Прощальная краса. Тютчев и Пушкин
Начнем со стихотворения Тютчева.
****
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
1857 г.
1. Медленное чтение
Первая строфа - завязка "драмы" стихотворения.
Драматический конфликт заявлен странным противопоставлением: "короткая, но дивная". Эпитеты "первоначальный", "хрустальный", "лучезарны" подчеркивают хрупкую, преходящую красоту. Повторение звука "л" вы этих эпитетах объединяет их, создает целостное впечатление. Можно заметить, что эпитеты не указывают на отличительные качества осени: дни могут быть "как бы хрустальными" а вечера "лучезарными" в любое время года. На всю строку есть только два глагола: "есть", "стоит". Глаголы подчеркивают непосредственность, сиюминутность наблюдения.
Вторая строфа.
Глаголы "гулял" и "падал" противопоставляются и высвечивают конфликт второй строфы. Слово "серп" ассоциируется со смертью, также как и слово "падал". Образы "бодрого" серпа и падающего колоса вызывают напряжение, ассоциируются с неизбежными конфликтами и борьбой. Эта борьба противопоставляется "пустоте" и "простору" осени. Но и слово "пустота" уже намекает на недостаток чего-то, вносит новую трагическую ноту. Эпитет "праздный" по отношению к борозде близок по смыслу с "пустой". Поэтическая деталь "Паутины тонкий волос блестит" ассоциируется с сединой, старостью. Ассоциативный ряд второй строфы вводит трагическую интонацию в описание не только предшествующего лета, но и осени. Осень здесь воспринимается уже как метафора переломной поры в жизни, как переход к старости.
Третья строфа.
Строфа начинается с повторения темы пустоты из второй строфы: "пустеет воздух". Строка "Но далеко еще до первых зимних бурь" содержит в себе внутренний конфликт: она и напоминает о неизбежных предстоящих трудностях, страданиях, приближает их к нам, и отодвигает их в будущее, говоря, что до них "далеко". После этого рассказчик может снова перейти к описанию непосредственного восприятия, наслаждения моментом.
"Лазурь", "чистая и теплая" возвращают нас к эпитетам "лучезарная", "первоначальная", "хрустальный" из первой строфы. Можно заметить возвращение повторения звука "л". Образ "отдыхающего поля" противопоставляется эпитетам "пустое", "праздное" второй строфы и возвращает нас к идее покоя и красоты момента.
2. Обобщение
В стихотворении нет личных местоимений. Лирический герой - рассказчик - не говорит ничего о себе прямо. Но из ассоциативных рядов стихотворения можно понять, что он размышляет не только о природе, но и о приближающейся старости, а также о ценности дивных моментов красоты, покоя среди неизбежных борьбы и страданий.
Стихотворение ведет нас от восхищения началом осени, к противопоставлению осени напряжению летней страды, затем зимним бурям, и, наконец, снова возвращает нас к наслаждению прекрасными, умиротворяющими моментами настоящего. В стихотворении можно заметить две точки зрения, как бы два конфликтующих наблюдателя: один наслаждается покоем в прекрасном настоящем, другой чувствует напряжение, озабоченность из-за прошедших и будущих неизбежных страданий, видит в настоящем угрозу "зимних бурь". Рассказчику ближе первый наблюдатель, ему принадлежит и первое, и последнее слово. Но как, в каждом подлинном поэтическом произведении, конфликт этих двух точек зрения не снимается. Он входит в целостное мироощущение рассказчика.
Можно сказать, что стихотворение принадлежит к пейзажной лирике, где пейзаж часто используется как метафора внутреннего состояния лирического героя. Стихотворение можно также отнести к философской лирике, потому что в нем выражен целостный взгляд на мир, на отношение между прошлым, будущим и настоящим человека.
3. Тютчев и Буддизм
Осень у Тютчева ассоциируется не только с красотой, но и с увяданием, безвозвратно уходящим временем, смертностью.
Но Тютчев здесь находит уникальный способ противостоять угрозам, связанным с человеческой конечностью, неизбежным страданием.
Можно провести параллель между философией Тютчева и популярным сейчас Буддизмом.
Будде приписывается высказывание: "Надо не оплакивать прошлое, не беспокоиться о будущем или предвидеть неприятности, но жить в настоящем моменте мудро и всерьёз". Как сказал Лао Тцу: "Если вы подавлены, вы живете в прошлом. Если вы озабочены, вы живете в будущем. Если вы чувствуете покой, вы живете в настоящем". Другой буддийский мудрец еще сказал: "Я бы предпочел быть сейчас здесь". Эти слова могли бы быть эпиграфом к этому стихотворению.
Рассказчик нашел покой, красоту в "короткой, но дивной" поре, которая является настоящим моментом.
4. "Осень" Пушкина
Можно сравнить это произведение с стихотворением Пушкина "Осень" 1833 года. Это длинное стихотворение, которое говорит об отношении лирического героя к каждому времени года. Я начну с очень популярной седьмой строфы, которая описывает осень вообще.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Здесь нет противопоставления настоящего прошлому и будущему - да оно и не нужно. Пушкин видит "уныние", "увядание" и "угрозы седой зимы" как особенности ее "прощальной красы", которая ему "приятна", а не как что-то, что можно и нужно отодвинуть от себя, чтобы наслаждаться настоящим.
В предыдущей строфе, лирический герой проводит развернутое сравнение осени с чахоточной девой, где багровый (близкий к цветам "багрец и золото" из седьмой строфы) румянец является признаком приближающейся смерти. Но это - абстрактная, эстетизированная смерть, которая не имеет отношения к герою.
Следующая, восьмая, строфа объясняет, почему герой не принимает все эти "угрозы" на свой счет.
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн – таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Герой здесь сравнивает себя с многолетним растением, которое "расцветает вновь" каждую осень. Каждую осень герой снова "счастлив, молод,
... жизни полн". "Таков мой организм", объясняет герой.
Все-таки, это заявление о необычном организме героя может оставить читателя в недоумении.
Десятая строфа, видимо, является ключом к пониманию ежегодного осеннего расцвета героя.
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем –
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
Герой испытывает творческий подъем осенью. В этом особенность его ежегодного осеннего расцвета, его способ противостояния угрозам осени. Стихотворение также позволяет предположить, что именно эти угрозы и стимулируют, вдохновляют героя.
Заключение
Для Тютчева осень напоминает о безвозвратно уходящей жизни, приближающейся старости. Герой Тютчева не предвидит весну после осени и зимы. Страданиям прошлого и будущего Тютчев противопоставляет красоту и покой настоящего момента.
А для героя "Осени" Пушкина времена года неизменно повторяются с теми же качествами и с вызывают те же чувства в герое. Для него старости нет вообще: молодость, и счастье, и полнота жизни возвращаются к нему каждую осень.
Видимо, главное отличие осени от всех прочих времен года для этого героя состоит в особенном вдохновении, которое он испытывает каждый год осенью. Вдохновенное творчество позволяет герою "забыть мир", отвлечься не только от его собственного прошлого и будущего, но и от настоящего также.
Говоря о Пушкине, надо упомянуть, что он не всегда говорит о времени как цикличном. Например в следующем, 1834, году поэт пишет:
Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить…
Тема уходящего времени и перемен - основная тема и в стихотворении "Вновь я посетил" (1835).
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я ...
Но, в отличие от Тютчева, Пушкин не был озабочен приближением старости. Возможно, он предвидел, что не успеет состариться.
Свидетельство о публикации №221110101208
Пушкин и Тютчев - замечательное сопоставление, при котором восприятие поэзии и Пушкина, и Тютчева обогащается. Да, высвечиваются новые грани...
Лирический герой и Автор...Ох уж этот лирический герой! В литературоведении часто
лирического героя настолько удаляют от Автора, что они чуть ли не противоположны друг другу. Это такой вопрос!...Лирический герой и есть автор в минуту наития, потом - расходятся...Они равны и не равны...Пушкин написал "Я вас любил", но он и писал стихи не для дам...И там, и там - Пушкин. Меньше не становится.
Двойственность, амбивалентность души Фёдор Михайлович глубоко это понял и показал...
Конечно, литературоведческий анализ необходим, но надо понимать, что это всегда - препарация, "поверить гармонию алгеброй", что - невозможно, но и интеллектуальное начало в восприятиии и проживаниии стихотворения необходимо.
И ещё одно. Поэзия - некое сумасшествие,
поэзия - дыхание, гармоничное дыхание, созвучие с миром.
Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое.
Я имею в виду лирику души. а не гражданскую поэзию.
Даже не рифма, а дыхание, правильное дыхание , ритм - тогда поэзия...
Как я разошёлся...Это значит, Вы меня своей "Прощальной красой" тронули, за что Вам спасибо! Удачи!
Олег Бондарь Аша 01.01.2022 21:11 Заявить о нарушении
Я в основном, стараюсь бороться со стереотипами в восприятии поэзии.
Стихи зачитываются, люди видят то, что привыкили видеть.
А русская классика - неисчерпаема.
Хочется подталкивать людей, чтобы они посмотрели на стихи по-новому.
"Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое." Это - вообще здорово. Напишите тоже о каком-нибудь стихотворении?
Марина Сапир 01.01.2022 21:22 Заявить о нарушении
Боюсь, если начну писать о каком-либо стихотворении, трудно будет остановиться.
А вот из круга чтения некоторых назову. "Списки", иерархии всегда условны, так что и здесь - из круга чтения, но, естественно не всё: Тютчев, Фет, Лермонтов, Пушкин... опять же не по ранжиру, а чтобы Пушкин опять стал Пушкиным, то есть после школы он классик и ничего больше. А он - человек. Вот меня Ваша статья так и взволновала, что Вы обратились к поэзии Пушкина, как к поэзии, а не как застывшей классике, от которой у многих - оскомина.
У Тютчева есть "Silentium", для меня - одна из вершин мировой философской лирики.
"Мысль изречённая есть ложь" - это великая мысль, мысль-бездна.
Почему логики прошли мимо этого парадокса? ведь это парадокс лжеца в необычной форме. А дальше - простор для размышлений...
А есть ещё поэзия Эмилии Дикинсон (к величайшему моему сожалению, я ни один иностранный язык не знаю, поэтому в переводах В. Марковой. Это такая поэзия!!!
А так как я человек внутренне очень деревенский, то всегда - Есенин, Рубцов, Блок - за музыкальность, а за грусть-печаль - поэзия китайских мудрецов, особо - Ли Бо.
А ещё Вийон, Верлен, Рембо, кстати, с большим вниманием перечитал и восторгался: Уолт Уитмен "Листья травы".
Всегда - Высоцкий, и, повторюсь, Есенин и Рубцов.
Маяковский - новатор, 20 век, что ещё сказать? Слишком в нём довлеет рациональное начало: "Как делать стихи". Всё же стихи - дыхание:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка"
Уильям Блейк, и в этом я с ним абсолютно согласен.
Кстати, Вы верно подметили "Есть в осени первоначальной..." - формально - пейзажная лирика. А медленное чтение - уже и пейзаж, и очень много за этим, а что много - каждый видит по-своему, а простор для ассоциаций размышлений-впечатлений - необъятный. В первой строфе и последней "лучезарны" и "лазурь" по созвучности перекликаются, а связывает, целостность образа за счёт - "хрустальный". То есть первая строфа этим перезвоном насыщена, а последняя - "лазурь" - как отзвук, как эхо, и сама мелодика - "отдыхающее" - затихающее. А самое, извините за жаргон, прикольное в том, что когда Фёдор Иванович такой стих писал, ни о чём таком не думал. А сел да и написал, а может и на ходу осенило - получилось - Чудо!
-Фёдор Иванович! Как это у Вас так вышло?
-А вот так! Сие есть Тайна!...
Всего доброго!
Олег Бондарь Аша 01.01.2022 23:58 Заявить о нарушении