Петра 1990 сентябрь Крест 9й степени

ранее: Театральный сезон  http://proza.ru/2022/10/14/1198

Русские избегают разговоров с немцами на эту тему из великодушной деликатности, немцам – совестно. Надеюсь. Или боятся. Мне казалось, что необходимость объяснения нависает над нами как туча. Я не ошибся, что у Петры тоже было такое ощущение. Произошло, как и все у нас, само собою. За несколько дней до крушения Берлинской стены проходили через  кладбище острова Декабристов. Почти все могилы 1942 года.
- Я так понимаю, что это погибшие в войну мирные жители?
- Да. Ты что-то знаешь о блокаде Ленинграда?
- Почти ничего. У нас в учебниках истории даже про первую мировую войну больше параграфов, чем про вторую.
Вкратце рассказал, мы  остановились. Петра внимательно, уже другим взглядом, прошлась по датам на могилах… В посеревших глазах  стояли слезы:
- А ведь половина из них могла бы жить до сих пор… Как обидно и несправедливо.
Удивительно, что даже твоя мама относится ко мне так хорошо, несмотря на то, что я немка.
- Во-первых, половина вины в этом на финнах, но они это как-то по-тихому скромненько позабыли, приезжая к нам отдыхать от сухого закона. И в этой исторической трагедии нет вины даже твоих родителей, не говоря уж о тебе.
- К счастью, мне не надо оправдываться – даже среди дальних родственников у нас никого не было в НСДАП, СС и тому подобном. И у моих прямых предков есть свои счеты с нацистами. Дед мамы был лидером социал-демократов в Кенигсберге и потом сгинул в концлагере. А дед по отцу, пошел в 1944 добровольцем в Вермахт и не дойдя до фронта погиб в перестрелке с латышскими эс-эсовцами… Да,  юношам призывного возраста с 1943 года намекали партийные деятели – не хотите ли добровольно сражаться за фюрера?  Тех, кто не понимал намек, уже призывали принудительно и их родственники теряли престижную работу. Честно скажу, мои предки не сочувствовали Гитлеру, но радовались возвращению Саара,  присоединению Австрии и Судет. Наивно надеялись, что после мести Польше и Антанте фюрер будет почивать на лаврах. Поляки, после Версальского мира нам тоже много гадили. И походом на восток Пилсудский грезил больше Гитлера.
   В конце августа я раздобыл кассету с третьей серией «Неизвестной войны» про блокаду Ленинграда. Делали перевод целый день. Далось нам это очень тяжело. У меня «Блокадная книга» Адамовича и Гранина  до сих пор не прочитана… А у Петры сильный характер отнюдь не исключал женственность и живую отзывчивую душу. Синхронный перевод надиктовала Петра, но все же всхлип при словах «Мама, я принесла тебе хлеб, который ты мне отдавала» попал в запись. С предупреждением, что юмора здесь и близко нет, это ушло 8 сентября в эфир. Заглотили по окончанию работы по стакану водки, не чокаясь. И, не почувствовав опьянения, долго тихо в обнимку лежали на кровати. Облегчение от выполненного долга приходило постепенно. У меня в объятиях был до слез близкий человек. Неужели год назад мы могли не встретиться?

далее: Под Высоцкого  http://proza.ru/2022/10/31/398


Рецензии
Недавно слушала выступление Даниила Гранина в Бундестаге.
2014 год. «Я говорю с вами как солдат».
Старик на трибуне Бундестага. В зале - первые, вторые… n-ные лица государства.
Гранин говорит медленно, с паузами. Говорит о блокаде, о Пискарёвском кладбище, о жизни вопреки и смерти наперекор. Не сыпет цифрами, не воздействует эмоциями. Голос ровный и, кажется, спокойным. Но иногда, понимаешь, что несмотря на это внешнее спокойствие выступающий борется с огромным внутренним волнением.
Зал слушает молча. По лицам не понять, как они воспринимают это выступление.
Скорее всего им плевать - у них уже другая история, другие герои, другой отсчёт…
Наверное, так и есть.
Спасибо, Пётр, за эту главу. И Петре спасибо.

Наталина Смолл   20.02.2023 22:18     Заявить о нарушении
http://t.me/mariashukshina/9614
Вот, если захотите послушать

Наталина Смолл   20.02.2023 22:18   Заявить о нарушении
Спасибо - начал смотреть
помню тогда кусок показывали...
скорее всего этим - почти пофиг.
И Вам спасибо за сердечный отзыв.

Петр Кондратьев   20.02.2023 22:40   Заявить о нарушении
да досмотрел на ночь на смартфоне - он лучше на ссылки реагирует...

Петр Кондратьев   21.02.2023 10:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.