Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ
Уже' признанный и состоявшийся писатель,
Замятин открыл в петроградском «Доме искусств»
класс художественной прозы.
Его студентами были будущие звезды
советской литературы Михаил Зощенко,
Вениамин Каверин, Константин Федин и другие.
На своих лекциях Замятин разбирал жанр малой прозы
именно с позиции писателя — он не давал советов,
но помогал понять, как устроены литературные
произведения изнутри вживую !!
Говорил о принципах построения сюжета и фабулы,
выработке стиля и языка, роли детали и характера
в короткой прозе. Фактически Замятин создал первый
в СССР и России курс писательского мастерства !!
Но такое положение дел устраивало не всех..:
поэт и критик Георгий Адамович в заметке
"О простоте и „вывертах“ Замятина
писал явно по заказу от верхОв..:
«Тогда вообще распространилось убеждение,
что все „делается“, и стоит только пройти курс
литературного ремесла, как немедленно станешь писателем.
Замятин, наделенный умом, энергией и талантом,
был беднее всего одарен чувством слова.
Как часто бывает с людьми, он особенно приналег
на то, к чему менее всего способен»...
\\*Синтез синтетизма против реализма*//
Замятин считал, что работает в русле синтетизма...
Так он называл направление искусства,
способное гармонично сочетать науку и творчество,
быт и фантастику, читателя и писателя.
Свое кредо писатель сформулировал в статье
«О синтетизме»:
«Ни одной второстепенной детали, ни одной лишней черты:
только суть, экстракт, синтез, открывающийся глазу
в сотую долю секунды, когда собраны в фокус, спрессованы,
заострены все чувства… Сегодняшний читатель и зритель
сумеет договорить картину, дорисовать слова, —
и им самим договоренное, дорисованное будет врезано
в него несоизмеримо прочнее, врастет в него органически».
Как раз за недостаток органичности писателя и критиковали.
Журналист Константин Федин называл его «гроссмейстером
литературы» и упрекал в том, что «инженерия его вещей
просвечивалась сквозь замысел».
Ему вторил Борис Пильняк, считавший Замятина
«почти совсем инженером и почти совсем не писателем».
По словам Павла Крусанова, в Замятине «конструктор
и писатель сплелись воедино», а в его художественное
мышление вошли «математика, умные числа,
геометрическая безупречность».
Поэтому он конструировал тексты как корабли,
«чертил пейзажи и рассчитывал траектории движения
персонажей по пространству повествования».
Для половины русской литературы,
в основном ценившей глубокий психологизм,
стихийный порыв и душевность,
это было своего рода ересью,
но допустимо-законной не для всех русских,
а лишь для особо отличАющихся !!
Замятину нравилось быть еретиком и экспериментатором,
который ставит под сомнение сложившийся канон.
В полной мере это заметно в рассказах и сказках,
которые он писал после революции.
«На трамвайной площадке временно существовал
дракон с винтовкой, несясь в неизвестное.
Картуз налезал на нос и, конечно, проглотил бы голову
дракона, если бы не уши: на оттопыренных ушах
картуз засел… и дыра в тумане: рот».
В коротком (на одну страницу) рассказе «Дракон»
писатель создал гротескный образ солдата-красноармейца,
который выглядит как огнедышащий змей...
За что месть краснЕ..?? Значит знал за что...
"Дракон" без раздумий убивает человека только потому,
что он «морда интеллигентная», а потом бережно согревает
замершего воробья в своих красных лапах...
Тоже черта и русских,- за животИнку убить человека,
но не простого, а плохого или живодёра !!
Так автор описал парадоксальный характер,
который родила Октябрьская революция.
Крайняя жестокость в нем соседствовала
Этот текст хорошо показывает сложившуюся
у Замятина технику письма: меткие детали,
оригинальный синтаксис и сюрреалистические образы.
Структура «Дракона» и других произведений
напоминала анекдот с неожиданным поворотом
в конце, как у О Генри,- кой Уильям Сидней Портер.
уУуххххххххххххххуУу
Донбасс Боевая ГОРловка
*НовоРОСсия*
Замятин-писатель весь на ладони. 1 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/40
Замятин-писатель весь на ладони. 2 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/61
Замятин-писатель весь на ладони. 3 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/106
Замятин-писатель весь на ладони. 4 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/126
Замятин-писатель весь на ладони. 5 частЪ
http://proza.ru/2023/01/20/168
Свидетельство о публикации №223012000126
А откуда Вы узнали, что писателю нравилось быть не только экспериментатором, но и еретиком? Разве гротеск непременно синоним еретика? Или я что-то путаю?..
Геннадий Мингазов 23.01.2023 21:24 Заявить о нарушении