Рецензия на «Прощальная краса. Тютчев и Пушкин» (Марина Сапир)

Интересно... Что интересно? Ваш взгляд, Ваша точка зрения на поэтические произведения. Мягкой лапкой по сердцу, что есть люди, которые читают, вникают, размышляют...каждое художественное произведение имеет и порождает много смыслов, каждая эпоха на первоначальный смысл накладывает свой и так в принципе покуда живо человечество...Чем совершеннее произведение, тем в более в нём смыслов. Правда иногда или часто получается, что в современной литературе ( модернистской, 20 века) есть много псевдолитературы...может быть, я и не прав...
Пушкин и Тютчев - замечательное сопоставление, при котором восприятие поэзии и Пушкина, и Тютчева обогащается. Да, высвечиваются новые грани...
Лирический герой и Автор...Ох уж этот лирический герой! В литературоведении часто
лирического героя настолько удаляют от Автора, что они чуть ли не противоположны друг другу. Это такой вопрос!...Лирический герой и есть автор в минуту наития, потом - расходятся...Они равны и не равны...Пушкин написал "Я вас любил", но он и писал стихи не для дам...И там, и там - Пушкин. Меньше не становится.
Двойственность, амбивалентность души Фёдор Михайлович глубоко это понял и показал...
Конечно, литературоведческий анализ необходим, но надо понимать, что это всегда - препарация, "поверить гармонию алгеброй", что - невозможно, но и интеллектуальное начало в восприятиии и проживаниии стихотворения необходимо.
И ещё одно. Поэзия - некое сумасшествие,
поэзия - дыхание, гармоничное дыхание, созвучие с миром.
Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое.
Я имею в виду лирику души. а не гражданскую поэзию.
Даже не рифма, а дыхание, правильное дыхание , ритм - тогда поэзия...
Как я разошёлся...Это значит, Вы меня своей "Прощальной красой" тронули, за что Вам спасибо! Удачи!


Олег Бондарь Аша   01.01.2022 21:11     Заявить о нарушении
Как мне нравится вас читать! Спасибо за рецензию.
Я в основном, стараюсь бороться со стереотипами в восприятии поэзии.
Стихи зачитываются, люди видят то, что привыкили видеть.
А русская классика - неисчерпаема.
Хочется подталкивать людей, чтобы они посмотрели на стихи по-новому.

"Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое." Это - вообще здорово. Напишите тоже о каком-нибудь стихотворении?

Марина Сапир   01.01.2022 21:22   Заявить о нарушении
Это благородная задача - глаза омыть и питаться великой поэзией. Как быть? Только личным примером, что Вы и делаете. Если это Ваш Путь - стойкости и удачи!
Боюсь, если начну писать о каком-либо стихотворении, трудно будет остановиться.
А вот из круга чтения некоторых назову. "Списки", иерархии всегда условны, так что и здесь - из круга чтения, но, естественно не всё: Тютчев, Фет, Лермонтов, Пушкин... опять же не по ранжиру, а чтобы Пушкин опять стал Пушкиным, то есть после школы он классик и ничего больше. А он - человек. Вот меня Ваша статья так и взволновала, что Вы обратились к поэзии Пушкина, как к поэзии, а не как застывшей классике, от которой у многих - оскомина.
У Тютчева есть "Silentium", для меня - одна из вершин мировой философской лирики.
"Мысль изречённая есть ложь" - это великая мысль, мысль-бездна.
Почему логики прошли мимо этого парадокса? ведь это парадокс лжеца в необычной форме. А дальше - простор для размышлений...
А есть ещё поэзия Эмилии Дикинсон (к величайшему моему сожалению, я ни один иностранный язык не знаю, поэтому в переводах В. Марковой. Это такая поэзия!!!
А так как я человек внутренне очень деревенский, то всегда - Есенин, Рубцов, Блок - за музыкальность, а за грусть-печаль - поэзия китайских мудрецов, особо - Ли Бо.
А ещё Вийон, Верлен, Рембо, кстати, с большим вниманием перечитал и восторгался: Уолт Уитмен "Листья травы".
Всегда - Высоцкий, и, повторюсь, Есенин и Рубцов.
Маяковский - новатор, 20 век, что ещё сказать? Слишком в нём довлеет рациональное начало: "Как делать стихи". Всё же стихи - дыхание:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка"
Уильям Блейк, и в этом я с ним абсолютно согласен.
Кстати, Вы верно подметили "Есть в осени первоначальной..." - формально - пейзажная лирика. А медленное чтение - уже и пейзаж, и очень много за этим, а что много - каждый видит по-своему, а простор для ассоциаций размышлений-впечатлений - необъятный. В первой строфе и последней "лучезарны" и "лазурь" по созвучности перекликаются, а связывает, целостность образа за счёт - "хрустальный". То есть первая строфа этим перезвоном насыщена, а последняя - "лазурь" - как отзвук, как эхо, и сама мелодика - "отдыхающее" - затихающее. А самое, извините за жаргон, прикольное в том, что когда Фёдор Иванович такой стих писал, ни о чём таком не думал. А сел да и написал, а может и на ходу осенило - получилось - Чудо!
-Фёдор Иванович! Как это у Вас так вышло?
-А вот так! Сие есть Тайна!...
Всего доброго!

Олег Бондарь Аша   01.01.2022 23:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Сапир
Перейти к списку рецензий, написанных автором Олег Бондарь Аша
Перейти к списку рецензий по разделу за 01.01.2022