Что сделал бы я
Мы, то есть Лина и Тамара, собираемся провести небольшой эксперимент по работе автора над текстом. Если вам интересно, присоединяйтесь.
Никаких обязательств с вашей стороны, только добрая воля и желание усовершенствовать своё творение. Если к желанию приложится упорство, возможно будет и результат.
Никаких обещаний с нашей стороны. Мы все тут любители, «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», теперь будем пробовать применять свои знания на практике и обогащать ими друг друга))
Всё, что вам потребуется – желание участвовать в процессе и собственный текст, которым вы недовольны, а удалить рука не поднимается. Вот дорог он вам, чем-то цепляет или жаль вложенных сил и времени.
Поскольку нам необходимо от чего-то оттолкнуться, за стартовую точку возьмём рассказ Тамары «Ледяная сопка и куриный бог» (в настоящее время рассказ убран со страницы, автор работает с ним)
С чего бы начала я, если бы задалась целью переработать прои:
• Попыталась вычленить идею и под неё выстроить рассказ заново.
• Продумала систему персонажей конкретно под эту идею. Сейчас, на мой взгляд, в рассказе перенаселение и одеяло повествования бессистемно тянется персами в разные стороны. Поэтому нужно определиться с исполнителями ролей: кто анта- и протагонист, кто кому помогает/ мешает, кто второстепенные, кто служебные.
• После кастинга отобрала бы сцены и детали (чтобы всё работало на идею и только на неё родную).
• Написала пошаговый план-скелет прои.
• Продумала речевые маски.
А с чего начали бы вы применительно к этому рассказу? Ваши первые шаги были бы такими же или другими? Не стесняйтесь высказывать своё мнение.
Заодно подумайте, что вы сделали бы со своим родным подопытным, если такового наметили.
Свидетельство о публикации №221011001750
Глобальная идея Тамары \\ Величие и мудрость природы и суетность, мгновенность человеческой жизни.\\ - это фактически над_идея, т.е. то, о чем однажды смешно сказал Новожилов: «тут вообще-то есть второе дно. Моя героиня – это Россия…»
Так вот у Тамары, судя по ее желанию, настоящая героиня – это Природа. А Саша – олицетворение этой самой природы.
Какой бывает природа? Мягкой, ласковой – солнышко, травка, красивый до неописуемости Байкал, лёгкий бриз, летний дождик… Но. Природа еще и – ураганы, ливни до смертоносных наводнений, страшные пожары, а ледяная красота Байкала настолько обманчива, что несколько лет назад под лед провалился джип с людьми, все шесть, по-моему, человек погибли. Ну писали об этом как-то.
Соответственно, чтобы показать Природу посредством человека – надо вложить в героиню «личность» Природы. Героиня должна быть естественной, вольной, чурающейся искусственности и жеманности, т.е. «природной». Но также в ней должна быть и та стихия, которая противостоит человеку и цивилизации.
Цивилизацию в рассказе должен представлять парень, герой, в которого девушка влюбилась. Ну – связка природа+человек – она ж вечная, и да, очень естественно, что они друг друга любят, их тянет обоюдно, но каждый пытается победить.
Пока по итогу побеждает человек. Это не по рассказу сейчас. Это по жизни.
А для рассказа автор должен определить – кто победит и каким образом.
У девушки должно быть абсолютно всё, чтобы прижать парня, потому что Природа вполне может показать Человеку, где раки зимуют.
Но у парня есть всё, чтобы укротить девушку, п.что Человек пока очень успешно пользует природные ресурсы.
Можно их и примирить – но это, если честно, неестественное состояние обоих, к тому же из мира утопии. Это к тому, что если в рассказе в финале будет мир, дружба, жвачка плюс любовь – то рассказ окажется сказкой.
Теперь об именах.
Если героиня – природа, то она не может носить имя Саша. И если герой – человечество, цивилизация, то он не может быть Монастырским.
Саша – имя жесткое, в нём есть шипящее. Илья – имя мягкое, даже более чем, в нём есть мягкий знак.
С одной стороны, уже на уровне имен можно сделать вывод, что девушка победит парня, т.е. природа одолеет человека. Финал должен быть трагичным.
Но с другой стороны – природное – оно ж естественное, а естественное – оно безобидное (если никто не угрожает), но не уменьшительно-ласкательное, без суффиксов –очк.
Короче, в имени девушки нежелательно в данном случае шипящие, рычащие звуки. Т.е. ни Рита, ни Римма, ни Женя, ни Саша, ни Олечка… Может быть Лена, Оля, Таня (твёрдое «т» показывает твёрдость характера), ну и так далее , надо поискать\подумать.
Илья Монастырский – олицетворяет цивилизацию. Причем тут монастырь – непонятно )) Ему бы имя пожестче, как раз подошло бы Саша, Александр. Виктор, Игорь, Олег, Серж на западный манер и т.д.
О начале рассказа. По теме обсуждения.
Я бы начала так:
1. Март в этих краях вступал в свои права робко. Мир едва народился и выходил из белых простыней медленно. Зато небо – высокое, чистое – дарило яркую голубизну щедро. Студентов встречала девственно чистая гладь озера и удивительная тишина.
Уазик совсем неожиданно выехал из частого сосняка на безлюдный берег к маленькой деревянной гостинице. В уютном вестибюле – рецепция (другое слово надо). Молодой парень широко улыбался:
- Мы вас ждали.
Он протянул ключи от комнат:
- Располагайтесь, будут вопросы, милости просим ко мне. Я всегда на связи.
2. Саша зашла в чистенький номер, сняла рюкзак, заглянула в туалетную комнату, отметив наличие душевой камеры, разобрала рюкзак, приняла душ и сразу легла спать. Сказывалась большая разница во времени. Сквозь сон она слышала, как кто-то постучал в дверь и позвал:
- Саша.
Отяжелевшие веки не хотели разлепляться. Саша провалилась в сон.
Утром после завтрака познакомились с проводником из местных. Крепкий черноглазый мужичок, словоохотливый и улыбчивый, попросил называть его Володей. Спустились к озеру и оказались на прозрачном голубоватом льду. Над головой сияло сочно-синее небо.
- Вот это каток! – восхитилась Саша.
- Эх, коньки бы сюда!
- И музыку.
- Устроили бы танцы на льду, - оживились студенты.
- Дальше торосы начнутся, не до танцев будет, - сказал Володя и повёл небольшой отряд, одетый в яркие куртки, по известному ему одному маршруту.
3. Саньку воспитывала бабушка. Воспитывала – мало сказать. Бабушка для Саньки была всем – мамой, папой, другом, главным защитником. Защищаться приходилось часто. Особенно в детстве. От злых собак, которые разгуливали по деревне, где хотели.
….
Ну и дальше там надо потасовать части. Может , позже, а может Тамара сама попробует поиграть эпизодами.
Света Малышева 11.01.2021 10:59 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 11.01.2021 12:14 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 11.01.2021 12:25 Заявить о нарушении
Затем свести природу и человека (буквально) лицом к лицу. Т.е. поставить девушку и парня (их двоих) в ситуацию столкновения с природой (или стихия, или заблудились в тайге, или Байкал решил забрать себе жертву, или что-то еще).
Затем на выбор автора - кто кому показывает власть и силу.
Если природа берет своё, то поражение терпит герой (т.е. героиня выбирается из передряги без ущерба, а парень либо погибает, либо унижен, теряет лицо и т.п.).
Если побеждает по замыслу автора человек, то поражение терпит девушка (гибнет или пасует перед напором мажора, он берет ее силой и т.д).
В вашем тексте явно чувствуется мемуарная составляющая. Я уже говорила об этом на конкурсах другим авторам: важно решить, что вам важнее. Память о ваших личных событиях и впечатлениях или создаваемый вымышленный мир, где герои и место действия не привязаны к вашему реальному прошлому.
Ну, т.е. зачем студенты нужны? Спонсоры, новый курс концепт про НЛО. Затем, что они сыграет свою роль в рассказе или потому что так было где-то когда-то с кем-то. Важно ли для замысла "природа и человек" то, что нашлись спонсоры для нового спецкурса? :))) Или можно просто отправить студентов в поход по определенной тематике, без лишних подробностей, которые уводят от главного.
Главное - отношения парня-человечества (со всеми его притязаниями на главенство) и девушки-природы (которая вообще-то прекрасно существовала и без человека миллионы лет, читай - жила себе вольная девушка, и тут на тебе - свалился на ее голову мажор-пальцы веером).
Если важен Байкал, то значит, девушка - это Байкал и есть. Т.е. уже не природа вообще, а конкретизированная - Байкал.
Что хочет парень от Байкала (и соответственно, от девушки)?
И пошёл параллелизм. Пишется красота Байкала (материал у вас есть) - показывается либо красота героини (душевная, духовная, физическая), либо - на контрасте с красотой природы - низость героя = цивилизации.
Вообще, лучше, конечно, второе. Т.е. на контрасте, потому что заезжены уже эти приемы: у человека горе - природа плачет: человек в опасности - гром и молния на небе.
А вот когда у человека горе, а природа как никогда прекрасна - весь трагизм как на ладони. Какое природе дело, что человеку плохо?.. В рассказе это может быть обыграно как - девушка чувствует себя уверенно на природе, а парень - растерялся, потерялся, ему плохо, а она вперед без него - ну, типа, сам из оврага выбирайся, у нее вон поляна солнцем залита, она отдыхает там). Что-то типа такого.
Вообще было бы очень интересно глянуть, если вы эту тему поднимете.
Ну и стиль (авторский, который лексика, синонимия и строй фраз) - нужно подтягивать.
Света Малышева 11.01.2021 12:41 Заявить о нарушении
Света Малышева 11.01.2021 12:42 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 11.01.2021 14:00 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 11.01.2021 14:17 Заявить о нарушении
\\Меня всегда привлекал жанр рассказа. Вот как всё уместить.\\
Первая четверть XXI века скоро к концу подойдет, а мы всё в тазиках стираем )) Смеюсь. Фраза из моей очень далекой жизни, но отражает любую суть вопроса.
Рассказ в классическом его понимании остался в прошлом веке, а классицизм (единство места, времени и действия) вообще в позапрошлом, в девятнадцатом.
Сейчас всё пишется на стыке, на грани, и грани эти размыты. Рассказ-повесть-мини-роман - вот к чему тяготеет сегодняшняя литература (та, что не движется в обратную сторону - к коротким чатовским сообщениям).
Стандартный рассказ - с фактически черно-белыми плоскими героями (п.что показать большее - однозначно выйти за пределы узкой формы) давно уступил место симбиозу рассказа и романа. Отсюда всевозможные отступления и ретроспекции, массивные описания природы и сжатие времени действия для ускорения событий.
Так что мой совет: не думайте о форме, о единстве и о том, что в рассказе всего не покажешь. Сначала надо написать, можно не подряд, а фрагментами, а затем структурировать, т.е. перетасовать композиционно что куда лучше ляжет. Это актуально для авторов, которые пишут не по плану. Некоторые тексты от перестановки абзацев и частей начинают сверкать новыми гранями.
Света Малышева 11.01.2021 15:15 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 12.01.2021 03:35 Заявить о нарушении
Это хорошая была мысль показать сквозь дырку в камушке другой мир (или невидимую реальность). Просто у вас на короткий рассказ слишком много всяких отступлений, причем необычных.
тут и история аквалангистов (или кто там, не помню), которые увидели людей на глубине, тут и история камушка, и еще эти серебристые сквозь дырку )) Если бы те, которые под водой, и те, которые в камушке, были одни и те же - это было бы отлично. Увязывать на самом деле нужно многое.
Ну и герои, конечно, сейчас совсем не такие, какие я нарисовала в своём "если бы это дела я" :) Т.е. всё же рассказ придется полностью переписывать. а не косметически исправлять. Как говорится - этот вариант черновой, останется для памяти, а вторая редакция будет уже переосмысленная, с новыми нюансами.
Удачи!
Света Малышева 12.01.2021 08:36 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 12.01.2021 09:12 Заявить о нарушении
Ну и про стиль Лиза там ниже сказала. Не знаю, может стоит попробовать наговаривать рассказ на диктофон (телефон), а потом расшифровывать письменно, по ходу добавляя или удаляя всякие мм, ээ и т.п.. Получится речь рассказчика - живая, без академических "на глубине пятидесяти метров" ))
Света Малышева 12.01.2021 09:26 Заявить о нарушении
А что если попробовать работать так. Выбрать удачные (живые) моменты, выстроить их в соответствии с новой структурой прои, а затем заполнять пустоты не глядя в исходник. Что это может дать (на мой взгляд)? Не будет давлеть прежний вариант и автоматически подхватится лёгкий стиль.
Чёрная Палочка 12.01.2021 09:55 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 12.01.2021 13:22 Заявить о нарушении
При чтении прои и отзыва автора отметил "дневниковность" рассказа и желание сохранить героев \Полностью переписывать? Новый рассказ, с новыми героями?\ Если нельзя, спрятать мемуарность, то можно ее "Выпятить" - дать от первого лица Дневник студентки. Если автору близок персонаж ГГ, то легче будет передать чувства и настроение, а если чуть присочинить то возникнет интерес у читателя. и сразу определяются Прото- и анто-, и природу из окна автобуса - то же легко, и лишних по боку - потому что дневник , а не роман...)) И завязку - в автобус: пусть там начинается...
М
Автор Хочет Сказать 12.01.2021 22:09 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 13.01.2021 02:36 Заявить о нарушении
По прежней ссылке сделана замена на второй вариант. В нём ставилась задача упорядочить материал и убрать лишнее.
Света, как думаешь, получилось или нет?
Чёрная Палочка 20.01.2021 09:09 Заявить о нарушении
В целом да, стало гораздо лучше. Но есть нюансы, о которых скажу попозже.
Света Малышева 20.01.2021 10:13 Заявить о нарушении
Я не могу знать кто кому в личку пишет, потому ставлю в известность всех участников процесса.
Чёрная Палочка 20.01.2021 10:37 Заявить о нарушении
Автору надо работать с психологизмом героев, если важно точное понимание со стороны читателя того или иного действия персонажей, а также со стилистикой.
Например, здесь уместно добавить внутреннее, т.е. психологизм:
– Ого, как долго спала наша Стефания – коронованная особа, - сказал Кирилл, красавец-всезнайка, вечно задиравший Стефу".
Я бы добавила: "чем-то она его подспудно раздражала (или волновала - на выбор). Также предложила заменить слово "сказал" на "хмыкнул" или "усмехнулся"
Атрибуция (слова автора) пока простоватая: "сказал", "проговорил" и т.п.
Действие героя во время разговора часто интереснее, чем банальная констатация. Ещё пример. Во фразе: "- Уф. Если ещё обряжусь в пуховик и унты, буду Винни Пухом. Зато не замёрзну, - решила Стефа и пошла в столовую" - заменить глагол "решила" на "улыбнулась своим мыслям".
Т.е. работа по авторскому стилю может быть точечной, а по глубине идеи (пока неявной) обширной.
Света Малышева 21.01.2021 10:00 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 21.01.2021 10:43 Заявить о нарушении
Чёрная Палочка 03.02.2021 20:36 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 04.02.2021 02:25 Заявить о нарушении
Света Малышева 04.02.2021 07:55 Заявить о нарушении
Тамара Пакулова 04.02.2021 10:59 Заявить о нарушении