за его дороговизны.   Итогом  стал отрыв хвостовой части аппарата во время полета.  Алексеев, взяв управление на себя,   сумел благополучно вернуть "Орлёнок" на базу. Никто не пострадал. Если бы он так быстро не сориентировался в ситуации, экраноплан мог бы  затонуть.
Авиационщики,  поздравляя, говорили, что у них за такие вещи дают Героя.
Комиссия же, желая скрыть  промахи руководства,    сочла причиной  аварии  не изъяны корпусного материала, а конструкторские недоработки.  Алексеев,  конечно, не согласился. Отношения обострились до предела. Он открыто потребовал перевода экранопланостроения из судостроительного министерства в авиационное.          

Есть в сети и другой взгляд на эту ситуацию, менее распространенный:
"Алексеев  садит на борт сорок высших чинов советского руководства в штормовую погоду. В результате удара хвостом о воду при взлете хвост экраноплана отваливается. Если бы "Орленок" упал на воду,  он бы утонул, утянув на дно все руководство. Спасая положение, Алексеев сам садится за штурвал и доводит "Орленка" до берега. Жертв не было, но ситуация оказалась опасной.
Вместо того, чтоб снять Алексеева с должности за неоправданный риск и халатность, министр судостроения  сжигает документы об аварии, прикрывая Алексеева.
И вот в этот момент, когда он  помогает Алексееву,  конструктор рассылает по всем министерством прошение о том, что тему экранопланов нужно перевести в другое министерство, из-за халатности  руководства  министерства судостроения!
Алексеев сам себе выкопал могилу и вытесал плиту. Уходить от министра, который прикрыл серьезную аварию, рискуя собственной карьерой!  Ни один министр,  ни один высший чин не захотел брать такого конструктора. С точки зрения руководства, Алексеев оказался невменяемым, опасным конструктором, который используя доверие руководства, чуть не убил его. И мало того, он подло и неблагодарно ударил своего начальника в спину, когда стал проситься в другие министерства, сообщая что министерство судостроения ему не подходит. Алексеев возмущался: "Сколько можно ставить под удар технику и людей!", но это Алексеев в шторм решил катать руководство страны, и чуть не погубил всех.
После такого министр  снял Алексеева со всех должностей. Но все равно оставил пятнадцать человек, чтоб Алексеев мог дальше конструировать корабли и экранопланы! А вместо благодарности журналисты превратили министра  во "врага прогресса", замолчав, какие финты выдавал Алексеев.
В 1975-ом году министр  умер, но Алексееву это уже не помогло – теперь уже подчиненные Алексеева стали припоминать тирану все, что натерпелись при нем."

Вот такая точка зрения. Я намеренно не называю имен  высоких заступников и врагов конструктора Они  упоминаются  и в публикациях, и в фильмах о нем.
Мне кажется, сейчас уже не так важны детали происшедшего. И делать из Алексеева   ангела бессмысленно. Если бы он не действовал не только упрямством, но и   нахрапом, используя любые   возможные способы  для достижения цели, он никогда не добился бы  претворения   своих идей в жизнь.  Такова была  советская система для любого творца - одиночки.  Да, и не сохранилась ли во многом?

    Его не только  разжаловали - понизили   до   начальника отдела. Запретили участвовать в дальнейшей разработке "Орленка" и   присутствовать на испытаниях собственных машин.  Отобрали даже  полученную в подарок от Хрущева  персональную "Чайку".
Не обратили внимания на   заслуги перед страной Лауреата Сталинской и Ленинской  премий, доктора технических наук.   На созданный им  самый большой в мире флот  крылатых судов. Хотя на реках и морях  Советского Союза в то самое время использовалось более тысячи  катеров "Волга", сотни теплоходов "Ракета", десятки  "Комет", "Метеоров" и "Беларусей". Они   экспортировались в  восемнадцать  стран мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию,  Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болгарию, Таиланд, Турцию...

Теперь его называли "Доктором", а должность главного конструктора по экранопланам предлагали нескольким его соратникам. Согласился лишь один. 

Большинство бывших подчиненных выжидательно молчали. Некоторые отворачивались при встречах. Были те, кто открыто радовался.
Алексеев же,  потерявший почти все, униженный и растоптанный, остался в  ЦКБ...  Он снова  боролся.
               
 на снимке - "Каспийский монстр"

                продолжение: http://www.proza.ru/2016/12/27/41


Рецензии
В 1973 году летом во время первых ходовых испытаний на реке Волга экраноплан «Орлёнок» неудачно задел отмель. Затем пилот включил поддув, и машина сошла на воду, взлетела и без происшествий дошла до базы. Но неудачная посадка на отмель, как потом выяснилось, безследно не прошла. Корпус предсерийного «Орлёнка» был изготовлен из сплава К482Т1 — жёсткого, прочного, но хрупкого. Видимо повредили корпус, в корме пошли трещины, которые не были замечены при внешнем осмотре, а сыграло это только в следующем году.
22-го ноября 1974 года уже на Каспии для Государственной Комиссии проводились показательные полёты первого «Орлёнка». На борт поднялись четыре десятка человек — Ростислав Алексеев, экипаж, специалисты и члены Комиссии. В то утро море было не спокойно, но «Орлёнок» уверенно сделал несколько галсов по 60-80 км. Когда начали отрабатывать взлёт и посадку вдоль и поперёк волны, неожиданно присосало на разбеге кормовую часть экраноплана. Фюзеляж не выдержал нагрузок и дал трещину. Корма вместе с оперением и маршевым двигателем НК-12 с жутким треском обрушилась в море и утонула. Внутрь аппарата хлынула ноябрьская волна. Всё на приборной доске в рубке сразу отключилось, но было слышно — два носовых двигателя НК-8-4 живы и работают. Экипаж замер в смертельном оцепенении, с последней надеждой смотря на Алексеева: «Ты здесь первый после Бога. Спасёшь ли ты нас?»
Первая его команда:
- Двигатели не выключать!
Поднявшись во весь свой гигантский рост, Адмирал открыл верхний люк. Выглянул. Море свистело штормовым холодным ветром, играя седыми гривками волн осеннего каспийского предштормья. Оглянулся назад. Вместо привычного кормового оперения с маршевым двигателем фюзеляж резко обрывался в море. Спасательных средств на всех не хватит, да и вода минут за 15 прикончит и экипаж, и Комиссию в своих ледяных объятиях, но носовые двигатели ещё могут вытащить! Адмирал молча захлопнул люк, сдвинул с кресла пилота и решительно толкнул рукоятки управления двигателями вперёд. Турбины, забирая обороты, переходили на тонкий свист. Ну, кузнецовские лошадки, выносите! Козырьки газовыхлопа опущены на поддув. Экраноплан, почувствовав железную волю генерального конструктора, послушно перебалансировался, задрал вверх изувеченную корму, уводя рваную пробоину подальше от мертвящего холода ноябрьского Каспия. Огромный столб распылённой воды встал над машиной. Движение тяжелораненого аппарата происходило при сильном волнении и опущенном носе. В иллюминаторы кабины били тысячи мелких брызг. Дворники не работали, зеленоватый поток был почти сплошным, казалось, что нос уже нырнул под волну. В кабине потемнело, напряжение людей, наблюдавших борьбу Адмирала со стихией, ставкой в которой были и их жизни, возрастало ежесекундно. Но никто не дал моральной утечки, не запаниковал. По команде Адмирала люди надевали спасательные жилеты, надули плотик, отнесли в корму, преградив доступ воде. А в пронзительно тонком свисте турбин, работавших на предельных оборотах, уже слышалась уверенность в благополучном исходе.
В режиме глиссирования Адмирал ювелирно вёл с трудом управляемый разнотягом носовых двигателей экраноплан к базовой испытательной станции. СОРОК КИЛОМЕТРОВ по штормовому Каспию Алексеев нёс аварийный экраноплан без кормы, руля, маршевого двигателя и электроэнергии практически на своих руках, поставив его на берег — все люди на борту «Орлёнка» оказались в целости и сохранности. Это была уже сверхчеловеческая синергетика, оценить которую мы не в состоянии.

Алексей Николаевич Крылов   15.11.2021 10:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей Николаевич!
С уважением

Людмила Лунина   15.11.2021 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.