Теория Дарвина и вера - 3
-3-
Искусственный отбор
Так же как Дарвин сто пятьдесят лет назад, Докинз решил оттолкнуться от искусственного отбора в обоснование естественного. И это вдохновляет.
Множественные примеры селекции капусты, собак, коров, лошадей, роз, подсолнечника и конечно же так любимых Дарвином голубей. К этому приплюсуем воодушевляющие рассуждения профессора о возможности эффективной селекции людей и о тех чудесных результатах, которые можно было бы получить в итоге.
Не будем слишком придирчивы к популяризатору, ведь все его старания призваны приблизить нас к пониманию великой тайны природы.
«Любой может понять принцип эволюции путем искусственного отбора» - уверяет Докинз. «Естественный отбор — то же самое с одной незначительной измененной деталью. Строго говоря, заводчик/скульптор вырезает не тело собаки или капусты, а генофонд породы или вида. Идея генофонда является главной в совокупности знаний и теории, которая существует под именем «Нео-Дарвинистского Синтеза. Сам Дарвин ничего не знал об этом».
Вот он прогресс! Теперь мы знаем то, чего не знал основатель учения.
Так что же это за «незначительно измененная деталь», отличающая искусственный отбор от естественного? Дабы не утомлять читателя бесконечными примерами селекции, перехожу сразу к выводам.
Итак, искусственный отбор:
1.Отбор осуществляется с использованием разума. Хотя в некоторых случаях наличие разума у селекционеров не так очевидно.
2.Селекционеры устанавливают искусственные барьеры. «Заводчики пекинесов или далматинцев тщательно пресекают поток генов из одного генофонда в другой. Родословные книги хранятся, восходя ко многим поколениям, и смешение породы — худшая вещь, которая может произойти в книге заводчика породы. Это как если бы каждая порода собак была заключена на своем маленьком острове Вознесения и содержалась отдельно от любой другой породы. Но барьер для межпородного скрещивания — не открытое море, а человеческие правила. Географически все породы пересекаются, но они с таким же успехом могли бы быть на разных островах, так как их владельцы контролируют возможности спаривания».
3.Отбор проводится с учетом цели, поставленной селекционером. Это может быть целенаправленное получение определенного экстерьера, повышение молочности, жирности молока, качества мяса и т. д.
Естественный отбор:
1.Осуществляется без использования разума. Не забываем один из основных постулатов теории Дарвина о случайности изменений.
2.В естественных условиях, за редким исключением, нет преград для скрещивания между близкородственными особями. «Реальные генофонды, даже на малых островах, таких как Вознесение, являются несовершенными приближениями, лишь частично перетасованными. Чем меньше и менее изрезан остров, тем ближе приближение к абстрактному идеалу отлично перемешанного генофонда. Только, чтобы завершить мысль о генофондах — каждое отдельное животное, которое мы видим в популяции, является выборкой из генофонда своего времени (или, скорее, времени его родителей)».
3.Естественный отбор осуществляется по одному единственному критерию: способности к выживанию.
Будем честны, вместо «незначительно изменённой детали», при всём желании, здесь трудно отыскать хоть одну незначительную объединяющую деталь. По первым двум пунктам ничего общего.
Разве, что отбор по признаку выживаемости может вмещать все те критерии, по которым человек осуществляет свою избирательную селекцию. И мысль эта может показаться естественной при взгляде на разнообразный мир флоры и фауны. Что ж, допустим, что повышение молочности и жирности молока как-то поможет выживанию, но как может помочь выживанию определённый экстерьер или качества мяса?
Мало того, в итоге большинство из получившихся в результате селекции особей имеют сниженную жизнеспособность и отсеиваются в процессе естественного отбора.
Может показаться, что доказывать теорию об естественном отборе через искусственный отбор, все равно, что пытаться вывести понятие гравитации через изобретение человеком баллистической ракеты. Связь между этими понятиями как известно есть, но она противоположна. Ракета летит преодолевая силу тяготения, так же как искусственный отбор работает вопреки естественным природным процессам. Ракета, израсходовавшая все топливо, падает на землю, так же как всё, от селекционных злаков до породистых лошадей и собак, оказываясь в диких условиях, очень быстро приходит к исходной форме.
Однако, как мне представляется, ни Докинз, ни даже сам Дарвин, и не пытались представить селекцию в качестве основополагающего доказательства. Все намного прозаичнее. Рассуждения об искусственном отборе служат лишь для разогрева читателя и подготовке его к тем великим открытиям, которые последуют.
Вот как это объясняется: «Если столь большое эволюционное изменение может быть достигнуто всего за несколько столетий или даже десятилетий, только подумайте, что могло бы быть достигнуто за десять или сто миллионов лет».
Искусственный отбор не является камнем преткновения между теорией естественного отбора и креационизмом, хотя второе было бы доказать намного проще, всего-то представив на месте селекционера высшее существо.
Однако, как мы уже поняли, многочисленные примеры селекции всего лишь показывают нам, что живая природа не статична и легко поддаётся под воздействием внешних факторов, даже таких, у которых не вполне естественные подходы, зато очень развито воображение и много упорства.
Оставим, наконец, в покое плоды затейливых рук селекционеров и взглянем в лицо дикой природе.
Продолжение:http://proza.ru/2021/09/19/1224
Свидетельство о публикации №221091800678