C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Шоу должно продолжаться!

                Шоу должно продолжаться!


 Нет, подобных докладов я за свою многолетнюю карьеру слышал много, они были разными и все оставляли заметный след в моей памяти, но этот еще много ночей подряд будил меня.

- Володя, у меня на борту пожар!

 В тот день у нас было авиашоу. Солнечный день, хорошая реклама о проведении  слета любителей авиации привели на аэродром «Первушино» не только десятки пилотов-любителей на своих самолетах со всей страны, но и десятки тысяч горожан.
 Они расположились вокруг стоянок самолетов, на смотровых площадках, около своих машин и палаток с разной снедью и напитками.
 В воздухе, подчиняясь заранее разработанному плану и моим командам, крутились, летали, показывали свою авиатехнику и мастерство пилоты, зрители восхищенно кричали, аплодировали и совсем не слышали, о чем я переговариваюсь по радио с летчиками.
 Четверка пилотажников нашего авиаклуба на самолетах «Саванна» уже практически закончила свою программу, я дал команду следующему борту подруливать ближе к полосе, чтобы сохранять динамику, зрелищность общего движения воздушных судов на земле и в воздухе. Ведущий группы – наш Шеф-пилот Сергей Галеев на выходе из заключительной фигуры  скомандовал пилотам выполнение каждым своего маневра:
 - Группа, внимание, на роспуске делаем "Тюльпан"!
 - И раз!
 - И два!
 - И триии!!!
 Тысячи людей ахнули в восхищении, видя синхронно разлетающиеся в разные стороны самолеты, которые стали выстраиваться в цепочку друг за другом, и докладывать мне о начале захода на посадку.
 Нет, не сам доклад, хотя нет ничего страшнее, чем пожар в воздухе Его тон, смысл, как было произнесено,  еще долго не давал мне покоя, вызывая повышенное сердцебиение и волнение.
 Пилот, назвав меня по имени, интонациями в голосе передал свои переживания, заставил  понять ситуацию, его опасения и ощущения!
 Ведь кроме самого себя, он отвечал за общее проведение слета любителей авиации, за безопасность тысяч зрителей на аэродроме!
 Он не просил меня о помощи – он доверил мне ситуацию!

 Как хорошо, что вместо стен в будке Руководителя полетов окна.
 - 051-й, огня и дыма за тобой не вижу, курс на торец, заход первым!

 Все находящиеся в воздухе слышали, поняли обстановку. В таких случаях сохраняется радиомолчание, как правило, диспетчер общается только с терпящим бедствие пилотом.
  Я увидел, как из цепочки самолетов отвалил один, и с интенсивным снижением взял курс прямо на торец полосы. Правильно! В таких случаях дорога не каждая секунда – каждое мгновение!
 - Сергей, как ты?
 - Сильный жар в ногах, запах дыма, двигатель работает нормально!
 Я представил этого почти двухметрового пилота в тесноватой кабинке красного цвета  «Саванны».
 Что же случилось с самолетом? Как Галеев себя чувствует? Хоть я и не вижу дыма за самолетом, но огонь может быть под капотом двигателя, еще секунда-другая и он вырвется наружу, начнет своими горячими языками облизывать пилота, и тогда всё – только посадка перед собой, а там кустарник и болото!

   Все это промелькнуло у меня в голове, но «Саванна» несётся к полосе, в открытое окно я уже слышу звук двигателя, командую стоящему рядом волонтеру:
 - Аварийную команду срочно на полосу – пожар!
 Но что я вижу?
 От группы самолетов отделился второй.
 Это синяя «Саванна» пилота-инструктора Данильченко!
 Толя!  Он все понял раньше меня, что успеет к самолету Галеева быстрее всех, и после посадки вытащит его из кабины, если потребуется.
 - Анатолий, за ним! – утверждаю я своей командой уже принятое решение.
 Опытный лётчик, из военных, он знает, что в воздухе все делается только с согласия одного человека – Руководителя полетов.
 - Выполняю!
 Стало чуть легче дышать, но я наполовину высунулся в открытое окно – слежу за самолётами.
  Зрители снимают на свои телефоны все происходящее, им явно нравятся резкие, зрелищные маневры. Они хорошо видят, как два самолета, почти парой с интервалом в несколько десятков метров садятся на посадочную полосу.
 - 051 – посадка!
 - 051, влево по 3-й рулёжке!
 По голосу я чувствую, что пилот владеет собой, самолетом и ситуацией, командую оставшимся в воздухе другим бортам заход на посадку и вновь переключаюсь на Галеева.
 - 051, как обстановка?
 - Все нормально, огня нет, заруливаю на стоянку. Я подозреваю, что у меня сорвало патрубок между коллектором двигателя и выхлопной трубой. От этого горячие выхлопные газы и шли мне в сторону ног на переборку кабины.
- Ну, слава Богу, успели, -  думаю я, но знаю, что еще пару минут, и все равно событие могло пойти по необратимому сценарию, правда Шеф-пилот руководитель крутой, сейчас или чуть позже он разберется, почему это произошло.
 А сейчас я продолжаю управлять праздником для зрителей:
 - 336, ты готов?
 - Гусар, 336-й, разрешите раскрутку, взлет?
 - 336, взлет, программу разрешаю!
 Сейчас Дима Шадрин покажет зрителям «танцующий» автожир – маленький, сверхманевренный аппарат, ведь шоу должно продолжаться, как вся наша жизнь!

На фото аэродром "малой" авиации "Первушино".
 
 
 


Рецензии
Замечательный рассказ, оценить профессионализм РП и лётчиков в данном контексте в полной мере сможет только тот, кто сам летал или руководил полётами. Имея стаж как РП 14 лет я буквально сатанею, когда слышу или узнаю о таких случаях, когда лётчик докладывает: "452-ой, у меня пожар левого двигателя. Иду на вынужденную".

А РП ему: "Повторите"...

Здесь всё было сделано безупречно. Владимир, Вам для расширения кругозора, что такое может быть. Мы уходили строем на полигон на ИЛ-28. Под нами было звено, которое должно было уходить за нами на 10-минутном интервале. Вдруг прозвучал доклад правого ведомого Валеры Крутовецкого: "В кабине переднего пожар. Иду на вынужденную, обеспечьте полосу".

Дело было на 1200 метров в районе 4-го разворота. Я увидел как его самолёт отвалил от строя и провалился вниз. Потом услышал голос ПРП: "452, выпустите закрылки", на что раздался вопль Валеры: "Да они не выпускаются ни хера".

Короче, шлёпнулся он с голым крылом на середине полосы. Тормоза отказали, аварийные он примени лишь за 300 метров до торца ВПП, когда понял, что выкатывается. В итоге, пробежав по пахотному полю 600 метров, остановился, подняв хвост трубой.

Пожарная машина увязла сразу в пахоте, не доехав 400 метров до самолёта, все думали "птпец" штурману. Но оказалось пожара не было. Между кабиной лётчика и штурмана лопнул трубопровод, подводящий гидросмесь под давлением 60 кг на см квадратный к педалям лётчика. Она под давлением брызнула в кабину штурмана, а поскольку солнце, да всё неожиданно, тот принял это за огонь.

Мы потом слушали магнитофон, вопли были ещё те: "Пожар, горим, Валера снижайся... А... Командир, снижайся...,бля..."

Тут всё обошлось, а через три года этот штурман Вася Климов погибнет на ТУ-22р в экипаже майора Сорокина. Их самолёт просто взорвался над Балтийским морем, когда пошли в разгон на сверхзвук на высоте 12100 метров.

А Валера Крутовецкий в том же году повесился у себя в номере гостиницы в Быхове, т.к. побоялся позора, если он не вылетит самостоятельно на ТУ-22м2, на который прошёл теоретическое переучивание.

Вот такая не везучая судьба у обоих оказалась в этом экипаже... Пусть море и земля им будет пухом...

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   11.02.2018 00:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий Васильевич. Я точно знаю, что диспетчеры должны общаться с летным составом и как можно чаще. В самых разных ситуациях))) Для лучшего взаимопонимания. Мой опыт летания "зайцем", а полетал на очень многих типах самолетов и вертолетов, всегда в кабине, мне помог в работе. Сейчас летаю иногда на маленьких, близко общаюсь в авиаклубе и это тоже учит меня принимать правильные решения. Спасибо Вам. Каждое слово более опытных товарищей для меня ценно.

Владимир Лыгин   11.02.2018 15:55   Заявить о нарушении
Ту-22 это вообще страшная машина. Сколько народа угробили.

Юрий Баженов 2   30.04.2018 09:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.