Кармен-романсы. Новый жанр

В июле 2019 г. исполняется 5 лет Русскому обществу классического романса (romancero.ru), которое было создано в Москве для продвижения русского салонного и классического романса, а также с целью изучения и популяризации европейской классической (художественной) песни и европейского романса (art song).

== Кармен-романс как новое направление

Проведённые мной исследования в рамках деятельности Русского общества классического романса положили начало новому направлению — кармен-романсу. Один из недостатков русского классического романса лежит на поверхности, хотя о нём и не принято говорить: музыка, будучи изначально инкрустацией поэтического слова великих поэтов, в романсе стала его затмевать и подчинять своей воле. Причём музыка достаточно непростая и замысловатая для неподготовленного слушателя. Академический вокал ещё более усугубляет проблему: слово теряет разборчивость и выразительность и становится вокальной рамкой музыки.

Кармен-романсы в противовес общепринятой модели Чайковского (приоритет музыки) следуют модели Даргомыжского-Кюи (приоритет слова). При этом здесь уже именно слово, возвышенное слово, диктует всё остальное (драматургию, мелодию, стилистику, исполнение). Музыка в кармен-романсе играет роль декораций, носит чаще характер фоновый (эрмитажная музыка), но за счёт минимизации распетости слова формирует через инструментальную составляющую сильный эмоциональный контекст восприятия слова.

== Эрмитажная музыка и кармен-романс

Эрмитажная музыка — медитативная и созерцательная лирика в уединении. Светлая грусть. Элегия. «Эрмитаж» (ermitage) в исходном смысле этого французского слова: пустынное место, место уединения. Парковый павильон, беседка в саду, Екатерининский парк Царского Села... Здесь тихо плещется вода, беззвучно проплывают облака и убаюкивающе шелестят деревья. Человек просто предаётся своим размышлениям, сновидениям наяву… И в этом ему может помогать слово, не заслоняющее собой неназойливую, простую и довольно приятную музыку, музыку природы.

С эрмитажной музыкой тесно связан кармен-романс, — романс-монолог с приоритетом возвышенного поэтического слова — призван соединить слово и уединение, музыку и тишину. В каком-то смысле это возврат к первоистокам европейского романса, к Шуберту и Шуману, воспринимавших себя куда скромнее великих Гёте, Шиллера и Гейне, стихи которых в музыке они и воплощали. Кармен — гимн или заклинание в Древнем Риме. Богини-камены произошли от слова carmen: песня, изречение, прорицание. Среди камен одна из самых значимых — богиня Кармента («волшебное заклинание»), древнеиталийское божество пророческих песен. Пророчества она облекает в форму стихов или песен. Камены в римской мифологии — покровительницы поэзии и искусств, аналог муз древнегреческой мифологии.

Более подробно о кармен-романсах см. в моём эссе: http://proza.ru/2018/11/27/657

== Поэтическая инкрустация

При проработке направления кармен-романсов возникла идея использовать особый метод поэтической инкрустации — аналог техники флорентийской мозаики и приёмов Исаака Левитана в конструировании природных пейзажей.

Т.е. формировать мозаику стиха (без швов!) на готовой музыкальной основе. Разумеется, музыка должна максимально соответствовать не только поэтическому метру, но характеру и образности стиха. Нередко в творчестве поэтов присутствуют "микроминиатюры" — стихотворения-зарисовки в 1-2 четверостишия. Этого слишком мало, чтобы выстроить полноценный романс. Но их можно использовать в качестве строительного материала в "мозаичной поэзии", в некотором смысле это можно назвать поэтическим программированием.

Выясняется, что разумно не только собирать конкретный кармен-романс из нескольких фрагментов одного автора, но и компоновать на единой драматургической и музыкальной основе фрагменты стихотворений разных авторов. В некоторых случаях новое произведение для получения целостности требует внесения редакционных правок или даже формирования собственных новых фрагментов (разумеется, в стилистике первоисточников, их языка и предпочтений). В качестве мелодической основы здесь выступает готовое инструментальное или вокальное произведение соответствующего композитора.

== Выразительное слово. Техника интона

Кармен-романс с преобладанием мозаичной поэзии — одно из интересных ответвлений эрмитажной музыки. При этом в вокале для подачи слова используется особая техника "интона" (intone, минимально распетого выразительного слова), в отечественных традициях Александра Вертинского, Марка Бернеса, Владимира Трошина, Юрия Визбора, Владимира Ивашова, Яна Френкеля.

Вокальный стиль "интон" в моей модели близок к крунингу (crooning; проникновенное напевание вполголоса), но отличается выразительностью распетой речи. Это именно распетая речь, а не отрывистое пение. Не мелодекламация и не речитатив (там нет привязки к мелодии и ритмической сетке). По ритмической сетке можно проводить аналогии с рэпом (поп-рэпом), но это всё же вполне самостоятельный вокальный стиль, который можно использовать в разных музыкальных жанрах. Полностью на всём произведении или только на отдельных участках.

=============================================

За год с небольшим (март 2018 – июнь 2019) мной было создано свыше 50 новых кармен-романсов преимущественно на стихи поэтов Серебряного века: А.Блока, Н.Гумилева, К.Бальмонта, В.Набокова, И.Бунина, С.Есенина, А.Ахматовой, Н.Заболоцкого.

Ниже приведён подробный список новых произведений. Большая часть уже записана и находится в свободном доступе, в том числе, и на моём официальном YouTube-канале.

Те произведения, по которым запись пока не производилась, отмечены предшествующим слэшем (/). В конце строки указан и год создания каждого кармен-романса.

На стихи Александра Блока:

1. Белые ночи (А.Суханов – А.Блок), 2018
2. Вдохновенья обманутых дней (А.Суханов – А.Блок), 2018
3. / В синем небе (Флоренция) (Е.Дога – А.Блок), 2019
4. / Голубая ночь (Е.Дога – А.Блок), 2019
5. Заколдованная любовь (О.Никитина – А.Блок), 2018
6. Кармен (Е.Дога – А.Блок), 2019
7. Лебединая песня (И.Двуреченский – А.Блок), 2019
8. Меланхолический вальс (А.Даргомыжский – А.Блок), 2019
9. Моя любовь, моя царица (А.Суханов – А.Блок), 2018
10. / О доблестях, о подвигах, о славе (П.Чайковский – А.Блок), 2019
11. Повесть ласковой любви (К.Молчанов, А.Рыбак – А.Блок), 2018
12. Соловьиный сад (А.Суханов – А.Блок), 2018
13. Твоё лицо (И.Двуреченский – А.Блок, Р.Богатырев), 2019
14. Твои бессонные глаза (И.Двуреченский – А.Блок), 2019
15. Ты в эти дни была моя (А.Суханов – А.Блок), 2018
16. Лучезарное виденье (Ф.Шопен – А.Блок), 2019
17. / Офелия (Ф.Шопен – А.Блок), 2019
18. / Офелия в цветах (Ф.Шопен – А.Блок), 2019
19. / Чёрный бархат (И.Чернецкий – А.Блок), 2019


На стихи Николая Гумилева:

20. / Влюблённые (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
21. Девочка (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
22. Дремала душа, как слепая (Г.Китлер – Н.Гумилев), 2018
23. / Египет (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
24. Золотой небосклон (П.Гапон – Н.Гумилев), 2019
25. Иногда я бываю печален (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
26. Озёра (Е.Дога – Н.Гумилев), 2019
27. Осенняя песня (И.Двуреченский – Н.Гумилев), 2019
28. Рай (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
29. Рыцарь счастья (В.Агафонов – Н.Гумилев), 2018
30. Сын голубой высоты (И.Двуреченский – Н.Гумилев), 2019
31. Только дождь (О.Никитина – Н.Гумилев), 2018
32. Я не буду тебя проклинать (В.Агапкин – Н.Гумилев) , 2019

На стихи К.Бальмонта, В.Набокова, И.Бунина, Н.Заболоцкого, С.Есенина, А.Ахматовой:

33. Мечтательный вечер (А.Суханов – К.Бальмонт), 2018
34. Эдельвейс (А.Суханов – К.Бальмонт), 2018
35. Моя хрустальная печаль (О.Никитина – В.Набоков), 2018
36. На закате (А.Суханов – В.Набоков, А.Блок), 2018
37. Хрустальный шар (О.Никитина – В.Набоков), 2018
38. Зачем и о чём говорить (А.Суханов – И.Бунин), 2018
39. Можжевеловый куст (А.Суханов – Н.Заболоцкий, И.Бунин), 2018
40. Девушка-царевна (А.Варламов – С.Есенин), 2018
41. Серебряный ручей (А.Суханов – С.Есенин, А.Ахматова), 2018

На собственные стихи:

42. / Берег моря (А.Зацепин – Р.Богатырев), 2018
43. Метель (Г.Свиридов – Р.Богатырев), 2016
44. Помнишь ли ты (Д.Шостакович – Р. Богатырев), 2018
45. Фейный бал (П.Чайковский – Р. Богатырев), 2016
46. Хрустальный вальс (Е.Дога – Р.Богатырев), 2017
47. Нежность (М.Таривердиев – Р.Богатырев), 2019
48. / Моя мечта (Х.П.Марин – Р.Богатырев), 2019), танго-криолло

На музыку зарубежных композиторов:

49. В этой бездонной лазури (Э.Росси – А.Блок), 2018
50. Девушка пела в церковном хоре (Э.Морриконе – А.Блок), 2018
51. / Джульетта (Н.Рота – А.Блок), 2018
52. Пойми же (М.Клавель – А.Блок), 2018
53. Белые крылья (М.Алехандро – Н.Гумилев), 2018
54. Завтра и вчера (Р.Карлос - Н.Гумилев), 2019
55. В безбрежности (И.Пахельбель – К.Бальмонт), 2019
56. / Не забывай (Х.Хосе – К.Бальмонт), 2018
57. Тишина (Ф.Грубер – К.Бальмонт), 2019

Подробный текст многих из указанных кармен-романсов приведён на моей авторской странице на портале stihi.ru.

Фильмы-романсы. Новый жанр: http://proza.ru/2019/06/21/968
Кармен. Истоки античности: http://proza.ru/2019/11/26/1164
Серебряный век и кармен-романсы: http://proza.ru/2018/11/27/657
Классический романс и кармен-романс. Сопоставление: http://proza.ru/2019/06/21/1121


Рецензии