Рецензия на «Что сделал бы я» (Конкурсант)
Можно я пока не по тексту, а по саморецнзии Тамары. Глобальная идея Тамары \\ Величие и мудрость природы и суетность, мгновенность человеческой жизни.\\ - это фактически над_идея, т.е. то, о чем однажды смешно сказал Новожилов: «тут вообще-то есть второе дно. Моя героиня – это Россия…» Так вот у Тамары, судя по ее желанию, настоящая героиня – это Природа. А Саша – олицетворение этой самой природы. Какой бывает природа? Мягкой, ласковой – солнышко, травка, красивый до неописуемости Байкал, лёгкий бриз, летний дождик… Но. Природа еще и – ураганы, ливни до смертоносных наводнений, страшные пожары, а ледяная красота Байкала настолько обманчива, что несколько лет назад под лед провалился джип с людьми, все шесть, по-моему, человек погибли. Ну писали об этом как-то. Соответственно, чтобы показать Природу посредством человека – надо вложить в героиню «личность» Природы. Героиня должна быть естественной, вольной, чурающейся искусственности и жеманности, т.е. «природной». Но также в ней должна быть и та стихия, которая противостоит человеку и цивилизации. Цивилизацию в рассказе должен представлять парень, герой, в которого девушка влюбилась. Ну – связка природа+человек – она ж вечная, и да, очень естественно, что они друг друга любят, их тянет обоюдно, но каждый пытается победить. Пока по итогу побеждает человек. Это не по рассказу сейчас. Это по жизни. А для рассказа автор должен определить – кто победит и каким образом. У девушки должно быть абсолютно всё, чтобы прижать парня, потому что Природа вполне может показать Человеку, где раки зимуют. Но у парня есть всё, чтобы укротить девушку, п.что Человек пока очень успешно пользует природные ресурсы. Можно их и примирить – но это, если честно, неестественное состояние обоих, к тому же из мира утопии. Это к тому, что если в рассказе в финале будет мир, дружба, жвачка плюс любовь – то рассказ окажется сказкой. Теперь об именах. Если героиня – природа, то она не может носить имя Саша. И если герой – человечество, цивилизация, то он не может быть Монастырским. Саша – имя жесткое, в нём есть шипящее. Илья – имя мягкое, даже более чем, в нём есть мягкий знак. С одной стороны, уже на уровне имен можно сделать вывод, что девушка победит парня, т.е. природа одолеет человека. Финал должен быть трагичным. Но с другой стороны – природное – оно ж естественное, а естественное – оно безобидное (если никто не угрожает), но не уменьшительно-ласкательное, без суффиксов –очк. Короче, в имени девушки нежелательно в данном случае шипящие, рычащие звуки. Т.е. ни Рита, ни Римма, ни Женя, ни Саша, ни Олечка… Может быть Лена, Оля, Таня (твёрдое «т» показывает твёрдость характера), ну и так далее , надо поискать\подумать. Илья Монастырский – олицетворяет цивилизацию. Причем тут монастырь – непонятно )) Ему бы имя пожестче, как раз подошло бы Саша, Александр. Виктор, Игорь, Олег, Серж на западный манер и т.д. О начале рассказа. По теме обсуждения. Я бы начала так: 1. Март в этих краях вступал в свои права робко. Мир едва народился и выходил из белых простыней медленно. Зато небо – высокое, чистое – дарило яркую голубизну щедро. Студентов встречала девственно чистая гладь озера и удивительная тишина. Уазик совсем неожиданно выехал из частого сосняка на безлюдный берег к маленькой деревянной гостинице. В уютном вестибюле – рецепция (другое слово надо). Молодой парень широко улыбался: - Мы вас ждали. Он протянул ключи от комнат: - Располагайтесь, будут вопросы, милости просим ко мне. Я всегда на связи. 2. Саша зашла в чистенький номер, сняла рюкзак, заглянула в туалетную комнату, отметив наличие душевой камеры, разобрала рюкзак, приняла душ и сразу легла спать. Сказывалась большая разница во времени. Сквозь сон она слышала, как кто-то постучал в дверь и позвал: - Саша. Отяжелевшие веки не хотели разлепляться. Саша провалилась в сон. Утром после завтрака познакомились с проводником из местных. Крепкий черноглазый мужичок, словоохотливый и улыбчивый, попросил называть его Володей. Спустились к озеру и оказались на прозрачном голубоватом льду. Над головой сияло сочно-синее небо. - Вот это каток! – восхитилась Саша. - Эх, коньки бы сюда! - И музыку. - Устроили бы танцы на льду, - оживились студенты. - Дальше торосы начнутся, не до танцев будет, - сказал Володя и повёл небольшой отряд, одетый в яркие куртки, по известному ему одному маршруту. 3. Саньку воспитывала бабушка. Воспитывала – мало сказать. Бабушка для Саньки была всем – мамой, папой, другом, главным защитником. Защищаться приходилось часто. Особенно в детстве. От злых собак, которые разгуливали по деревне, где хотели. …. Ну и дальше там надо потасовать части. Может , позже, а может Тамара сама попробует поиграть эпизодами. Света Малышева 11.01.2021 10:59 Заявить о нарушении
Ой, сообразила. Конкурсанта открыла. Бл... Да, поиграть с эпизодами нужно. Институтский курс совсем убрать? Света, спасибо. С именами подумаю. Фамилию Монастырский вообще уберу. Ты прекрасно озвучила мои терзания - Природа - героиня, а Саша - её олицетворение. И про буйство и бунтарства Байкала ты напомнила. Ежегодно гибнут люди от дурости своей, от несоблюдения "этикета" по отношению к Байкалу, от неверия в верования местных жителей. Короче, замахнулась на глобальное и так не хочется зациклиться на банальном(жвачке). И ещё. У меня слишком много материала о Байкале, и это моя настоящая любовь и боль, и я заплутала в этом материале. Меня всегда привлекал жанр рассказа. Вот как всё уместить.Жёсткости не хватает - чувствую. А естественность нужно отпустить на волю
Тамара Пакулова 11.01.2021 12:14 Заявить о нарушении
Света, может после фразы "Саша(Стеша - можно?)провалилась в сон... поместить сон про детство Стеши и про куриного бога? Знакомство с героиней и её окружением - бабушка, деревня на берегу Байкала, но это же, как в жизни, почти моей жизни... Проблески(много) совсем другой истории.
Тамара Пакулова 11.01.2021 12:25 Заявить о нарушении
Так на начальном этапе достаточно раскрасить героев, дать им характеры, которые буду считываться в плане природа-человек.
Затем свести природу и человека (буквально) лицом к лицу. Т.е. поставить девушку и парня (их двоих) в ситуацию столкновения с природой (или стихия, или заблудились в тайге, или Байкал решил забрать себе жертву, или что-то еще). Затем на выбор автора - кто кому показывает власть и силу. Если природа берет своё, то поражение терпит герой (т.е. героиня выбирается из передряги без ущерба, а парень либо погибает, либо унижен, теряет лицо и т.п.). Если побеждает по замыслу автора человек, то поражение терпит девушка (гибнет или пасует перед напором мажора, он берет ее силой и т.д). В вашем тексте явно чувствуется мемуарная составляющая. Я уже говорила об этом на конкурсах другим авторам: важно решить, что вам важнее. Память о ваших личных событиях и впечатлениях или создаваемый вымышленный мир, где герои и место действия не привязаны к вашему реальному прошлому. Ну, т.е. зачем студенты нужны? Спонсоры, новый курс концепт про НЛО. Затем, что они сыграет свою роль в рассказе или потому что так было где-то когда-то с кем-то. Важно ли для замысла "природа и человек" то, что нашлись спонсоры для нового спецкурса? :))) Или можно просто отправить студентов в поход по определенной тематике, без лишних подробностей, которые уводят от главного. Главное - отношения парня-человечества (со всеми его притязаниями на главенство) и девушки-природы (которая вообще-то прекрасно существовала и без человека миллионы лет, читай - жила себе вольная девушка, и тут на тебе - свалился на ее голову мажор-пальцы веером). Если важен Байкал, то значит, девушка - это Байкал и есть. Т.е. уже не природа вообще, а конкретизированная - Байкал. Что хочет парень от Байкала (и соответственно, от девушки)? И пошёл параллелизм. Пишется красота Байкала (материал у вас есть) - показывается либо красота героини (душевная, духовная, физическая), либо - на контрасте с красотой природы - низость героя = цивилизации. Вообще, лучше, конечно, второе. Т.е. на контрасте, потому что заезжены уже эти приемы: у человека горе - природа плачет: человек в опасности - гром и молния на небе. А вот когда у человека горе, а природа как никогда прекрасна - весь трагизм как на ладони. Какое природе дело, что человеку плохо?.. В рассказе это может быть обыграно как - девушка чувствует себя уверенно на природе, а парень - растерялся, потерялся, ему плохо, а она вперед без него - ну, типа, сам из оврага выбирайся, у нее вон поляна солнцем залита, она отдыхает там). Что-то типа такого. Вообще было бы очень интересно глянуть, если вы эту тему поднимете. Ну и стиль (авторский, который лексика, синонимия и строй фраз) - нужно подтягивать. Света Малышева 11.01.2021 12:41 Заявить о нарушении
Стася - можно, Стеша - то же самое шипящее "ш", в чем разница с Сашей :))
Света Малышева 11.01.2021 12:42 Заявить о нарушении
Буду думать. Мемуаров не хочу. Вымышленный мир - ближе. Ну, как вымышленный. Вымышленный, но основанный кой на каком жизненном опыте, приобретённом в живой природе, которая достаточно больно учила и научала отличать подлинное от подделки. Внутри это есть. Реально помогаешь, Света. Пожалуйста, не на вы со мной, а то я тут разошлась
Тамара Пакулова 11.01.2021 14:00 Заявить о нарушении
Спасибо за сегодняшний день. Пошла в ворд, где рассказ живёт
Тамара Пакулова 11.01.2021 14:17 Заявить о нарушении
об этом вот пару слов:
\\Меня всегда привлекал жанр рассказа. Вот как всё уместить.\\ Первая четверть XXI века скоро к концу подойдет, а мы всё в тазиках стираем )) Смеюсь. Фраза из моей очень далекой жизни, но отражает любую суть вопроса. Рассказ в классическом его понимании остался в прошлом веке, а классицизм (единство места, времени и действия) вообще в позапрошлом, в девятнадцатом. Сейчас всё пишется на стыке, на грани, и грани эти размыты. Рассказ-повесть-мини-роман - вот к чему тяготеет сегодняшняя литература (та, что не движется в обратную сторону - к коротким чатовским сообщениям). Стандартный рассказ - с фактически черно-белыми плоскими героями (п.что показать большее - однозначно выйти за пределы узкой формы) давно уступил место симбиозу рассказа и романа. Отсюда всевозможные отступления и ретроспекции, массивные описания природы и сжатие времени действия для ускорения событий. Так что мой совет: не думайте о форме, о единстве и о том, что в рассказе всего не покажешь. Сначала надо написать, можно не подряд, а фрагментами, а затем структурировать, т.е. перетасовать композиционно что куда лучше ляжет. Это актуально для авторов, которые пишут не по плану. Некоторые тексты от перестановки абзацев и частей начинают сверкать новыми гранями. Света Малышева 11.01.2021 15:15 Заявить о нарушении
Света, доброе утро, у вас, наверное, ночь. Ну да. Не получается у меня по плану, и рамки рассказа всегда жмут. Спасибо за помощь. Хорошего всем дня
Тамара Пакулова 12.01.2021 03:35 Заявить о нарушении
Тамара, подумала про сон (в сопке)... Нет, не нужно отправлять героиню в сон.
Это хорошая была мысль показать сквозь дырку в камушке другой мир (или невидимую реальность). Просто у вас на короткий рассказ слишком много всяких отступлений, причем необычных. тут и история аквалангистов (или кто там, не помню), которые увидели людей на глубине, тут и история камушка, и еще эти серебристые сквозь дырку )) Если бы те, которые под водой, и те, которые в камушке, были одни и те же - это было бы отлично. Увязывать на самом деле нужно многое. Ну и герои, конечно, сейчас совсем не такие, какие я нарисовала в своём "если бы это дела я" :) Т.е. всё же рассказ придется полностью переписывать. а не косметически исправлять. Как говорится - этот вариант черновой, останется для памяти, а вторая редакция будет уже переосмысленная, с новыми нюансами. Удачи! Света Малышева 12.01.2021 08:36 Заявить о нарушении
Света, здравствуйте. Полностью переписывать? Новый рассказ, с новыми героями? Я такое не потяну. Попробую на основе ваших советов и советов Лины, Наташи, Лизы сделать работу над ошибками. Не получится, так что? Выставлять не буду, а выставленный рассказ просто уберу со своей страницы. Понимаю: у вас свои дела и заботы. Благодарна за подсказки, они, действительно, для меня ценные.
Тамара Пакулова 12.01.2021 09:12 Заявить о нарушении
Герои-то по-любому будут другими. Если наполнять их тем содержанием, которое вы бы хотели по вашей идее. Сейчас ни парень, ни девушка не соответствуют своим ..ээ.. "тотемам". Сейчас есть просто история в духе Золушки: он - типа принц, она - живет в как бы собственной сказке.
Ну и про стиль Лиза там ниже сказала. Не знаю, может стоит попробовать наговаривать рассказ на диктофон (телефон), а потом расшифровывать письменно, по ходу добавляя или удаляя всякие мм, ээ и т.п.. Получится речь рассказчика - живая, без академических "на глубине пятидесяти метров" )) Света Малышева 12.01.2021 09:26 Заявить о нарушении
Тома, Света, с новым днём!
А что если попробовать работать так. Выбрать удачные (живые) моменты, выстроить их в соответствии с новой структурой прои, а затем заполнять пустоты не глядя в исходник. Что это может дать (на мой взгляд)? Не будет давлеть прежний вариант и автоматически подхватится лёгкий стиль. Чёрная Палочка 12.01.2021 09:55 Заявить о нарушении
Света, Лина. Прочитала ваши советы. Подхватится "автоматически лёгкий стиль"? Возможно, что-то уже подхватила,как та коза, что бежала через лесок, ухватила кленовый листок, бежала через криницу, ухватила глоток водицы)))). Работаю, что-то получается. Осилю, вышлю на проверку. Спасибо, девушки за внимание к моей просьбе. Ломать - не строить. Всё сломать, а новое не построить - вот задача. Пока жп получается и то некачественное.
Тамара Пакулова 12.01.2021 13:22 Заявить о нарушении
Добрый вечер. А позвольте ,дамы, мнение непрофессионала.
При чтении прои и отзыва автора отметил "дневниковность" рассказа и желание сохранить героев \Полностью переписывать? Новый рассказ, с новыми героями?\ Если нельзя, спрятать мемуарность, то можно ее "Выпятить" - дать от первого лица Дневник студентки. Если автору близок персонаж ГГ, то легче будет передать чувства и настроение, а если чуть присочинить то возникнет интерес у читателя. и сразу определяются Прото- и анто-, и природу из окна автобуса - то же легко, и лишних по боку - потому что дневник , а не роман...)) И завязку - в автобус: пусть там начинается... М Автор Хочет Сказать 12.01.2021 22:09 Заявить о нарушении
М, спасибо за ваше желание помочь разобраться с тем, что наваяла. Дневниковые записи - интересно бы попробовать . Действительно, в дневнике и постонать, и повосхищаться, и поиздеваться кое-над кем можно, и вообще руки развязаны... О профессионализме. Все мы тут профессионалы, как танцор от печки. Хочется станцевать на бис, а выходит присядка да хлопки руками, да шапка набекрень. С наступающим Старым Новым годом! Мужской взгляд на мою историю - это хо-ро-шо!
Тамара Пакулова 13.01.2021 02:36 Заявить о нарушении
Света, Тамара, дня доброго!
По прежней ссылке сделана замена на второй вариант. В нём ставилась задача упорядочить материал и убрать лишнее. Света, как думаешь, получилось или нет? Чёрная Палочка 20.01.2021 09:09 Заявить о нарушении
Лина, я прочитала вчера еще, Тамаре написал в личку.
В целом да, стало гораздо лучше. Но есть нюансы, о которых скажу попозже. Света Малышева 20.01.2021 10:13 Заявить о нарушении
Хорошо, спасибо.
Я не могу знать кто кому в личку пишет, потому ставлю в известность всех участников процесса. Чёрная Палочка 20.01.2021 10:37 Заявить о нарушении
Как-то так получается, что индивидуальная работа с автором более продуктивна, чем общественная )) Поэтому здесь, думаю, уместно будет сказать, что новая редакция рассказа всё же не про Байкал. И не про глобальную идею "природа - человек". Пока это просто стал более-менее ровный текст про отношения.
Автору надо работать с психологизмом героев, если важно точное понимание со стороны читателя того или иного действия персонажей, а также со стилистикой. Например, здесь уместно добавить внутреннее, т.е. психологизм: – Ого, как долго спала наша Стефания – коронованная особа, - сказал Кирилл, красавец-всезнайка, вечно задиравший Стефу". Я бы добавила: "чем-то она его подспудно раздражала (или волновала - на выбор). Также предложила заменить слово "сказал" на "хмыкнул" или "усмехнулся" Атрибуция (слова автора) пока простоватая: "сказал", "проговорил" и т.п. Действие героя во время разговора часто интереснее, чем банальная констатация. Ещё пример. Во фразе: "- Уф. Если ещё обряжусь в пуховик и унты, буду Винни Пухом. Зато не замёрзну, - решила Стефа и пошла в столовую" - заменить глагол "решила" на "улыбнулась своим мыслям". Т.е. работа по авторскому стилю может быть точечной, а по глубине идеи (пока неявной) обширной. Света Малышева 21.01.2021 10:00 Заявить о нарушении
Света, здравствуйте. Спасибо за помощь и подсказки. Да, коллективной работы не получилось. Прияла решение - убрать рассказ со страницы, но продолжить работу над ним, используя ваши советы и подсказки. Поработаю в одиночестве))) Одиночество - это всеобщее свойство человеческой натуры. Не помню,кто сказал
Тамара Пакулова 21.01.2021 10:43 Заявить о нарушении
Приглашаю взглянуть на трансформацию рассказа http://proza.ru/2021/02/03/574
Чёрная Палочка 03.02.2021 20:36 Заявить о нарушении
Да. И я приглашаю. Помощь друзей была необходима, потому что рассказ не давал покоя, а как разрулить фрагменты рассказа и добавить живости героям и всему повествованию не могла. Огромное спасибо Свете, Лине, Лизе, Наташе и всем, кто прочитал и прочитает мою Ледяную сопку
Тамара Пакулова 04.02.2021 02:25 Заявить о нарушении
Тамара, а цифры забыла убрать? Или это как бы звёздочки? Оформление )
Света Малышева 04.02.2021 07:55 Заявить о нарушении
Да. Цифры нужно убрать. Это я для себя отмечала. Короче, ещё потом гляну
Тамара Пакулова 04.02.2021 10:59 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |