Что сделал бы я

Друзья, Конкурсант приветствует вас!

Мы, то есть Лина и Тамара, собираемся провести небольшой эксперимент по работе автора над текстом. Если вам интересно, присоединяйтесь.

Никаких обязательств с вашей стороны, только добрая воля и желание усовершенствовать своё творение. Если к желанию приложится упорство, возможно будет и результат. 

Никаких обещаний с нашей стороны. Мы все тут любители, «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», теперь будем пробовать применять свои знания на практике и обогащать ими друг друга)) 

Всё, что вам потребуется – желание участвовать в процессе и собственный текст, которым вы недовольны, а удалить рука не поднимается. Вот дорог он вам, чем-то цепляет или жаль вложенных сил и времени. 

Поскольку нам необходимо от чего-то оттолкнуться, за стартовую точку возьмём рассказ Тамары «Ледяная сопка и куриный бог» (в настоящее время рассказ убран со страницы, автор работает с ним)

С чего бы начала я, если бы задалась целью переработать прои:

• Попыталась вычленить идею и под неё выстроить рассказ заново.
• Продумала систему персонажей конкретно под эту идею.  Сейчас, на мой взгляд, в рассказе перенаселение и одеяло повествования бессистемно тянется персами в разные стороны. Поэтому нужно определиться с исполнителями ролей: кто анта- и протагонист, кто кому помогает/ мешает, кто второстепенные, кто служебные.
• После кастинга отобрала бы сцены и детали (чтобы всё работало на идею и только на неё родную).
• Написала пошаговый план-скелет прои.
• Продумала речевые маски.

А с чего начали бы вы применительно к этому рассказу? Ваши первые шаги были бы такими же или другими? Не стесняйтесь высказывать своё мнение. 

Заодно подумайте, что вы сделали бы со своим родным подопытным, если такового наметили.


Рецензии
Можно я пока не по тексту, а по саморецнзии Тамары.

Глобальная идея Тамары \\ Величие и мудрость природы и суетность, мгновенность человеческой жизни.\\ - это фактически над_идея, т.е. то, о чем однажды смешно сказал Новожилов: «тут вообще-то есть второе дно. Моя героиня – это Россия…»
Так вот у Тамары, судя по ее желанию, настоящая героиня – это Природа. А Саша – олицетворение этой самой природы.
Какой бывает природа? Мягкой, ласковой – солнышко, травка, красивый до неописуемости Байкал, лёгкий бриз, летний дождик… Но. Природа еще и – ураганы, ливни до смертоносных наводнений, страшные пожары, а ледяная красота Байкала настолько обманчива, что несколько лет назад под лед провалился джип с людьми, все шесть, по-моему, человек погибли. Ну писали об этом как-то.
Соответственно, чтобы показать Природу посредством человека – надо вложить в героиню «личность» Природы. Героиня должна быть естественной, вольной, чурающейся искусственности и жеманности, т.е. «природной». Но также в ней должна быть и та стихия, которая противостоит человеку и цивилизации.
Цивилизацию в рассказе должен представлять парень, герой, в которого девушка влюбилась. Ну – связка природа+человек – она ж вечная, и да, очень естественно, что они друг друга любят, их тянет обоюдно, но каждый пытается победить.
Пока по итогу побеждает человек. Это не по рассказу сейчас. Это по жизни.

А для рассказа автор должен определить – кто победит и каким образом.
У девушки должно быть абсолютно всё, чтобы прижать парня, потому что Природа вполне может показать Человеку, где раки зимуют.
Но у парня есть всё, чтобы укротить девушку, п.что Человек пока очень успешно пользует природные ресурсы.
Можно их и примирить – но это, если честно, неестественное состояние обоих, к тому же из мира утопии. Это к тому, что если в рассказе в финале будет мир, дружба, жвачка плюс любовь – то рассказ окажется сказкой.

Теперь об именах.
Если героиня – природа, то она не может носить имя Саша. И если герой – человечество, цивилизация, то он не может быть Монастырским.
Саша – имя жесткое, в нём есть шипящее. Илья – имя мягкое, даже более чем, в нём есть мягкий знак.
С одной стороны, уже на уровне имен можно сделать вывод, что девушка победит парня, т.е. природа одолеет человека. Финал должен быть трагичным.
Но с другой стороны – природное – оно ж естественное, а естественное – оно безобидное (если никто не угрожает), но не уменьшительно-ласкательное, без суффиксов –очк.
Короче, в имени девушки нежелательно в данном случае шипящие, рычащие звуки. Т.е. ни Рита, ни Римма, ни Женя, ни Саша, ни Олечка… Может быть Лена, Оля, Таня (твёрдое «т» показывает твёрдость характера), ну и так далее , надо поискать\подумать.
Илья Монастырский – олицетворяет цивилизацию. Причем тут монастырь – непонятно )) Ему бы имя пожестче, как раз подошло бы Саша, Александр. Виктор, Игорь, Олег, Серж на западный манер и т.д.

О начале рассказа. По теме обсуждения.
Я бы начала так:

1. Март в этих краях вступал в свои права робко. Мир едва народился и выходил из белых простыней медленно. Зато небо – высокое, чистое – дарило яркую голубизну щедро. Студентов встречала девственно чистая гладь озера и удивительная тишина.
Уазик совсем неожиданно выехал из частого сосняка на безлюдный берег к маленькой деревянной гостинице. В уютном вестибюле – рецепция (другое слово надо). Молодой парень широко улыбался:
- Мы вас ждали.
Он протянул ключи от комнат:
- Располагайтесь, будут вопросы, милости просим ко мне. Я всегда на связи.

2. Саша зашла в чистенький номер, сняла рюкзак, заглянула в туалетную комнату, отметив наличие душевой камеры, разобрала рюкзак, приняла душ и сразу легла спать. Сказывалась большая разница во времени. Сквозь сон она слышала, как кто-то постучал в дверь и позвал:
- Саша.
Отяжелевшие веки не хотели разлепляться. Саша провалилась в сон.
Утром после завтрака познакомились с проводником из местных. Крепкий черноглазый мужичок, словоохотливый и улыбчивый, попросил называть его Володей. Спустились к озеру и оказались на прозрачном голубоватом льду. Над головой сияло сочно-синее небо.
- Вот это каток! – восхитилась Саша.
- Эх, коньки бы сюда!
- И музыку.
- Устроили бы танцы на льду, - оживились студенты.
- Дальше торосы начнутся, не до танцев будет, - сказал Володя и повёл небольшой отряд, одетый в яркие куртки, по известному ему одному маршруту.

3. Саньку воспитывала бабушка. Воспитывала – мало сказать. Бабушка для Саньки была всем – мамой, папой, другом, главным защитником. Защищаться приходилось часто. Особенно в детстве. От злых собак, которые разгуливали по деревне, где хотели.
….

Ну и дальше там надо потасовать части. Может , позже, а может Тамара сама попробует поиграть эпизодами.

Света Малышева   11.01.2021 10:59     Заявить о нарушении
Ой, сообразила. Конкурсанта открыла. Бл... Да, поиграть с эпизодами нужно. Институтский курс совсем убрать? Света, спасибо. С именами подумаю. Фамилию Монастырский вообще уберу. Ты прекрасно озвучила мои терзания - Природа - героиня, а Саша - её олицетворение. И про буйство и бунтарства Байкала ты напомнила. Ежегодно гибнут люди от дурости своей, от несоблюдения "этикета" по отношению к Байкалу, от неверия в верования местных жителей. Короче, замахнулась на глобальное и так не хочется зациклиться на банальном(жвачке). И ещё. У меня слишком много материала о Байкале, и это моя настоящая любовь и боль, и я заплутала в этом материале. Меня всегда привлекал жанр рассказа. Вот как всё уместить.Жёсткости не хватает - чувствую. А естественность нужно отпустить на волю

Тамара Пакулова   11.01.2021 12:14   Заявить о нарушении
Света, может после фразы "Саша(Стеша - можно?)провалилась в сон... поместить сон про детство Стеши и про куриного бога? Знакомство с героиней и её окружением - бабушка, деревня на берегу Байкала, но это же, как в жизни, почти моей жизни... Проблески(много) совсем другой истории.

Тамара Пакулова   11.01.2021 12:25   Заявить о нарушении
Так на начальном этапе достаточно раскрасить героев, дать им характеры, которые буду считываться в плане природа-человек.
Затем свести природу и человека (буквально) лицом к лицу. Т.е. поставить девушку и парня (их двоих) в ситуацию столкновения с природой (или стихия, или заблудились в тайге, или Байкал решил забрать себе жертву, или что-то еще).
Затем на выбор автора - кто кому показывает власть и силу.
Если природа берет своё, то поражение терпит герой (т.е. героиня выбирается из передряги без ущерба, а парень либо погибает, либо унижен, теряет лицо и т.п.).
Если побеждает по замыслу автора человек, то поражение терпит девушка (гибнет или пасует перед напором мажора, он берет ее силой и т.д).

В вашем тексте явно чувствуется мемуарная составляющая. Я уже говорила об этом на конкурсах другим авторам: важно решить, что вам важнее. Память о ваших личных событиях и впечатлениях или создаваемый вымышленный мир, где герои и место действия не привязаны к вашему реальному прошлому.
Ну, т.е. зачем студенты нужны? Спонсоры, новый курс концепт про НЛО. Затем, что они сыграет свою роль в рассказе или потому что так было где-то когда-то с кем-то. Важно ли для замысла "природа и человек" то, что нашлись спонсоры для нового спецкурса? :))) Или можно просто отправить студентов в поход по определенной тематике, без лишних подробностей, которые уводят от главного.
Главное - отношения парня-человечества (со всеми его притязаниями на главенство) и девушки-природы (которая вообще-то прекрасно существовала и без человека миллионы лет, читай - жила себе вольная девушка, и тут на тебе - свалился на ее голову мажор-пальцы веером).
Если важен Байкал, то значит, девушка - это Байкал и есть. Т.е. уже не природа вообще, а конкретизированная - Байкал.
Что хочет парень от Байкала (и соответственно, от девушки)?
И пошёл параллелизм. Пишется красота Байкала (материал у вас есть) - показывается либо красота героини (душевная, духовная, физическая), либо - на контрасте с красотой природы - низость героя = цивилизации.
Вообще, лучше, конечно, второе. Т.е. на контрасте, потому что заезжены уже эти приемы: у человека горе - природа плачет: человек в опасности - гром и молния на небе.
А вот когда у человека горе, а природа как никогда прекрасна - весь трагизм как на ладони. Какое природе дело, что человеку плохо?.. В рассказе это может быть обыграно как - девушка чувствует себя уверенно на природе, а парень - растерялся, потерялся, ему плохо, а она вперед без него - ну, типа, сам из оврага выбирайся, у нее вон поляна солнцем залита, она отдыхает там). Что-то типа такого.
Вообще было бы очень интересно глянуть, если вы эту тему поднимете.

Ну и стиль (авторский, который лексика, синонимия и строй фраз) - нужно подтягивать.

Света Малышева   11.01.2021 12:41   Заявить о нарушении
Стася - можно, Стеша - то же самое шипящее "ш", в чем разница с Сашей :))

Света Малышева   11.01.2021 12:42   Заявить о нарушении
Насчет сна подумаю чуть позже

Света Малышева   11.01.2021 13:01   Заявить о нарушении
Точно - Стася

Тамара Пакулова   11.01.2021 13:13   Заявить о нарушении
Стефа- Стефания. Мне нравится

Тамара Пакулова   11.01.2021 13:45   Заявить о нарушении
кстати, да! очень подходит

Света Малышева   11.01.2021 13:46   Заявить о нарушении
Буду думать. Мемуаров не хочу. Вымышленный мир - ближе. Ну, как вымышленный. Вымышленный, но основанный кой на каком жизненном опыте, приобретённом в живой природе, которая достаточно больно учила и научала отличать подлинное от подделки. Внутри это есть. Реально помогаешь, Света. Пожалуйста, не на вы со мной, а то я тут разошлась

Тамара Пакулова   11.01.2021 14:00   Заявить о нарушении
Спасибо за сегодняшний день. Пошла в ворд, где рассказ живёт

Тамара Пакулова   11.01.2021 14:17   Заявить о нарушении
об этом вот пару слов:
\\Меня всегда привлекал жанр рассказа. Вот как всё уместить.\\

Первая четверть XXI века скоро к концу подойдет, а мы всё в тазиках стираем )) Смеюсь. Фраза из моей очень далекой жизни, но отражает любую суть вопроса.
Рассказ в классическом его понимании остался в прошлом веке, а классицизм (единство места, времени и действия) вообще в позапрошлом, в девятнадцатом.
Сейчас всё пишется на стыке, на грани, и грани эти размыты. Рассказ-повесть-мини-роман - вот к чему тяготеет сегодняшняя литература (та, что не движется в обратную сторону - к коротким чатовским сообщениям).
Стандартный рассказ - с фактически черно-белыми плоскими героями (п.что показать большее - однозначно выйти за пределы узкой формы) давно уступил место симбиозу рассказа и романа. Отсюда всевозможные отступления и ретроспекции, массивные описания природы и сжатие времени действия для ускорения событий.
Так что мой совет: не думайте о форме, о единстве и о том, что в рассказе всего не покажешь. Сначала надо написать, можно не подряд, а фрагментами, а затем структурировать, т.е. перетасовать композиционно что куда лучше ляжет. Это актуально для авторов, которые пишут не по плану. Некоторые тексты от перестановки абзацев и частей начинают сверкать новыми гранями.

Света Малышева   11.01.2021 15:15   Заявить о нарушении
Света, доброе утро, у вас, наверное, ночь. Ну да. Не получается у меня по плану, и рамки рассказа всегда жмут. Спасибо за помощь. Хорошего всем дня

Тамара Пакулова   12.01.2021 03:35   Заявить о нарушении
Тамара, подумала про сон (в сопке)... Нет, не нужно отправлять героиню в сон.
Это хорошая была мысль показать сквозь дырку в камушке другой мир (или невидимую реальность). Просто у вас на короткий рассказ слишком много всяких отступлений, причем необычных.
тут и история аквалангистов (или кто там, не помню), которые увидели людей на глубине, тут и история камушка, и еще эти серебристые сквозь дырку )) Если бы те, которые под водой, и те, которые в камушке, были одни и те же - это было бы отлично. Увязывать на самом деле нужно многое.
Ну и герои, конечно, сейчас совсем не такие, какие я нарисовала в своём "если бы это дела я" :) Т.е. всё же рассказ придется полностью переписывать. а не косметически исправлять. Как говорится - этот вариант черновой, останется для памяти, а вторая редакция будет уже переосмысленная, с новыми нюансами.
Удачи!

Света Малышева   12.01.2021 08:36   Заявить о нарушении
Света, здравствуйте. Полностью переписывать? Новый рассказ, с новыми героями? Я такое не потяну. Попробую на основе ваших советов и советов Лины, Наташи, Лизы сделать работу над ошибками. Не получится, так что? Выставлять не буду, а выставленный рассказ просто уберу со своей страницы. Понимаю: у вас свои дела и заботы. Благодарна за подсказки, они, действительно, для меня ценные.

Тамара Пакулова   12.01.2021 09:12   Заявить о нарушении
Герои-то по-любому будут другими. Если наполнять их тем содержанием, которое вы бы хотели по вашей идее. Сейчас ни парень, ни девушка не соответствуют своим ..ээ.. "тотемам". Сейчас есть просто история в духе Золушки: он - типа принц, она - живет в как бы собственной сказке.
Ну и про стиль Лиза там ниже сказала. Не знаю, может стоит попробовать наговаривать рассказ на диктофон (телефон), а потом расшифровывать письменно, по ходу добавляя или удаляя всякие мм, ээ и т.п.. Получится речь рассказчика - живая, без академических "на глубине пятидесяти метров" ))

Света Малышева   12.01.2021 09:26   Заявить о нарушении
Тома, Света, с новым днём!
А что если попробовать работать так. Выбрать удачные (живые) моменты, выстроить их в соответствии с новой структурой прои, а затем заполнять пустоты не глядя в исходник. Что это может дать (на мой взгляд)? Не будет давлеть прежний вариант и автоматически подхватится лёгкий стиль.

Чёрная Палочка   12.01.2021 09:55   Заявить о нарушении
Света, Лина. Прочитала ваши советы. Подхватится "автоматически лёгкий стиль"? Возможно, что-то уже подхватила,как та коза, что бежала через лесок, ухватила кленовый листок, бежала через криницу, ухватила глоток водицы)))). Работаю, что-то получается. Осилю, вышлю на проверку. Спасибо, девушки за внимание к моей просьбе. Ломать - не строить. Всё сломать, а новое не построить - вот задача. Пока жп получается и то некачественное.

Тамара Пакулова   12.01.2021 13:22   Заявить о нарушении
Добрый вечер. А позвольте ,дамы, мнение непрофессионала.
При чтении прои и отзыва автора отметил "дневниковность" рассказа и желание сохранить героев \Полностью переписывать? Новый рассказ, с новыми героями?\ Если нельзя, спрятать мемуарность, то можно ее "Выпятить" - дать от первого лица Дневник студентки. Если автору близок персонаж ГГ, то легче будет передать чувства и настроение, а если чуть присочинить то возникнет интерес у читателя. и сразу определяются Прото- и анто-, и природу из окна автобуса - то же легко, и лишних по боку - потому что дневник , а не роман...)) И завязку - в автобус: пусть там начинается...
М

Автор Хочет Сказать   12.01.2021 22:09   Заявить о нарушении
М, спасибо за ваше желание помочь разобраться с тем, что наваяла. Дневниковые записи - интересно бы попробовать . Действительно, в дневнике и постонать, и повосхищаться, и поиздеваться кое-над кем можно, и вообще руки развязаны... О профессионализме. Все мы тут профессионалы, как танцор от печки. Хочется станцевать на бис, а выходит присядка да хлопки руками, да шапка набекрень. С наступающим Старым Новым годом! Мужской взгляд на мою историю - это хо-ро-шо!

Тамара Пакулова   13.01.2021 02:36   Заявить о нарушении
Света, Тамара, дня доброго!
По прежней ссылке сделана замена на второй вариант. В нём ставилась задача упорядочить материал и убрать лишнее.
Света, как думаешь, получилось или нет?

Чёрная Палочка   20.01.2021 09:09   Заявить о нарушении
Лина, я прочитала вчера еще, Тамаре написал в личку.
В целом да, стало гораздо лучше. Но есть нюансы, о которых скажу попозже.

Света Малышева   20.01.2021 10:13   Заявить о нарушении
Хорошо, спасибо.
Я не могу знать кто кому в личку пишет, потому ставлю в известность всех участников процесса.

Чёрная Палочка   20.01.2021 10:37   Заявить о нарушении
Как-то так получается, что индивидуальная работа с автором более продуктивна, чем общественная )) Поэтому здесь, думаю, уместно будет сказать, что новая редакция рассказа всё же не про Байкал. И не про глобальную идею "природа - человек". Пока это просто стал более-менее ровный текст про отношения.
Автору надо работать с психологизмом героев, если важно точное понимание со стороны читателя того или иного действия персонажей, а также со стилистикой.
Например, здесь уместно добавить внутреннее, т.е. психологизм:
– Ого, как долго спала наша Стефания – коронованная особа, - сказал Кирилл, красавец-всезнайка, вечно задиравший Стефу".
Я бы добавила: "чем-то она его подспудно раздражала (или волновала - на выбор). Также предложила заменить слово "сказал" на "хмыкнул" или "усмехнулся"
Атрибуция (слова автора) пока простоватая: "сказал", "проговорил" и т.п.
Действие героя во время разговора часто интереснее, чем банальная констатация. Ещё пример. Во фразе: "- Уф. Если ещё обряжусь в пуховик и унты, буду Винни Пухом. Зато не замёрзну, - решила Стефа и пошла в столовую" - заменить глагол "решила" на "улыбнулась своим мыслям".

Т.е. работа по авторскому стилю может быть точечной, а по глубине идеи (пока неявной) обширной.

Света Малышева   21.01.2021 10:00   Заявить о нарушении
Света, здравствуйте. Спасибо за помощь и подсказки. Да, коллективной работы не получилось. Прияла решение - убрать рассказ со страницы, но продолжить работу над ним, используя ваши советы и подсказки. Поработаю в одиночестве))) Одиночество - это всеобщее свойство человеческой натуры. Не помню,кто сказал

Тамара Пакулова   21.01.2021 10:43   Заявить о нарушении
Приглашаю взглянуть на трансформацию рассказа http://proza.ru/2021/02/03/574

Чёрная Палочка   03.02.2021 20:36   Заявить о нарушении
Да. И я приглашаю. Помощь друзей была необходима, потому что рассказ не давал покоя, а как разрулить фрагменты рассказа и добавить живости героям и всему повествованию не могла. Огромное спасибо Свете, Лине, Лизе, Наташе и всем, кто прочитал и прочитает мою Ледяную сопку

Тамара Пакулова   04.02.2021 02:25   Заявить о нарушении
Тамара, а цифры забыла убрать? Или это как бы звёздочки? Оформление )

Света Малышева   04.02.2021 07:55   Заявить о нарушении
Да. Цифры нужно убрать. Это я для себя отмечала. Короче, ещё потом гляну

Тамара Пакулова   04.02.2021 10:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.