Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ

      \\* Плеяда замятинцев *//
 Уже' признанный и состоявшийся писатель,
Замятин открыл в петроградском «Доме искусств»
    класс художественной прозы.
   Его студентами были будущие звезды
   советской литературы Михаил Зощенко,
Вениамин Каверин, Константин Федин и другие.

На своих лекциях Замятин разбирал жанр малой прозы
 именно с позиции писателя — он не давал советов,
  но помогал понять, как устроены литературные
        произведения изнутри вживую !!

 Говорил о принципах построения сюжета и фабулы,
 выработке стиля и языка, роли детали и характера
в короткой прозе. Фактически Замятин создал первый
 в СССР и России курс писательского мастерства !!

Но такое положение дел устраивало не всех..:
поэт и критик Георгий Адамович в заметке
  "О простоте и „вывертах“ Замятина
   писал явно по заказу от верхОв..:
«Тогда вообще распространилось убеждение,
что все „делается“, и стоит только пройти курс
литературного ремесла, как немедленно станешь писателем.
Замятин, наделенный умом, энергией и талантом,
был беднее всего одарен чувством слова.
Как часто бывает с людьми, он особенно приналег
    на то, к чему менее всего способен»...

 \\*Синтез синтетизма против реализма*//
Замятин считал, что работает в русле синтетизма...
  Так он называл направление искусства,
способное гармонично сочетать науку и творчество,
  быт и фантастику, читателя и писателя.
Свое кредо писатель сформулировал в статье
          «О синтетизме»:
«Ни одной второстепенной детали, ни одной лишней черты:
только суть, экстракт, синтез, открывающийся глазу
в сотую долю секунды, когда собраны в фокус, спрессованы,
заострены все чувства… Сегодняшний читатель и зритель
сумеет договорить картину, дорисовать слова, —
и им самим договоренное, дорисованное будет врезано
в него несоизмеримо прочнее, врастет в него органически».

Как раз за недостаток органичности писателя и критиковали.
Журналист Константин Федин называл его «гроссмейстером
литературы» и упрекал в том, что «инженерия его вещей
      просвечивалась сквозь замысел».

    Ему вторил Борис Пильняк, считавший Замятина
«почти совсем инженером и почти совсем не писателем».
По словам Павла Крусанова, в Замятине «конструктор
и писатель сплелись воедино», а в его художественное
     мышление вошли «математика, умные числа,
        геометрическая безупречность».
   Поэтому он конструировал тексты как корабли,
«чертил пейзажи и рассчитывал траектории движения
   персонажей по пространству повествования».

   Для половины русской литературы,
в основном ценившей глубокий психологизм,
    стихийный порыв и душевность,
    это было своего рода ересью,
но допустимо-законной не для всех русских,
   а лишь для особо отличАющихся !!

Замятину нравилось быть еретиком и экспериментатором,
 который ставит под сомнение сложившийся канон.
В полной мере это заметно в рассказах и сказках,
      которые он писал после революции.

  «На трамвайной площадке временно существовал
  дракон с винтовкой, несясь в неизвестное.
Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову
дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах
    картуз засел… и дыра в тумане: рот».

  В коротком (на одну страницу) рассказе «Дракон»
писатель создал гротескный образ солдата-красноармейца,
    который выглядит как огнедышащий змей...
 За что месть краснЕ..?? Значит знал за что...
"Дракон" без раздумий убивает человека только потому,
что он «морда интеллигентная», а потом бережно согревает
    замершего воробья в своих красных лапах...
Тоже черта и русских,- за животИнку убить человека,
   но не простого, а плохого или живодёра !!

 Так автор описал парадоксальный характер,
  который родила Октябрьская революция.
  Крайняя жестокость в нем соседствовала
 Этот текст хорошо показывает сложившуюся
 у Замятина технику письма: меткие детали,
оригинальный синтаксис и сюрреалистические образы.
  Структура «Дракона» и других произведений
 напоминала анекдот с неожиданным поворотом
в конце, как у О Генри,- кой Уильям Сидней Портер.
  уУуххххххххххххххуУу
Донбасс Боевая ГОРловка
   *НовоРОСсия*
Замятин-писатель весь на ладони. 1 частЪ
   http://proza.ru/2023/01/20/40
Замятин-писатель весь на ладони. 2 частЪ
  http://proza.ru/2023/01/20/61
Замятин-писатель весь на ладони. 3 частЪ
   http://proza.ru/2023/01/20/106
Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ
   http://proza.ru/2023/01/20/126
Замятин-писатель весь на ладони. 5 частЪ
   http://proza.ru/2023/01/20/168


Рецензии
Молодец, Артур: так интересно разобрал особенность жизнедеятельности Замятина на почве обучения заинтересованных лиц писательскому мастерству!
А откуда Вы узнали, что писателю нравилось быть не только экспериментатором, но и еретиком? Разве гротеск непременно синоним еретика? Или я что-то путаю?..

Геннадий Мингазов   23.01.2023 21:24     Заявить о нарушении