Рецензии на произведение «История в лужских названиях»

Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

все сохранившиеся названия рек в местах бывшего проживания мерян оканчивались на -ра: Печора, Вытегра, Вишера, Сура, Самара.
В других районах обитания мери названия рек не обязательно оканчиваются на –ра: Надокса, Воксенга, Ковонга, Мелекса, Селекша, Шакша, Шопша, Шокша, Икша, Ворокса, Пичерга, Лынгерь, Вохма, Вохтога, Печегда, Симонга, Судолга, Нотелга, Якшанга, Онга, Вандога, Тоехта, Нерехта (Мерехта), Покша, Понга, Нея, Меремша, Шунга, Урма, Монза, Андоба, Мезенда и др.

самое древнее из известных названий Волги было Ра, можно предположить, что в языке этого племени ра обозначало реку, а само название меря (возможно, первоначально мера) означало человек реки.
Есть основания считать, что Волга происходит от мерянского «Valga» или «valea joki» — «светлая река», кроме того, «ря» на языке мери означало «топь»; лингвисты-спецы по угрофинским языкам утверждают, что этнонимы меря и марийцы, видимо, связаны между собой и восходят к индоиранскому «марья» - молодой человек (контакты угрофиннов с протоариями доказаны), но в этом случае нет нужды переводить «меря» как «люди воды» (либо только как переосмысленное)

Не исключено, что именно от мерян славяне и северные финно-угры и переняли общее определение таких водоемов – озеро.
Это, думаю, исключено, т.к. «озеро» (в форме «езеро») - общеславянское слов, а предки ильменских словен пришли с запада и являются выходцами из западнославянского мира (лютичи, бодричи, лужичане, ляхи); во времена античности греки фиксировали в районе Балатон (гидроним объясняют общеславянским «блато» - болото) иллирийское племя «езеритов» (иллирийцы – палеобалканский народ сатемной группы) – т.е. в любом случае «озеро» - индоевропейское слово

в озеро Неро
есть гипотеза, согласно которой в ряде гидронимов начальное «м» замещалось «н», отсюдо Неро было первоначально Меро (т.е.относящееся к мери)

так как почти 3000 лет проживали по соседству со славянами сначала на Средней Волге, а потом в центре России
Это не так. Славяне до н.э. вообще не прослеживаются как сформировавшийся этнос. За три (а скорее за четыре) тысячи лет назад у предков мери могли быть контакты только с индоевропейцами, предположительно индоиранцами, располагавшимися в циркум (при-) черноморских и каспийскийх степях (катакомбная и срубная культуры). Этногенез славян произошел к северу от Карпат примерно в 3 в. н.э., и его восточная оконечность – правобережье Днепра, но никак не Волга

Сяб в данном случае означает общее, товарищеское, дружное, а сам в древнерусском языке имело значение равный
Корень «сябр/себр/сребр» есть в славянских языках и означает примерно «общинник, владелец, совладелец» на паях имущества – земли, скота; ближайшее соответствие – это белорусское, псковско-новгородское «сябер»-«сябры» - сотоварищи, совладельцы, соседи, якобы восходящее к балтскому –сябрь – товарищ, приятель; поэтому в «данном случае «Сяберо» может теоретически реконструироваться как «Общее озеро», но САМРО тут причем? «Сам» в славянских языках несет смысл «один» (сам по себе), а вот Самара – название мерянское.

До последнего времени историей племени меря никто не занимался
Занимались. Есть статьи специалистов.

Ильмень до прихода славян назывался озеро Мойско и академик О.Ткаченко считает это название мерянским. Первым населенным пунктом ильменских славян, упоминаемым в летописях и преданиях, были Славенск и Изборск.
Это всё из легенды 17 в. и если Изборск судя по раскопкам существовал в 8 в., то со Словенском (Новгородом) дело темное. Само название Новгород, свидетельствует о постройке «нового города», куда легендарный Рюрик в 9 в., якобы, перебрался из Старой Ладоги. Культурных слоев 8 и начала 9 в. в Новгороде нет.

Однако к середине ХI века знаменитый торговый путь был полностью заблокирован шведскими викингами в Финском заливе
Вопрос: зачем викингам блокировать торговый путь, которым они пользовались несколько столетий? Блокировка имела смысл, чтобы не позволить немцам торговать с греками. Викинги и в 11 в. пользовались этим путем, но уже не столько для торговли и разбоя, сколько в качестве переезда в Византию для службы в качестве наемников или как наемная дружина русских князей; становление королевства Швеция, христианизация шведов и образование Киевской Руси – всё это не позволяло скандинава торговать «безданно, беспошлинно», а тем более совершать грабительские походы на Византию и Персию.

Алексей Аксельрод   17.10.2016 14:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

Очень интересно. Издана ли книга и как купить? Сергей Чефранов

Сергей Чефранов   16.10.2016 19:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

Материал очень интересен, сделан на высоком исследовательском уровне, у меня есть одна работа "Чудеса советской географии" (сборник Нация - реальность или), но она немного о другом.

Хочу обратить Ваше внимание на ошибку:
Новониколаевск – в Краснообск (1922 г.), затем в Ульянов (1924 г.) и наконец в Новосибирск (1926 г.)

Предлагались, действительно, разные имена: Сибград, Краснообск, Смирновск (в честь сибирского Ленина И.Н. Смирнова, даже постановление в 1920 г. принято было), но переименовали лишь в 1926 году сразу в Ново-Сибирск. Так
Новониколаевск стал Новосибирском, хотя мог быть Партизанополем, Курултаем, Пионерградом, Первенцем, Ревкрайсибом и даже Будивостоком.

В декабре 1925 года 1-й съезд Советов Сибири решил вопрос о новом названии города и газета «Советская Сибирь» от 10.12.1925 года поспешно пишет о переименовании Новониколаевска в Новосибирск. Но официально город назывался Ново-Николаевск, и бюрократичный ВЦИК подошел к вопросу более грамотно, и исправил ошибку крестьянского съезда. 12 февраля 1926 года Ново-Николаевск был переименован в Ново-Сибирск. Но, как и в прежнем названии города, дефис в названии Ново-Сибирск не прижился в обществе и не использовался.

Сергей Шрамко   19.03.2014 20:04     Заявить о нарушении
Кстати, у меня довольно много книг по топонимике и городам.

Сергей Шрамко   19.03.2014 20:25   Заявить о нарушении
Спасибо Сергей. Я учту и поправлю. Но это не основное мое направление а лишь этап, который помогает в общем развитии. У меня есть статьи по геологии, климатологии, антропонимике, этимологии. Все это я изучал с единственной целью, восстановить добиблейскую историю в наших местах - арийскую историю.

Алексей Аимин   20.03.2014 08:57   Заявить о нарушении
Арийская под Новгородом? Не получится. Миграция ариев шла иначе...

Сергей Шрамко   20.03.2014 09:02   Заявить о нарушении
У Георгия Вернадского есть книга по этому периоду. Посмотрите.

Сергей Шрамко   20.03.2014 09:04   Заявить о нарушении
Сергей, я иду по своему пути. Я не читаю чужих теорий и версий. Читаю только узкопрофильных специалистов которые делают выводы только в пределах своей специальности. Потом все сопоставляю и получается все просто как на блюдечке. Отгадываю загадки, например, как проходил торговый путь со Среднего Урала в Европу 2500 лет назад. В Европе пользовались спросом кожаные пояса с Урала. Нашел самый восточный пункт кельтов, а потом проследил путь по территории расселения немецкой чуди.
Сложнее было с другой загадкой: каким образом кости южно-азиатских свиней оказались в центральной Европе. Их там разводили как домашних 6-8 тысяч лет назад. Но и с этим справился.

Алексей Аимин   20.03.2014 10:16   Заявить о нарушении
Примерно той же методикой пользуюсь и я при изучении биографий старых большевиков. Составляю разные базы данных по разным группам источников, а потом свожу воедино по отдельным именам. Результаты, действительно, интересны.

Сергей Шрамко   20.03.2014 10:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

Очень прилично написанное исследование!

Владимир Бровко   25.09.2011 23:51     Заявить о нарушении
Спасибо.

Алексей Аимин   26.09.2011 18:24   Заявить о нарушении
"Попав в первую волну репрессий, Герцен был исключен из рядов ВКП(б) в 1930 году, но по настоянию Дзержинского его восстановили в партии."
- Надо же! Умер "железный Феликс" в 1926 г., но настоял в 1930!

Евгений Сизёнов   19.11.2013 07:39   Заявить о нарушении
"колпан по-вепсски – лебедь"
Посмотрел русско-вепсский словарь - ничего подобного!
А вот на разных славянских языках, например, лужицком, kolp и близкие по написанию слова, действительно, лебедь. См. историко-этимологический словарь Черных, словарь Фасмера.

Евгений Сизёнов   19.11.2013 07:47   Заявить о нарушении
Спасибо за замечания. Не перепроверил публикацию о Герцене. Буду внимательней.
А вы что всем словарям верите? Это же один из элементов влияния на искажение истории. У меня есть десятки доказательств как истинные (первоначальные) значения слов изменены и как корни многих слов приписывают совершенно другим народам. А то что вепсы прямые потомки немецкой чуди вам вообще никто не расскажет - запретная тема.

Алексей Аимин   19.11.2013 07:59   Заявить о нарушении
Насчёт колпана. Дело не в вере в словари. Как историк-краевед города Колпино подробно изучал вопрос. Сомнений в славянском происхождении названия нашего города нет, как и десятков других названий в России, Белоруссии, Германии, где вепсов, да финно-угров и близко не было.

Евгений Сизёнов   23.11.2013 22:03   Заявить о нарушении
Дополнение к предыдущей записи. Имеются в виду названия с корнем колп-. К словарям могу добавить Словарь Даля. Слово колпь есть и в нём. Можете г. Колпино в любом топонимическом словаре посмотреть (Поспелов, Левашёв, Смолицкая). Это общее мнение практически всех, кто занимался этим вопросом. А у Вас какие доказательства, кроме обоснованного общего сомнения в правдивости словарей? Но это же не довод, если нет конкретных доказательств.

Евгений Сизёнов   23.11.2013 22:08   Заявить о нарушении
В принципе, я могу с вами согласиться, так как так глубоко именно в этом вопросе не копал. Относительно пояса расселения немецкой чуди могу сказать следующее - жили они по водоразделу северных и южных рек. Самыми западными были лужицкие сербы, самыми восточными угры (будущие венгры). Именно они были связующим звеном между центральной Европой и Уралом. Торговые отношения кельтов с Уралом имеют археологические доказательства. Но повторяю, тема закрыта, а она бы могла осветить множество вопросов. Например, кто были те самые высокие светловолосые люди встретившие (согласно легенде) Андрея Первозванного, кто возил янтарь в греческие колонии в Крыму (янтарь входил в десяток перечисленных греками товаров из Скифии). А еще большое количество топонимов из центральной Европы оказавшихся в российской глухомани. Или наоборот, как в сюжетах рисунков лужицкой керамики оказались северные олени запряженные в нарты. Все это происходило 2-2,5 тысячи лет назад. назад.

Алексей Аимин   23.11.2013 23:54   Заявить о нарушении
Насчёт Филимоновой Горки есть сомнения. На картах Шуберта и Стрельбицкого XIX – начала XX века на этом месте – деревня Горка. Она же упоминается во всех известных справочниках XIX века. И только в Справочниках 1933 г. и 1936 г. есть деревня Филимонова Гора . Как Филимонова Горка (Filimonowa Gorka) она впервые встречается на карте немецкой военной карте 1941 г. Таким образом, Филимоновой она, по-видимому, стала в советское время и с целью сократить число столь распространённых названий. С чьим именно именем это связано, сказать трудно.

Евгений Сизёнов   14.12.2013 23:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

Важная и нужная работа.

Владимир Репин   09.03.2010 01:29     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир. Надо народ чуть просвещать. Пусть слегка на "пальцах", но хоть что-то останется.
Самое трудным было это соблюсти линию интереса простого обывателя, чтоб читал не сбиваясь и не останавливаясь.

Алексей Аимин   09.03.2010 08:33   Заявить о нарушении
У Вас - получилось, в отличие от многих здесь.

Владимир Репин   09.03.2010 16:10   Заявить о нарушении
Спасибо.

Алексей Аимин   09.03.2010 23:34   Заявить о нарушении
Алексей, есть интересная зацепка по топонимике:
http://www.proza.ru/2013/11/25/14

Владимир Репин   23.10.2014 20:14   Заявить о нарушении