Половец. Значение и происхождение ловец...
Если бы меня спросили, какая самая большая загадка в истории? Положа руку на сердце и чуть повыше, я бы ответил:
- Сама история. Безусловно.
- А внутри её?
- Половцы.
Половцы это самая большая загадка в истории. Потому что отгадка лежит на поверхности. В древнерусской литературе самая сложная повесть для понимания это «Слово о полку Игореве». Но она оказалась проще понимания половца. Тут ведь дело даже не в сложности прочтения, а в доверии. После того, как расшифровал «Слово», доверие к людям пошатнулось, а как убедился в этимологии половца - упало всё... Упало доверие к власти, к Конституции, к собаке соседа, о науке я уже давно молчу. Сейчас допишу, опубликую и тут же пойду в церковь, поставлю свечку за здравие половца.
С таким настроением садиться за статью нельзя, люди чувствуют настроение автора, поддаются эмоциям и выплёскивают свои непроизвольно. Оттого и начало моё такое, чтобы больше ко всему плохому не возвращаться, а думать только о хорошем и добром, не кривя душой себе, но и не забывая, что мир полон зла. Итак, за очевидное и невероятное, и в самом добром расположении духа, продолжу я тему о половце, начатую давно. Ну, как давно, лет сорок, как Моисей по песку, примерно столько же ушло на «Слово», а параллельно рассуждал за полову. И вот что я Вам скажу, та повесть целиком мне показалось даже легче, чем это одно словцо. Там перед тобой лежит текст от Автора и, если не слушать академические аннотации и прочие субъективные мнения (стараюсь выражаться корректно), то любителю истории вполне можно разобраться, в чём там дело. Если ты знаешь буквы, читай себе, да читай, если смысл обрывается и ты летишь в пропасть, значит, уснул. Начинай сначала. Я по своей наивности везде ищу смысл, подразумевая, что и пишущий - оттуда - пытался мне его передать сюда. А вот о половцах, наоборот, о них есть много разрозненной информации и количество вымыслов такое, что голова моя пошла кругом. Я просто привык верить старшим и слову печатному, но ясно даю себе отчёт, что если на заборе пишут слово - правда, то это кривда... И наоборот.
Слово половец меня достало, если честно, прекрасно понимая значение, не мог найти способа доказать это. Одни люди верят, что бог есть, другие что нет. И то и другое недоказуемо. Но я о этимологии слова. Кочевник, язычник - самые популярные версии от ведущих филологов мира. И всё бы хорошо, не будь половецкого стиля избы, что нам достался от «кочевника», да не проживай они по Днепру и западнее Днепра - по Дунаю. С таким успехом я могу назвать любого приезжего и ставить знак равенства между лимитой и полотой. Все «понаехавшие тут» - кочевники, а уж в повести о тех, «временных», тем более - о них. Все мы кочевники с этого света на тот, если обобщить понятие. Если конкретизировать понятие - язычник, будь он трижды верующим, но не там и не в том месте, даже в мире христианском, таковым останется. Язычник - прозвище любого, кто против христианина, но первая ваша ассоциация - с многобожием, определяющим ментальную сущность. Шаман, капище, идолы, кровная месть и всё такое создают неповторимый образ нехристя. Есть у меня и третья и четвёртая причина не верить тому, что пишут о половце, однако, если взялся, то придётся по ходу разобрать все. Когда пишут много и не конкретно, например - человек с другого берега реки, или половина реки, приходит на ум сравнение половина целого: половцы = пол овцы.
Занимаясь изучением «Слова о полку», в первую очередь замечаешь, с кем воевали князья. Они всё время воевали с половцами, как только приняли крещение (пока сами «не попали в ощип»). Щипач - на сленге это карманник, вор высшей квалификации. Но это ни разу не мешало им воевать между собой, жениться на половчанках. Пример Владимира (сына Игоря) и Свободы (дочери половецкого хана), чем дело кончилось, несмотря на то, что «Солнце земли Русской» поехал к Пирогощей по Боричеву спуску. Начало повести такое, там два брата Игорь (Новгородский) и Всеволод (Трубчевский и Стародубский) выступили на половцев. «Тiи бо два храбрая Святъславлича, Игорь и Всеволодъ уже лжу убуди, которую то бяше успилъ отецъ ихъ Святъславь Грозный - Великый Кiевскый». То есть «грозные» они были за 500 лет до Ивана Васильевича, грозные, - это не профессия и не этнос, вероисповедание. Но выиграть дело им с первого похода не получилось (в повести три похода с 1980 по 1985), дружины русские разбиты: «Ту Игорь Князь выседе изъ седла злата, а въ седло Кощiево уныша бог Радомъ забрал ы, а веселiе пониче». Бог Радом - радимичей. Соседнее племя, в то время уже держава приличного размера. Финал повести говорит о том, что противостояние с половцами русскими выиграно, тем не менее, сын Игоря Святославича женится на половецкой девушке. Весь род Ольговичей лет через 30 пресекут (галичане), все погибнут, как и род Давыдовичей, которого нет уже. Три ветви одного рода схлестнулись как ненормальные. Мономах воюет с Олегом, Олег с половцами воюет против него, а дети Олега - Святославичи воюют против половцев. Соответственно половцы против них в союзе с Византией и всяко-разно оказываются то в Сибири, то Венгрии. Цитата из повести о насилии со стороны половцев: «...им насилiе отъ земли Половецкыи!». Задаёшь себе вопрос, а они всю жизнь вот так бесились и враждовали? Нет, началось с обращения в веру. Объясняется историей Вещего (язычника) так: «На седьмомъ веце Трояни връже Всеславъ жребiй о девицю себе любу». Имеется в виду Полоцкий князи и вера, тут и началось... Добыл «стружiемъ злата стола Кiевскаго, скочи отъ нихъ лютымъ зверемъ въ плъночи изъ Бела-града... оттвори врата Нову-граду, разшибе славу Ярославу - скочи влъкомъ до Немиги съ дуду токъ. На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела. Немизе кровави брезъ не бологомъ бяхуть посеяни, посеяни костьми Рускихъ сыновъ». Вот такой был князь Всеслав Чародей, он же Вещий, ведун и язычник. «Всеславъ Князь людемъ судяше, Княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше — изъ Кыева дорискаше до Куръ Тмутороканя — великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше. Тому въ Полотске позвониша заутренюю рано у Святыя Софеи въ колоколы, а онъ въ Кыеве звонъ слыша». История о полоцком Всеславе подведена ко времени похода (1185) не случайно, Автор рассказал в двух строках о предыстории. Не вдаваясь в подробности и без полемики (у нас другие задачи), просто оцениваем что видим. Язычник обладал большой властью и возможностями. С Киева до Кур (до петуха), надо пояснить, ведь по-древнерусски «петух» - «кур»; «курица» - kura, пилетина, курыца, kurczak, что и кержак. Курочкин и Кержаков братья по маме, условно, а Петухов - из Курска, где куряне и комони (кони), как в повести. Судя по тому, что храм Софии уже есть, детинец закладывался в 1046 году, да пока строился - вот и примерное время события. Опять же, понятно, что за вера и почему - «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» - ссылка на Харесови (Христове, Христа). В повести несколько раз встречаются непонятные выражения или термины, например, «харалужные мечи, чепи», их не расшифровать, пока не переведёшь: хара = гора, а чепь - цепь, чапок, чепец. Ну и так далее, надо потерпеть, я не буду всю повесть здесь приводить, но отдельные фрагменты необходимо. Для понимания события в целом и частности, где велись наиболее ожесточённые битвы. «На Немизе снопы стелютъ головами, молотятъ чепи харалужными, на тоце животъ кладутъ, веютъ душу отъ тела». Ток - полевой стан, по-нашему, место - Минск. Бывая в Минске, хотел найти речку, всегда легче писать о том, что видел. Но такой уже нет, она в трубе под землёй, а в память о реке - есть название станции метро «Немига». Станция - от стан, стать, st...
Следует упрёк от Автора (повести) с сожалением о случившемся: «...суда Божiа не минути! О, стонати Руской земли, помянувше пръвую годину и пръвыхъ Князей. Того стараго Владимiра нельзя бо пригвоздити къ горамъ Кiевскимъ». Первая година (как судьбина, не лестно) прямое указание на бога, а под «Старым» следует понимать Владимира Первого (Крестителя), не остановленного в этом месте - горах, а не Маномаха. Пригвоздить от слова гвоздь - сын (отрок, нагель, ноготь, дети, клинцi). А фраза «... трещатъ копiа харалужныя, въ поле незнаемъ среди земли Половецкыи» говорит о том, что Половецкая - земля в первую очередь (потом всё остальное), что в середине земли - поле (поле незнакомое, не ведомое). «Съ заранiя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя и рассушясь стрелами по полю, помчаша красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы... и всякыми узорочьи Половецкыми». Начало о времени - Съ заранiя въ пяткъ - к религиозному празднику, с утра пятницы. В православии статус Пасхи, как главного праздника, отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Мы к этому значению придём в переводах слова половец ниже. Древнееврейское слово «Песах» обозначает иудейскую Пасху, буква «пси» - символ науки философии (смотри статью). Что бросилось в глаза и резануло, так это полки. Полки - от того же слова (пол, половец), что неожиданно, не правда ли? У кочевников полки, - это круто. Подумал я, жаль, ни разу не слышал об этом нигде. Слово «поганыя» означает языческие, их надо обязательно топтать, тем более полки... из девиц? Абсурд. Не с красными же девками воевали сыны русские. Или как? Глаза с паволокой. Не суть, конечно же, речь о религии, о выигранном сражении над язычниками. Резными украшениями славятся мастера из Злынки, смотри фото и читай статью, за половецкий стиль избы.
Кстати, дом, в котором родился Сергей Есенин в Рязанской области, половецкий. Характерные черты или конструктивные особенности таких домов: крыша четырехскатная шатровая или с коньком, крытая соломой, стропила укреплены непосредственно на стенах, и крыша нависает над ними. Карниза у дома нет. Сельский дом в Словакии, традиционная украинская хата, крытая соломой с четырехскатной крышей (кыпчакский стиль), да они везде. Эти половцы. Стены домов могут быть глинобитные, деревянные, кирпичные, но характер крыши остаётся типично половецким. Такие дома в Беларуси, на Брянщине, в Орловской области, в Ярославской области, в Тульской области, Новгородской. К ним, что ярмо приклеено - «кыпчакский стиль», причём, слово это объяснить не могут или не хотят. Оно и к лучшему, скоро поймём почему. Но в первую очередь изба сохранила память о половцах. Самые богатые «кыпчаки» живут в Словении, путешествовал там по просёлочным дорогам, ездил от Любляны до озера Бохиньско (Божественное). Топонимика что от Любани через Чудово на Вишеру, а в Болгарии - Ясная Поляна, как на Орловщине. Полки встречаются по тексту часто, в самом начале повести: «Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше песнь творити ... храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы Касожьскыми!» - о реке Сож. Без апелляций и возражений. Река Сож (левый приток Днепра), по Сожу и Днепру «сидели радимичи». И я там был (сто раз), и полный карман оберегов было. Например, коник-рысик или лунница из бронзы (9-11 век), по времени вполне соотносятся с временем летописных событий. Несколько языческих оберегов от радимичей ещё сохранилось. Никогда не думал, что буду писать о них. Выше области расселения радимичей на картах указывают ареол расселения кривичей этаким узким шлейфом с запада на восток. Что означает слово кривич науке не известно. Поможем с этим делом, причём, даром. Сож переводится волк, бог. Полки Касожские, соответственно, местность - Посожье. Никаких урождённых алан или других горцев искать тут не надо. Наёмники? Вполне возможно, но что делать с именем князя, Редедя?
«О Бояне, соловiю стараго времени! абы ты сiа плъкы ущекоталъ, скача славiю по мыслену древу, летая умомъ подъ облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища въ тропу Трояню чресъ поля на горы. Пети было песь Игореви, того (Олга) внуку». Полки половецкие с самого начала повести, обратите внимание на фразу «ущекоталъ, скача славiю по мыслену древу», ущекотать - приморить, уничтожить (кот). Каким образом, подтвердят переводы слов ниже. Их значение тоже сокрыто в слове половец. А «свивая славы оба полы» говорит, что полы были/есть и их оба (сего времени - с его времени). Если бы это были полы пальто, то было бы - обе полы. Пол/пал - ключевое слово, как и ата в названии реки Палата, на которой расположен Полотеск - Полоцк современный. К городу Полоцку нас вскоре выведет тропа любознательности сама. Боян, кстати, назван язычником - «вещей Бояне, Велесовь внуче!» - внуком Велеса, Власа. А молодые князья (в походе принимали участие 33-летний Игорь с братом Всеволодом, 17-летний сын Владимир и 14-летний племянник князь Рыльский Святослав Ольгович) называются Даждбожие внуки - внуки Солнца.
Без понимания, что война происходила там же, где и сейчас, не имеет смысла продолжать писать и читать за этимологию половец. От Дона до Немиги (Минск) - на Десне, Сожи и Днепре, не забывая о Дунае, в первую очередь. В 1204 году венгерский король Имре пожаловался папе Иннокентию III, что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея в виду половцев. Половцы принимали также решающее участие в знаменитой битве под Адрианополем, в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленён император Латинской империи. Иоаннис, король Блакии, шёл на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привёл с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями…». Нехристи понятие растяжимое, говорит ли это о половцах? Конечно, нет, ведь кумен и половец разные понятия, даже буквы разные, ну посмотрите сами. Кумен можно сравнить со словом кум в быту и на зоне. Однако заметно против кого воевали половцы. В основном против Киева. Олег Святославович вступался за половцев, а те помогали ему в борьбе с Мономашичами. Три русских рода враждовали, пока ветвь Давыдовичей не пресеклась совсем. Остались Ольговичи и Мономаховичи, и они соседи. Чернигов граничит с Гомелем на Соже, Стародубом и Трубчевском на Десне, Смоленск на верховьях Днепра. Все города расположены в пределах досягаемости одного-двух переходов. Русские летописи XI-XII веков выделяют половцев западнее Днепра бурчевичей (соответствуют буржоглы либо эльбори, ольберам, они же в повести) восточнее Днепра (1193 год), читеевичей и других. Хан Кончак (внук хана Шарукана), Гзак (хан бурчевичей), Кобяк («А поганаго Кобяка изъ луку моря, от жел;зныхъ великихъ плъковъ половецкихъ, яко вихръ, выторже. И падеся Кобякъ въ град; Кіев;, въ гридниц; Святъславли».
Когда они появились и где земля Половецкая, но конкретно из источников? Первое летописное упоминание о появлении половцев у границ Руси относится к 1055 г. и содержится в одном из списков «Повести временных лет». В 1068 году «опять множество половцев пришло на Русскую землю», в результате чего (думаем) в Киеве сел князь Всеслав Брячиславович. Кипчак Всеслав? Не стыковка. Род Брячиславовича (князь Полоцкий, Туровский) вскоре пресечётся вместе с исчезновением некоторых княжеств. А к середине XII века определились и границы половецкой земли. О них под 1152 годом вполне определённо говорит Ипатьевская летопись: «Вся половецкая земля, что иже межи Волгою и Днепром». Автор «Слова о полку» упоминает пограничные половецкие земли: Волга, Поморье, Посулье, Крым (Сурож и Корсунь), Тмутаракань. Кто-то в Тмутаракани видит район Предкавказья, казацкую станицу, однако, это город Царь-Град и окрестности, куда ходили Олег и Игорь (прибивая щит - икону), ещё сто лет назад. Чего уж мелочиться? После отцов Святослав громил иудо-хазар на этом Поле, но ни разу не было случая, чтобы он воевал с половцами. Столицу на Дунае подыскивал, чтобы быть ближе к месту событий, не мотаться из Киева туда-сюда.
А что потом? Потом половцев тоже было не видно, пока не случился первый раскол церкви (1054), и это же дата рождения князя Мономаха (1053-1125). В удачных битвах с половцами тот начал славиться и «приобретать народную любовь». Подсчитано, что князь Владимир провёл 12 удачных битв с половцами. И все их выдержал в одно княжение отца своего Всеволода. Конец половцам настал от великих монголо-татар. Ещё одно нелепое изобретение (могол = велики). Новгород не сразу назвали Великим по-русски, потому что и Чудов город (чудесен = велик), надо полагать, не от тюрка. А то был бы он, Монголо-Новгородом или Великим Чудом. Однако половцы разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию), так сообщает наука история. А если не наука, тогда что? И так случается, в это же время погибает А. Невский, отравленный а Орде, так совпало, возвращаясь домой, князь умирает по пути (14 ноября 1263 года, Городец). Женат был князь на половчанке из Полоцка. Половчанка из Полоцка вырвалось само. Чтобы не ошибиться, читаю википедию: Половцы. Вторая строчка - предупреждение: Не следует путать с Полочане.
Интересно, что появилось новенького, с кем мне их путать? Согласно традиционной точке зрения (следует дюжина авторитетных ссылок), половцы, кипчаки и куманы - названия одного народа. Переспрашиваю лениво, именно народа, этноса? Разрозненные "степняки" от Дуная до Китая - один народ? Неисповедимы пути твои, Господи. Допустим. Раньше я почему-то волновался и даже злился на то, что пишут глупости, сейчас стал воспринимать спокойно. Изучение истории закаляет, придаёт сил, но выручает русский язык. Который я до сих пор изучаю. Свои ранние статьи (Как я стал половцем, Сальница и половцы) написанные в начале 2016 года, это какой-то всплеск эмоций, я себя не узнаю, читать их сложно, многое в подтексте и понятно только мне, поэтому могут показаться не связанными. Даже мне. Но кое-что, всё-таки, оттуда почерпнуть можно. Брянский край, который я исходил ногами вдоль и поперёк, Беларусь и Новгород - самые что ни есть половецкие места, если внимательно почитать историю. Но почему я стал половцем по национальности, я не понял. Вернулся к теме уже основательнее и спокойнее, пятой графы в паспорте нет, тем более, за национальность можно абсолютно не волноваться.
Хорошо, а кто такие, полочане? Полочане - полоцкие кривичи, населявшие территорию современной Витебской и север Минской области. Крупнейшими поселениями кривичей-полочан являлись Полоцк (862), Витебск (974), Лукомль (1078), Изяславль (985), Усвяты (1021), Копысь (1059), Минск (1067), Орша (1067), Друцк (1078), Логойск. Интересно, что в середине Могилёв - не они? Области Беларуси и часть России, а в Усвятах (дорога на Смоленск) начинал княжить Невский, когда женился на Полоцкой княжне. На территории расселения полочан сформировалось Полоцкое княжество.Земли полочан простирались по обоим берегам Западной Двины далеко от Полоцка вплоть до Балтийского моря и граничили со следующими племенами: на юго-востоке смоленские кривичи; на севере и востоке - псковские кривичи и ильменские словене соответственно; на западе - балты; на юге - дреговичи. Опять же, чем отличаются кривичи Псковские от Полоцких? Если их разносят и они граничат. У кого там что кривее? В летописи утверждается, что кривичи произошли от полочан. - Хорошая новость. То есть, все полочане - кривичи и наоборот! Мне это начинает напоминать определение племени русь, когда академик ткнул не в то место двоеточие. Надо было после слова русь обозначить перечисление, а он - влепил знак до. В Никоновской летописи упомянут поход Аскольда и Дира под 865 годом на полочан таким образом: «…воеваша Асколдъ и Диръ полочанъ и много зла сътвориша». Аскольда и Дира представляют дальней роднёй или дружинниками Рюрика, которых потом убьёт Олег. Вещий Олег - образ язычника, а тот Олег прикинется купцом, да пригласит местных управителей на лодку, там их и порешит. А что народ, дружина? Никаких волнений и майданов, наоборот, ходили с ним воевать Византию. Судьба князя Игоря (Рюриковича) сложилась иначе, по легенде был привязан древлянами к двум согнутым к земле берёзам за ноги, потом деревья отпустили и князя разорвало пополам. Сказка красивая, никакой силы берёз не хватит, чтобы разорвать человека, но спрятать суть происходящего, вполне. Ритуальная казнь князя Игоря, по свидетельству византийского историка, была устроена древлянской знатью во главе с князем Малом. Вместо слов берёза надо читать - берега, как и назывались берега реки славянами. За что княгиня Ольга извела древлян, будучи язычницей, отомстила кровной местью. Правда, загадкой остаётся, почему не сразу, а через год? Зато нет вопросов, почему Святослав Игоревич уничтожил Хазарский каганат, начиная войну в 5-летнем возрасте с мести за отца. Но и смерть его объясняется с этих же позиций, пусть и от руки хана Куря, но с подачи византийцев (см. статью о хане Куря ниже).
Но это было до явления свету половца. Где он прятался? И почему я должен путать половцев с тюрками? Смотрю определение термину: cumani, comani и что-то мне это напоминает. Перевожу, я перестал доверять людям. Половцы - cumani, comani - камони? - кони? всё проще: coma - коса (болг, серб), волосы, валасы, волосся, vlasy... Отсюда имена исторических героев и Бога скотьего Велеса, Власа. Я впал в кому. Дальше можно развлекаться и ближе знакомиться с историей волосатого половца. Особенно интересно за цвет и длину косы.
В отечественной науке утвердилось мнение, что название «половцы» происходит от старославянского «плава» (солома), которым обозначали внешний вид новых кочевников. Новых! не Старых, то есть молодых. В начале XII в. меняется также военная тактика русских князей, которые переходят к активному наступлению. Убедительными победами закончились походы в половецкую степь 1103 и 1106 годов. А самым успешным и самым знаменитым стал поход 1111 года, организованный Владимиром Мономахом: разгром половцев в битве при Сальнице, взятие крупнейших становищ Шарукань и Сугров. Смотрите две статьи, как было дело - ссылка ниже. При этом русские князья не ограничивались исключительно военными акциями в отношениях с половцами, часто прибегая к «брачной» дипломатии. В 1107 г. Владимир Мономах женил своего сына Юрия на дочери половецкого хана Аепы, а в 1117 г. другой сын великого князя киевского Андрей Владимирович женился на внучке Тугоркана. Также узами брака связали себя с половецкими родами Святополк II и Святослав Ольгович. Во как! Да у нас в России половцев, если посчитать - добрая половина от тех браков. И вся Беларусь по предкам. Особенно умиляет фраза: «Монгольское нашествие застало половецкую степь неспособной к объединённому отпору завоевателям. После неудачной попытки совместно с русскими князьями остановить монголов у реки Калки в 1223 г. половцы были вынуждены либо покинуть Половецкую степь, либо погибнуть». Да, уж... Завоевателей, так сказать, прогнали вскоре и все на месте, а этих нет. Которые от Дуная до Волги, от Чёрного до Балтийского - испарились...
Ну что ты Манька, сдуру задаёшься?
Да видит Бог, я на тебя запал.
Кривой раз пять на дне со мной дерётся.
Кривой мне Петька всё по блату рассказал!
Тебе не долго Маня с Петькой косовать (А. Северный)
Полоцк - город Беларуси (Витебской области), расположен по обоим берегам Западной Двины, при впадении в неё реки Полоты. Самый старый город в крае, бывшая столица княжества, жена А. Невского (Александра-Ваза) дочь полоцкого князя, династии Ваза. Последний князь Брячеслав выдал свою дочь Александру в 1239 году за Александра Невского, а в 1248 году Полоцк вошёл в состав языческого ВКЛ, и его самостоятельность была утрачена, сегодня это город Витебской области. Собор Софии в Полоцке считается первой каменной постройкой. Софийский собор в древнем Полоцке - уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси. «Собор в Полоцке появился после своих "старших сестер" в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии» - можно найти в сети, но есть одно но. Во время строительства не было города Константинополя, он будет переименован в 1204 году после Крестового похода. Важный момент к пониманию половца. Храм Великого Новгорода, создан в 1045-1050 годах. В Полоцке в 1044-1066 годах, а строение возводили византийские мастера и горожане по распоряжению князя Всеслава Чародея (язычника). Странно воспринимать человека, строящего храм, язычником. Если христианин не так крестится, или иначе думает, не то рисует, он язычник? И так у нас во всём - все должны думать как один. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине. Корабль - герб города.
Строительство начиналось за два века (до Константинополя) и в другом государстве. Греческое слово "софия", означающее "мудрость, мастерство", полочане объясняли шире, как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества. Что может означать «софия» смотрите статью на примере храма в Трабзоне. Как известно - Вера, Надя и Люба дочери Софии, но не все знают, что папы у них нет. Впервые храм упоминается в "Житии преподобной Ефросинии Полоцкой" и "Слове о полку Игореве" ХII века. Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием. Не понравилось, что плотная современная застройка не позволяет даже сфотографировать здание, а ближайшее окружение - это облепившие храм панельные пятиэтажки (хрущёвки). К реке высокий обрывистый берег, да и вид не тот. Не в том дело что хрущёвки, а в том, что храм неестественно зажат строениями. Утрачено ощущение времени и пространства. Да и на другие Софии он не похож. Вряд ли, так оно было задумано. Я был во всех Софиях, даже в маленьком турецком городе Трабзоне и в самой большой церкви в Стамбуле (ныне мечеть). Но место очень красивое, мне Полоцк понравился... Медовая столица!
Полоцк - древнейший город Белоруссии (862 год), а может и всей Руси. В 9-10 веках - столица кривичей, самого крупного из восточно-славянских народов, чьи земли простирались от Смоленска до Пскова (точнее, Изборска). Его история очень сложна и противоречива, самые яркие её события происходили более 1000 лет назад, когда во всей Руси не было ни единой каменной постройки, и поэтому являются ныне не более чем гипотезами. Возможно, Полоцк был мощной крепостью уже в 5-6 веках, а Балтийское море на самом деле транскрипция "Полоцкое море". Возможно, здесь еще до призвания Рюрика существовало централизованное государство, которым правил другой варяжский род. Ну конечно, если в ходу были стерляги и шляги (шилинги и стерлинги преобладали, а вот в Смоленске уже арабские дирхемы). О колонизации Полоцка Киевом помимо реальной истории существует и легендарная, но придуманная еще до нашествия монголов. Здесь сложно понять, где факты, где гипотезы, где легенды. Есть и такое мнение на страницах сети. Транскрипция Балтийское море = Полоцкое море меня совершенно не смущает, можно продлить = Русское. Балт - «топор» прямой перевод и так далее, скоро подойдём и к этому...
Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси - Витебске. Не город, а красавец! Сто раз там бывал, и каждый раз нахожу для себя, что-нибудь новое и хочется быть ещё и ещё. Герб города - Иисус в профиль (единственное изображение, где видно ухо Христа, а похож на князя с золотыми волосами и кровавый меч внизу). Герб города Витебска представляет собой изображение на голубом поле испанского щита образа Христа Спасителя в профиль, под ним размещается обнаженный червлёный меч. В качестве щитодержателей - фигурки ангелов. Герб венчает херувим с распростертыми крыльями. Интересная надпись на иконе, не помню дословно, своими: «Я принёс вам меч не для мира, а для войны», она неожиданная мне. В Полоцке есть памятник букве "Ў" (буква "у краткое" встречается только в белорусском языке). Памятный знак "Полоцк – географический центр Европы" (проспект Ф. Скорины, рядом с гостиницей Двина), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы. Памятник подарили немцы, когда Беларусь распахнула границы. А почти рядом - памятник кривичам. Кривич от слова криво, то есть не прямо, а косо, тут без вопросов. Сколько бы историки не гадали, сколько бы филологи не искали прямоты в кривде, но кривичи - обычные славяне иного вероисповедания. И у них не закрытый перелом, а открытый, тут не правда, а кривда! Кривичами были основаны Изборск, Полоцк и Смоленск. Те же города, что и половцами? Ну, конечно. На холме перед входом в Софийский собор лежит Борисов камень - ледниковый валун около двух метров в поперечнике. Борисовы камни с выбитыми на них крестами и надписями 12 века - одни из интереснейших памятников Полоцкой Руси. Это были межевые камни князя Бориса, то есть что-то вроде пограничных столбиков. Примерно то, перед чем в былинах чесал репу Илья Муромец: налево или направо? Вместо того, чтоб спихнуть на обочину. Не мешай правилам дорожного движения! И всё тут. Синоним слову кривич - зло, злато (не серебро). А история с изнасилованной девушкой Крестителем (прости Господи, страшнее истории вряд ли придумаешь, чтобы в тебя не верили, но хоть боялись), а по сути - история земли. Недавно обратил внимание, на экране был значок 12+, а в фильме сплошные убийства и насилия, но без поп. И вот о чём подумал. Когда идут эротические фантазии или гон зверей, значок стоит 16+ и выше. То есть лицезреть убийства в мире христиан вполне себе допустимо для детей, но не дай бог... или скажешь слово блять, оштрафуют. Перекос явный. Не для того ли менты не сползают с экранов, чтобы держать налогоплательщиков в страхе и совести? А обратная сторона лжевоспитания - подросток с винтовкой идёт в школу... Какой же образ жизни лучше, иногда так задумаешься о «грязном» у вятичей и радимичей, по Нестору... А ведь он был живым свидетелем описуемых событий о половцах, но я не нашёл и капли сожаления у старца об изнасиловании Рогнеды, например.
Незаметно для себя начал сближать половца и Полоцк. Они у меня слились. А от чего слово Полоцк? От реки Полота, как и все русские города носили имя притоков - малых рек при впадении в большие. И приписка поселенцев всегда происходила только к воде: ключам, родникам, озёрам. Так и здесь Полоцк от реки Палата. Я бывал в Полоцке несколько раз, замечательный и уютный город с красивыми и чистыми душой жителями. Написал на одном дыхании в кафе и гостинице длиннющий стишок «Лиза, Лиза». Кстати, как назвать девушек, половчанками? А мужчин и вообще жителей - полотой? Прежнее название Полотеск (что-то есть от слова тёска, тесать). Жителей зовут: полочане, полочанин, полочанка. Одной буквы не хватает до половца, которой установлен памятник. Может потому, что в русском алфавите её нет? Интересно, где был двор князя Рогволода? Не нашёл, история такая. Корневая основа Рогволод - владеть, обладать, властвовать, сравните славянские имена - Всеволод, Володимир (без рог). Рогнеда = рог + неда (сохраняет рог в имени). Имение Рогнедино и Язяславль (имя сына от Владимира) расположены рядом в Брянской области, куда девушка с сыном были сосланы. Суть «полоцкого дела» дошла до нас в том виде, что Рогнеда предпочла великого князя Ярослава «робичичу» (сыну «рабыни» Малуши, как трактуют), а Владимира «разувати-обувати» не схотела. В поношение Рогволоду и его гордячке-дочери Добрыня «нарек» последнюю «робичицей» и «повелел Володимеру быти с нею пред отцем ея и матерью», то есть приказал племяннику изнасиловать Рогнеду на глазах у её родителей, которые потом были убиты. Рогнеда - «рождённая для власти» - стала рабыней, робой (спецодеждой). Понимание слова «робичич» - сын «робы» - должно следовать логике и дальше. Рядышком с селениями Рогнедино на Брянщине - Робчик (Унеча - смотри статью), что означает уменьшительное хлопчик, хлопец. А роба Малуша в свою очередь - дочь пленника Любеческого замка, раввина или царя (по-еврейски) Мала. Термин « разувати» аналогичен понятию обуться, одеться. Широкое бытование свадебного обряда разувания жениха на Руси надежно засвидетельствовано многими источниками. Интересно, что у германцев жених должен был одарить невесту обувью, то есть германский свадебный обычай делал упор на обутие невесты, тогда как древнерусский наоборот - на разутие жениха. Помните, у Гоголя - черевички от царицы? «Ну, вот тебе моё слово: если ты, кузнец Вакула, принесёшь мне черевички, которые носит царица, то даю слово… тут же выйду за тебя замуж! (Смеётся)». Принёс! Чего не сделаешь по любви. Свидетельствует ли то, о русскости невесты? Да, конечно, надо просто летопись самому читать (или скину ссылку какую). А вот у сватов оказалось иное понимание дела, брать силой. С этого самого момента в душе князя Владимира свершился тот нравственный переворот, который позднее приведёт его к принятию христианства. В это надо только верить. Намереваясь же покарать Рогнеду, Владимир лишь подчинялся славянскому языческому обычаю. То есть язычники сами и виноваты, что дело вышло таким боком. Полоцк был разрушен, отец, мать и братья убиты, сама же она, публично опозоренная, отправилась в языческий гарем своего насильника. Знающие люди сообщают, что в наложницах у Владимира было 800 девиц, и если бы не великая сила любви, разве мог бы нормальный мужчина сменить всех на одну по имени Анна? Византийская принцесса разбила сердце Владимира своей красотой, он словно обезумел, хоть ни разу её и не видел до свадьбы. Кстати, с наёмниками не рассчитался, после свершения всех ратных дел отправил дружины в Царь-град с запиской, что боится их тут держать - насильничают и объедают. А у Рогнеды, после этих трагических событий появилось второе имя - Горислава. Рог только наоборот и слава. Дядя Добрыня выступает инициатором и руководителем юного племяша, это он организует поход на Полоцк и приказывает Владимиру обесчестить Рогнеду. От слова добро? Наверное, если бы дядя был злой, его бы звали Злорыля. Форму Рогнедь/Рожнеть (у чехов - Rozneta, Roznet) приобретают пустопорожнее молоть, порог, какого рожна надо, не лезь на рожон, рожать, рожь, на Брянщине - Рожны. Кстати, река Орша в Беларуси и Оридеж в России - сёстры. Имение князя Гостомысла на реке Оредеж у села Ям-Тёсово под Лугой «Ужеб обиды его пасетъ птиць подобiю влъци — Грозу въсрожатъ по яругамъ!» А рожь и ржа (золото) одного поля ягода. Место захоронения Рогнеды историки до сих пор ищут. Удачи им.
Обратил внимание, когда уезжал из Полоцка, что река называется Палата, так написано на табличке у моста. Почти Пал-Ата, подумал я тогда... Совершил ошибку в этот раз, что поехал напрямик в Россию. Дороги в Новополоцк (в сторону Европы) и в Витебск были хорошие... Ехал 6 часов 150 км между ям с вставленными в них деревьями. И было это в 2017, вроде бы году, интересно, сделали ли сейчас? Не спеша добрался через Себеж в Опочку, за рулём же было время хорошо подумать... Почему я вспомнил тогда Полоцк, к слову половец, не знаю, но половцы появились примерно в это время (сразу после крещения в Киеве) и я был сильно увлечён «Словом», а они там в каждом предложении. Прозвище «половец» состоит из двух корней, «полоцк» тоже, только в сокращении. Вец/век = цк? Да, с Большой буквы.
После европейского похода Батыя (1236-1242) половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица. В это же самое время, напомню, что за один только 1238 год было сожжено более 100 русских городов, например, столичный Вщиж на Десне (выше Брянска по течению Десны на 60 км, рядом имение Тютчева). Козельск стал «злым городом», читайте статью «Злынка», отчего так. Слово «злой» означает не добрый (но не в смысле, как мы привыкли понимать). Андрей Боголюбский состоял в родстве с местными князьями. Его супруга - Улита Кучковна (в браке с 1148 г. до 1174 г.), то есть со дня основания Москвы, бывших Кучек. Одна дочь - Ростислава, замужем за Святославом Вщижским, другая - замужем за Олегом Святославичем Стародубским. Олег - сын Святослава Всеволодовича Черниговского, дочери Василька Полоцкого (ум. 1204). Род Ольговичей, из которого Игорь Святославич (1151-1202), герой известного похода против половцев, с которыми дружил его отец и был в союзе против Киева. Кстати, Игорь обращался за помощью к князю Всеволоду Большое гнездо на Волгу, тот отказал в помощи. Полоцкие тоже не прибыли на Каялу, чтобы помочь в сражении с половцами, в чём же дело? Теперь понятно, они с ними воевали.
Злая жена Андрея Боголюбского и роковая красавица Москвы (дочь казнённого боярина Степана Ивановича Кучки) в жизни мужа предстала виновницей его смерти и участницей заговора в убийстве. Напомнила историю с Рогнедой столетием позже. Мать Андрея, напомню - дочь половецкого хана Аепы. С помощью новых технологий останки владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского (XII век), мать которого была половчанкой, изучены, вывод такой: «Мнение проф. М. М. Герасимова (1949 год) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа». Среди венгров есть этнические группы - плавцы и кунок, которые являются потомками половцев и кунов. Господи, да у нас этих пловцов и плавильщиков, а у кого их нет, кунок?.. Однако в настоящее время не существует данных палео-ДНК по половцам и кипчакам, чтобы можно было однозначно сказать об их гаплогруппах и потомках сегодня. Доигрались. И концы в кунку... или в Полоту?
Река Палата, как она правильно называется в Беларуси, означает «камера» (komora) прямой перевод. Напоминает камень, ка-меру, Кемер, Кемерово - о чём писал статьёй ниже - о названиях в переводах с языка селькупов местной топонимики. Слово «ата» - «отец», если представить: пал ата - «приятель», однако, что означает «пал»? Палить, палёный, упал, запал... Палёная земля, я на тебя запал, Не опалённая Купина и ряд других по смыслу речевых оборотов тут же предстали сами. Не опылённые (растения), пыльник (плащ-накидка странника), пыль дорог - сюда же, к пал/пыл? Пустить в распыл, а дерево в распил... Зачем гадать, если есть язык. Ата - отец, otec, бацька и окончание цокает, как в слове ездец, гонец, ловец, подчиняясь общему правилу, вот и Полоцк. Если река Полота, а если Палата - палац? Палацами называли дворцы, палац - устаревшее название палаццо. «Палац» - белорусская фолк-рок-группа. Пражский Град «Палфи Палац», барский дом - палац, одноэтажный, каменный, длинный, с зеркальными стеклами в окнах, с балконом и с двумя львами на подъезде. Палата - большое богатое здание или помещение (каменные палаты, палата №6). Название представительных учреждений: Нижняя палата (первая законодательная инстанция), Верхняя - всё как у нас. Общее представление, кому и изба палац, а тут - «изоб нет, кругом палаты». Батька и бацька, это как Татьяна - Таццяна, буква т заменятся звуком ц (работать - працаваць). Опять же, бацька с приставкой «ка», без «ка» - баць - летучая мышь, летюча миша, netopier - кажан. Что-то в этом есть. Когда-то, от слова «пол» составил полсотни слов. В том числе полиция, поспОлитая (речь), полный, половица, половодье, половина, поле и удивился, отчего же слово половец нам не знакомо? Если мне было бы интересно узнать этимологию "речь посполитая" - Rzeczpospolita Obojga Narod;w (Обе нации, Союз народов), то вывел бы на язык белорусский и не мучился - прамова паспалітая, то есть тот же пал, только в профиль (Пал-ата река), а прамова/брамова, что рама для вратаря, уже проходили статьёй ниже. Как мог язык половца исчезнуть бесследно, если дело было буквально вчера. А если дополнить перечень родственным полу - «пал», то и конца не будет русской речи... А что такое пол, если не «п + ол» = союз? И этот союз посредством «о» представляется дальше.
Половец = пол овец? Вряд ли, тогда вторая половина овчарни кем будет представлена? Хотя, как посмотреть на это дело. Термин универсальный, в чём и сложность. Раскрывая его: «пол о вец» (болг) - секс про вік, сэкс пра ўзрост, пол о возрасте, секс о годинама, seks glede starosti, sex o v;ku, секс за возраста, Sex ;ber das Alter, seks o wieku (секс-о-веку похоже на человека, старого человека в возрасте - ветхого; погоняло Старик, сравните век/бек/vek - узбек); sexo sobre la edad (исп) - пол старше возраста. Где звук «кс» - это наш крестик (Х - мистер икс). Первое слово sexo - «это Х» - можно представить: Я знаю о возрасте (один из переводов), или «это Х» - о возрасте. О возрасте икса-хера? Занимательно, если бы не но. Сам себя спрашиваю, я, хоть раз за всё время, изучая историю, особенно в литературе 9-12 веков встречал слово секс? Ни разу. Слово секс, как и порно, оба пришли с Запада, но идея-то русская! Мы от своего чудачества лишаемся дара речи. Лошади бежали порно (ладно, споро - ещё во времена Пушкина так писали), вопрос спорный. Наш «хер» кириллицы обернулся буквой «икс» и секс-порно стали немецкими?
Из ранних картинок - икона «купинА», хотя «купИна» читается привычнее. Смотрю справочник. Неопалимая Купина (неопалИмая купинА) - дословно: «несгораемый куст» - иконографический тип Божией Матери в православии. Название иконы восходит к одноимённому ветхозаветному образу. Данный тип икон символически раскрывает сразу несколько аспектов её почитания и составлен на основе важнейших ветхозаветных прообразов воплощения Христа. Празднование иконе совершается 4 сентября (17 сентября). Образ известен с ранних веков христианства. Изначально «Неопалимая Купина» изображалась в виде горящего куста с заключённым в нём образом Богоматери (обычно в типе Оранты) и коленопреклонённым пророком Моисеем перед ним. Позднее, уже в XVI веке, сложился довольно сложный символико-аллегорический образ в виде восьмиугольной звезды, окружающей поясное изображение Божией Матери и Младенца-Христа. Икона Неопалимая купина изображает Библейский сюжет о Моисее. Ему явился сам Господь в образе тернового куста, который горел, но не сгорал в огне. Эта икона изображает Божию Матерь через один из Её ветхозаветных прообразов - неопалимую купину, т.е. несгорающий куст, в котором Бог явился Моисею. В центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова, Врата Иезекииля и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным (естественный цвет Купины и цвет объявшего её пламени). Вокруг него, в свою очередь, располагаются изображения четырёх ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иессеево.».
Флаг Беларуси с орнаментом, восьмиконечные ордена, ещё вспомнилась старенькая икона в музее города Ветка, бывшей столице блюстителей древлего благочестия (у Гомеля, недалеко от города Добруш). В русской иконописи она известна с середины XVI века. День спасателя Украины - новый профессиональный праздник, отмечаемый в день празднования иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Другая тема иконы - служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы. То есть непорочная? Начинаю догадываться. Неопалимая = непорочная (купина) и одновременно вспоминается город Погар (тоже «пал», я там долго разбирался, пришёл к выводу, что слова равнозначны по смыслу - купало), Остаётся поставить знак равенства и здесь: купина = купало. Ничего с воздуха не берётся, а дыма без огня - не бывает. Смотрю на икону Богородицы «Неопалимая Купина» из Соловецкого монастыря (конец XVI века), а вижу в слове Соловецкого - Половецкого. Ветхозаветная тема, или иудо-христианская, только соловья с колом чуток бес попутал. Первая рюмаха - колОм, как говорится, вторая - соколОм, а между ними перерывчик не большой...
Это-то да, тут я с дедами согласен, но почему Бога должен был видеть еврей Моисей? За что бедному такое счастье? Каюсь, я совершенно забыл, что никаких русских, ни славян тогда ещё не было, они появились на 7-9 столетий позже от Рождества. Мне этот вопрос не даёт покоя уже несколько лет. Если летописи и правили немцы в 18 веке, то канву не марали, что подтверждается семью списками разных монастырей (как под копирку), академики того времени, наоборот, обозначили Рюрика. А если и правили, кто знает, может, привели в соответствие исторические фрагменты, которые были испорчены до них? Разбираясь с летописными известиями о наименовании Брянска (да и других городов), видел штук 16 вариантов имени от перечёркнутых с 12 века всевозможных прозвищ. От Брыни через Дебрянск (1146) с вариантами вышли на Брянск, а Беларусь упорно пишет на дорожных знаках - Бранск. Война с половцами на этом фронте и происходила, они нападали на Киев, пока не были разгромлены с помощью Византии. В основном о половцах мы знаем из уст победителей и исследователей советских времён. Спихнуть на иго и тюрков милое дело. А кто был основателем Москвы? Князь женатый на половчанке. Брат Александра Невского - Андрей был женат на половчанке по имени Дубравка. Всем рекомендую прочесть роман А.К. Югова «Ратоборцы», не лишённый подтекста союзного содружества, но с великолепным описанием быта и языка половцев. Оказывается он русский на диалекте. Что у нас изба - у них исба и так далее. Но у кого правильно? Александр Невский тоже женат на дочери Брячеслава, половчанке, а далее и вся линия - Донской и его дети - половцы по крови. Да там их половина Кремля, как собак недорезанных, сказал один известный либерал.
Так вот. Продолжая диалог в русле летописей (не отклоняясь на различные версии), хочу сказать, что я думаю о том безобразии. Событийная историческая последовательность обозначена таким образом (плюс-минус сто лет роли не играет), что ни тебя, ни меня не могло существовать в 6 веке (с появлением славян), даже в середине 9 века (когда пришла русь). Вы вдумайтесь в это. Мы сейчас не будем рассуждать на тему, кого можно считать русскими, а кого нет? Вопрос в другом и глубже. Конкретизирую. Есть произведение «Александрия Сербская», как-то писал о ней давно и сам тогда удивился - неужели не замечают? Повесть написана русским языком до рождества Христова, но там упомянут Саваоф, но какая разница? Евреи тоже русские, если на то пошло, хоть и иудеи, таки, зато же можно предъявить право на тапочки... Палка о двух концах. А всё из-за чего, как я понимаю, в угоду христианству вымарали память о руси (и языке соответственно), а она возьми да и вылупись из яйца, да сразу с языком и с балалайкой, как подметили остроумные люди в Киеве! Лично мне профессор Преображенский в той истории не нравится больше всех, отвратительная личность, антигерой, барыга, интеллигент от слова агент инородный, с непонятными генами, но не половец. А теперь думаем, разве может родиться человек и сразу заговорить по-русски? Ни мамы, ни папы, никого нет рядом, только волки, медведи, обезьяны и удавы. Полиграф Полиграфыч заговорил, потому что его учили, а щипковый инструмент - дар божий. И он запел культурные песни, был одет в кожанку, посещал цирк и щипал девушек, то есть Шариков быстро освоился в предложенных обстоятельствах с претензией на 16 аршин по адресу прописки. Маугли, царскому дитёнышу было сложнее, но там всё наоборот - он учил зверей языку, а когда понял, что шкура Шерхана никому не нужна, залез на гору и запел. Напрашивается вопрос, откуда я? Ответ - из духа святага... Абсурдность ситуации очевидна и ещё Ломоносов возмущался о невозможности явления из хаоса целого народа со сложившейся культурой, с обычаями и языком. Поэтому, что же нам удивляться, что мы до сих пор не знаем половца, если не знаем себя? Из-за этой испорченной логики и все недоразумения современные, представленные в виде яйца и курицы, что же было раньше? Петух (ответ). Да и хрен бы с ними, но я не согласен в принципе, что моего деда с бабкой не было. Надеюсь, понятно объяснился. Где были мои предки до 6 века? Я не египтянин и не грек, курносый блондин. Я русский россиянин, и меня обязательно должен был кто-то капнуть миллионы лет тому назад и по любви, что само собой разумеется, в пещере у моря, вполне возможно у той самой горы... Или мой пращур писал «Александрию», рисовал фрески, а я и знать не знаю... Ну, как-то так. Поэтому славяне (которых вывели новыми людьми), они почему-то молятся еврейскому Богу, а у иудеев Свой... Один раз я не утерпел и завёл беседу с батюшкой в одной из церквей Питера, правда ли, что Иисус еврей? Воистину, отвечает. А как же так? Славян так много, евреев так мало, а... А вот так! И начал мне объяснять на примере строения церкви, на росписях - о зверушках на верху, которые символизируют апостолов... Я об этом знаю больше его, надоело слушать, перебил и спрашиваю о первой попавшейся иконе с 9 ликами, что это? Не знаю, говорит. А чему удивляться? Я ему объяснил, что это икона Дома Романовых по количеству членов семьи убиенных евреями. У каждого свой ангел покровитель. Но в Россию пришла партия, у которой в программе было написано убить царя. Ни один православный бы не решился и в мыслях присягнуть такому. Как можно понимать? Тяжёлый случай, этому в семинариях не учат. Но я не о том, что Боги разные, а вот о чём. Заостряю внимание ещё раз. Русь родилась позже, чем русский язык? Выходит так. Вот этот абсурд надо хорошенько запомнить.
В вопрос о половцах вмешалась наука (слава Богу, как бы ни было смешно) и доказала, что Андрей Боголюбский (сын половчанки и Юрия Долгорукого) не может быть степняком, кочевником, куманом, тюрком и кем-то ещё. Если мой кровный брат из Киева обзовёт меня татарином, то мы посмеёмся. Кто не скаче - тот москаль! Я его поправлю, не-е-е. Потому что Кача - красавица по-чешски, читайте изумительную по красоте изложения и содержанию сказку «Чёрт и Кача». Кто «не с Качай», господа свидомые и руссо-евреи, дарю безвозмездно, то есть бесплатно...
Чем дело кончилось, а сердце успокоилось в «Слове о полку»? Пирогощей. В финале повести Князь Игорь по Боричеву спуску направляется к церкви. Церковь Успения Богородицы Пирогощи (православный храм, сооружённый в Киеве возле Подольского торжища в 1132-1136 годах князьями Мстиславом и Ярополком, сыновьями князя Владимира Мономаха). Современная Контрактовая площадь. Происхождение названия храма точно не установлено. Скопирую википедию: « По одной версии во времена Киевской Руси в храме находилась византийская икона Богородицы, называемая Пирогощей (от др.-греч. ;;;;;;;;;; «пирготисса» — «башенная»). В Византии так называли иконы, которые размещались в башнях монастырей или крепостей. По второй версии название «Пирогоща» состоит из двух частей: «пиро» и «гоща». «Гоща» происходит от слова «гость» — купец. Значение слова «пиро» (или «пир») связывают с греческим переводом слова «пшеница», древнеславянским «просо», «пшено», древнерусским «пира» — рожь, мука, пирог. Такое трактование позволяет заключить, что церковь была построена на средства купцов, занимающихся торговлей хлебом». Аплодисменты и три знака восклицания за столь очаровательное обоснование. Учёный, который открыл число «пи» 3, 14 - явно был из того же клана торгашей хлебом (которых Иисус так и не изгнал из храма). А английский математик Уильям Джонс - спекулянт мукой за то погорел на пирогах, применив символ в 1706 году. И только русский гость Гоша оказался честным купцом и закатил банкет - пир на весь мир. Термин: пирогоща (русский язык) или пир о гоща - банкет аб госця (белор), praznik o Bo;e (словен), sl;vnos; ach, goshcha (словац), празник о гоша (болг), гозба о Боже (серб) - праздник божий - буквально. Большой званый обед, угощение - пир - на весь мир - поговорка об обильном и весёлом угощении. Слово гозба (серб) - праздник, свята, бенкет и блюдо одновременно, если с болгарского - јело, страва, а strava - дијета. Двояко мысль по древу - пост и двое одновременно, но смысл понятен: пир = праздник, славность, святость, а от гоши - угощение. Купец уже не ассоциация, а буквальный перевод значения - Боже. Когда один из святых отцов (лет 20 назад) переписал сказку Пушкина о Балде, да вместо Попа вставил Купца, все посмеялись. До сего дня, я тоже был такого же мнения, что батюшка творил из желания обелить церковь. Оказывается, придать сказке здравого смысла. Тема балды и купца остаётся не занятой, кстати, не обязательно повторять классический сюжет, но без чёрта и богатыря в этом деле обойтись будет крайне сложно... Сурожский купец! Мне это название было бы симпатичным, учитывая, что в бывшем Суражском уезде провёл школьные годы. А где у нас Суражи? Крым, Брянщина, два в Беларуси... Сурожане, они же купцы этимологии, старинное название купцов («гостей», торгующих с крымским городом Сурожем). Суровец-суздалец лишь тавтология по теме, а Сурог (Суровен) - имя богатыря, которого выводят от Сурожа (забывая языческого бога Сварога). Под этим названием был известен в старину Судак. Чем не след на местности в топонимике? В конечном счёте богатырь Суровец побеждает татарского царя, так поётся в Народной песне...
На наконечнике ремня из кургана №27 в Гнёздове Б. А. Рыбаков выявил фигуру языческого бога в виде оранта. Владимирскую Божию Матерь сближают с Пирогощей образом Богоматери (смотрите статью о Пирогощей и Влахернском храме ниже), обычно в типе Оранты. Латинское - orans - «молящаяся» - с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. Икона помогала обороняться, не наступать - несла в себе образ заступничества. Влахернская церковь Богородицы - знаменитая в истории восточного христианства церковь, некогда стоявшая у императорского дворца в константинопольском предместье Влахерны, близ залива Золотой Рог. Будете проезжать мимо станицы Тмутараканской на Кубани, помашите из окна, передайте приветы от нехристей их, дедушек и бабушек. В честь явления в этом храме Богоматери православной церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Киевская церковь времён Игоря, полагают знатоки, Влахернская.
О половцах как о язычниках столько всего написано, что не возьмусь даже копировать эти глупости. Изначально предполагали, что этноним «половцы» связан со словом поле (в значении жители степи, степняки). Первым такое мнение высказал в XVI веке Сигизмунд Герберштейн. Разделялось оно и первыми русскими историками. А вот к мысли умного еврея стоит прислушаться, но не так чтобы совсем, чтобы аж до поля и полян опуститься, таки нет, а согласиться, что термин составной из двух частей, так да. И каким образом от пал-а-века пришли к человеческому облику половца через все его сексуально-половецкие пляски (половец - полавецкі). Меняя А на О половец предстаёт в роли охотника и ловца, а на ловца, как говорится, и зверь бежит. «По ловец» (болг) - паляўнічым, охотником, мисливцем - предстаёт буквально на всех языках одним словом. Паляўнічым, белорусский язык всё равно не сдаётся (ловец, охотник), но «пал» там явный. Термин пал яўнічым - откровенный секс, явний секс, Sex explizit (выраженный) - Сэкс яўна (явный). В значении - пал я ўнічым - секс я уничтожу - прямым текстом (ўнічым - разрушать, унищожи, знищити, уништити). Нас сексом уже не запугать. Знание - сила, значит, вооружён.
Когда американцы спросили на телемосте, есть ли в СССР секс? Им ответили. «В СССР секса нет» — крылатая фраза, источником которой послужило высказывание одной из советских участниц телемоста Ленинград — Бостон («Женщины говорят с женщинами»), записанного 28 июня и вышедшего в эфир 17 июля 1986 года».
- У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?
- Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!
Окончание фразы заглушили смех и аплодисменты. После того, как аудитория отсмеялась, одна из советских участниц уточнила:
- Секс у нас есть, у нас нет рекламы!
В обиход же вошла вырванная из контекста часть фразы («В СССР секса нет»), причём не искажённая. Теперь у нас есть Всё, кроме половца.
Термин мисливцем (охотником) - мысли в этом, думкі ў гэтым. Напомнили: «Боянъ бо вещiй, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслiю по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы». Умели раньше писать! Продолжая, по ловец (болг) - мисливцем, паляўнічым, охотником, lovcem, od strane lovca - з боку мисливця - сторонний охотник (иностранный охотник, зарубежная охота).
Проверка закончена, половец и палата одно слово (со словом палата любого номера, тоже). На реке Палата город Полоцк, так случается. Палата породила половца. По новейшим данным сравнительной лингвистики, полочане говорили на полоцком диалекте кривичского племенного языка. На основе полоцкого диалекта сформировались северные и северо-западные белорусские говоры... Когда я писал статью, "Как я стал половцем?", лет пять назад - этих научных выкладок ещё и в помине не существовало... Значит, не так всё у нас и плохо. Но вот что интересно, на одной страничке пишут много-много-много всего, а на другой или тут же ниже - одной короткой фразой перечёркивается всё это много-великое... Может, надо всё это «много-чудовое» переписать и исправить? Это будет очень сложно сделать, легче написать с ноля и заново, с чистого белого листа...
Итак, жили-были... Хотя, нет, другой раз, но именно - со слова быль, а не какая-то там, история одного романа. На сегодня хватит, экспромты мне удаются всё длиннее и шире. Ещё сутки уйдут на знаки препинания... А о чём было здесь? О половцах: пал + век, как на них напал человек. Сексуальненько вышло. Охотник, ловец (по-ловец) от слова лов, ловушка и косые кривичи. Да, ещё и кержаки! А ещё пловец, гребец, купец = Бог и слишком много открытий на одну статью. Зато, если я увижу девушку с косой у избы с соломенной крышей, а на бедре тату (кипчака с оленем), то тут я уже, маху не дам... Тот час же узнаю за обычаи и почём картина? И впаду в кому.
29.11.2021, Санкт-Петербург
Как я стал половцем...
http://proza.ru/2016/03/23/1765
Сальница и половцы...
http://proza.ru/2016/03/29/204
Портрет хана Куря на миниатюре (о печенегах)
http://proza.ru/2021/01/30/1579
Трапезничать о значении и истории слова
http://proza.ru/2021/04/14/1763
* Фото: Из собрания Третьяковской галереи
«После побоища Игоря Святославича с половцами». Виктор Васнецов.
Свидетельство о публикации №221112901507