Хочу, чтобы люди знали!

    Сохранилось предание, что последней печалью умирающего Булгакова был роман о Мастере. «Хочу, чтобы они знали…» – прошептал Михаил Афанасьевич наклонившейся над ним жене. Эти предсмертные слова писателя – духовная заповедь живущим понять глубинный смысл его книги.

    Известно также, что в первые годы установления дипломатических отношений советской России с США заокеанский посланник искушал советскую верхушку лучшей жизнью. И так случилось, что в фееричном весеннем фестивале в американском посольстве Михаил Булгаков воочию увидел Бал Сатаны для своего романа. Далее привожу статью «Как прием посла США превратился в бал Сатаны в романе «Мастер и Маргарита»», опубликованную 20 мая 1920 года на платформе «Дзен» блогером «Фишки и шишки опытного туриста».


    Гости съезжаются в старый особняк Спасо-хаус на весенний бал. Устроитель — первый американский посол в советской России Уильям Буллит. Вечер 24 апреля 1935 года. На приеме, помимо американцев, весь высший партийный и руководящий «свет». Нет разве что только Сталина. Еще живы Тухачевский и Мейерхольд, Бухарин и Радек. Но «последний бал их жизни» начал свой отсчет. И «Аннушка уже пролила масло», уже ничего не остановить.

    Все в сборе. Все готово. В зале в угловые вольеры выпущены животные, живые березы в столовой распустили листья точно в срок, под потолком над сеткой летают попугаи и зяблики, бассейн наполнен шампанским, стена украшена розами, а на столах выставлены вазы с тысячами финских тюльпанов. Гаснет свет. Зал озаряет лишь «луна в окружении созвездий» — засверкала потолочная подсветка. Играет пражский оркестр, как раз находящийся на гастролях в Москве. Красиво, роскошно, щедро.

    Не все идет по плану. Вырвавшись из клетки, в блюдо с фуа-гра (из Страсбурга привезенное!) залетел петух. «Пошутил» над медвежонком и напоил его шампанским подвыпивший публицист. Бедного мишку потом аж стошнило на одного из гостей. Скандал, суета официантов, отмывающих ордена на мундире, возмущенные крики пострадавшего.

    Праздник продолжается на втором этаже особняка. Шашлык по-кавказски, советский маршал танцует лезгинку с балериной Большого театра, карточные фокусы показывает французский летчик (кстати, это был Антуан Сент-Экзюпери).

    На этот же бал приглашен Михаил Булгаков с супругой. Причины приглашения остаются за кадром, ведь творчество Булгакова оценивалось политиками неоднозначно. Но так случилось, что писатель оказался среди той самой элиты, которая его недолюбливала. Своим метким писательским глазом смотрел он на все это «американское великолепие» в стиснутой правилами и рамками России.

    Здесь все было так, как говорила советская пропаганда о враждебном заокеанском образе жизни. Булгаков в это время как раз работал над балом сатаны в романе «Мастер и Маргарита». И вот он, описанный им бал, только еще реалистичнее, в деталях, роскошнее и с размахом. После этого весеннего бала у Буллита, Булгаков уничтожает готовую главу романа о «весеннем бале полнолуния» Воланда. И пишет ее заново. Читаем:

    «...Маргарита поняла, что она находится в совершенно необъятном зале, да еще с колоннадой, темной и по первому впечатлению бесконечной. Невысокая стена тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников... Били, шипя, фонтаны, и шампанское вскипало пузырями в трех бассейнах».

    Не только бал предстал перед Булгаковым в его идеальном воплощении. Но и в образ дьявола добавились реалистичные штрихи. Воланд — он же Буллит! Могущественный и озорной искуситель, обаятельный и непредсказуемый, «свой» в великосветской компании и одинокий по жизни, естественный в блеске роскоши и доброжелательный к многочисленной свите.

    А еще обладающий магнетическим взглядом. Все это было присуще американскому послу. И все эти черты «очеловечили» Воланда. Исследователи творчества Булгакова прямо заявляли: именно посол и стал одним из главных героев самого мистического и загадочного романа писателя. Но вот что удивительно. Дьявол в книге и в жизни разрушает только то, что уже гниет. Именно такой философский смысл «дьявола» у Булгакова видит исследователь П. Палиевский:

    «Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознает честь, живет ею и наступает. Работа его разрушительна — но только среди совершившегося уже распада».*

    Бал подходит к концу. Советская элита веселится, не зная, что совсем скоро многих из них не пощадит сталинское «правосудие». Пытки и расстрел уготован первым маршалам Союза Михаилу Тухачевскому и Александру Егорову. Всего через год «врагами народа» объявят Николая Бухарина и Карла Радека. Хотя именно им Сталин приказал написать текст первой советской конституции, так как его содержание видит сам вождь. Расстреляют и «немецкого и японского шпиона» Всеволода Мейерхольда.

    Не только весенним балом 1935 года запомнился особняк столичной верхушке. Оригинальность и фантазия Буллита, как и его нестесненность в средствах, вызывали многочисленные сплетни и толки. На рождественском вечере 1934 года, например, шампанское гостям выносили три дрессированных морских льва. После такого эффектного появления «артисты» еще сыграли на гармонике и даже побросали друг другу мяч. К ужасу устроителей этого циркового представления, дрессировщик перебрал с выпивкой, а ластоногие артисты, почувствовав свободу, устроили переполох среди гостей. Не зря в дипломатической среде американское посольство частенько называли «Цирком Буллита».

    Здесь в разное время на официальных приемах принимали высоких гостей, встречали диссидентов, проводили концерты знаменитостей. Таким нехитрым способом посол создавал в столице «мирового социализма» своеобразный островок свободы. Или искушал...


    Так что же такого особенного хотел передать нам Михаил Булгаков посредством своего гениального романа «Мастер и Маргарита»? Не то ли же самое, что и я пытаюсь во многих своих статьях вложить людям в головы? Что на Земле параллельно сосуществуют два социальных вида человека разумного!**

    А именно: человечество, состоящее из людей Света (в данном случае такими людьми Света в книге были представлены искушаемые русские), и человечество, состоящее из людей Тьмы (в данном случае такими людьми Тьмы в книге были представлены искушающий «немец» Воланд и его свита, олицетворяющая собой, по моему мнению, сообщество западноевропейских народов)! А также и то, что людям Света следует не просто тупо знать о существовании людей Тьмы, но и взять за правило всячески избегать всех их изощренных уловок и искушений!***

    Причем само различие между людьми Света и людьми Тьмы заключается в том, что если первые из них строят и регулируют собственные межличностные отношения с помощью богоугодного (т.е. Естественного (Потребного)) принципа Служения посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей, то вторые — уже с помощью дьяволоугодного (т.е. Противоестественного (Непотребного)) принципа Властвования посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий!****

    Dhidhis Ghornikarios (Великий Гончар).


    * Все правильно! Суть миссии Дьявола есть извращение всего того Естества (Потребства) во взаимоотношениях между людьми, что присуще им от Бога! И вот если среди людей Тьмы извращение Божьего Естества (Потребства) в порядке вещей, ибо Дьявол их глава, то среди людей Света поддаются на такого рода уловки и искушения уже именно лишь те, кто сам тому рад!
    ** Потому как человек существует сразу в трех сферах собственного бытия-сознания: в анатомически-физиологической, в понятийно-чувственной и в морально-нравственной, то по этой причине и рассматривать истинное различие между представителями разных человеческих популяций также следует исходя из трех вышеперечисленных позиций.
    И вот таким образом, если в анатомически-физиологической и в понятийно-чувственной сферах собственного бытия-сознания все люди на Земле действительно принадлежат к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens sapiens, то, в свою очередь, в морально-нравственной такого единства среди них уже нет и в помине. А что есть, так это два таких социальных вида человечества, как то: Homo Sapiens Divinus – человек Света и Homo Sapiens Diabolikus – человек Тьмы!
    *** О том, представители каких народов являются людьми Света, а каких — людьми Тьмы, читайте в статьях:
    1. «О народах Света и Тьмы» — http://proza.ru/2025/10/18/987.
    2. «О Homo Sapiens Divinus и Homo Sapiens Diabolikus» — http://proza.ru/2025/07/26/165.
    3. «Мы и они» — http://proza.ru/2023/08/18/533.
    4. «Образ Дьявола и современный Запад» — http://proza.ru/2025/04/12/1133.
    5. «О проблеме общечеловеческой идентичности» — http://proza.ru/2024/11/05/464.
    6. «Украина и нацизм» — http://proza.ru/2023/03/06/716.
    7. «Что мешает нам построению общечеловеческого дома?» —http://proza.ru/2025/06/10/270.
    **** На тему проявления принципов Служения и Властвования читайте в статье «Служение и Властвование. Суть их проявления» — http://proza.ru/2022/07/08/644.


Рецензии
Здравствуйте! Хочу узнать суть написанного. Заинтересовал!
постараюсь прочитать предложенные статьи. Подводит зрение.
С уважением - Г.В.Калинина.

Галина Калинина   26.11.2025 08:08     Заявить о нарушении
Здравствуйте Галина!

Такая трактовка смысла романа Булгакова «Мастер и Маргарита», как у меня в статье, базируется на моем учении «Азы Истины». К сожалению, это совершенно новое комплексное учение, затрагивающее многие стороны человеческого бытия-сознания, как раз в силу своей новизны, пока еще весьма и весьма сложно для восприятия неподготовленного человека! По этой причине сперва приведу здесь квинтэссенцию того знания из этого учения, которое как раз и привело меня к той самой предложенной мной трактовке романа Михаила Афанасьевича.

Человеческое бытие-сознание не является одномерным, а одновременно и параллельно существует сразу в трех сферах: в анатомически-физиологической, в понятийно-чувственной и в морально-нравственной. И вот по этой причине, если в анатомически-физиологической и в понятийно-чувственной сферах собственного бытия-сознания все люди на Земле действительно принадлежат к одному и тому же биологическому виду Homo sapiens sapiens, то, в свою очередь, в морально-нравственной такого единства среди них уже нет и в помине.

А что есть, так это два таких социальных вида человечества, как то: Homo Sapiens Divinus (человек Света), строящих и регулирующих собственные межличностные отношения с помощью богоугодного Естественного (Потребного) принципа Служения посредством исполнения разного рода священных Обязательств и/или Обязанностей, и Homo Sapiens Diabolikus (человек Тьмы), строящих и регулирующих собственные межличностные отношения с помощью дьяволоугодного Противоестественного (Непотребного) принципа Властвования посредством предъявления разного рода исключительных Прав и/или Правомочий.

Таким образом, полагаю, что для того, чтобы понять суть мной написанного, вам следует для начала прочесть такие четыре мои статьи:
1. «О двух сферах бытия-сознания» — http://proza.ru/2024/03/27/646.
2. «Естество и Противоестество. Суть их отличия» — http://proza.ru/2022/01/16/887.
3. «Служение и Властвование. Суть их проявления» — http://proza.ru/2022/07/08/644.
4. «О народах Света и Тьмы» — http://proza.ru/2025/10/18/987.

Владимир Баталов   26.11.2025 11:47   Заявить о нарушении
Ну что, уважаемая Галина, не заладилось у вас с моим учением?

Владимир Баталов   30.11.2025 20:23   Заявить о нарушении