Рецензии на произведение «Тайны окраин»

Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Добрый день, Григорий!

Чувствуется, что автор любит Фолкнера. Написано прекрасным языком. Много уместных лакун в тексте, оставленных для воображения читателей. Автор рассказывает читателям миф. У всех людей есть осколки мифологического мышления.
Потому что вначале люди воспринимали космос как миф, затем как объект, как субъект, как субъект и объект …, а завершится все волшебной книгой или новым мифом. Рассказ всегда будет вызывать противоречивые мнения. И все будут правы. Все дело в эмоциональном коде текста. Сочинитель пишет, а читатель читает для получения тех или иных эмоций. Каждому нужны свои эмоции. Эмоциональные коды автора и читателя должны совпасть. Свобода и заключается в выборе эмоций и мифов.

Спасибо за доставленное удовольствие!
С уважением,

Александр Галяткин Юлия Фадеева   20.04.2018 12:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юлия и Александр!
И Фолкнера люблю, вы правы, и на миф, и на мифологический аспект прозы смотрю именно так.
Рад встретить такое интеллигентное чтение! Спасибо! Очень приятный отзыв.

С уважением. Творческих успехов!
Григорий.

Григорий Лыков   20.04.2018 13:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Очень интересная вещь, сразу множество ассоциаций, одно это уже хорошо с читательской, потребительской точки зрения. Сначала возникает такое смутное литературное дежавю, кажется, что нечто подобное (в хорошем, вкусном смысле) когда-то читал у кого-то из современных европейских писателей. Но, что интересно, вспомнить не получается, это лишь такая несколько интригующая иллюзия.
Не знаю, понял ли я до конца всю композицию рассказа. Рискну сделать несколько предположений, может быть, и ошибочных, но почему бы нет, в конце концов ))
Кажется, Вовчика убили именно потому, что они с Деей в каком-то смысле поменялись местами, астральными адресами. Конечно, его и раньше уже выбрасывали из окон, как это бывает и в Латвии, да и Дея упала отнюдь неспроста, это понятно. Но именно это совместное пребывание в элитной клинике что-то повернуло, сместило в их жизни.
Астральный аспект мне лично в любом случае весьма интересен как бывшему оккультисту, я в этих делах немного понимаю, скажем так ))
Но важнее, конечно, сама композиция, форма, в том смысле, как мы с Вами её недавно обсуждали, Григорий. В общем, получил удовольствие, понравилось, и ещё как.
Напоследок вопрос: моя ассоциация между мобильным телефоном Деи и серебристого цвета машиной, из которой расстреляли Вовчика - случайна или вложена в рассказ автором?!
С дружеским приветом,
Сергей
P. S. Глянул напоследок отзывы ))
Если у Вас есть желание, оккультный аспект можно обсудить отдельно.

Капитан Медуза   19.01.2018 01:58     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!
Текстик мутноватый, и в ряде мест не давшийся мне в руки, как форма. Сейчас бы писал его иначе.
Но был такой период перехода от "экзистенциальных" больших сочинений типа "Башен" и "Дом альбома", которые меня укатали просто) - к чему-то типа более легкому по смыслу.

У меня нету жестких авторских моделей прочтения моей писанины - типа, только так, и не иначе. Об этом спорил немало с другими авторами. (В отзывах есть принципиальная моя полемика с известным российским филологом и автором, писавшем здесь под именем Виктор Винчел).

Это принципиальная моя позиция. Понимаю прекрасно, что живём в эпоху постмодерна в культуре, а это значит в том числе и "суверенность читательских прав" - полную свободу выбора читающего.

Потому мне интересно всегда: как прочитал другой человек?

Кто читал Тайны, делятся на 2 группы: тот, кто понимает астральную линию здесь, и кто нет. Еще подумал, что если Вы сюда доберетесь, Вас будет интересно послушать, Вы-то знаете, о чем идет речь.
Сам я оккультизмом ни-ни. У меня Анжелика этим больше интересовалась в жизни (но очень осторожно), отсюда и кой-какие представления. Кстати, она занимается астрологией довольно профессионально и давно, - а вообще сама (имея образованием матфак ДВГУ) - один из лучших в городе мануальных терапевтов.

Но вот опыт столкновения был. Делали мне и привороты. И вот с такими впечатлениями в снах сталкивался сам).
Руки чесались рассказать всё это к случаю. И вот - как интересная фактура легло в рассказ о таком "загадочном Дальнем Востоке 90-х", бандитском, патриархальном итд.

Очень интересно то, что Вы сопоставили именно так пересечение Вовчика с Деей в клинике - как обмен астральными адресами! Не задумывался о таком ходе, но - почему бы и нет, он вполне возможен.
(Кстати, здесь интереснейшая тема о том, как смыслы порой вырываются из рук пишущего. Это известное место в первую очередь по трудам Ролана Барта - текст в чтении другими всегда смыслово иной, чем в написании автором. И автор к этому должен быть готов! И строить текст так максимально нежёстко, чтобы потом не пришлось говорить: "А я-то задумывал всё иначе.." У Фолкнера (люблю у него многое!) есть фраза: "Любая написанная вещь - это поражение автора. Главное, надо уметь достойно проиграть". Вот Тайны - это поражение-поражение. Для меня самого - точно. Композиционное именно. Но... любопытное, видимо.

Сергей, а где там серебристый автомобиль? Вроде просто бесцветный. По крайней мере, такой связи не вкладывал сознательно).

Григорий Лыков   21.01.2018 11:43   Заявить о нарушении
О, астрологией я сам занимался, в системе джйотиша, старой-индийской, как в песенке про Фишера )) это интересно - расширяет представление о мире. Хотя, конечно, смотря как заниматься, это зависит. Кстати, в этом году, вечером 27 июля будет иметь место прелюбопытнейшее астрономическое совпадение - полное лунное затмение и Великое сближение с Марсом, причём они на небе буду, конечно, близко, в оппозиции. Такое редко бывает в один момент! К теме не относится, просто рассказал, чтоб не забыть.
Насчёт оккультизма тут всё очевидно, даже странно, если кто-то не понимает. Скажу одно - оккультизм это полная ерунда по сравнению с нападением демонов. Вот там ДА, там ОГО. Эта публика умеет много, это не человеческие какие-то построения... Я н когда не пишу на эту тему, всё равно никто не поймёт, хотя, полагаю, этому подвергались многие, но не осознавали сути происходящего.
О понимании текста и вообще о понимании вещи читателем - совершенно верная мысль! Я бы даже шире сказал: каждый (или почти каждый) человек яавляется зрителем мира, и это не пассивное состояние, а со-творчество, оно, само это восприятие, неким образом влияет на мир, на космос, на всё окружающее даже в том редком случае, если человек ничего не делает, не говорит и никак не выражает своего мнения. Причём здесь не какая-то там мистика, а фундаментальный закон природы, один из базовых. В этом смысле вполне оправданы слова Христа про гору, которая верой сдвигается с места. Только вера это не вера в чудеса, а вера в реальность! В этом весь фокус.
Ещё один момент. В Ваших рассказах присутствуют весьма загадочные моменты автобиографического или псевдо-автобиографического плана, когда хочется угадать - вот это собвтие, этот момент - было с автором или он придумал его, откуда-то взял. Например, про драку мальчишек, про девчонок, про разговор на национальную тему в повести Вавилонские башни и тд. Хочется угадать, но спросить всё ж как-то неудобно. Такие вот ещё интересные моменты, интригующие.
А читатель - он иногда слегка рассеян и на ходу выдумывает какие-то лишние ассоциации, например совпадение цветов телефона и автомобиля, не без этого, прошу прощения ))
Очень рад обсудить Вашу прозу, Григорий, тем более, что это позволяет затронуть и другие интересные вопросы, вплоть до антропного принципа (если я не путаю сейчас термин, что со мной порою случается).
Прошу прощения за возможные опечатки, знаю, что их в ответах исправить невозможно, но я пишу с планшета, тут толком сам не видишь, что пишешь ))
Рад продолжению разговора!
Сергей

Капитан Медуза   21.01.2018 15:35   Заявить о нарушении
Сергей, насчет опечаток - не волнуйтесь, пожалуйста, нисколько не мешают разговору. Сам грешу, когда быстро пишу, клавиатура уже попользована изрядно.

Лишние ассоциации - наоборот, интереснейшая вещь. Это же говорит об эмоциональности чтения, а что еще может быть приятней автору? Всё это как раз те самые свидетельства сотворчества, о которых Вы сказали.
Ну и, потом, почему неудобно спрашивать о связи автобиграфического и придуманного? Мне тоже всегда интересно было понять, где здесь мера и границы - некая тайна! - у других пишущих.
Пример - помните? - красноармеец Ладья у Бондарева. Это тоже было как заглянуть в творческую мастерскую. И самому увидеть, как жизнь преобразовывается в литературу и миф! Казалось бы, я и так знаю, как ищутся такие детали, - но как приятно было "для себя" сделать это открытие!
Поэтому абсолютно закономерным вижу Ваш вопрос. Попробую ответить.

Про драку мальчишек. В последней школе, куда пришел в 7 классе, был обычай выяснять отношения на заднем дворе. Видел такого немало, сам (!) не участвовал ни разу. Я был очень безвредный, не от мира сего, пацан ("наблюдатель по жизни"!)), и, удивительно, меня приняли к себе без драк. А сами лупили друг друга нещадно. Ребята все были грубые, дети местных заводских рабочих, я был из интеллигентной инженерской семьи, - и как-то сложились у нас отношения. Дружим до сих пор, правда, теперь часто на похоронах встречаемся...

История с девчонкой в том рассказе - придуманная насквозь. Но я и героя делал там такого - он был активный "не-я". Опять же, видел, как это бывало у других, и слышал тоже - со мной делились, знали, что "дальше меня никуда не уйдет". Я в то время боялся к девчонкам подходить и с восторгом смотрел, как одноклассники преодолевали свой страх. Это потом я стал студентом и быстро раскрепостился)).

Был ли разговор о ксенофобии? Такой открытый, как в повести, - нет. Хотя, мне представляется, был возможен. Бытовая ксенофобия (именно антисемитизм) была, порой не сильно заметно, но чадила. В вузах всё это, конечно, было прикрыто неписанными правилами внешне интеллигентного поведения. Но зависть к талантливым евреям в ученой среде была, конечно.
Взрыв произошел в начале 90-х, в обстановке "свободы" в новой России, подогретый к тому же массой конспирологической литературы низкого пошиба. Вот тут многим моим приятелям посносило головы. Мне это было дико видеть. Я тогда шел в совершенно противоположном направлении - к пониманию единства культур и яркости многонационального целого. Много "дружб" на этой почве даже просто и закончились - во взаимном непонимании, недоумении и брезгливости.

Григорий Лыков   24.01.2018 08:14   Заявить о нарушении
Спасибо большое, что рассказали, Григорий! Очень интересно, потому что ведь у каждого свой жизненный опыт, порой столь различный, что по одной этой причине людям очень трудно друг друга понять. Я это много раз замечал, в том числе и тут, на прозе. Вот у меня тоже в моих стихах и мини - всё перепутано )) Какая-то часть полностью автобиографическая, а какая-то наоборот, совсем не про себя. Мне-то самому это известно, а вот читатели - не знаю, различают ли... Мне кажется, что в общем должны отличать, но полной уверенности быть не может. Другое дело, что все мои вещицы написаны довольно лаконично и по построению проще, чем Ваши, это, конечно, читательскую задачу упрощает во всех отношениях ))
Впрочем, у меня в моих сочинениях изрядно иронии, которую многие люди, как ни странно, совершенно не замечают, это уже другая сторона.
О конспирологии. Я пришёл к выводу, что всё это чепуха. То есть, какая-то доля истины иногда присутствует, но общее направление, выводы - совершенно ошибочные! Всё одновременно и сложнее, и проще, но точно не так, как представляют себе дело "разоблачители заговоров". Здесь у них, как у многих психически больных людей, имеет место сочетание преувеличенной логики, искусственных мысленных построений и отсутствия чувства меры и юмора. При том, что сами они совершенно здоровы! Следовательно, идеи - больные, так я на это смотрю.
Из чего, разумеется, ни в коем случае не следует, что надо, раскрыв рот и развесив уши, верить так назывемой общепринятой точке зрения. Ни в коем случае! Я, например, многие годы каждый день слушал немецкое политическое радио и читал прессу: FaZ, Sueddeutsche и тп... А потом перестал, раз и навсегда - это было летом 2013 года. Потому что понял, что эти СМИ предлагают стопроцентный обман во всём, что касается политики и оценки событий. Причём я пришёл к этому логическому выводу исключительно на основании того, что они сами передавали, ни с чем не сравнивая, потому что другими СМИ не интересовался.
Так что я отвергаю и то, и другое ))

Капитан Медуза   24.01.2018 16:37   Заявить о нарушении
Ещё об оккультизме. Колдовство я всегда принципиально отвергал как плебейское занятие, категорически. У меня речь всегда была о метафизике, мистике, общении с "братьями по разуму".

Капитан Медуза   25.01.2018 02:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

И вот это тоже. Очень.
И я не поняла чего некоторые не поняли.
Ну разве что: Дея-Даша. Так ведь - мало ли.

Да и вообще, заворожили вы меня. Даже отношением к Солженицыну. Игрок. Ну да. Игра в мессию)))

Евгения Кордова   28.08.2017 20:57     Заявить о нарушении
Про рассказик этот:
Я совсем не любитель эзотерики и тому подобных вещей, но.
Один раз в жизни имел яркое переживание т.н. "астрального нападения".

Здесь оно изображено в точности.
Читающие делятся сразу надвое: кому знаком такой опыт. И кто - слава богу! - с такими событиями не встречался.
Остальное - беллетристика, экзотика дальневосточной глуши:)

Григорий Лыков   03.09.2017 10:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Григорий, вечный спор, что первично - мысли или эмоции - обернулся для меня настоящей головоломкой. Я, следуя современным научным воззрениям, вроде как знаю - мысли запускают эмоцию. Так как то понятнее и привычнее. Тогда где они, мои мысли сейчас, когда я читаю Ваше произведение? Попробую объяснить. Текст вызвал у меня не просто эмоции, а опрелелённые физиологические реакции - возрастающее в сюжете напряжение практически заставило меня разрыдаться. Причём не от жалости к героям, что тоже в общем обнажает. Сюжет неуловим, он живёт своей самостоятельной жизнью и контролировать, поспеть за ним я, читатель, не могу. Григорий, то, что происходит там - не лучшая ли это метафора к реальному миру? Если таковой вообще существует... Мы не знаем, что будет через минуту, но всячески пытаемся объяснить, привести в систему, рационализировать происходящее, зажать в тиски и контролировать, контролировать, контролировать... Обессилив, понимаешь - это невозможно! Чашка разбилась! Ваш текст - блестящее искромётное подтверждение этому. Играя временем и вплетая сны, Вы будто стираете реальность героев. Щемящее чувство, прорываясь сквозь слёзы - они ЕСТЬ заглушает звук падающей табуретки - ЭТО НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТ!
Возможно, при втором прочтении (а оно обязательно будет) у меня остануться другие ощущения, но пока - так. И мне хотелось, чтобы Вы это услышали.

Вендетта Джу   11.11.2011 17:56     Заявить о нарушении
Спасибо! Очень неожиданный для меня отзыв и, что говорить, приятный.

Даже не думал, что "Тайны" способны создать такой эмоциональный контакт.
Я закладывал туда эмоции вслепую - писал и знал, что какой-то эмоциональный отблеск всё это должно создать, предоставляя читателю разобраться с ним самостоятельно, - но вот, оказывается, как возможно даже!

Может ли такой текст стать метафорой реальности? А почему бы нет.
О собственном написанном сказать всегда трудно.
Но могу упомянуть путеводную звезду. Это Фолкнер. Это "Шум и ярость". Когда прочёл в переводе Гуровой (обычно известен перевод Сороки), - испытал нечто очень сильное и светлое, хотя роман предельно мрачен. Было что-то подобное Вашему впечатлению (по структуре эмоций, я силу текста не сравниваю, конечно).

Вот "Шум и ярость" меня за честолюбие и зацепил. Кстати, как и фолкнеровская фраза про то, что всякий текст - неизбежное поражение, вопрос лишь в том, как проиграть достойно.
Ну, так, как сегодня, я проигрывать безусловно согласен...:)

С уважением!!! Григорий

Григорий Лыков   12.11.2011 20:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Хорошо, правда, хорошо!
А Вы говорите, что у вас нет поэтического дара.
Прочитал легко, с удовольствием.
Увидел Вас, почувствовал в этом произведении - ах эти недоговорки, намёки. Конечно, ещё раз прочту внимательно и отпишу в письме.

Виждь   09.11.2011 23:56     Заявить о нарушении
Так что вот, - такая эстетика не чужая мне.
И вопрос мой позвчерашний к Вам (и к себе) не праздный:)
Спасибо! Рад, что эта штука не покорябала при чтении.
Ваш
Григорий.

Григорий Лыков   11.11.2011 16:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Здравствуйте, Григорий!
"Тайны окраин" очень понравились. Даже само название можно толковать в нескольких смыслах. Современная, динамичная манера письма, на мой взгляд, дополнительно придаёт и усиливает впечатление от прочитанного.
Концентрирует внимание читателя, держит в напряжении с первой до последней строчки. Мнимая калейдоскопичность оборачивается продуманностью и складывается в яркую картину человеческих жизней и судеб. Как и в реальности, далеко не всегда можно проследить влияние событий одной жизни на другую, так и в рассказе "Тайны окраин" есть много недосказанностей, дающих читателю простор для размышлений над этой самой реальностью с её характерными приметами, и судьбами людей, живших и живущих "на окраине". Нет никаких окраин. Разве что в географическом смысле. На "окраинах" человеческого сознания, скажем, москвича, происходит нечто столь же сложное, что и на "окраинах" сознания любого другого человека. Интересен и достоин пристального внимания каждый. И в каждом есть своя тайна, своя недосказанность, своя сугубо индивидуальная характерность, которая чуть приоткрывается нам в талантливом писательском изложении.
Сочный, брызжущий красками, глубокий рассказ.
Здоровья, дальнейших успехов и сил автору! С уважением - Светлана Лось.

Светлана Лось   09.08.2008 18:06     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!
Этот рассказик со всеми его удачами и неудачами - мой самый, наверно, любимый. Родителю приятно, когда ребенка хвалят :)
Серьезно, рад, что текстик снова "ожил" в Вашем прочтении. Про принципы, на которых он построен, здесь говорили много, и мне очень ценно Ваше приятие.
Благодарный за пожелания, с уважением, Григорий.

Григорий Лыков   10.08.2008 09:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Здравствуйте, Григорий!

Получился этакий сценарный план. Перебивка кадров, разные персонажи с их историйками. Предполагается, что автор хотел показать, как причудливо переплетаются судьбы. Но где-то они переплетаются, а где-то нет. Какое отношение имеет мерещущаяся девица под рукой Вовчика в женщине – соседке по палате? И те двое, на балконе, кто они той, кто звонит им по телефону.
И ещё остаётся вопрос. Где же тайны окраин? То, что в тексте – вовсе не тайна и совсем не обязательно окраин. Если убрать название, то всё и вовсе рассыплется. А зачем тогда писалось?
Вот сколько вопросов, Григорий. Вас Ольга Бессонова своим гуру называет. Я по старой памяти зашёл к Вам. Думаю, может, тоже поучусь.
Не вышло. Ухожу с вопросами и пожеланиями успехов к автору.
С уважением

Виктор Винчел   21.11.2007 17:45     Заявить о нарушении
Виктор, здравствуйте!

Рад, что Вы заглянули! Рад возможности пообщаться хотя бы в такой форме: попытаться ответить на Ваши недоумения. Попробую. Несколько, может быть, неожиданным, непрямым способом. Прямых ответов тут не имею.

Кстати, про «гуру» - это на совести Оли:).
Ольга человек с великолепным юмором, с ней у нас хорошая дружба, построенная на полной свободе оценок и действий. Думаю, она хочет просто, чтобы мои вещички побольше читали.
Уже посмеялись, сказал ей, что оценил ее мягкий (истинно женский!) пиарский ход. Люди стали чаще заглядывать, вот и Вы пришли…
А кому кого и чему учить… Ай. Давайте об этом не будем:).
Лучше это: что я думаю про окраины и тайны.

Ох, не рискну согласиться, что целью было показать переплетение судеб.
Скорее, это их стояние рядом:).
Вообще, пишущему сейчас трудно говорить о цели. Авторское целеполагание с точки зрения современного литературоведения – тоталитарный акт:). Соглашаюсь и говорю: вот мой текстик, а жизнь его – подлинная – в его прочтениях самыми разными людьми. Он живет только таким образом, читаясь. Я же наблюдаю его бытие по откликам.

Более-менее объективно, отделяя факты от оценок, можно лишь что-то сказать о форме, да? О перебивке кадров в рассказе, мозаике из поставленных рядом фрагментов.
Читатель волен соединять их какими-то смыслами, но также волен (Вы правы!) не соединять.
Мне понравилась фраза Eddie в его рецензии: двухмерные картинки, которые при условии ряда читательско-писательских совпадений сложатся или нет в трехмерное цельное изображение. Что должно совпасть? Наверно, ассоциации: эмоции и социальный опыт. Совпало – зацепило – сработало. И наоборот.
По-моему, это хороший принцип свободы чтения. Хороший тем, что непростой.
Но это - на любителя.

Итак, я не диктатор здесь; я всего лишь ПОДОЗРЕВАЮ (вслед за читавшими), что смысловые мостики здесь разные по длине и прочности. И это хорошо с моей точки зрения в этом «демократическом» рассказе.

Вот просто ряд «подозрений» (это может быть так или не так):
Китель, низкий лоб человека, его исчезновение в 46-м, барак, имя дочки Дея, - соединится достаточно просто, да?
А вот почему неграмотная вдова механика зовет дочку Дею Дашкой – на порядок сложнее; кто догадается, ответит, другим можно и не отвечать на этот вопрос, прибавить его к списку «тайн».
Двое пацанов у Надежды - соответственно два мужа, один в Белграде, другой в Хабаровске, маркированные именами Милан, Андрей, – тоже вроде не требует сложности при некотором внимании. Как и стремление Деи Сергеевны (раз уж она «Дея», деятельная, делает) радикально помочь дочке вернуть хоть одного мужа из двух. Заговоренная иконка - слишком неблагородное для этого средство? Наверно, да. Зато младший внук прилежно учит «српский жезык», - тут наоборот, ищутся легитимные пути к его отцу.
Можно ли связать эти два факта ощущением, что у Деи Сергеевны размыты представления добра-зла? А почему нет? Можно сказать что-то о ее интеллекте? Тоже, наверно, да. Можно сказать, что это типично для времени и места (дальнего городка в стране, измученной за ХХ век, только что переставшей быть дико-крестьянской?) Наверное, да, тоже. А может, нет. Стоит ли осуждать? (Вот вроде самая верхняя возможная смысловая связка.) – И тут каждый отвечает сам. Можно и не осуждать. А можно осудить.
И так далее.
Какие-то явления стоят рядом, их легко связать содержательно.
Какие-то отставлены подальше друг от друга, и не каждому придет в голову их соотносить.
Какие-то вроде связаны, а вообще-то, кто их знает:). Края этой истории размыты, говорили даже, что читаешь и видишь всё, как через мутное стекло.
Но это же не механическое стояние?
Но мы же читаем тексты не только сухими глазами аналитика?
(еще одно подозрение:))

Все же (есть основания полагать!:)) – этот опус претендует на некоторую поэтичность, позволяющую где-то и просто скользить по поверхности формы: пробег двух женщин по ночному городу, ветки ночью в непогоду в окне, тополя, небеса и тд, в конце концов смутившая Вас два раза повторяющаяся (как рамка повествования?) рука на женской груди.
Рука и грудь – это не реалистический мотив; сперва переживает Вовчик, потом так же одинаково женщина; так ведь «в жизни» не может быть?
Но разве может после «черного дела» Деи Сергеевны расколоться под ней табурет? Это тоже не реализм?
Или чтобы какой-то фантом появлялся ночью и душил ее?
(Тут, кстати, опять могут случиться разные прочтения. Кто-то, знакомый с «искусством» бабок-колдуний, вычитает иные смыслы, нежели человек далекий от таких «тайн».)

Конечно, то, что в тексте, для нас не тайны. Мы их видим. Но это тайны персонажей.
У Вовчика ведь есть тайна – какая-то денежная афера? И страх есть.
У женщины тоже тайна. Она пошла к бабке заговорить иконку, чтобы вернуть дочке когда-то бросившего ее мужа. И тоже появляется страх, темный такой horror.
Два «носителя тайн» тоже два факта, они так назойливо стоят рядом, что многие читавшие (при желании!) без труда находили образно-смысловую связку: что их объединяет? Чего в них с избытком (примитив? первобытная витальность?), а чего нет совсем (не интеллигентности ли, начатков самосознания, рефлексии)? Два таких странных означающих; просветит ли через них Дальний восток, как некое целое?

Соберется ли всё в «трехмерное», по слову Eddie, изображение?
Возможно над всеми этими сценками некое итоговое ощущение «окраины как тайны»? Как сгустка иррациональности?
Условия, мне кажется, два:
некоторый необходимый минимум моего умения
и определенный вектор читательского настроения…
Судья – неизменно и только читатель.

Я уже говорил кому-то, что этот рассказик – мой дальневосточный миф. Вестерн. Представление о здешних краях, как о не тронутых цивилизацией, - ну разве что только ее ногой тронутых, обутой в военный сапог:). Реальный Дальний Восток, конечно, не такой. Ну что это такое: бараки, бабки, примитивные Вовчики, стрельба на улицах под тополями и чудными небесами? Конечно, не такой. Безобразие это, а не миф :) – совершенно серьезно, немало и таких высказываний. Имеют право быть.

Вот так я отделался от Ваших вопросов. Кучей своих вопросов! :)

Виктор, последнее время мне куда интересней рисковать в письме, чем писать по беспроигрышным старым избитым схемам. Да и саму грань между удачей – неудачей, поражением – победой взял и поставил под сомнение. Ольге, кстати, нравится этот рассказик. Ох, она тоже рисковый автор! :)

С всегдашним уважением, Ваш,
Григорий.

Григорий Лыков   22.11.2007 13:55   Заявить о нарушении
Григорий, мне совсем неохота педантично спорить по тем пунктам, которые Вы обозначили в посте, соотносимом по размеру с текстом Вашего «демократического» рассказа.
Согласитесь, когда а втор пускается в столь подробные объяснения, это не есть хорошо. Читатель должен доходить сам. А художник говорит: А я так вижу… И баста». Масса рассказов – от Акутагавы, Маркеса до Борхеса, в которых масса всяческих аллюзий. И народ, читая, ломает голову в разгадках. Но.
Вот в этом НО всё и дело. Художник – не демократ. Он диктатор. Он обозначает читателю пути для мечтаний и фантазий. И все эти мечтания и фантазии укладываются в коридоры, которые им заранее предусмотрены. Да, говорят, что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Я считаю, что это так и не так…
Я не написал, что в Вашем рассказе связи невозможны и не логичны. Я написал об их кинематографичности, о перебивке планов. Рука на груди, ломающийся табурет, Дея –Даша и проч. – в кино всё это выстроится в ряд, как выстраиваются подобные детали в фильмах Иоселиани и Тарковского. НО. Опять же это пресловутое НО. Иоселиани и Тарковский не просто выставляют образ в кадр, потому что им картинка понравилась. Для них образы увязаны в жёсткую схему и имеют свою образную структуру. Так же как имеет структуру хокку, танки и прочие кажущиеся абстрактными тексты.
При чтении Вашего текста у меня возникли вопросы, как мне кажется, именно потому, что Вы отпустили вожжи, заигрались в авторскую «демократию». А просто не захотели додумывать и прописывать увязки. Нет, я не буквальные вещи имею ввиду. Не требую конкретных объяснений, типа того, что это произошло, потому что… Просто хочу, чтобы в моем воображении Ваши образы заработали. Выстроились в картинки. А не мелькали передо мной как в калейдоскопе. Ведь так или иначе, мне по-прежнему остается непонятным, о каких тайнах окраин Вы ведёте речь.
С уважением

Виктор Винчел   22.11.2007 20:02   Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор.
Сорри, сори, сорри! Раз мое маленькое эссе о свободе показалось Вам лекцией – простите старика:). Я ведь всё-таки не пересказом содержания занимался, не заметили?
Дело не в Маркесе-Борхесе. Не в том, что у них структура есть, а тут ее нет.

Суть моих слов, если опустить лирику, по-прежнему проста и демократична:
По какой причине Вам непонятно, о каких тайнах я веду речь? – Два ответа.
1. Либо мне не удалось выстроить структуру для такой интерпретации.
2. Либо интерпретация структуры не удалась Вам, читателю.
Увы! Смотрите, как может быть жестка и неприятна демократия. В первом случае для меня, во втором – для Вас.

Еще суше и внятней повторяю (безотносительно рассказа):
Вовсе не обязательно так: раз Вы не видите помянутого Вами коридора, - значит, его нет. Коридор сам по себе эволюционирующая вещь. Коридоры сначала выстраиваются, а потом к ним привыкают. Коридоры Иоселиани и Тарковского штуки жесткие, достаточно хрестоматийные, т.е. пыльные. Если говорить про кино: здесь на наших окраинах, например, его уже совсем иначе делает Ким Ки-Дук. Волшебно раздвигает узкие стенки, сохраняя цельность. И куча народу их уже двигает «по тяжелой», не теряя при том ни цельности, ни художественности.

Виктор! Это же интереснейшие современные вопросы – о СТЕПЕНИ свободы произведения! О возможности что-то ДЕЛАТЬ с его структурой. Неужели не хочется поговорить об этом без вечных присказок (это)«не есть хорошо» и (вы тут)«заигрались»?…
Эх! И везде торчат ушки милой доброй «Великой Иллюзии XIX» - про диктаторов, жрецов и демиургов в искусстве. Се вещь сладкая, понимаю. Но мертвая.

Ну, - коли так, значит так.
Всё равно с всегдашним уважением :)
Григорий.

Григорий Лыков   23.11.2007 05:09   Заявить о нарушении
Раз уж в разговоре коснулись моего имени... Скажу свое веское слово)))
Но не о рассказе. В этом чУдном переплитении внутренного и внешнего, с таким трудом усваяемого читателем, который привык к фаст-фуду(в нарицательном значении).... нет для меня никаких нестыковок и нелогизмов. Я не только Вижу, но и Ощущаю... все действо. Так могут писать немногие, как Мерче, Смелый... ( еще есть авторы Прозару, но навсидку не вспомню).
Виктор! Почему я назвала Григория своим -гуру?
Не потому -как скромно объясняет Григорий - чтобы пропиарить...
Я действительно считаю его своим учителем.
Мне просто повезло...
Бывает, что и удача попадает....)))

Бесс Ольга   23.11.2007 13:21   Заявить о нарушении
Ольга! Я думал, что Ваш истинный гуру - Виктор Улин. Потому как пишете Вы в стиле, близком к улинскому. Да и по общению, которое на борде не скроешь, видно. Однако, Вы хотите, вероятно, усвоить стереоскопическое (не говорю - ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ) кружение образов и смыслов, с которым, как мне кажется, пытается экспериментировать Григорий. Тогда, конечно. Понимаю.

Мне вот хорошо. Для меня в чем-то Улин - гуру. В чем-то Вы, Ольга. В чем-то и Григорий (даже в том, что я укрепился в ощущении, что не хочу так писать. Не моё это).

Так что - каждому своё.

С уважением и симпатией ко всем участникам приятной беседы.

Виктор Винчел   23.11.2007 14:27   Заявить о нарушении
Виктор! Мне очень нравится стиль Мерче, Григория.... Но я( как, впрочем, сказали и Вы) не смогу так писать. У меня другое мышление, свой наномир))).
Об остальном... не хочу говорить...
Это было)))
С неизменным уважением,


Бесс Ольга   24.11.2007 13:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Буковски.

Андрей Пестик   05.07.2007 10:42     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

Своеобразно и непросто. Но интересно.

Брат Никотин   04.07.2007 22:18     Заявить о нарушении
Рад, что было интересно. Спасибо!

Григорий Лыков   05.07.2007 09:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайны окраин» (Григорий Лыков)

О да! Вот эта манера повествания – в будущем времени – она много даёт при умелом использовании. Давненько я вас не читала, Григорий. Честно пыталась "вздохнуть" дважды, но так и застыла на "одном дыхании". Полчаса не отрывалась от экрана. Чтобы не терять атмосферу, в которую погружает рассказ.
Спасибо, порадовали!

Светлана Малышева   03.07.2007 22:57     Заявить о нарушении
Светлана, Ваше одобрение стоит дорогого.
Тут ведь как? Совпадут какие-то эмоциональные ритмы, - есть контакт. Не совпадут, - всё бесполезно. Рад, что совпало.
А писалось, да, - именно из-за атмосферы. Чтоб этот приморский воздух - сквозняком через все страсти...
Давно мы не общались, верно. Пишу мало и сюда вылезаю редко. Исправлюсь!!! :)
Спасибо вам!

Григорий Лыков   04.07.2007 08:28   Заявить о нарушении