Не узкая специальность. Часть 11. Шпалы

                Продолжение, предыдущая часть: http://proza.ru/2020/10/31/250


        С 1995 года я опять стал работать в Институте тепло-и массообмена им. А.В. Лыкова Национальной академии наук Беларуси (ИТМО НАНБ). Меня пригласил зав. отделом С.М. Аринкин. Когда-то мы с ним вместе работали в НПО «Центр», он был заместителем директора по науке. И даже, когда еще строились корпуса, недолго сидели в одном кабинете. Позже у него появились разногласия с  генеральным директором В.И. Шаплыко, и он уволился. У меня тоже с Сергеем Михайловичем отношения были не всегда ровные, случалось, мы с ним расходились во взглядах и оценках. Тем не менее, он меня пригласил, у него были намерения развивать работы по пропитке древесины,  чем я последнее время занимался. С.М. Аринкин  вел крупный хозяйственный договор с Белорусской железной дорогой по созданию оборудования и технологии для пропитки железнодорожных шпал экологически чистыми составами. Ведь Борисовский шпалопропиточный завод был на грани закрытия из-за экологических проблем. 
        В ИТМО мне сразу пошли навстречу. Я переехал в ту же комнату, откуда ушел 12 лет назад. В комнате по-прежнему работал Г.А. Фатеев, с которым мы  много лет сотрудничали*. За время моего отсутствия мало что изменилось, разве что на месте моего письменного стола стоял большой и солидный стол. Я сразу его узнал, это был стол моего научного руководителя Б.М. Смольского. Вещи переживают людей, подумал я тогда. В комнате появился современный для того времени персональный компьютер Пентиум-2, и я стал его осваивать. Теперь на компьютере начали трудиться трое, но никаких проблем не возникало. Вот, что значит работать с интеллигентными и доброжелательными людьми! Меня консультировали и помогали разбираться с программами Г.А. Фатеев, и О.С. Рабинович. Я сразу завел себе электронную почту. Дома компьютеров ни у кого из нас еще не было. А ведь тот компьютер  формально принадлежал другой лаборатории. И я был на правах гостя. По сей день благодарен этим сотрудникам за  внимание и доброе отношение.
       Основной работой, которой мы занимались в отделе в то время было создание оборудования и технологий для реконструкции шпалопропиточного завода в г. Борисове. У города к нему было много претензий из-за экологии. Завод был старый, на нем почти сто лет пропитывали шпалы креозотом (каменноугольным маслом), затем переключились на сланцевое масло, но экологическая обстановка улучшилась мало. Почва в районе завода пропиталась маслами, а ведь рядом большая и красивая река Березина. Загрязненные сточные воды на заводе стали подвергать очистке, но с загрязнением воздуха оставались проблемы.  Особенно опасным моментом была выгрузка горячих пропитанных шпал из автоклава. Все это происходило на открытом воздухе, где невозможно полностью уловить вредные выделения. С нагретых до 100 градусов шпал шло интенсивное испарение ароматических веществ. А при каждой выгрузке на вагонетках из автоклава выезжал целый вагон горячих шпал. 
        Наш институт совместно с другим академическим институтом ИОНХ НАНБ предложили пропитывать шпалы экологически безопасным антисептиком Биошпал.    Хотя всегда вспоминаю слова профессора С.Н. Горшина**, что безвредных для человека антисептиков не бывает. Креозот убийственен для гнилостных грибов, он считается эффективным антисептиком, но он вреден и для человека. Не только при попадании в воду или пищу. Вредно дышать его парАми, особенно при высокой концентрации в воздухе. Чем антисептик безвреднее, тем слабее и защита от дереворазрушающих грибов.   Предложенный пропиточный состав Биошпал был на водной основе, он  не требовал высокой температуры при пропитке, но для эффективной защиты требовалось  его большее поглощение. После пропитки шпала оставалась белой с небольшим розоватым оттенком.  Такие пропитанные шпалы и переводные брусья часто крали с участков, куда их доставляли для укладки в железную дорогу. Белые, без заметного запаха, их можно было использовать при строительстве. Дачи, например.
        А встречались вообще анекдотичные случаи. Однажды пригласили нас на склад белой шпалы, т.е. не пропитанной, поступающей на завод для пропитки. Приемщица попросила посмотреть новую партию. Говорит, похоже на вашу продукцию.  Действительно, поступившая партия немного отличалась по цвету (розовый оттенок), имела характерный кислый запах. Оказалось, их где-то украли и снова привезли на завод, ведь даже за «белую шпалу» платят дорого. Не всякие деревья подходят при заготовки шпал, только с толстым стволом и без дефектов. Позже стали использовать пропиточные составы по цвету и запаху близкие к традиционным шпалам.

        Оборудование разрабатывалось конструкторским сектором, который возглавлял Н.М. Горбачев. Он с группой своих сотрудников также работал в НПО «Центр», я их  и раньше неплохо знал.  Нашему исследовательскому сектору, который я возглавил, требовалось представлять данные конструкторам по пропиточным составам, режимам пропитки и пр. С ними у нас завязался тесный контакт и многие проблемы, касающиеся выбора конструктивных и технологических особенностей пропитки, мы решали совместно. Главным конструктором по технологическому оборудованию проекта реконструкции завода был Владимир Кузьмич Боголидов. Уже немолодой, не расстающийся с палочкой, но очень грамотный, настойчивый и ответственный специалист. В то время главным инженером завода являлся Александр Иванович Пашкеев, он поддерживал  наши работы и всячески нам помогал.  Молодой, активный, пытающийся вывести свой завод на самый передовой уровень. Когда он стал директором завода в 1997 г. , мы также продолжали с ним тесно работать. А с самого начала поддерживал наши начинания прежний директор завода Геннадий Федорович Морозюк. В 1994 году под руководством С.М. Аринкина на заводе была  смонтирована экспериментальная установка для пропитки древесных шпал экологическим чистым антисептиком. Мы проводили много времени занимаясь экспериментами на этой полномасштабной установке. К установке были прикреплены несколько рабочих завода, они нам реально помогали, ведь мы экспериментировали с сотнями шпал.
        А.И. Пашкеев - добрый и знающий человек пользовался уважением в коллективе. Знал производство в мельчайших деталях, доверял науке и ученым, интересовался новыми технологиями. Не случайно, достигнув пенсионного возраста, он продолжает там работать. Делился с нами своими знаниями не только касательно производства.   Вспомнился его рассказ, как лозоходцы ищут воду. И как их методами можно найти руду или металл под землей. Даже показал, как это можно делать. Он поднял валявшиеся на земле куски алюминиевого провода, распрямил, согнул буквой Г. Короткими концами взял в кулаки каждой руки, так чтоб они могли свободно вращаться. И медленно стал идти, держа перед собой, так что длинные концы направлены вперед. Вдруг оба конца провода повернулись на 90 градусов. Я спросил, почему?
         - Здесь под землей проходит кабель. Попробуй, и у тебя получится.
Я также взял эти изогнутые проволоки и медленно пошел. Самое трудное правильно их  держать, не зажимая. Я настолько старался, чтобы они могли свободно вращаться, что почти не смотрел под ноги. Вдруг заметил, что они повернулись. Оказывается я подошел к рельсам.  Александр Иванович сказал:
        - Видишь, это не сложно.

        Конечно, было немало проблем, как по технологии, так и по экологии, но это требует слишком больших разъяснений.  У нас есть немало научных публикаций по этой теме. При выборе состава приходилось работать с Институтом общей и неорганической химии (Н.К. Луневой), Институтом микробиологии НАН Беларуси (И.А. Гончаровой), Химическим факультетом Белгосуниверситета (Г.Л. Щукиным) и др.  Главной задачей был выбор эффективного защитного пропиточного состава, который бы не вымывался из древесины, а также рационального способа пропитки. В процессе экспериментов были пропитаны тысячи шпал.  Потом их укладывали в железнодорожные пути, на некоторые участки для тестирования. Мы с Н.М. Горбачевым и другими специалистами много дней проводили на заводе, правда старались приезжать электричкой рано утром, а вечером уезжали обратно домой, ведь Борисов от Минска недалеко, всего 70 км.
        Опыт работ по технологии пропитки древесины шпал и брусьев пригодился и позже. При нашем участии были созданы шпалопропиточные производства еще на двух белорусских предприятиях, мы также оказывали помощь ряду других организаций и не только белорусских. По заданию Министерства лесного хозяйства РБ создали оборудование и технологии для антисептирующей пропитки древесины для одного из белорусских лесхозов. Хотя с лесхозами, в основном, работали по созданию лесосушильных камер. Тогда (да и сейчас) Академия наук была вынуждена заниматься практическими разработками, дающими быструю отдачу, ведь основное финансирование осуществлялось по хоздоговорам. Хорошо, что параллельно имелась возможность заниматься исследованиями новых технологий.

        Реконструированный шпалопропиточный завод в Борисове (БШПЗ) работает уже более десяти лет, и в этом большая заслуга В.К. Боголидова. Когда я подъезжаю к станции Борисов (из окна вагона завод виден справа, если ехать в направлении Москвы), вспоминаю те годы нашей работы и главного конструктора проекта Владимира Кузьмича. Уже несколько лет прошло, как его нет, а завод работает. 

                Продолжение: http://proza.ru/2020/12/09/35
 

        Фото Борисовского шпалозавода с сайта: http://shpala.by/about/history


        * http://proza.ru/2020/07/10/308

        **http://proza.ru/2020/10/15/1715


Рецензии
Меня в Белоруссии тоже научили, как находить воду с помощью двух стальных проволок в виде буквы "Г", я нашёл жилу буквально в трёх метрах от крыльца своего жилого дома, со стороны двора, сам залил жел.бет.кольца и мы вчетвером выкопали колодец, мне потом пришлось моим помощникам сложить печку и две плиты с обогревательным щитом. Мне вообще не совсем понятно, почему так долго ставили деревянные шпалы, ведь понятно, что бетонные лучше? Р.Р.

Роман Рассветов   13.01.2021 14:43     Заявить о нарушении
Деревянные шпалы еще будут долго применяться. У них много преимуществ. Дешевле, легче ремонтировать (можно заменять вручную), меньше износ колес подвижного состава, даже комфортнее в вагонах. Все второстепенные пути укладывают деревянными шпалами, а их больше, чем главных. Да и бетонные шпалы нередко ломаются. Мне понравилось, что вы уже на практике используете проволоки для поиска воды.
Всего доброго,

Владимир Кожин 3   13.01.2021 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.