Рецензии на произведение «Воображаемое православие»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Благо дарю за произведение! Полностью с Вами согласен.
Я лет десять назад написал, что меня не устраивает в РПЦ. Назвал своё произведение "Православным о православии". Вот ссылка на вступление: http://proza.ru/2011/07/29/1052
Игорь Орловский 04.06.2021 17:14 Заявить о нарушении
Спасибо за ваши соображения по поводу наболевшего.
Позвольте и мне здесь высказаться по известному поводу и дополнить вас.
я процитирую вероятно известные вам слова Паисия Святогорца:"Если человек не очистится, если к нему не придет божественное просвещение, то его [человеческое] знание, - каким бы оно ни было правильным, - всего лишь рационализм и ничего больше...А если исчезнет божественное просвещение, то пользы от всего того, что люди станут говорить и писать, не будет". Ведь "слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Души изменяет рожденное от Святого Духа слово Божие, обладающее божественной энергией <...> Святый Дух нисходит Сам - если найдет в человеке необходимые для этого предпосылки. А духовная предпосылка состоит в том, чтобы человек очистил от ржавчины свои духовные провода и стал хорошим проводником - дабы принять духовный ток божественного просвещения". Так можно ли в действительности предположить, что начитанному интеллектуалу подвластно более утонченное и глубокое понимание евангельских событий? И вот какой ответ на этот вопрос дает Паисий Святогорец: "Один человек может очень много читать, много узнавать, но быть совершенно не в состоянии проникнуть в смысл Евангелия. А другой, может, читает немного, но имеет смирение, подвижнический дух, и поэтому Бог просвещает его, и он постигает евангельский смысл". Таким образом, образованность и начитанность (как и, наоборот, необразованность, неначитанность) не играют никакой решающей роли в деле понимания Нового Завета: как образованный, так и необразованный человек может прийти к ясному пониманию новозаветных текстов, если его просветит Бог. "Нам свойственна уверенность, исходящая из векового опыта, что всякому члену Церкви открыт путь к совершеннейшим, возможным на земле и на небе, степеням богопознания. И это независимо от какого бы то ни было социального происхождения или иерархического положения."(Архим. Софроний. О молитве. С.118). Божественно просвещенный человек становится способным духовно видеть и слышать истинный смысл конкретного евангельского текста и находить адекватные слова для его выражения в интерпретациях.
С уважением к вам.
Любовь Черницова 06.11.2012 22:39 Заявить о нарушении
С вами трудно не согласиться. Такое "нечестивое благочестие" порой страшнее атеизма. И фанатизм веры в это "благочестие" всегда зашкаливает. Но мне кажется, что не стоит всё сводить к интеллектуальности, под которой обычно мы понимаем эрудированность,обширные познания. Всё дело в псевдости. Ведь можно верно, глубоко понять и принять, скажем, одну заповедь, одну строку из Евангелия, одну мысль и, будучи честным перед собой, искренним, встретить Бога. Даже листочек подлинного бытия приобщает к целому, вовсе не обязательно пожирать целые кусты :)
Внешнее, формальное христианство, то есть - не реальное, оно и есть ваше "воображаемое".
Ряженые добродетели - сущее зло. Кривляние и притворство, имитация, воображение себя христовыми. Но это не от необразованности, а от лукавства сердца, прежде всего - мне так кажется. Образование может точно так же мешать, как необразованность. "Знание пути и прохождение пути - не одно и то же".
Заповеди блаженств - это картинки, изображающие тех, кто способен стать христианином по вопрошанию сердца. Это должны быть подлинные вопрошания или, точнее, вопрошания подлинного.
Светлана Коппел-Ковтун 29.01.2012 17:11 Заявить о нарушении
Кассия Сенина 01.02.2012 21:58 Заявить о нарушении
Да-а-а... Круто. Вот потому-то Иисус имел дело с простыми рыбарями, а КНИЖНИКОВ и фарисеев обозвал сами знаете -- как...
Это по поводу:
"если говорить о России... то проект действительно провалился. Что я имею в виду. То, что понять православие как нужно, усвоить его и, соответственно, стараться жить по нему, может только, что называется, интеллектуальная элита (книжники и фарисеи) и те, кто с ней тесно сообщается. Не факт, естественно, что из оной элиты прямо-таки все или хотя бы большинство (книжников и фарисеев) достигнут Града, но, по кр. мере, они имеют к этому шанс".
Борис Пинаев 14.04.2011 02:26 Заявить о нарушении
Михаил Лосицкий 15.04.2011 16:01 Заявить о нарушении
Что же касается любви к ближнему... О любви ли говорят изречения высококнижной Кассии: пошли все нафиг, дам в лоб и т.д. О любви ли говорит её неприкрытая ненависть и к Церкви, и к простецам, её принимающим? Кто поставил нас судить их? Кто сообщил нам, что ставить свечи в храме -- предосудительно? И кто опрашивал людей, ставящих свечи, почему они придерживаются этого благословлённого тысячелетнего церковного обычая? Кто читал в душах их?
Почему благоговейно ставить в храме свечи -- неблагородное занятие, а осуждать этот обычай -- благородное?
И почему надобно превращать монастырь в избу-читальню? Это дом молитвы по преимуществу... Человек говорит себе: я слаб, в мiрской суете мне не спасти свою душу... уйду в монастырь... уйду в лечебницу, где попытаюсь исцелить душу. Исцеленная душа уж во всяком случае не посылает "всех нафиг"...
Простите мне моё непросвещенное мнение -- и да поможет нам Бог.
Борис Пинаев 15.04.2011 21:56 Заявить о нарушении
Михаил Лосицкий 18.04.2011 13:44 Заявить о нарушении
Статья очень хорошая и правильная. Действительно, нужно стремиться узнать о Православии как можно больше по мере сил и умственных способностей. Но вот вопрос по поводу этих самых способностей. Ведь Бог каждому дает разные таланты, и в разном количестве. Таким образом, умственные способности одному даны большие, а другому меньшие. Но вместе с тем, Бог НЕ МОГ давать одному человеку большие шансы спастись, а другому меньшие. Потому фраза из статьи "понять православие как нужно, усвоить его и, соответственно, стараться жить по нему, может только, что называется, интеллектуальная элита и те, кто с ней тесно сообщается" вызывает некоторые сомнения. Или же "понять православие..." и т.д. и "спастись" -- не одно и то же. Вот такие вот мысли.
Михаил Лосицкий 06.10.2010 17:51 Заявить о нарушении
Кассия Сенина 14.10.2010 23:27 Заявить о нарушении
Не могу похвастаться широким кругом друзей и знакомых, но общаться - посредством интернета - доводится с большим количеством людей. Встретить человека, чье отношение к православию было бы "созвучно" моему - большАя радость, но - увы! - еще бОльшая редкость. Возможно, мне не везет, но за девять лет, прошедщих с того дня, когда я принял крещение, я встретил только одного (!), который исполнял бы то, что (теоретически) церковь предписывает КАЖДОМУ: ежедневно читать хотя бы по главе из Евангелий, апостольских посланий, Ветхого Завета и псалмы - пусть не кафисму, а столько, на сколько сил хватит.
Лично мне это довольно быстро позволило избавиться от "шелухи" ложых представлений о христианстве, которой я (да и не только я) оброс за долгие годы как атеистической, так и религиозной пропаганды. Да-да, и религиозной! Причем, от последней (на мой взгляд) бреда гораздо больше. Мыслимое ли дело, когда на волнах православной радиостанции священник "учит": "никогда не вступайте в споры с протестантами и Свидетелями Иеговы, ВСЁ РАВНО, ОНИ ЛУЧШЕ ЗНАЮТ ПИСАНИЕ". (???!!!) И это - вместо того, чтобы призывать паству ИЗУЧАТЬ Библию, ЗНАТЬ ее так, чтобы грамотно и квалифицированно отстивать точку зрения православных мыслителей (на уровне логики) и уметь ОБЪЯСНИТЬ новоиспеченным прагматикам от христианства, что цель жизни - не в "сделке" со Христом ("я в Тебя верю, а за это Ты мне - спасение и место в раю"), а в стяжании Святого Духа - не в виде экстатического бормотания "на языках", а в том смысле, который имели в виду великие ПРАКТИКИ христиаства, достигшие обожения. В конце концов, для того, чтобы - как минимум - самому разобраться, ВО ЧТО ВЕРИШЬ.
Спасибо.
Владимир Строганов 12.07.2009 20:27 Заявить о нарушении
Владимир Строганов 12.07.2009 20:30 Заявить о нарушении
Кассия Сенина 12.07.2009 22:11 Заявить о нарушении
Правда, о православии, лучше не скажешь, все в точку, особенно про «Черный квадрат» Малевича понравилось. Анекдот тоже интересен, особенно иезуит, единственный понял, как с темнотой бороться – «просто свет зажечь». А кто его до такой мудрости довел – «отколовшиеся братия» протестанты. А ведь зажгли свет, смогли!
Пастор Сергей 03.07.2009 00:27 Заявить о нарушении
Когда думаешь о том, насколько прекрасно православие - настоящее, которое у св. отцов описано, а не которое современные попы проповедуют, и насколько его плохо у нас знают, хочется то ли плакать, то ли побить всех этих православных палкой. И главное, характерно, что призывы учиться, читать отцов, умные книжки, изучать православие - часто встречают такую злобу, словно ты посягаешь на что-то кровно важное такими призывами. Удивительное пристрастие к невежеству.
Кассия Сенина 03.07.2009 00:37 Заявить о нарушении
очень обидно за нее. потому что Православие, которое у Отцов, есть именно то, по чему изголодалась ее душа. я это вижу. потому что сама из такой породы, из породы подранков постмодерна. :)
грустная такая история.
Русский Инвалид 07.09.2009 20:22 Заявить о нарушении