Общие сведения о новой экономической системе. Ч. 3

2. Способы внедрения новой экономической системы предприятия (новой организационно-правовой формы).

Есть несколько вариантов внедрения НЭСП. Один из них — преобразование государственного предприятия в новую организационно-правовую форму. Экономические процессы при этом будут выглядеть так, как показано на рис. 3. Диаграмма на рисунке, созданная на основе исследования модели НЭСП, демонстрирует, что при работе этой системы, включающей в себя систему динамического распределения прибыли (СДРП),  доход сотрудников постепенно увеличивается, а доход государства снижается. Основные фонды предприятия также перераспределяются между всеми участниками производственного процесса, подписавшими договор о сотрудничестве. Государство представлено на предприятии как абстрактный сотрудник, который внес материальный вклад, равный стоимости всех основных средств, но не участвует в трудовом процессе.

Процесс, изображенный на рис.3, можно представить как постепенную передачу государственного предприятия, работающего в режиме нерасширенного воспроизводства (стоимость основных средств постоянна) в собственность сотрудников предприятия. При этом механизм передачи определяется правилами системы динамического распределения прибыли (СДРП), представляющей  собой основу предприятия новой организационно-правовой формы. В свою очередь правила СДРП основываются на естественных (физических) законах.

Другим способом внедрения НЭСП может быть государственное инвестирование (кредитование) экономических проектов. Такой подход аналогичен ранее рассмотренному варианту преобразования предприятия  государственной формы собственности в предприятие новой организационно-правовой формы. Отличие лишь в том, что при преобразовании происходит перераспределение стоимости существующих основных средств,  а при инвестировании – перераспределение  финансов, предоставляемых государством, на которые основные средства будут приобретаться. Данные, приведенные на рис.3, позволяют говорить, что как в случае преобразования, так и в случае инвестиций государство при эффективно работающем предприятии полностью возвращает свои средства  в виде ежемесячно поступающего дохода.

Очевидно, что государство должно возвращать средства, вложенные в инвестируемый проект в связи с тем, что инвестиционные средства являются достоянием всего народа, состоящего из налогоплательщиков. Если вложение государственных средств в бизнес будет безвозвратным, то это обязательно приведет к появлению неликвидной материальной задолженности одних людей другим людям и, как следствие, к возникновению негативной формы эксплуатации, которая обстоятельно описана в [1]. Действительно, если взять частный бизнес,  то в нем никто никогда не ожидает, что частное лицо будет инвестировать экономические проекты безвозмездно, без ожидания получения прибыли. Если и существуют такие прецеденты, то они являются скорее исключением из правил, а не правилом. Точно также и государство при инвестировании экономических проектов  должно ожидать если не получения прибыли, то хотя бы возврата вложенных средств. И то и другое при соответствующей настройке может обеспечить НЭСП, в которую включен механизм возврата вложенных инвестиционных средств. При определенных условиях, основным из которых является прибыльность предприятия, величина возвращенных государству средств будет превышать размер государственных инвестиций. Это означает, что государство получит прибыль притом, что прибыль получит и само предприятие.

После того, как вложенные государством средства будут ему возвращены, оно может как покинуть проект, так и продолжить его сопровождение. К этому моменту большая часть производственных фондов будет находиться под контролем (в собственности) работников предприятия, добившихся этого как своим трудом, так и собственными материальными вкладами в производство, которые система всячески стимулирует делать.

По сравнению с частными предпринимателями, государство, как возможный инвестор экономических проектов, находится в более выгодных условиях. Через государственные органы проходит практически вся экономическая информация, которую предпринимателям при разработке бизнес-планов (технико-экономических обоснований) приходится иногда добывать и проверять самыми изощренными способами. Кроме того, государство всегда имеет возможность найти и подготовить высококвалифицированных специалистов для решения той или иной задачи. По этим причинам  государство, делая вклады в крупные и долговременные инвестиционные проекты, рискует значительно меньше, чем любой предприниматель. И риск этот может быть снижен до минимума в условиях работы новой экономической системы предприятия (НЭСП), которая способствует повышению эффективности производства. При таком подходе государство может убить сразу несколько "зайцев":
- осуществлять управление не только административными, но и экономическими средствами;
- запускать любые экономически обоснованные проекты, в том числе и те, за которые в связи с повышенным риском не берутся частные предприниматели;
- снижать уровень безработицы;
- разрабатывать глобальные программы развития экономики, в том числе связанные с ее диверсификацией.

Предприятия, работающие на основе новой организационно-правовой формы, могут быть созданы и другими способами. Например, они могут быть созданы в результате самостоятельного объединения работников. Такой подход мало чем отличается от создания любых других предприятий. Если организационно-правовая форма прописана в Гражданском кодексе, то допустим любой подход к ее созданию. В том числе возможно и безболезненное преобразование частного предприятия в предприятие новой организационно-правовой формы, где инициатором такого создания будет выступать не государство, а владелец предприятия. На первый взгляд такое преобразование выглядит фантастически, поскольку  трудно ожидать желания частного индивидуального бизнеса превращаться в коллективный. Но при наличии соответствующих условий это возможно. Например, такие условия могут быть созданы уже существующими предприятиями новой организационно-правовой формы, которые в той же экономической нише работают более эффективно. В этом случае возникнут условия для вытеснения менее эффективных организационно-правовых форм с экономического рынка. Другими словами, преобразование в НЭСП в таких условиях будет выглядеть для владельца частного предприятия вполне разумным и выгодным решением.  То же самое можно сказать про акционерные предприятия, которые в некоторых случаях могут оказаться менее эффективными по сравнению с предприятиями новой организационно-правовой формы и их владельцы будут вынуждены приступить к преобразованиям.

НЭСП, не требуя борьбы с частной собственностью на средства производства, отличается от  капиталистического и социалистического (государственно-капиталистического) способов организации производства  тем, что в ней отсутствует какое-либо отчуждение работников от основных средств производства. При капитализме основные средства находятся в собственности у капиталиста. У работника они отчуждаются полностью. При социализме (государственном капитализме) основные средства находятся в собственности у государства. В этом случае, несмотря на то, что основные средства косвенно принадлежат работникам, являющимися гражданами государства, они принадлежат им усреднено. Это означает, что часть результата труда одних работников, воплощенная в основных средствах производства, отчуждается и передается другим работникам, например, лодырям, безынициативным работникам, бюрократии, номенклатуре, тормозящей внедрение инновационных разработок,  и работникам, только начинающим трудовую деятельность, вложившим в создание основных средств небольшое количество труда, но пользующимся эффектом от использования основных средств в равной степени с теми, кто их на самом деле создал и кто является их действительными собственниками. На такое равенство (усреднение) по отношению к основным средствам, которого на самом деле в экономике быть не может, указал ваучеризатор-комбинатор Чубайс, раздавший каждому гражданину СССР по ваучеру и присвоивший себе при этом значительную долю заработанного другими людьми.

Основные средства имеют в экономике огромное значение, повышая эффективность человеческой деятельности. Поэтому и при капиталистическом, и при социалистическом (государственно-капиталистическом) способе производства возникает эксплуатация – присвоение результата труда одних людей другими людьми. Неважно, кто присваивает результат труда, капиталист, лодырь, бюрократ или кто-то еще. Все они выглядят эксплуататорами, снижающими эффективность человеческой деятельности и создающими социальную напряженность в обществе.

Чтобы в обществе был мир, порядок и максимальная эффективность производства, повышающая благосостояние людей, нужно искать, разрабатывать и внедрять системы, сводящие эксплуатацию к минимуму.  Для такой цели подходит НЭСП, которую  вполне можно реализовать уже сегодня потому что:
-  она не требует борьбы с частной собственностью на средства производства или отмены рыночных отношений, а, наоборот, требует их наличия. 
- она не требует экспериментирования над всем государством в целом и может быть внедрена на отдельно взятом предприятии.

НЭСП имеет теоретическое обоснование, которое может примирить экономистов с разным отношением к частной собственности на средства производства. Из этого обоснования следует, что частная собственность на средства производства, конечно, имеет отношение к существованию эксплуатации - в этом многие теоретики и их последователи несомненно правы. Но здесь есть нюанс: в возникновении эксплуатации виновна не сама частная собственность, а некорректное с ней обращение. НЭСП, практически, и обоснование НЭСП, теоретически, могут помочь разобраться с данным вопросом, возникшим в связи с революциями, контрреволюциями и перестройками, и помочь понять кто мы?, где мы?, куда мы?



**********************************************

Общие сведения о НЭСП часть 1: http://proza.ru/2023/06/10/1622
Общие сведения о НЭСП часть 2: http://proza.ru/2025/04/09/1028
Общие сведения о НЭСП часть 3: http://proza.ru/2025/04/09/1041

**********************************************

Ссылки, использованные в тексте:

1. Гайворонский С. Эксплуатация человека человеком (обоснование, разработка и моделирование новых организационно-правовых форм), М., 2018. – 262с.
https://vk.com/doc241716929_682584893 или
http://www.gaivoronsky.narod.ru/books/exp/EXP_r9.pdf 
2. Гайворонский С. Самоорганизация экономической системы - современное качество управления. 
http://gaivoronsky.narod.ru/books/so/metod7.htm
3. Гайворонский С.  Роль основных средств (инструментов и оборудования) в экономике.
http://proza.ru/2024/08/14/735
4. Гайворонский С. Основы физической (естественной) экономики.
 http://proza.ru/2024/08/01/1509 или
https://vk.com/doc-66689286_691504851


Рецензии