Рецензии на произведение «Прощальная краса. Тютчев и Пушкин»

Рецензия на «Прощальная краса. Тютчев и Пушкин» (Марина Сапир)

Интересно... Что интересно? Ваш взгляд, Ваша точка зрения на поэтические произведения. Мягкой лапкой по сердцу, что есть люди, которые читают, вникают, размышляют...каждое художественное произведение имеет и порождает много смыслов, каждая эпоха на первоначальный смысл накладывает свой и так в принципе покуда живо человечество...Чем совершеннее произведение, тем в более в нём смыслов. Правда иногда или часто получается, что в современной литературе ( модернистской, 20 века) есть много псевдолитературы...может быть, я и не прав...
Пушкин и Тютчев - замечательное сопоставление, при котором восприятие поэзии и Пушкина, и Тютчева обогащается. Да, высвечиваются новые грани...
Лирический герой и Автор...Ох уж этот лирический герой! В литературоведении часто
лирического героя настолько удаляют от Автора, что они чуть ли не противоположны друг другу. Это такой вопрос!...Лирический герой и есть автор в минуту наития, потом - расходятся...Они равны и не равны...Пушкин написал "Я вас любил", но он и писал стихи не для дам...И там, и там - Пушкин. Меньше не становится.
Двойственность, амбивалентность души Фёдор Михайлович глубоко это понял и показал...
Конечно, литературоведческий анализ необходим, но надо понимать, что это всегда - препарация, "поверить гармонию алгеброй", что - невозможно, но и интеллектуальное начало в восприятиии и проживаниии стихотворения необходимо.
И ещё одно. Поэзия - некое сумасшествие,
поэзия - дыхание, гармоничное дыхание, созвучие с миром.
Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое.
Я имею в виду лирику души. а не гражданскую поэзию.
Даже не рифма, а дыхание, правильное дыхание , ритм - тогда поэзия...
Как я разошёлся...Это значит, Вы меня своей "Прощальной красой" тронули, за что Вам спасибо! Удачи!


Олег Бондарь Аша   01.01.2022 21:11     Заявить о нарушении
Как мне нравится вас читать! Спасибо за рецензию.
Я в основном, стараюсь бороться со стереотипами в восприятии поэзии.
Стихи зачитываются, люди видят то, что привыкили видеть.
А русская классика - неисчерпаема.
Хочется подталкивать людей, чтобы они посмотрели на стихи по-новому.

"Здесь, в поэзии, слова теряют своё значение, оно такое - дымчатое." Это - вообще здорово. Напишите тоже о каком-нибудь стихотворении?

Марина Сапир   01.01.2022 21:22   Заявить о нарушении
Это благородная задача - глаза омыть и питаться великой поэзией. Как быть? Только личным примером, что Вы и делаете. Если это Ваш Путь - стойкости и удачи!
Боюсь, если начну писать о каком-либо стихотворении, трудно будет остановиться.
А вот из круга чтения некоторых назову. "Списки", иерархии всегда условны, так что и здесь - из круга чтения, но, естественно не всё: Тютчев, Фет, Лермонтов, Пушкин... опять же не по ранжиру, а чтобы Пушкин опять стал Пушкиным, то есть после школы он классик и ничего больше. А он - человек. Вот меня Ваша статья так и взволновала, что Вы обратились к поэзии Пушкина, как к поэзии, а не как застывшей классике, от которой у многих - оскомина.
У Тютчева есть "Silentium", для меня - одна из вершин мировой философской лирики.
"Мысль изречённая есть ложь" - это великая мысль, мысль-бездна.
Почему логики прошли мимо этого парадокса? ведь это парадокс лжеца в необычной форме. А дальше - простор для размышлений...
А есть ещё поэзия Эмилии Дикинсон (к величайшему моему сожалению, я ни один иностранный язык не знаю, поэтому в переводах В. Марковой. Это такая поэзия!!!
А так как я человек внутренне очень деревенский, то всегда - Есенин, Рубцов, Блок - за музыкальность, а за грусть-печаль - поэзия китайских мудрецов, особо - Ли Бо.
А ещё Вийон, Верлен, Рембо, кстати, с большим вниманием перечитал и восторгался: Уолт Уитмен "Листья травы".
Всегда - Высоцкий, и, повторюсь, Есенин и Рубцов.
Маяковский - новатор, 20 век, что ещё сказать? Слишком в нём довлеет рациональное начало: "Как делать стихи". Всё же стихи - дыхание:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка,
В единой горсти бесконечность
И небо в чашечке цветка"
Уильям Блейк, и в этом я с ним абсолютно согласен.
Кстати, Вы верно подметили "Есть в осени первоначальной..." - формально - пейзажная лирика. А медленное чтение - уже и пейзаж, и очень много за этим, а что много - каждый видит по-своему, а простор для ассоциаций размышлений-впечатлений - необъятный. В первой строфе и последней "лучезарны" и "лазурь" по созвучности перекликаются, а связывает, целостность образа за счёт - "хрустальный". То есть первая строфа этим перезвоном насыщена, а последняя - "лазурь" - как отзвук, как эхо, и сама мелодика - "отдыхающее" - затихающее. А самое, извините за жаргон, прикольное в том, что когда Фёдор Иванович такой стих писал, ни о чём таком не думал. А сел да и написал, а может и на ходу осенило - получилось - Чудо!
-Фёдор Иванович! Как это у Вас так вышло?
-А вот так! Сие есть Тайна!...
Всего доброго!

Олег Бондарь Аша   01.01.2022 23:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прощальная краса. Тютчев и Пушкин» (Марина Сапир)

Действительно, есть различия в настроениях именно так как вы написали.Хотя, несомненно, что нет эталона авторского настроения. Нельзя сказать, что лучше. Это просто грани мира.

Власов Тихон   11.12.2021 17:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Тихон. Я еще думаю над всем этим. Насколько я понимаю, Пушкин не боялся не только старости, но и смерти вообще. Он признавал неизбежность смерти, но никогда не боялся. Бесчестия боялся. А смерти - не боялся.

Марина Сапир   11.12.2021 18:34   Заявить о нарушении
Я нсначала подумал, что возраст играет большую роль, когда естественная смерть далека, то поэт больше занят настоящим. Потом вспомнил Есенина, он ушел в 30 лет, моложе Пушкина, но мотивы ухода и увядания у него сильны, хотя тут следует понимать, что мысли о самоубийстве у него не вдруг возникли.Возможно это вопрос темперамента, внутреннего настроя с которым мы рождаемся. Много факторов разного рода. Мы редко можем преодолеть его. Был такой исследователь Станислав Гроф, он исследовал перинатальный перод человека. И считал, что сам процесс родов целиком отпечатывается на сознании человека, хотя формально он ничего не помнит, все сложности. которые возникли при родах, будут отражаться всю жизньна его взглядах как давлеющий фон.

Власов Тихон   11.12.2021 18:52   Заявить о нарушении
Да. Если вспомнить то время, Маяковкий, видимо тоже ни смерти, ни старости не боялся. И даже не испытавал интереса. Шутил, в основном. А Пастернак? Шутить не шутил, не и не боялся, мне кажется. А уж он-то дожил до старости.

Марина Сапир   11.12.2021 19:45   Заявить о нарушении
Да, это сложная тема. Блоковский декаданс мог казаться данью моде того времени, но на деле был искренним.

Власов Тихон   11.12.2021 21:04   Заявить о нарушении
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Марина Сапир   11.12.2021 21:08   Заявить о нарушении
Это точно

Власов Тихон   11.12.2021 22:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прощальная краса. Тютчев и Пушкин» (Марина Сапир)

Интересный, небанальный анализ. Понравилось.

Иван Решетовский   07.11.2021 09:17     Заявить о нарушении
Спасибо. Я сейчас припоминаю, что герои Пушкина не умирают от старости вообще. Старые бывают, но очень редко (как Пиковая Дама, Барон в Скупом Рыцаре). Может, он не верил в естественную смерть от старости.

Марина Сапир   07.11.2021 15:45   Заявить о нарушении
Подумал. Неожиданное у вас наблюдение. Я подумал, но все равно к нему не готов.

Иван Решетовский   09.11.2021 10:45   Заявить о нарушении