Общие сведения о новой экономической системе. Ч. 3

2. Способы внедрения новой экономической системы предприятия (новой организационно-правовой формы).

Существует несколько возможных способов внедрения НЭСП. Одним из них является преобразование в новую организационно-правовую форму  государственного предприятия. В этом случае экономические процессы после преобразования будут выглядеть примерно так, как изображено на рис.3. На нем показывается, что при работе НЭСП, включающей в себя систему динамического распределения прибыли, получаемой предприятием (СДРП), происходит увеличение дохода сотрудников и снижение дохода "государства". Также происходит соответствующее перераспределение основных фондов предприятия между всеми участниками производственного процесса, заключившими договор о сотрудничестве. Государство в данном случае, отражаемом рис.3, представлено на предприятии одним сотрудником, изначально внесшим в предприятие материальный вклад, равный стоимости всех основных средств предприятия, но не делающим в процессе функционирования предприятия никакого трудового вклада. В этом случае основные средства изнашиваются, амортизируются и постепенно перераспределяются между сотрудниками предприятия, участвующими в производственном процессе. Если же сотрудник, представляющий государство, будет участвовать в производственном процессе, то графические зависимости будут выглядеть несколько иначе, хотя смысл происходящих процессов останется тем же.

Образно процесс, изображенный на рис.3 можно представить продажей государственного предприятия сотрудникам предприятия в рассрочку. При этом механизм рассрочки определяется правилами системы динамического распределения прибыли (СДРП), представляющей собой основу предприятия новой организационно-правовой формы. Средства для такой оплаты берутся из прибыли предприятия и из амортизационных средств.

Другим способом внедрения НЭСП может быть государственное инвестирование (кредитование) экономических проектов. Такой подход аналогичен ранее рассмотренному варианту преобразования предприятия  государственной формы собственности в предприятие новой организационно-правовой формы,  соответствующей НЭСП, но сотрудники, представляющие государство, в этом случае участвуют в производственном процессе. Смысл тут в том, что государство может играть в экономике  как пассивную, так и активную роль. В первом случае, когда государство самоустраняется от непосредственного участия в производственных процессах, как, к примеру, предполагается в процессах, отражаемых рис.3, управление экономикой со стороны государства возможно лишь с помощью административных средств.  Если же государство участвует в экономических процессах, то в этом случае к административным средствам могут быть добавлены экономические рычаги управления. Такие рычаги могут быть добавлены при государственном инвестировании экономических проектов. 

Очевидно, что государство должно возвращать средства, вложенные в инвестируемый проект в связи с тем, что инвестиционные средства являются достоянием всего народа, состоящего из налогоплательщиков. Если вложение государственных средств в бизнес будет безвозвратным, то это обязательно приведет к появлению неликвидной материальной задолженности одних людей другим людям и, как следствие, к возникновению негативной формы эксплуатации. Если взять частный бизнес,  то в нем никто никогда не ожидает, что частное лицо будет инвестировать экономические проекты безвозмездно, без ожидания получения прибыли. Если и существуют такие прецеденты, то они являются скорее исключением из правил, а не правилом. Точно также и государство при инвестировании экономических проектов  должно ожидать если не получения прибыли, то хотя бы возврата вложенных средств. И то и другое при соответствующей настройке может обеспечить НЭСП, в которую включен механизм возврата вложенных инвестиционных средств в виде системы динамического распределения прибыли (СДРП). При определенных условиях величина возвращенных государству средств будет превышать размер государственных инвестиций. Это означает, что государство получит прибыль притом, что прибыль получит и само предприятие.

Основным необходимым условием возврата инвестиционных средств при таком подходе является работа на предприятии сотрудника, преследующего государственные интересы и отвечающего за эффективность использования инвестиционных средств. Результаты моделирования СДРП показывают, что в этом случае инвестиционные средства могут быть возвращены государству с прибылью без нарушения каких-либо экономических законов.

После того, как вложенные государством средства будут ему возвращены, оно может как покинуть проект, так и продолжить его сопровождение. К этому моменту большая часть производственных фондов будет находиться под контролем (в собственности) работников предприятия.  Следует отметить, что на тех же условиях экономический проект может быть проинвестирован не только государством, но и любым другим субъектом. Также они могут делать это одновременно.

По сравнению с частными предпринимателями, государство, как возможный инвестор экономических проектов, находится в более выгодных условиях. Через государственные органы проходит практически вся экономическая информация, которую предпринимателям при разработке бизнес-планов (технико-экономических обоснований) приходится иногда добывать и проверять самыми изощренными способами. Кроме того, государство всегда имеет возможность найти и подготовить высококвалифицированных специалистов для решения той или иной задачи. По этим причинам  государство, делая вклады в крупные и долговременные инвестиционные проекты, рискует значительно меньше, чем любой предприниматель. И риск этот может быть снижен до минимума при одновременном внедрении новой экономической системы предприятия (НЭСП), которая способствует повышению эффективности производства. При таком подходе государство может убить сразу несколько "зайцев":
- осуществлять управление не только административными, но и экономическими средствами;
- запускать любые экономически обоснованные проекты, в том числе и те, за которые в связи с повышенным риском не берутся частные предприниматели;
- снижать уровень безработицы;
- разрабатывать глобальные программы развития экономики, в том числе связанные с ее диверсификацией.

Предприятия, работающие на основе новой организационно-правовой формы, могут быть созданы и другими способами. Например, они могут быть созданы в результате самостоятельного объединения работников. Такой подход мало чем отличается от создания любых других предприятий. Если организационно-правовая форма прописана в Гражданском кодексе, то допустим любой подход к ее созданию. В том числе возможно и безболезненное преобразование частного предприятия в предприятие новой организационно-правовой формы, где инициатором такого создания будет выступать не государство, а владелец предприятия. На первый взгляд такое преобразование выглядит фантастически, поскольку  трудно ожидать желания частного индивидуального бизнеса превращаться в коллективный. Но при наличии соответствующих условий это возможно. Например, такие условия могут быть созданы уже существующими предприятиями новой организационно-правовой формы, которые в той же экономической нише работают более эффективно. В этом случае возникнут условия для вытеснения менее эффективных организационно-правовых форм с экономического рынка. Другими словами, преобразование в НЭСП в таких условиях будет выглядеть для владельца частного предприятия вполне разумным и выгодным решением.  То же самое можно сказать про акционерные предприятия, которые в некоторых случаях могут оказаться менее эффективными по сравнению с предприятиями новой организационно-правовой формы и их владельцы будут вынуждены приступить к преобразованию.


**********************************************

Общие сведения о НЭСП часть 1: http://proza.ru/2023/06/10/1622
Общие сведения о НЭСП часть 2: http://proza.ru/2025/04/09/1028
Общие сведения о НЭСП часть 3: http://proza.ru/2025/04/09/1041

**********************************************

Ссылки, использованные в тексте:

1. Гайворонский С. Эксплуатация человека человеком (обоснование, разработка и моделирование новых организационно-правовых форм), М., 2018. – 262с.
https://vk.com/doc241716929_682584893 или
http://www.gaivoronsky.narod.ru/books/exp/EXP_r9.pdf 
2. Гайворонский С. Самоорганизация экономической системы - современное качество управления. 
http://gaivoronsky.narod.ru/books/so/metod7.htm
3. Гайворонский С.  Роль основных средств (инструментов и оборудования) в экономике.
http://proza.ru/2024/08/14/735
4. Гайворонский С. Основы физической (естественной) экономики.
 http://proza.ru/2024/08/01/1509


Рецензии