Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

В 1973 году летом во время первых ходовых испытаний на реке Волга экраноплан «Орлёнок» неудачно задел отмель. Затем пилот включил поддув, и машина сошла на воду, взлетела и без происшествий дошла до базы. Но неудачная посадка на отмель, как потом выяснилось, безследно не прошла. Корпус предсерийного «Орлёнка» был изготовлен из сплава К482Т1 — жёсткого, прочного, но хрупкого. Видимо повредили корпус, в корме пошли трещины, которые не были замечены при внешнем осмотре, а сыграло это только в следующем году.
22-го ноября 1974 года уже на Каспии для Государственной Комиссии проводились показательные полёты первого «Орлёнка». На борт поднялись четыре десятка человек — Ростислав Алексеев, экипаж, специалисты и члены Комиссии. В то утро море было не спокойно, но «Орлёнок» уверенно сделал несколько галсов по 60-80 км. Когда начали отрабатывать взлёт и посадку вдоль и поперёк волны, неожиданно присосало на разбеге кормовую часть экраноплана. Фюзеляж не выдержал нагрузок и дал трещину. Корма вместе с оперением и маршевым двигателем НК-12 с жутким треском обрушилась в море и утонула. Внутрь аппарата хлынула ноябрьская волна. Всё на приборной доске в рубке сразу отключилось, но было слышно — два носовых двигателя НК-8-4 живы и работают. Экипаж замер в смертельном оцепенении, с последней надеждой смотря на Алексеева: «Ты здесь первый после Бога. Спасёшь ли ты нас?»
Первая его команда:
- Двигатели не выключать!
Поднявшись во весь свой гигантский рост, Адмирал открыл верхний люк. Выглянул. Море свистело штормовым холодным ветром, играя седыми гривками волн осеннего каспийского предштормья. Оглянулся назад. Вместо привычного кормового оперения с маршевым двигателем фюзеляж резко обрывался в море. Спасательных средств на всех не хватит, да и вода минут за 15 прикончит и экипаж, и Комиссию в своих ледяных объятиях, но носовые двигатели ещё могут вытащить! Адмирал молча захлопнул люк, сдвинул с кресла пилота и решительно толкнул рукоятки управления двигателями вперёд. Турбины, забирая обороты, переходили на тонкий свист. Ну, кузнецовские лошадки, выносите! Козырьки газовыхлопа опущены на поддув. Экраноплан, почувствовав железную волю генерального конструктора, послушно перебалансировался, задрал вверх изувеченную корму, уводя рваную пробоину подальше от мертвящего холода ноябрьского Каспия. Огромный столб распылённой воды встал над машиной. Движение тяжелораненого аппарата происходило при сильном волнении и опущенном носе. В иллюминаторы кабины били тысячи мелких брызг. Дворники не работали, зеленоватый поток был почти сплошным, казалось, что нос уже нырнул под волну. В кабине потемнело, напряжение людей, наблюдавших борьбу Адмирала со стихией, ставкой в которой были и их жизни, возрастало ежесекундно. Но никто не дал моральной утечки, не запаниковал. По команде Адмирала люди надевали спасательные жилеты, надули плотик, отнесли в корму, преградив доступ воде. А в пронзительно тонком свисте турбин, работавших на предельных оборотах, уже слышалась уверенность в благополучном исходе.
В режиме глиссирования Адмирал ювелирно вёл с трудом управляемый разнотягом носовых двигателей экраноплан к базовой испытательной станции. СОРОК КИЛОМЕТРОВ по штормовому Каспию Алексеев нёс аварийный экраноплан без кормы, руля, маршевого двигателя и электроэнергии практически на своих руках, поставив его на берег — все люди на борту «Орлёнка» оказались в целости и сохранности. Это была уже сверхчеловеческая синергетика, оценить которую мы не в состоянии.

Алексей Николаевич Крылов   15.11.2021 10:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей Николаевич!
С уважением

Людмила Лунина   15.11.2021 15:11   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Людмила Лунина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Николаевич Крылов
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.11.2021