Правильно пойти и не отравиться. Глаз Дхармы

"Правильно пойти" и "не отравиться", когда речь идет о высоких уровнях сложности мышления — это, практически, одно и то же. Примеров полно — Кьеркегор, упавший на улице от морально-ментального истощения, пролежавший без сознания 3 дня в постели и умерший; застрелившийся Маяковский, которого "заел быт"; Высоцкий; герои Гончарова, причем не столько в "Обломове", сколько в "Обрыве" —  простые, "хорошие" люди, которым некуда "идти", потому что они не знали Будды, а без Будды не "пройти", и поэтому все, что им остается — это неизбежно превращать свое "хорошее" в "плохое", постепенно одеревеневая душой, превращаясь в ограниченных обывателей; все "лишние люди" русской литературы; тот же Сократ, попросивший друзей "принести жертву Асклепию, богу врачевания" в момент, когда должен был выпить цикуту, смертельный яд по приговору афинского суда (его просьба означала "смерть как выздоровление"); Пушкин (искавший смерти, 29 назначенных дуэлей); Лермонтов; Пресли; Ницше; Sex Pistols.

Скажу так:

Диалектическая логика в форме "чань" и "дзен" — "показывала путь" к самым большим высотам мышления и давала возможность "не отравиться" в высотах (не сойти с ума, — "чань бин" болезнь монахов).

Диалектическая логика Гегеля "показывала путь" мышления, философии, но цель "не отравиться" не ставила.

Диалектическая логика Маркса и Ленина "показывала путь" социальных преобразований и управления ими, а цель "не отравиться" не замечала в принципе.

Диалектическая логика в моем исполнении — "показывает путь мышления" и "дает возможность не отравится на больших высотах".

Поясню. Цель "не отравится" ставится только тогда, когда "диалектическая логика" (т.е. "мышление на основе диалектической логики, как второй базовой логики сознания") накрепко связано с "системой ценностей" (этичностью, Дхармой).

Такая связь — между наукой и этикой, научным мышлением и этичностью сознания — не в стиле европейской науки, европейского научного мышления, и даже прямо противоречит им.

И эта связь — первична и обязательно для чань и Учения Будды ("Учения, которое не-Учение", как определял его сам Будда). Чань говорит: "Чистота сознания (Дхарма) —  светильник. Свет этого светильника — запредельная мудрость (праджня)".

Или, другими словами: Добиться высших уровней понимания, мышления невозможно без высшего уровня этичности (Дхармы).

Третий глаз, иначе называемый "Глаз Дхармы", мы видим на старинных рисунках в виде прожектора, бьющего изо лба Будды.

Это коан. Суть его в следующем:

Этот глаз означает — "Глаз Высшего Понимания". А называется — "Глаз Дхармы".

Или, другими словами:

Светильник — Дхарма. Свет — Понимание.

Можно ли достичь без Дхармы высшего уровня Действия, как воплощенного высшего уровня Понимания?

Как показал исторический опыт — нет.

Действие без Дхармы, так же как Понимание без Дхармы — всегда будут содержать яд.

Поэтому "правильно пойти" и "не содержать яд" — это одно и то же.


Александр Клейн
3 марта 2022 г.


Дзен Глаза Дхармы
http://proza.ru/2021/01/22/58

Вход в Диалектическую логику
http://proza.ru/2022/04/18/826

Мысли о диалектической логике 2 Будда
http://proza.ru/2019/11/16/1032

Про понимание
http://proza.ru/2020/10/29/1017

Понимание и знание. Огонь жжет... Как работает? (видео)
https://www.youtube.com/watch?v=QuMGXE8SQAE

Знание и Понимание - в чем главное отличие?
http://proza.ru/2020/12/19/1176

Правильно пойти и не отравиться. Глаз Дхармы
http://proza.ru/2022/04/03/1265

Дхарма, Дао и Суть
http://proza.ru/2021/01/18/2097

Татхагата и Татхата истинная реальность
http://proza.ru/2022/04/22/1667

Диалектическое мышление и Чистота Сознания
http://proza.ru/2019/12/28/1174


Рецензии