Всё для блага человека

   А вы знали, что мы жили при «развитом социализме»? Да, до коммунизма чуть-чуть не дотянули, Америка джинсами и жвачкой   остановила нашу уверенную поступь в светлое будущее. Первыми пали партфункционеры и их отпрыски. А как вы думали – денег мешки, а тратить их не на что? И стали они придумывать рыночную экономику при плановой структуре производства. Ещё та авантюра получилась. Её описывать надо долго и подробно в романе из трёх, как минимум, томов. Но это я не осилю, отпущенное мне время выходит.
  Ну, а опишу я жизнь простого человека в эпоху позднего, развитого, социализма.
Девушка сирота, электромонтёр на заводе, встретила парня из села, коллегу, полюбила, поженились. Съёмные квартиры, маленькая зарплата, кредиты и «хождение по мукам» в попытке выбить комнату в семейном общежитии. Девушка то наша – «комсомолка, активистка, спортсменка». Через пару лет пошёл заводской комитет профсоюза на встречу молодой семье и выделил комнату площадью (аж) 13 квадратных метров в семейном общежитии и проживёт семья там первые (самые счастливые) десять лет своей жизни. Бесценный опыт выживания в экстремальных условиях.
  Родился первенец? Бегом, выписавшись из род.дома, в тот же завком профсоюза стать в очередь в детский сад. Поставили, 565 номер очереди. Прийти раньше надо было, а не на девятый день после родов, - так аргументировали чинуши сей факт. Подойдёт очередь лет через пять, в лучшем случае.  Большая часть, впереди стоящих, льготники – многодетные, папа в армии, папа в тюрьме, бабушка повариха в садике… Решают молодые, думают, как же их сыночку в садик попасть? Бабушек нет рядом, поваром не устроишь, стать многодетными -  опасно, можно не прокормить. Решили папу отправить в тюрьму, чтобы льготником сыночку стать… Всё во имя человека, всё для блага человека.
  Поменявшись очередью со знакомой у которой ребёнок старше, а в садик его водить не собираются, есть две бабушки, мы идём в садик в ясельную группу. Ребёнка надо одеть, на каждый день чистая рубашечка, шортики, трусики, маечка. А где их взять, если полки магазинов покрыты пылью? Мама, отработав весь день на заводе, ночью шьёт, перешивает, вяжет, перевязывает. Но вот, сандалики с дыркой в подошве, что делать, не пошьёшь? Картонная устилка и истерика у мамы. «Лёгенькая промышленность» хромает, спутники в Космос, в пыку Америке, конечно же нужнее.  Нет товара, у которого не было бы определения – дефицит.
  Может пищевая промышленность успешна в этой супер-державе?  Европейская часть, самая чернозёмная область, полки магазинов пусты. Продукты по талонам, молоко – в очередь с пяти утра, со спящим ребёнком на плече, мясо, простоишь в очереди 5-7 часов, сливочное масло – 200 гр в руки, если хватит. Конфеты? Подушечки в какао, в лучшем случае. Наша власть кормит голодающих детей Африки.  А свои?  Кому их здоровье интересно? Может Африка нас бананами, апельсинами обеспечивает?  Наши дети их попробовали подростками при капитализме.
  Школа. Да, ребёнка надо одеть к школе. Деньги папа заработает, проведя отпуск на уборке картофеля в колхозе. А за одеждой мы поедем в Москву – мекку для нищебродов с провинции. Там и купим школьную форму, ботиночки, пальтишко, шапку и портфель, и обеспечим ребёнка на пару лет. Только, дети имеют наглость быстро расти и экспедиции за три моря в поисках нарядов школьных обеспечены родителям регулярно.
 Книги? Мяч? Теннисная ракетка? Гитара? То, с чем растут нормальные дети? Заказать, достать, переплатить, выменять…
Отдых у моря? Велосипед? Магнитофон? Не ошибись в выборе, на всё денег всё равно не хватит.
Дача? Огород? Гектары в селе? Шабашки?  Всё и сразу, чтобы обеспечить себя и свою семью в эпоху развитого социализма самым необходимым.
 Медицина? Да, в Москве. Там сосредоточие всего. Ну, а холопам – клизму при ангине.
 Образование бесплатное? Я не смогла получить то, о котором мечтала, не было блата.
 Квартира бесплатно? Отбарабанив на мизерной зарплате во вредных условиях труда 10 лет мы получили голые оштукатуренные стены. Ещё один роман можно написать – как сделать ремонт новой квартиры в условиях тотального дефицита.
 И кто-то посмеет мне сказать, что социализм при продажной власти социально ориентированное государство?  Мизерные зарплаты, вечный дефицит, бюрократия, блат, унижения в конторах… Страшно представить, что нас ожидало при коммунизме.
 Я готова выслушать ваши упрёки и оскорбления. Но всё, что я написала, - правда!
Несколько ссылок на миниатюры про то «светлое» время.
http://proza.ru/2021/04/05/983 -  Крепкий сон
http://proza.ru/2021/05/18/1432 - Человеческий фактор
http://proza.ru/2021/10/26/1257 - Афган


Рецензии
Ну не знаю. Молоко в дефиците было считанные месяцы, да это было, только уже в начале 90 х, помнят это все, но не помнят, что было кратковременно. Ни о каком социализме тут уже речи быть не может.
Образование - извините, но дело, возможно, было не в системе. Мне ничто не помешало получить его в лучшем вузе области по конкурентной специальности. Правда, приезжали к нам на Урал девочки с Украины, вроде бы с Западной, но это не точно и говорили, что у них для поступления "торбу" надо иметь, запомнилось это выражение, так как у нас так не говорили.
У Вас перепутались все периоды советской власти и взят оттуда только негатив. Да, очереди и дефицит, слово "достать" - из песни слова не выкинешь, всё это было.
Но опять-таки, в Киеве были на экскурсии году в 80 м, смотрю - на витрине мясо, говядина и свинина, я школьницей была, но у меня ощущение нереальности происходящего - с рождения я не видела мяса в магазине, только на рынке, втридорога.
Были плюсы и минусы, искренне жаль, что у вас такая черная картинка сложилась.

Наталья Якимова   13.04.2024 14:50     Заявить о нарушении
Наталья, спасибо за прочтение и отзыв.
Мне придётся и Вам повторить, поясняя - Донбасс, небольшой курортный городок, пустые полки всех магазинов - и продуктовых, и промтоварных начиная с 80-х годов, когда у меня родились дети, и я не могла их кормить салом, как мужа. Вы сравниваете снабжение глубинки с Киевом, столицей? Браво. Цинизм высшей степени.
У меня ничего не перепуталось, в публикации описаны самые страшные годы моей жизни 1980 - 1991 год. На грани выживания в городе, окружённом совхозами и колхозами. Вся продукция отправлялась в Москву - там же люди, иностранцы, Олимпиада? А вы нам и не снились, трудяги. Справедливое распределение, да? Если вспомнить ещё о Берёзке, то Москва купалась в изобилии.
А картинка моя сложилась такой потому, что государству на меня, сироту, было начхать. Бюрократ на бюрократе сидел и бюрократом погонял. Я это описала в "Человеческий фактор" http://proza.ru/2021/05/18/1432 Мне сироте, отличнице в школе нужны были деньги для простой поездки в другой город для поступления в ВУЗ, а их не было. И кредит на обучение не возьмёшь. Конечно не система виновата, что медалистка, моя подружка, дочь учительницы, три года поступала в медицинский и не поступила. Отец, ветеран ВОВ, и слышать не хотел о том, что надо "подмазать" приёмную комиссию. НЕ СИСТЕМА ВИНОВАТА??? А кто?
Но Вы правы, были и плюсы - над головами моих детей тогда не летали русские ракеты. А вот внуки - дети войны, со всеми вытекающими последствиями.

Галина Куриленко   13.04.2024 17:06   Заявить о нарушении
Уважаемая Галина, ваши эмоции понятны и, поверьте, я глубоко Вам сочувствую. Но хочу сказать, что в те годы от социализма отреклись уже на всех уровнях, это как-то по другому уже назвать надо, но только не социализм.
Про Киев я поделилась воспоминаниями, чтобы объяснить, что столицы всегда лучше жили, и по моим наблюдениям, в Киеве точно не хуже Москвы было. Какие бы власти не были, поверьте, никогда глубинка, а особенно рабочая, заводская, никогда не будет жить, как столица. У курортных и туристических мест больше шансов.
Что касается обучения, то, как я понимаю из слов Ваших же соотечественниц, которые в начале 80х годов приезжали к нам учиться, видимо коррупция там, откуда были эти студентки, уже была. У нас? Не знаю. Все мои одноклассники поступили по способностям и усердию, без сюрпризов.
Мне очень жаль, что сейчас такая ситуация и я никогда бы не подумала, что такое возможно, но я искренне надеюсь, что всё наладится и в верхах примут правильные решения.

Наталья Якимова   13.04.2024 17:47   Заявить о нарушении
Наталья, рабочим, без связей и блата, было доступно только заочное образование. Мой муж закончил заочный ВУЗ, а я бросила на третьем курсе - не на кого было оставлять ребёнка, уезжая на сессию. Я не говорю, что на Урале было так же. Может отдалённость от центра привнесла свои коррективы в лучшую сторону.
Мои сыновья закончили очные ВУЗы, получив по два высших образования. Старший поступил на бюджетную форму обучения в 1995 году, а меньший, так же на бюджет, в 2000 году. Они при капитализме смогли получить хорошее образование, которое мне оказалось недоступно при социализме. Парадокс?
Ещё раз, спасибо за диалог. Не обижайтесь за мой тон. Ночи почти не сплю.
С уважением

Галина Куриленко   13.04.2024 19:19   Заявить о нарушении
Галина, ни в коем случае, желаю нам всем мира и добра!
С глубоким уважением!

Наталья Якимова   13.04.2024 19:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.