Рецензии на произведение «Воображаемое православие»

Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Благо дарю за произведение! Полностью с Вами согласен.
Я лет десять назад написал, что меня не устраивает в РПЦ. Назвал своё произведение "Православным о православии". Вот ссылка на вступление: http://proza.ru/2011/07/29/1052

Игорь Орловский   04.06.2021 17:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Спасибо за ваши соображения по поводу наболевшего.
Позвольте и мне здесь высказаться по известному поводу и дополнить вас.
я процитирую вероятно известные вам слова Паисия Святогорца:"Если человек не очистится, если к нему не придет божественное просвещение, то его [человеческое] знание, - каким бы оно ни было правильным, - всего лишь рационализм и ничего больше...А если исчезнет божественное просвещение, то пользы от всего того, что люди станут говорить и писать, не будет". Ведь "слово, сказанное от интеллекта, не изменяет души, потому что оно является плотью. Души изменяет рожденное от Святого Духа слово Божие, обладающее божественной энергией <...> Святый Дух нисходит Сам - если найдет в человеке необходимые для этого предпосылки. А духовная предпосылка состоит в том, чтобы человек очистил от ржавчины свои духовные провода и стал хорошим проводником - дабы принять духовный ток божественного просвещения". Так можно ли в действительности предположить, что начитанному интеллектуалу подвластно более утонченное и глубокое понимание евангельских событий? И вот какой ответ на этот вопрос дает Паисий Святогорец: "Один человек может очень много читать, много узнавать, но быть совершенно не в состоянии проникнуть в смысл Евангелия. А другой, может, читает немного, но имеет смирение, подвижнический дух, и поэтому Бог просвещает его, и он постигает евангельский смысл". Таким образом, образованность и начитанность (как и, наоборот, необразованность, неначитанность) не играют никакой решающей роли в деле понимания Нового Завета: как образованный, так и необразованный человек может прийти к ясному пониманию новозаветных текстов, если его просветит Бог. "Нам свойственна уверенность, исходящая из векового опыта, что всякому члену Церкви открыт путь к совершеннейшим, возможным на земле и на небе, степеням богопознания. И это независимо от какого бы то ни было социального происхождения или иерархического положения."(Архим. Софроний. О молитве. С.118). Божественно просвещенный человек становится способным духовно видеть и слышать истинный смысл конкретного евангельского текста и находить адекватные слова для его выражения в интерпретациях.
С уважением к вам.

Любовь Черницова   06.11.2012 22:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

С вами трудно не согласиться. Такое "нечестивое благочестие" порой страшнее атеизма. И фанатизм веры в это "благочестие" всегда зашкаливает. Но мне кажется, что не стоит всё сводить к интеллектуальности, под которой обычно мы понимаем эрудированность,обширные познания. Всё дело в псевдости. Ведь можно верно, глубоко понять и принять, скажем, одну заповедь, одну строку из Евангелия, одну мысль и, будучи честным перед собой, искренним, встретить Бога. Даже листочек подлинного бытия приобщает к целому, вовсе не обязательно пожирать целые кусты :)
Внешнее, формальное христианство, то есть - не реальное, оно и есть ваше "воображаемое".
Ряженые добродетели - сущее зло. Кривляние и притворство, имитация, воображение себя христовыми. Но это не от необразованности, а от лукавства сердца, прежде всего - мне так кажется. Образование может точно так же мешать, как необразованность. "Знание пути и прохождение пути - не одно и то же".
Заповеди блаженств - это картинки, изображающие тех, кто способен стать христианином по вопрошанию сердца. Это должны быть подлинные вопрошания или, точнее, вопрошания подлинного.

Светлана Коппел-Ковтун   29.01.2012 17:11     Заявить о нарушении
Думаю, что главное - в векторе движения. Действительно ли к Богу человек устремлен или к чему-то другому. Если к Богу, то будет и стремление узнать о Нем больше, а объем знаний тут не принципиален, конечно, т.к. у всех разные способности.

Кассия Сенина   01.02.2012 21:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Да-а-а... Круто. Вот потому-то Иисус имел дело с простыми рыбарями, а КНИЖНИКОВ и фарисеев обозвал сами знаете -- как...

Это по поводу:
"если говорить о России... то проект действительно провалился. Что я имею в виду. То, что понять православие как нужно, усвоить его и, соответственно, стараться жить по нему, может только, что называется, интеллектуальная элита (книжники и фарисеи) и те, кто с ней тесно сообщается. Не факт, естественно, что из оной элиты прямо-таки все или хотя бы большинство (книжников и фарисеев) достигнут Града, но, по кр. мере, они имеют к этому шанс".

Борис Пинаев   14.04.2011 02:26     Заявить о нарушении
А это как сказать. Фарисеев ведь Христос, ПМСМ, не за образованность и начитанность осуждал, а за то, что они зациклились на предписаниях Закона и забыли о Боге, т.е. зациклились на средстве, забыв о цели. И вот здесь фарисеи -- аналогия скорее не с теми людьми, которые читают книги и пытаются узнать о Боге побольше, и понять чего Бог от нас хочет и жить соответственно, а с теми, которые "в своей простоте" свели Православие к язычеству. Типа, я тебе свечку или на службу схожу, а Ты, Боже, постарайся, чтобы у меня ничего плохого не случилось. Такая мелочь, как любовь к ближнему, как-то на второй план отходит... А касательно "простоты" рыбаков, то как Антоний Сурожский где-то писал -- они видели Бога, потому их души горели от общения с Ним. А вот когда, через много поколений, этот огонь угас и превратился в тлеющие угольки, этот опыт заменен был знанием.

Михаил Лосицкий   15.04.2011 16:01   Заявить о нарушении
Монахиня Кассия - это маска Михаила Лосицкого? Впрочем, это мелочи...
Что же касается любви к ближнему... О любви ли говорят изречения высококнижной Кассии: пошли все нафиг, дам в лоб и т.д. О любви ли говорит её неприкрытая ненависть и к Церкви, и к простецам, её принимающим? Кто поставил нас судить их? Кто сообщил нам, что ставить свечи в храме -- предосудительно? И кто опрашивал людей, ставящих свечи, почему они придерживаются этого благословлённого тысячелетнего церковного обычая? Кто читал в душах их?
Почему благоговейно ставить в храме свечи -- неблагородное занятие, а осуждать этот обычай -- благородное?

И почему надобно превращать монастырь в избу-читальню? Это дом молитвы по преимуществу... Человек говорит себе: я слаб, в мiрской суете мне не спасти свою душу... уйду в монастырь... уйду в лечебницу, где попытаюсь исцелить душу. Исцеленная душа уж во всяком случае не посылает "всех нафиг"...

Простите мне моё непросвещенное мнение -- и да поможет нам Бог.

Борис Пинаев   15.04.2011 21:56   Заявить о нарушении
Борис, все-таки ПМСМ (т.к. я все-таки не Кассия) -- Вы совсем не поняли статью Кассии. Опять же ПМСМ, выражение "дам в лоб" есть пожелание ближним "зрити своя прегрешения и не осуждати брата своего" (как Вы писали абсолютно справедливо, но не понятно зачем -- ведь все остальные Ваши фразы были как раз противоречием к этой одной). Вот и все. И нигде не написано, то службы не нужны (Кассия кстати сама их пишет), что обряды не нужны, что свечи не надо ставить... Просто прочитайте еще раз спокойно, настроившись на то, чтобы понять.

Михаил Лосицкий   18.04.2011 13:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Статья очень хорошая и правильная. Действительно, нужно стремиться узнать о Православии как можно больше по мере сил и умственных способностей. Но вот вопрос по поводу этих самых способностей. Ведь Бог каждому дает разные таланты, и в разном количестве. Таким образом, умственные способности одному даны большие, а другому меньшие. Но вместе с тем, Бог НЕ МОГ давать одному человеку большие шансы спастись, а другому меньшие. Потому фраза из статьи "понять православие как нужно, усвоить его и, соответственно, стараться жить по нему, может только, что называется, интеллектуальная элита и те, кто с ней тесно сообщается" вызывает некоторые сомнения. Или же "понять православие..." и т.д. и "спастись" -- не одно и то же. Вот такие вот мысли.

Михаил Лосицкий   06.10.2010 17:51     Заявить о нарушении
Ну правильно, можно быть и не очень умным, но все же стараться по мере сил что-то узнавать и жить соответственно. А сейчас и не знают, и не живут. Вообще другую традицию уже создали по сути.

Кассия Сенина   14.10.2010 23:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Не могу похвастаться широким кругом друзей и знакомых, но общаться - посредством интернета - доводится с большим количеством людей. Встретить человека, чье отношение к православию было бы "созвучно" моему - большАя радость, но - увы! - еще бОльшая редкость. Возможно, мне не везет, но за девять лет, прошедщих с того дня, когда я принял крещение, я встретил только одного (!), который исполнял бы то, что (теоретически) церковь предписывает КАЖДОМУ: ежедневно читать хотя бы по главе из Евангелий, апостольских посланий, Ветхого Завета и псалмы - пусть не кафисму, а столько, на сколько сил хватит.

Лично мне это довольно быстро позволило избавиться от "шелухи" ложых представлений о христианстве, которой я (да и не только я) оброс за долгие годы как атеистической, так и религиозной пропаганды. Да-да, и религиозной! Причем, от последней (на мой взгляд) бреда гораздо больше. Мыслимое ли дело, когда на волнах православной радиостанции священник "учит": "никогда не вступайте в споры с протестантами и Свидетелями Иеговы, ВСЁ РАВНО, ОНИ ЛУЧШЕ ЗНАЮТ ПИСАНИЕ". (???!!!) И это - вместо того, чтобы призывать паству ИЗУЧАТЬ Библию, ЗНАТЬ ее так, чтобы грамотно и квалифицированно отстивать точку зрения православных мыслителей (на уровне логики) и уметь ОБЪЯСНИТЬ новоиспеченным прагматикам от христианства, что цель жизни - не в "сделке" со Христом ("я в Тебя верю, а за это Ты мне - спасение и место в раю"), а в стяжании Святого Духа - не в виде экстатического бормотания "на языках", а в том смысле, который имели в виду великие ПРАКТИКИ христиаства, достигшие обожения. В конце концов, для того, чтобы - как минимум - самому разобраться, ВО ЧТО ВЕРИШЬ.

Спасибо.

Владимир Строганов   12.07.2009 20:27     Заявить о нарушении
Прошу прощения за опечатку: "Бреда" вместо "Вреда". Но по смыслу подходит. :)

Владимир Строганов   12.07.2009 20:30   Заявить о нарушении
Ну, я в общем знавала и знаю людей, которые читают св. отцов и Писание, но общая масса действительно неграмотна и, что хуже, не желает быть грамотной. Недавно в ЖЖ спорила опять, оппонент говорил мне, что мол, не только св. отцы устарели, но и Библия устарела, т.к. все это писалось для людей с иной ментальностью и культурными привычками, а современным людям все это непонятно. Я говорю: это равносильно тому, чтобы сказать, что Христос воплотился, чтобы спасти только средневековых людей, а не нас тоже! Абсурд. Захотели бы понять, так поняли бы. Конечно, не всякий может читать Ареопагита, но может найти что-то близкое себе в любом случае. Но у нас сейчас общество потребления - человек лежит на диване и говорит: "я бы спасался, если б мне преподнесли так, чтоб мне было понятно". А сам усилий прилагать никаких не хочет - он потребитель. Что Бог за него распялся, это как бы в порядке вещей, а "царствие небесное силою берется" - это, получается, пустые слова. Грустно.

Кассия Сенина   12.07.2009 22:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воображаемое православие» (Кассия Сенина)

Правда, о православии, лучше не скажешь, все в точку, особенно про «Черный квадрат» Малевича понравилось. Анекдот тоже интересен, особенно иезуит, единственный понял, как с темнотой бороться – «просто свет зажечь». А кто его до такой мудрости довел – «отколовшиеся братия» протестанты. А ведь зажгли свет, смогли!

Пастор Сергей   03.07.2009 00:27     Заявить о нарушении
Протестанты молодцы в том плане, что у них хоть Писание изучают. А наши православные ничего читать не хотят, кроме разве что акафистов.
Когда думаешь о том, насколько прекрасно православие - настоящее, которое у св. отцов описано, а не которое современные попы проповедуют, и насколько его плохо у нас знают, хочется то ли плакать, то ли побить всех этих православных палкой. И главное, характерно, что призывы учиться, читать отцов, умные книжки, изучать православие - часто встречают такую злобу, словно ты посягаешь на что-то кровно важное такими призывами. Удивительное пристрастие к невежеству.

Кассия Сенина   03.07.2009 00:37   Заявить о нарушении
я знаю одного человека, которого таким "левым" православием довели до махровейшего буддизЬма, цинизма, отчаяния. до аллергии просто на слово "Бог".
очень обидно за нее. потому что Православие, которое у Отцов, есть именно то, по чему изголодалась ее душа. я это вижу. потому что сама из такой породы, из породы подранков постмодерна. :)
грустная такая история.

Русский Инвалид   07.09.2009 20:22   Заявить о нарушении