Черкесы - всё скачем в прошлое? III

(окончание, начало здесь - http://proza.ru/2020/08/05/1102)

Самый важный урок, который необходимо помнить и учитывать нам, исходя из событий прошлого, да и недавней истории, заключается в том, что мир не стоит на месте, что есть законы, в первую очередь экономические, которые касаются ВСЕХ, независимо от особенностей культуры и национальной психологии. Попытки избегать или игнорировать их однажды уже закончились для нас тотальной национальной катастрофой во времена Кавказской войны.

Инфантильное желание вернуться в идеализированное время наших героических и благородных предков (а там на самом деле ВСЁ было намного сложнее, чем это видится нам сегодня), может очередной раз  иметь трагические последствия.
Но как БЫТЬ Черкесам современными людьми, не потеряв при этом своего лица, понимая под ним не только этнокультурные особенности, отличающие одни народы от других, но и понятия чести, совести, человеческого достоинства?

Это в наше время самая сложная проблема. Для её разрешения важно понимать ту ОБЪЕКТИВНУЮ среду, в которой протекает наша РЕАЛЬНАЯ, в том числе национальная жизнь. Для этого необходимо обратить внимание на следующее.

Первое, необходимо понять, что сохранение лица, в выше упомянутом его значении, а так же лучших элементов национальной культуры, в том числе этики, для многих просто перестало быть проблемой. «Зачем? Это же не приносит никакой выгоды, а создает только проблемы. Живём один раз, и жить надо в кайф!» - знакомо?

Это то, что озвучивается ими или открыто, или воплощается в жизнь «по умолчанию». И таких людей немало. Их надо видеть и учитывать такой стиль их жизни, чтобы не попасть в моральные или, что иногда ещё хуже по последствиям, финансовые ловушки. Ведь зачастую именно в бизнесе они бывают более, чем успешны.

Помня, что только Бог всем судья, здесь мы их больше касаться не будем, просто помним сказанное.
 
Следует учитывать и то, что все люди, вышедшие в своём образе жизни за рамки традиционно устроенных замкнутых этнических сообществ, оказываются частью того, что мы именуем «цивилизованным человечеством». Мы носим практически одинаковую со всеми остальными одежду, пользуемся одними и теми же средствами передвижения, бытовой и иной техникой, смотрим одно кино, читаем такие же книги, многие знают широко употребимые иностранные языки и общаются на них с людьми разных национальностей из других стран и т.д.

Научные и производственные технологии, стандарты образования, массовой культуры, а следом воспитания и образа мыслей становятся всё более и более унифицированными. Глобализация - это уже ДАННОСТЬ в которой мы живём. Как следствие, в повседневной жизни, не сопряженной с отправлением религиозных культов или праздниками, попытки сохранять чрезмерную этническую или религиозную «особенность» в одежде или поведении выглядят порой почти карикатурно.
 
При анализе этнонациональных проблем, а они, как известно, имеют культурологический уклон (в отличие от проблем этнополитических), для пытливых умов невольно возникает целый ряд казалось бы простых вопросов, за которыми скрываются ответы на принципиально важные для нашего времени ответы.
 
Кто является в современных условиях не просто носителем, а субъектом РАЗВИТИЯ национальной культуры? А это, в первую очередь, те, кто связан с ней ПРОФЕССИОНАЛЬНО, то есть деятели культуры, науки, образования. Что значит «профессионально»? Помимо соответствующего качества производимой работы это ещё и их ЗАРАБОТОК.

Тема очень деликатная, но, надо иметь в виду, что наряду с теми, кто занимается вопросами сохранения и развития национального культурного и научного достояния, что называется, по зову сердца, много и тех, для кого это просто способ добывания «хлеба насущного».  «Национальный вопрос» для них не просто культурный или иной феномен, а вопрос «жизни и смерти» - вопрос ФИНАНСОВОГО ВЫЖИВАНИЯ.

Это прекрасно, когда занятие вопросами национального достояния через бизнес даёт возможность удовлетворять как духовные, так и материальные потребности человека или всего народа. Но это РЕДКОСТЬ. Чаще всего эта профессиональная деятельность относится к бюджетной сфере, которая никогда не отличается изобильным финансированием вопросов культуры и науки, где многое зависит от произвола различного рода чиновников.

К сфере национального достояния, как форме заработка, примыкает ещё одна, специфическая категория участников. Это журналисты, блогеры, профессиональные, то есть оплачиваемые различного рода спонсорами, «активисты-националисты», а также их «оппоненты» - от ученых и журналистов, до работников спецслужб. Сюда же относятся разного рода «грантоеды» (чаще всего «оппозиционные» и с зарубежной подпиткой),  «сетевые» знатоки истории и различные их сочетания.
 
Все они имеют свои специфические интересы и отличия. Но объединяет их одно общее – для них это, в первую очередь, бизнес. И это надо учитывать, как в их поведении, так и в той "продукции", которую они создают. Кто с соблюдением каких-то норм этики и морали, а кто цинично по известной формуле – «ничего личного...».

Далее нельзя не упомянуть об ещё одной важной категории участников национальной жизни – это профессиональные бизнесмены и политики.
 
БИЗНЕСМЕНЫ. Здесь выделяется две основных категории – искренние, зачастую анонимные спонсоры и прямые участники сохранения и развития национального наследия. А также те, кто де-факто использует ситуацию в «бизнесовом», то есть сугубо прагматично-деловом формате. Если с формой деятельности первых всё в основном понятно, то вторые это, за редчайшим исключением, спонсоры тех структур и организаций, которые играют роль «буфера и оберега» для их БИЗНЕСА. Здесь главный закон – «Никакой политики!», так как для классического бизнеса это опасно.
 
ПОЛИТИКИ. По сути, в сегодняшних условиях профессиональные политики, как и чиновники, это те же бизнесмены. Как известно, многие из них или владеют своим высокодоходным «делом» (зачастую под руководством «гениально одаренных» предпринимательским талантом жён, престарелых родителей или детей), или находятся на содержании, то есть лоббируют интересы своих друзей, партнеров или спонсоров.

Основное поле их деятельности это работа с бюджетными деньгами - участие в их распределении для последующего «освоения». Здесь национальные проблемы и аргументы являются «золотым дном», особенно на региональном уровне в наших дотационных субъектах. Этой темы следует коснуться отдельно.

В связи с выше сказанным, заранее извинившись перед искренними романтиками -  носителями национальных политических объединительных идей по созданию единого национально-административного, а ещё лучше государственного субъекта внутри Российской Федерации или вне её - должен сказать следующее.
 
Дело в том, что в силу главной роли региональных чиновников - РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ – они сами и их бизнес-окружение в лице родственников, друзей, «крыш» и т.д., в дотационных субъектах РФ не на словах, а на ДЕЛЕ всегда будут главными противниками объединительных процессов. Объединения по каким-либо национальным, этическим, историческим и иным НЕ «деловым» мотивам при такой экономике НИКОГДА НЕ БУДЕТ. Ибо это тот самый случай, когда «пчёлы против мёда», чего в природе не бывает. Тем более, что сегодня бизнесмены и чиновники и есть наша НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭЛИТА. (Для интересующихся этой темой – «О месте и роли этнических элит» - http://proza.ru/2015/08/17/824)

Здесь же легко обнаруживается «секрет» стагнации развития Абхазии и, похоже, краха у многих связанных с нею надежд. До тех пор, пока финансовая «рента» от освоения материальных военных «трофеев», природных ресурсов, а, главное, «распила» дотационных средств из российского бюджета, будет удовлетворять запросы верхушки абхазской элиты – политиков, бизнесменов, чиновников, лидеров криминального мира – никаких кардинальных изменений в стране ждать не стоит. Это касается и  вопросов возвращения потомков махаджиров, и развития реального сектора экономики, и криминогенной обстановки. А следом гуманитарных вопросов и вопросов гражданства, которые во многом также уже превратились в бизнес. Если в ближайшее время ничего не изменится, то финал всего этого легко предсказуем…

Вся эта малорадостная ситуация усугубляется ещё и тем, что Черкесы как были, так и остаются разменной картой в большой политике. Коснусь только одного аспекта. Внутри Черкесского мира в отношениях Абаза и Адыгов огромную роль сыграло событие, связанное с признанием Грузией геноцида Черкесского народа и созданием вслед за этим «Черкесского Культурного Центра» (ЧКЦ) в Тбилиси. Произошло это в 2011 году фактически в ответ на признание Россией государственного суверенитета Абхазии. И это не случайность, это был выверенный политический шаг с тонким многофакторным расчётом.

С трудом верится, что до этого додумался сам тогдашний президент Грузии Михаил Саакашвили или его окружение. Нет сомнений, что это дело их куда более умных кураторов из спецслужб США и Западной Европы. Как бы то ни было, цель абсолютно понятна – прямо или косвенно внести раскол в единство народов Черкесского мира, конкретно Адыгов и Абхазов, духовное и кровное единство которых  с особой силой проявилось во время войны 92-93 года. Одним из последствий действий Тбилиси стало то, что за счет достаточно щедрого финансирования адыгским национальным (большей частью сетевым) активистам и ученым были созданы возможности для зарубежных поездок, как в саму Грузию, так и в Европу, а некоторым и в США.
 
С учетом низких заработных плат и иных источников доходов, возможность осуществления зарубежных поездок, а для кого-то и просто привлечь к себе внимание, да ещё и под таким благородным предлогом, как участие в научных конференциях по черкесским проблемам, стала непреодолимым искушением. Безусловно, были и те, кто по наивности поверил в добрую волю грузинской стороны или решил сыграть по циничным правилам реальной политики – «лучше хоть что-то ТАК, чем вообще ничего». Но общей картины и сути дела это, опять-таки, не меняет. Такая картина наблюдается по сей день.
 
Безусловно, главным, с прицелом на реванш, было  вбить клин и предусмотрительно отсечь Абхазов от Черкесского мира, внушить им, что они или «грузинские абхазы», или вообще непонятно кто, чтобы Абхазия оказалась изолированной, вне своих духовных,  культурных и исторических корней, вне жизненно важных интересов, как братских народов Западного Кавказа, так и пока ещё во многом единой (но активно разваливаемой, в том числе из Абхазии и России) адыго-абазской черкесской зарубежной диаспоры. Если не раскол, то болезненные противоречия были внесены.
 
Печально признавать, но успехи такой политики стали возможны не только из-за внешнего воздействия, но это отдельная тема.
 
Теперь, полагаю, стало ещё понятней, отчего столь многих из нас, в том числе и ученых, так тянет в прошлое. Для одних это возможность отдохнуть душой, погрузившись в светлые энергии созданные предками, сделать для своего народа что-то полезное в области науки и культуры, в деловой сфере. Для других, в силу личных финансовых, служебных или просто «туристических» интересов, это возможность «ловить рыбу в мутной воде» - отрабатывать гранты, кататься по зарубежным конференциям, сохранять бизнес или чиновничьи должности, приносящие доход. 

Сознательно относясь ко всем этим проявлениям национальной активности, каждому из нас следует задуматься о личной ответственности за происходящее. Делать то, что в наших силах: избирать во власть честных и порядочных людей, поддерживать тех, кто вкладывает душу в сохранение и приумножение культурного наследия, помогать молодежи сознательно и грамотно относиться к современным реалиям национальной жизни, проявлять солидарность с попавшими в бедственное положение людьми.

Одновременно с этим стоит проявлять разумность и бдительность, не поддаваться на политические провокации и манипуляции, не тратить попусту силы и время на бесплодные споры с теми, кого интересует не поиск истины, а возможность сбросить накопившийся негатив или просто убить чем-то своё свободное время. А именно это наблюдается сегодня в интернете, когда люди ГОДАМИ как невротики носятся по кругу с одними и теми же повторяющимися вопросами и репликами.
 
В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть, что сфера, связанная с национальной проблематикой, выходящая за рамки научного и культурного творчества, будет всё более и более переходить на индивидуальный личностный уровень. При этом, хотим мы того или нет, но ОБЪЕКТИВНО, то есть вопреки нашим личным желаниям, среди людей любых национальностей будут утверждаться отношения, которые доминируют в сфере ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ отношений.
 
В относительно автономном положении остается только внутренний мир человека, там, где ВОЗМОЖНО главными сохраняются отношения человека с Творцом и памятью о предках, сохранивших в вечности своё лицо.

Будем помнить, что в черкесской традиции с древних времён потеря лица хуже, чем смерть. Не зря одна из самых известных и почитаемых адыгских пословиц-императивов звучит как: «Псэр тыи напэр къащтэ» - «Отдай душу (жизнь), возьми честь (но, сохрани лицо)». Потеряв «лицо» человек становится безликим, неразличимым социальным «бройлером». Именно это мы и видим сегодня, наблюдая вокруг серую «безликую» массу людей.

Каждому из нас самому в сознательном возрасте и в своих семьях следует особое внимание уделять всему тому, что делает человека человеком. Всему, что выводит его душу из дикого состояния на КУЛЬТУРНЫЙ уровень. А это происходит или на живительной почве лучших образцов национальной и мировой культуры, или на бесплодном «асфальте» массовой потребительской культуры. И это имеет свои неизбежные последствия…

У нас есть возможность двигаться вперед в ногу со временем, а не «скакать в прошлое» добровольно или под влиянием манипуляторов. Всё, что для этого требуется это ВИДЕТЬ происходящее вокруг, ПОНИМАТЬ мотивы участников национальной жизни, ОБЪЕДИНЯТЬСЯ с теми, кто чист в своих помыслах для общения и реализации жизненно важных проектов. 


Рецензии