Рецензия на «История в лужских названиях» (Алексей Аимин)

все сохранившиеся названия рек в местах бывшего проживания мерян оканчивались на -ра: Печора, Вытегра, Вишера, Сура, Самара.
В других районах обитания мери названия рек не обязательно оканчиваются на –ра: Надокса, Воксенга, Ковонга, Мелекса, Селекша, Шакша, Шопша, Шокша, Икша, Ворокса, Пичерга, Лынгерь, Вохма, Вохтога, Печегда, Симонга, Судолга, Нотелга, Якшанга, Онга, Вандога, Тоехта, Нерехта (Мерехта), Покша, Понга, Нея, Меремша, Шунга, Урма, Монза, Андоба, Мезенда и др.

самое древнее из известных названий Волги было Ра, можно предположить, что в языке этого племени ра обозначало реку, а само название меря (возможно, первоначально мера) означало человек реки.
Есть основания считать, что Волга происходит от мерянского «Valga» или «valea joki» — «светлая река», кроме того, «ря» на языке мери означало «топь»; лингвисты-спецы по угрофинским языкам утверждают, что этнонимы меря и марийцы, видимо, связаны между собой и восходят к индоиранскому «марья» - молодой человек (контакты угрофиннов с протоариями доказаны), но в этом случае нет нужды переводить «меря» как «люди воды» (либо только как переосмысленное)

Не исключено, что именно от мерян славяне и северные финно-угры и переняли общее определение таких водоемов – озеро.
Это, думаю, исключено, т.к. «озеро» (в форме «езеро») - общеславянское слов, а предки ильменских словен пришли с запада и являются выходцами из западнославянского мира (лютичи, бодричи, лужичане, ляхи); во времена античности греки фиксировали в районе Балатон (гидроним объясняют общеславянским «блато» - болото) иллирийское племя «езеритов» (иллирийцы – палеобалканский народ сатемной группы) – т.е. в любом случае «озеро» - индоевропейское слово

в озеро Неро
есть гипотеза, согласно которой в ряде гидронимов начальное «м» замещалось «н», отсюдо Неро было первоначально Меро (т.е.относящееся к мери)

так как почти 3000 лет проживали по соседству со славянами сначала на Средней Волге, а потом в центре России
Это не так. Славяне до н.э. вообще не прослеживаются как сформировавшийся этнос. За три (а скорее за четыре) тысячи лет назад у предков мери могли быть контакты только с индоевропейцами, предположительно индоиранцами, располагавшимися в циркум (при-) черноморских и каспийскийх степях (катакомбная и срубная культуры). Этногенез славян произошел к северу от Карпат примерно в 3 в. н.э., и его восточная оконечность – правобережье Днепра, но никак не Волга

Сяб в данном случае означает общее, товарищеское, дружное, а сам в древнерусском языке имело значение равный
Корень «сябр/себр/сребр» есть в славянских языках и означает примерно «общинник, владелец, совладелец» на паях имущества – земли, скота; ближайшее соответствие – это белорусское, псковско-новгородское «сябер»-«сябры» - сотоварищи, совладельцы, соседи, якобы восходящее к балтскому –сябрь – товарищ, приятель; поэтому в «данном случае «Сяберо» может теоретически реконструироваться как «Общее озеро», но САМРО тут причем? «Сам» в славянских языках несет смысл «один» (сам по себе), а вот Самара – название мерянское.

До последнего времени историей племени меря никто не занимался
Занимались. Есть статьи специалистов.

Ильмень до прихода славян назывался озеро Мойско и академик О.Ткаченко считает это название мерянским. Первым населенным пунктом ильменских славян, упоминаемым в летописях и преданиях, были Славенск и Изборск.
Это всё из легенды 17 в. и если Изборск судя по раскопкам существовал в 8 в., то со Словенском (Новгородом) дело темное. Само название Новгород, свидетельствует о постройке «нового города», куда легендарный Рюрик в 9 в., якобы, перебрался из Старой Ладоги. Культурных слоев 8 и начала 9 в. в Новгороде нет.

Однако к середине ХI века знаменитый торговый путь был полностью заблокирован шведскими викингами в Финском заливе
Вопрос: зачем викингам блокировать торговый путь, которым они пользовались несколько столетий? Блокировка имела смысл, чтобы не позволить немцам торговать с греками. Викинги и в 11 в. пользовались этим путем, но уже не столько для торговли и разбоя, сколько в качестве переезда в Византию для службы в качестве наемников или как наемная дружина русских князей; становление королевства Швеция, христианизация шведов и образование Киевской Руси – всё это не позволяло скандинава торговать «безданно, беспошлинно», а тем более совершать грабительские походы на Византию и Персию.

Алексей Аксельрод   17.10.2016 14:49     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Аимин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 17.10.2016