Воздушные тараны - подвиги и легенды. Часть 10

На снимке: Лейтенант П. А. Кальченко возле своего самолета после тарана.

Предыдущая страница: http://proza.ru/2020/05/23/380

Продолжение списка советских летчиков, совершивших воздушный таран:

Каберов Игорь Александрович, 1917 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 5-й истребительный авиационный полк ВВС Краснознаменного Балтийского флота.
10 августа 1941 года в районе села Большая Вруда (Волосовский район, Ленинградская область, Россия) на истребителе И-16 таранил самолет противника Ю-88.
Документально таран не подтверждается.

Кавтарадзе (Кавторадзе) Аристотель Степанович, 1913 г.р., лейтенант, командир звена, 38-й истребительный авиационный полк.
13 июля 1941 года в 7 часов 45 минут в районе аэродрома Сольцы (Новгородская область, Россия) на истребителе И-15бис (И-153) в лобовой атаке таранил истребитель Ме-109. Погиб.
Документально таран подтверждается. По немецким данным, был таранен и сбит Bf 109F-2 Werk-Nr. 12772 «Schwarze 2» из 2./JG.54, пилот Oblt. Gerhard Ludwig погиб. Подробности см. http://proza.ru/2018/09/22/1126

Кадыров Хизри Мурзаевич, 1923 г.р., сержант, летчик, 439-й истребительный авиационный полк ПВО.
В декабре 1943 года в районе города Ярославль (Россия) на истребителе «Харрикейн» таранил самолёт противника.
Документально таран не подтверждается.

Казаков Иван Филиппович, старший лейтенант, летчик, 572-й истребительный авиационный полк ПВО.
10 октября 1942 года днем в 60 км северо-западнее города Астрахань (Россия) винтом истребителя Як-1 отрубил рули направления и глубины вражеского бомбардировщика Ю-88. Произвел посадку на аэродроме. Немецкий экипаж сгорел.
Документально таран подтверждается. Из полета по маршруту Астрахань - Елань не вернулся Ju 88D-1 Werk-Nr. 1613 (Т1+KL) из 3.(F)/Aufkl.Gr.10, пилот Oblt. F. Schuster, наблюдатель Lt. H. Tharandt, бортрадист Fw. J. Thule, бортстрелок Uffz. A. Barz считаются пропавшими без вести.
Примечание: таранный удар по Ю-88 нанес также старшина М. М. Мишин, участвовавший в этом бою, а старший лейтенант Глущенко поджег этот Ю-88.

Кайков Павел Александрович, 1917 г.р., лейтенант, летчик, 147-й истребительный авиационный полк.
29 ноября 1941 года в районе поселка Лоухи (Лоухский район, Карелия) или в районе аэродрома Мурмаши (Мурманская область, Россия) в лобовой атаке винтом истребителя МиГ-3 ударил по хвостовому оперению Ме-109. Погиб. Немецкий летчик погиб.
Документально таран подтверждается. По немецким данным, был потерян Bf 109E-7 W.Nr. 6363 «Gelbe 17» из 13./JG.77, пилот Uffz. Erich Kersten пропал без вести. Подробности см. http://proza.ru/2018/08/29/1420

Калараш Дмитрий Леонтьевич, 1911 г.р., подполковник, штурман дивизии, 236-я истребительная авиационная дивизия.
29 октября 1942 в районе поселка Лазаревское (ныне район города Сочи, Краснодарский край, Россия) на истребителе ЛаГГ-3 таранил истребитель Ме-109. Выпрыгнул с парашютом, но ударился о киль самолета и погиб.
Документально таран не подтверждается. 

Калачев Владимир Николаевич, 1910 г.р., майор, командир полка, 15-й истребительный авиационный полк.
28 июня 1942 года около 12 часов в районе деревни Мокрец (Старо-Оскольский район, Белгородская область, Россия) правой плоскостью истребителя И-16 срезал хвостовое оперение разведчика Хш-126. Погиб.
Документально таран уточняется. 

Калинин Василий Александрович, 1921 г.р., лейтенант, командир звена, 9-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.
7 августа 1943 года утром в районе города Анапа (Краснодарский край, Россия) на истребителе ЛаГГ-3 в лобовой атаке таранил Ме-109. Погиб.
Документально таран подтверждается. По немецким данным, в 6 часов 40 минут (по Берлинскому времени), в результате тарана был сбит Bf 109G-6 Werk-Nr. 15844 из 4./JG.52, пилот Ofw. Werner Quast спасся на парашюте и был пленен моряками советского военного корабля. Подробности см. http://proza.ru/2013/05/27/1016

Кальченко Поликарп Андреевич, 1916 г.р., лейтенант, командир звена, 68-й истребительный авиационный полк.
29 июля 1942 года в 55 км севернее станицы Пролетарская (Ростовская область, Россия) верхней правой плоскостью истребителя И-15бис таранил истребитель противника Ме-109. Произвел посадку на своем аэродроме.
Документально таран уточняется.

Каравай Павел Петрович, 1921 г.р., капитан, командир эскадрильи, 897-й истребительный авиационный полк.
Таранил самолет противника.
Документально таран не подтверждается.

Карасев Семён Евстигнеевич, 1916 г.р., старший лейтенант, командир звена (заместитель командира эскадрильи), 32-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.
28 сентября 1941 года около 8 часов 30 минут в районе аэродрома Кача севернее города Севастополь (Крым) крылом истребителя МиГ-3 таранил по хвосту вражеский разведчик Ю-88. Спасся на парашюте, опустившись на море, был подобран катером. Два немецких летчика тоже спаслись на парашютах и были взяты в плен.
Документально таран подтверждается. Из полета в район Одесса - Севастополь не вернулся Ju 88A-5 Werk-Nr. 0555 (7A+EL) из 3.(F)/Aufkl.Gr.121. Экипаж в составе пилота Fw. Heinz Senkpiehl, наблюдателя Lt. Josef Wurzel, бортрадиста Uffz. Hans Correl и  бортстрелка Uffz. Herbert Lachmann считаeтся пропавшим без вести. Подробности см. http://proza.ru/2013/05/27/1016       

Кармин Александр Леонтьевич, 1910 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 129-й гвардейский истребительный авиационный полк.
31 мая 1944 года в районе города Яссы (Румыния) на истребителе Р-39 «Аэрокобра» сбил один и, будучи подбитым, таранил второй Ме-109. Спасся на парашюте. Немецкий летчик погиб.
Документально таран не подтверждается. 

Карнаухов Алексей Иванович, 1916 г.р., лейтенант, командир звена, 728-й истребительный авиационный полк.
23 августа 1943 года в районе села Лантроповка (Сумская область, Украина) на истребителе Як-7б сбил два и таранил третий истребитель. Погиб.
Документально таран не подтверждается.

Карнач Степан Андреевич, 1918 г.р., капитан, командир эскадрильи, 247-й истребительный авиационный полк.
9 августа 1943 года южнее села Вергеловка (Курская область, Россия) на истребителе Як-1 таранил истребитель Ме-109. Произвел посадку (спасся на парашюте).
Документально таран не подтверждается. 

Картавенко Сергей Васильевич, 1919 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 291-й истребительный авиационный полк.
29 апреля 1943 года в районе станицы Неберджаевская (Краснодарский край, Россия) таранил самолет противника. Погиб.
Документально таран не подтверждается.

Катрич Алексей Николаевич, 1917 г.р., лейтенант, летчик, 27-й истребительный авиационный полк ПВО.
11 августа 1941 года в 9 часов 40 минут в районе города Старица (Тверская область, Россия) винтом истребителя МиГ-3 таранил стабилизатор и киль разведчика До-215. Произвел посадку на аэродроме.
Документально таран подтверждается. По немецким данным, был сбит Do 215 Werk-Nr. 0075 (T5+LC) из 1.(F)/Aufkl.Gr.Ob.d.L, пилот Uffz. Rudolf Liebling, наблюдатель Lt. Rudolf Roeder, бортрадист Uffz. Karl Rind и бортмеханик Ogefr. Johannes Kueper считаются пропавшими без вести.
Катрич Алексей Николаевич, 1917 г.р., лейтенант, летчик, 27-й истребительный авиационный полк ПВО.
12 сентября 1941 года на дальних подступах к городу Москва (Россия) таранил бомбардировщик противника.
Документально таран не подтверждается.

Катров Александр Иванович, 1914 г.р., лейтенант, командир звена, 9-й истребительный авиационный полк ВВС Черноморского флота.
14 (15) августа 1941 года в  районе Тендровской косы или города Евпатория (Крым) на истребителе Як-1  таранил вражеский самолет Ю-88.
Документально таран не подтверждается. Подробности см. http://proza.ru/2013/05/27/1016

Каштанов Василий Григорьевич, 1909 г.р., капитан, заместитель командира полка, 38-й истребительный авиационный полк.
21 августа 1941 года в районе города Демянск (Новгородская область, Россия) таранил вражеский самолет. Погиб.
Документально таран уточняется.

Кильговатов Олег Ануфриевич (Онуфриевич), 1919 г.р., старшина, летчик, 932-й смешанный авиационный полк.
25 июля 1942 года в районе поселка Зимовники (Ростовская область, Россия) крыльями и винтом истребителя И-16 (ЛаГГ-3) нанёс четыре таранных удара по разведчику ФВ-189, который совершил вынужденную посадку в 20 км восточнее хутора Ивановский (около 30 км к северу от Зимовников). Произвел посадку на своем аэродроме. По данным советских документов, четыре немецких летчика были пленены.
Документально таран подтверждается. По данным немецких документов, был сбит FW 189 Werk-Nr. 0149 (H1+JN) из 5.(H)/Aufkl.Gr.12. Из экипажа самолета Lt. Hermann Leipolt и ещё один лётчик были ранены, но смогли убежать. А бортстрелок Uffz. Herbert Ritter был взят в плен. Подробности см. http://proza.ru/2019/10/20/374

Кильдюшев (Кильдюшов) Иван Гаврилович, 1920 г.р., лейтенант, старший летчик, 5-й гвардейский истребительный авиационный полк.
4 февраля 1943 года юго-западнее деревни Николаевка (Липецкая область, Россия) правым крылом своего истребителя Ла-5 нанёс таранный удар по хвостовому оперению Хе-111. Произвел посадку на своем аэродроме.
Документально таран уточняется.

Киричков Анатолий Васильевич, 1922 г.р., лейтенант, командир звена, 961-й истребительный авиационный полк.
9 мая 1943 года в районе города Батайск (Ростовская область, Россия), в своем первом бою, на И-16 сбил два бомбардировщика, один из них тараном. Продолжал вести бой на поврежденном самолете, был сбит и погиб.
Документально таран не подтверждается. Подробности см. http://proza.ru/2014/09/25/1304

Киселев Виктор Александрович (Василий Алексеевич), 1916 г.р., лейтенант, командир звена, 34-й истребительный авиационный полк ПВО.
В ночь с 10 на 11 августа 1941 года в 23 часа 56 минут в районе города Наро-Фоминск (Московская область, Россия) винтом МиГ-3 таранил по плоскости вражеский бомбардировщик Хе-111. Спасся на парашюте.
Документально таран подтверждается. Согласно немецким документам, был потерян He 111H-5 Werk-Nr. 4520 (A1+HH) из 1./KG.53. Из экипажа самолета спасся лишь тяжело раненный наблюдатель Uffz. Amandus Otruba, который был взят в плен. Остальные члены экипажа – пилот Uffz. Oswald Schliemann, бортрадист Uffz. Albert Wetzel, бортмеханик Uffz. Wilhelm Gieselmann и бортстрелок Uffz. Walter Kranich – погибли. Подробности см. http://proza.ru/2018/01/26/1571 и http://proza.ru/2013/12/19/1517

Киселев Николай Николаевич, 1916 г.р., лейтенант, командир отряда, Качинская авиашкола.
После 28 февраля 1942 года в районе станции Палласовка (Сталинградская область, Россия) таранил самолет-разведчик. Спасся на парашюте (погиб).
Документально таран уточняется.

Кленин Алексей Матвеевич, 1918 г.р., лейтенант, летчик, 192-й истребительный авиационный полк ПВО.
15 августа 1941 года в 19 часов 40 минут в районе аэродрома Низино (Ленинградская область, Россия) на истребителе И-153 таранил истребитель Ме-109. Погиб.
Документально таран не подтверждается.

Клещёв Иван Иванович, 1918 г.р., лейтенант, летчик, 56-й истребительный авиационный полк.
12 августа 1939 года в полдень в районе реки Халхин-Гол (Монголия) на истребителе И-16 таранил японский истребитель И-97. При вынужденной посадке самолёт разбит, пилот получил переломы левой ноги и правой руки, травму головы.
Документально таран подтверждается. Тараном был сбит Nakajima Кi-27 из 3 Chutai/11 Sentai, пилот старшина Masao Ashida погиб.

Климов Николай Николаевич, 1918 г.р., старший лейтенант, командир звена, 104-й гвардейский истребительный авиационный полк.
5 марта 1945 года в 12 часов 40 минут в районе города Бунцлау (ныне Болеславец, Польша) в лобовой атаке крылом истребителя Р-39 «Аэрокобра» таранил хвостовое оперение истребителя Ме-109. Вместе с самолетом упал на землю и погиб.  Немецкий летчик тоже погиб.
Документально таран подтверждается. Подробности см. http://proza.ru/2016/02/06/829

Клыков Виктор Павлович, 1917 г.р., лейтенант, летчик, 19-й истребительный авиационный полк.
20 июля 1941 года в районе города Гатчина (Ленинградская область, Россия) сбил один Ме-110 и, будучи подожжен, в 9 часов 59 минут винтом горящего истребителя ЛаГГ-3 (МиГ-3) таранил хвостовое оперение вражеского самолета Ме-110. Спасся на парашюте.
Документально таран уточняется. Подробности см. http://proza.ru/2015/03/31/871

Книжник Василий Аверкиевич (Аверкович), 1918 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 65-й штурмовой авиационный полк.
24 января 1942 года в районе Онд-озеро (Карелия) в лобовой атаке левой плоскостью истребителя И-153 таранил по плоскости и фюзеляжу финский истребитель «Брустер». Произвел посадку на своем аэродроме.
Документально таран подтверждается. В результате тарана финский истребитель BW-372 из 2/LLv24 произвел вынужденную посадку в районе Рукаярви, пилот Alik. Paavo Koskela не пострадал.               

Кобец Анатолий Петрович, 1914 г.р., старший лейтенант, командир эскадрильи, 170-й истребительный авиационный полк.
29 июня 1941 года утром в районе поселка Горки (Могилевская область, Беларусь) на истребителе И-16 таранил немецкий самолет Ю-88. Произвел вынужденную посадку на фюзеляж.
Документально таран уточняется. 

Кобылецкий Иван Иванович, 1916 г.р., старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 43-й истребительный авиационный полк.
17 августа 1942 года в районе города Калач (Сталинградская область, Россия) на истребителе Як-1 сбил один и таранил другой вражеский истребитель Ме-109. Спасся на парашюте.
Документально таран не подтверждается. 

Ковалёв Иван Петрович, 1923 г.р., старший лейтенант, летчик, 351-й истребительный авиационный полк.
В ночь с 7 на 8 ноября 1952 года в 0 часов 49 минут в районе города Сончхон (КНДР) на истребителе МиГ-15бис таранил американский перехватчик Ф-94 «Старфайр», который объятый пламенем упал на берегу моря. Спасся на парашюте. Американский экипаж также приземлился на парашютах и вскоре был эвакуирован американской поисково-спасательной службой.
Документально таран подтверждается. В бою был потерян Lockheed F-94 Starfire.
Примечание: по другим данным, он был таранен майором П. Ф. Сычовым, а Ковалёв был сбит в бою.

Продолжение следует...


Рецензии
Хороший материал, есть за что таки подумать...

Не скрою, меня всегда интересовало за то, а что конкретно движело
летчиком, который решился произвести, столь не предсказуемый и очень
опасный для всех участников действия, боевой прием...

С уважением и наилучшими пожеланиями...

Собянин Александр   28.05.2020 00:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Александр!
Тогда летчики часто шли на смерть под лозунгом "За нашу Родину!" А вот будут ли они сейчас отдавать свои жизни за благополучие олигархов?
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   28.05.2020 12:13   Заявить о нарушении
Как мне кажется, чел, который рискнул пойти на таран, изначально впадал в
некое психологическое состояние, известное нам, как "РАЖ", а потом конечно
могло быть и "За Родину" и "За Сталина"...

Или как, в примере, с тараном Лавриненкова, которого реально просто
под жучили со станции наведения, то есть спровоцировали на таран....

Или вот такой был случай со ст. с-нт Модестовым, вылетел на перехват разведчика Ю-88, стрелял, стрелял, выпустил весь боезапас и не солоно хлебавши вернулся на аэродром, доложился, мол так и сяк...

А через пару недель бац, приказ по 106-й АД с определенным ВЫВОДОМ:
"... Ст. с-нт Модестов в процессе всего боя видел всю бесполезность своих,
атак, не проявил достаточной настойчивости в уничтожении противника и не
применил тарана.

Командир дивизии приказал:

Изучить данный случай всему летному составу дивизии и в дальнейшей боевой
работе командирам полков, воздушные бои, не доведенные до конца, вплоть до применения тарана, подробно разбирать и доносить...".

Ехарный бабай, это таки что ж получается, таран в приказном порядке...?!

Такой пример командирского беспредел мне еще не разу таки не попадался...

В прочим, если уж быть честными до конца, то через три месяца Модестова представили к награде, в наградном не сбитый им 3.03.1943 года Ю-88 был
обозначен уже, как успешно летчиком сбитый...

Вот такие чудеса таки творились на дымных и пыльных дорогах ВОВ...

С уважением и наилучшими пожеланиями...



Собянин Александр   30.05.2020 18:10   Заявить о нарушении
Вы правы, Александр, у дерущихся бывает определенное психологическое состояние. Об этом очень точно выразился наш гениальный АС Пушкин: "Есть упоение в бою". А некоторые тараны действительно выполнялись в приказном порядке. Впрочем, в наземных боях часто отдавались примерно такие же приказы: "Возьмешь деревушку - представлю к званию Героя, не возьмешь - отдам под трибунал". Какой ценой выполнялись приказы - никого не интересовало. Ну, Вы сами знаете, как это было...
С уважением и наилучшими пожеланиями,

Олег Каминский   31.05.2020 07:36   Заявить о нарушении
Таки да, оперативный простор был незначительный, либо
грудь в крестах, либо голова в кустах...

По лезвию бритвы ходили...

С одной стороны "с потерями не считаться", с другой "представлять к
наградам сверх нормы"...

Казни eбипетские и жуть совковая...

С уважением и наилучшими пожеланиями...

Собянин Александр   31.05.2020 09:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.