Прощальная краса. Тютчев и Пушкин

Восприятие осени у Пушкина и Тютчева кажется похожим: оба восхищаются красотой осени, хотя оба  видят в осеннем увядании угрозы страданий и смерти.  Интересно, насколько по-разному  они относятся к этим угрозам.

Начнем со стихотворения Тютчева.

                ****
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
1857 г.

1. Медленное чтение

Первая строфа - завязка "драмы" стихотворения.
Драматический конфликт заявлен странным противопоставлением: "короткая, но дивная". Эпитеты "первоначальный", "хрустальный", "лучезарны" подчеркивают хрупкую, преходящую красоту. Повторение звука "л" вы этих эпитетах объединяет их, создает целостное впечатление. Можно заметить, что эпитеты не указывают на отличительные качества осени: дни могут быть "как бы хрустальными" а  вечера "лучезарными" в любое время года.  На всю строку есть только два глагола: "есть", "стоит". Глаголы подчеркивают непосредственность, сиюминутность наблюдения. 

Вторая строфа.
Глаголы "гулял" и "падал" противопоставляются и высвечивают конфликт второй строфы. Слово "серп" ассоциируется со смертью, также как и слово "падал". Образы "бодрого" серпа и падающего колоса вызывают напряжение,  ассоциируются с неизбежными конфликтами и борьбой. Эта борьба противопоставляется  "пустоте" и "простору" осени. Но и слово "пустота" уже намекает на недостаток чего-то, вносит новую трагическую ноту.  Эпитет "праздный" по отношению к борозде близок по смыслу с  "пустой".  Поэтическая деталь  "Паутины тонкий волос блестит" ассоциируется с сединой, старостью.  Ассоциативный ряд второй  строфы вводит трагическую интонацию в описание не только предшествующего лета, но и  осени.  Осень здесь воспринимается уже как метафора переломной поры в жизни, как переход к старости.

Третья строфа.
Строфа начинается с повторения темы пустоты из второй строфы: "пустеет воздух". Строка "Но далеко еще до первых зимних бурь" содержит в себе внутренний конфликт: она и напоминает о неизбежных предстоящих трудностях, страданиях, приближает их к нам,   и отодвигает их в будущее, говоря, что до них "далеко". После этого рассказчик может  снова перейти к описанию непосредственного восприятия, наслаждения моментом.

"Лазурь", "чистая и теплая" возвращают нас к эпитетам  "лучезарная", "первоначальная",  "хрустальный" из первой строфы. Можно заметить возвращение повторения звука "л".  Образ "отдыхающего поля" противопоставляется эпитетам "пустое", "праздное" второй строфы и возвращает нас к идее покоя и красоты момента.

2. Обобщение
В стихотворении нет личных местоимений. Лирический герой - рассказчик - не говорит ничего о себе прямо. Но из ассоциативных рядов стихотворения можно понять, что он размышляет не только о природе, но и о приближающейся старости, а также о ценности дивных моментов красоты, покоя среди  неизбежных борьбы и страданий.

Стихотворение ведет нас от восхищения началом осени, к противопоставлению осени напряжению летней страды, затем зимним бурям, и, наконец, снова возвращает нас к наслаждению прекрасными, умиротворяющими моментами настоящего. В стихотворении можно заметить две точки зрения, как бы два конфликтующих наблюдателя: один наслаждается покоем в прекрасном настоящем, другой чувствует напряжение, озабоченность  из-за прошедших и будущих неизбежных страданий, видит в настоящем угрозу "зимних бурь". Рассказчику ближе первый наблюдатель, ему принадлежит и первое, и последнее слово. Но как, в каждом подлинном поэтическом произведении, конфликт этих двух точек зрения не снимается. Он входит в целостное мироощущение рассказчика.

Можно сказать, что стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, где пейзаж часто используется как метафора внутреннего состояния лирического героя.   Стихотворение можно также отнести  к философской лирике, потому что в нем выражен целостный взгляд на мир, на отношение между прошлым, будущим и настоящим человека. 

3. Тютчев и Буддизм
Осень у Тютчева ассоциируется не только с красотой, но и с  увяданием, безвозвратно уходящим временем, смертностью. 
Но Тютчев здесь находит уникальный способ противостоять угрозам, связанным с человеческой конечностью, неизбежным страданием.
Можно провести параллель между философией Тютчева и популярным сейчас Буддизмом.

Будде приписывается высказывание:  "Надо не оплакивать прошлое, не беспокоиться о будущем или предвидеть неприятности, но жить в настоящем моменте мудро и всерьёз". Как сказал Лао Тцу: "Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если вы озабочены, вы живете в будущем. Если вы чувствуете покой, вы живете в настоящем". Другой буддийский мудрец еще сказал: "Я бы предпочел быть сейчас здесь". Эти слова могли бы быть эпиграфом к этому стихотворению.
Рассказчик нашел покой, красоту в "короткой, но дивной" поре, которая является настоящим моментом. 

4.  "Осень" Пушкина
Можно сравнить это произведение с стихотворением Пушкина "Осень" 1833 года. Это длинное стихотворение, которое говорит об отношении лирического героя к каждому времени года. Я начну с очень популярной седьмой строфы, которая описывает осень вообще.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Здесь нет противопоставления настоящего прошлому и будущему - да оно и не нужно.  Пушкин  видит  "уныние", "увядание" и "угрозы седой зимы" как особенности ее "прощальной красы", которая ему "приятна", а не как что-то, что можно и нужно отодвинуть от себя, чтобы наслаждаться настоящим. 

В предыдущей строфе, лирический герой проводит развернутое сравнение осени с чахоточной девой, где багровый (близкий  к цветам  "багрец и золото" из седьмой строфы) румянец является признаком приближающейся смерти. Но это - абстрактная, эстетизированная смерть, которая не имеет отношения к герою.

Следующая, восьмая,  строфа объясняет, почему герой не принимает все эти "угрозы" на свой счет.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Герой здесь сравнивает себя с многолетним растением, которое "расцветает вновь" каждую осень. Каждую осень герой снова "счастлив, молод,
 ... жизни полн". "Таков мой организм", объясняет герой.

Все-таки, это заявление о необычном организме героя может оставить читателя в недоумении.
Десятая строфа, видимо, является ключом к пониманию ежегодного осеннего расцвета героя.

И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Герой испытывает творческий подъем осенью. В этом особенность его ежегодного осеннего расцвета, его способ противостояния угрозам осени. Стихотворение также позволяет предположить, что именно эти угрозы и стимулируют, вдохновляют героя.
 

Заключение
Для Тютчева осень напоминает о безвозвратно уходящей жизни, приближающейся старости. Герой Тютчева не предвидит весну после осени и зимы. Страданиям прошлого и будущего Тютчев противопоставляет красоту и покой настоящего момента.

 А для героя "Осени" Пушкина времена года неизменно повторяются с теми же качествами и с вызывают те же чувства в герое. Для него старости нет вообще: молодость, и счастье, и полнота жизни возвращаются к нему каждую осень.
Видимо, главное отличие осени от всех прочих времен года для этого героя состоит  в особенном вдохновении, которое он испытывает каждый год осенью. Вдохновенное творчество позволяет герою "забыть мир",  отвлечься не только от его собственного прошлого и будущего, но и от настоящего также.

Говоря о Пушкине, надо упомянуть, что он не всегда говорит о времени как цикличном.  Например в следующем, 1834, году поэт пишет:

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…

Тема уходящего времени и перемен  - основная тема и в   стихотворении "Вновь я посетил" (1835).

Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я ...

 Но, в отличие от Тютчева,  Пушкин не был  озабочен  приближением старости.  Возможно, он предвидел, что не успеет состариться. 


Рецензии
Интересно... Что интересно? Ваш взгляд, Ваша точка зрения на поэтические произведения. Мягкой лапкой по сердцу, что есть люди, которые читают, вникают, размышляют...каждое художественное произведение имеет и порождает много смыслов, каждая эпоха на первоначальный смысл накладывает свой и так в принципе покуда живо человечество...Чем совершеннее произведение, тем в более в нём смыслов. Правда иногда или часто получается, что в современной литературе ( модернистской, 20 века) есть много псевдолитературы...может быть, я и не прав...
Пушкин и Тютчев - замечательное сопоставление, при котором восприятие поэзии и Пушкина, и Тютчева обогащается. Да, высвечиваются новые грани...
Лирический герой и Автор...Ох уж этот лирический герой! В литературоведении часто
лирического героя настолько удаляют от Автора, что они чуть ли не противоположны друг другу. Это такой вопрос!...Лирический герой и есть автор в минуту наития, потом - расходятся...Они равны и не равны...Пушкин написал "Я вас любил", но он и писал стихи не для дам...И там, и там - Пушкин. Меньше не становится.
Двойственность, амбивалентность души Фёдор Михайлович глубоко это понял и показал...
Конечно, литературоведческий анализ необходим, но надо понимать, что это всегда - препарация, "поверить гармонию алгеброй", что - невозможно, но и интеллектуальное начало в восприятиии и проживаниии стихотворения необходимо.
И ещё одно. Поэзия - некое сумасшествие,
поэзия - дыхание, гармоничное дыхание, созвучие с миром.
Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое.
Я имею в виду лирику души. а не гражданскую поэзию.
Даже не рифма, а дыхание, правильное дыхание , ритм - тогда поэзия...
Как я разошёлся...Это значит, Вы меня своей "Прощальной красой" тронули, за что Вам спасибо! Удачи!


Олег Бондарь Аша   01.01.2022 21:11     Заявить о нарушении
Как мне нравится вас читать! Спасибо за рецензию.
Я в основном, стараюсь бороться со стереотипами в восприятии поэзии.
Стихи зачитываются, люди видят то, что привыкили видеть.
А русская классика - неисчерпаема.
Хочется подталкивать людей, чтобы они посмотрели на стихи по-новому.

"Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое." Это - вообще здорово. Напишите тоже о каком-нибудь стихотворении?

Марина Сапир   01.01.2022 21:22   Заявить о нарушении
Это благородная задача - глаза омыть и питаться великой поэзией. Как быть? Только личным примером, что Вы и делаете. Если это Ваш Путь - стойкости и удачи!
Боюсь, если начну писать о каком-либо стихотворении, трудно будет остановиться.
А вот из круга чтения некоторых назову. "Списки", иерархии всегда условны, так что и здесь - из круга чтения, но, естественно не всё: Тютчев, Фет, Лермонтов, Пушкин... опять же не по ранжиру, а чтобы Пушкин опять стал Пушкиным, то есть после школы он классик и ничего больше. А он - человек. Вот меня Ваша статья так и взволновала, что Вы обратились к поэзии Пушкина, как к поэзии, а не как застывшей классике, от которой у многих - оскомина.
У Тютчева есть "Silentium", для меня - одна из вершин мировой философской лирики.
"Мысль изречённая есть ложь" - это великая мысль, мысль-бездна.
Почему логики прошли мимо этого парадокса? ведь это парадокс лжеца в необычной форме. А дальше - простор для размышлений...
А есть ещё поэзия Эмилии Дикинсон (к величайшему моему сожалению, я ни один иностранный язык не знаю, поэтому в переводах В. Марковой. Это такая поэзия!!!
А так как я человек внутренне очень деревенский, то всегда - Есенин, Рубцов, Блок - за музыкальность, а за грусть-печаль - поэзия китайских мудрецов, особо - Ли Бо.
А ещё Вийон, Верлен, Рембо, кстати, с большим вниманием перечитал и восторгался: Уолт Уитмен "Листья травы".
Всегда - Высоцкий, и, повторюсь, Есенин и Рубцов.
Маяковский - новатор, 20 век, что ещё сказать? Слишком в нём довлеет рациональное начало: "Как делать стихи". Всё же стихи - дыхание:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка"
Уильям Блейк, и в этом я с ним абсолютно согласен.
Кстати, Вы верно подметили "Есть в осени первоначальной..." - формально - пейзажная лирика. А медленное чтение - уже и пейзаж, и очень много за этим, а что много - каждый видит по-своему, а простор для ассоциаций размышлений-впечатлений - необъятный. В первой строфе и последней "лучезарны" и "лазурь" по созвучности перекликаются, а связывает, целостность образа за счёт - "хрустальный". То есть первая строфа этим перезвоном насыщена, а последняя - "лазурь" - как отзвук, как эхо, и сама мелодика - "отдыхающее" - затихающее. А самое, извините за жаргон, прикольное в том, что когда Фёдор Иванович такой стих писал, ни о чём таком не думал. А сел да и написал, а может и на ходу осенило - получилось - Чудо!
-Фёдор Иванович! Как это у Вас так вышло?
-А вот так! Сие есть Тайна!...
Всего доброго!

Олег Бондарь Аша   01.01.2022 23:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.