Рецензии на произведение «От Кого исходит Святой Дух, к дискуссии о filioque»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Конечно, можно на пресловутое о "дважды два" развернуться в поиске ответа так, что потянет на докторскую диссертацию. Вот и вопрос о Духе Святом, полагаю, тоже породил толпы докторов. Но Библия - не книжка Угадайка. Загадок не делает, комментируя саму себя. Дух Божий?... А разве не о совести человеческой говорит нам Слово Божье? Той самой, что от Самого Творца?
Евгений Попов-Рословец 10.09.2015 18:25 Заявить о нарушении
О Святом Духе много всевозможных споров, причём они выходят за рамки христианства. В исламе конкретно Святой Дух отождествляется с архангелом Джабрилом (Гавриилом). А духи (рухи) - это "нечто от Бога", например, ангелы, Сам Иисус (Дух от Него) и Коран. То есть дух согласно исламу это не нечто определённое, это, скорее, характеристика принадлежности божественному, тип отношения, свойство.
Лариса Баграмова 24.07.2015 20:17 Заявить о нарушении
Андрей Охоцимский 25.07.2015 17:45 Заявить о нарушении
Насчёт притягательности тайны согласна )) Однако тайна привлекает далеко не каждый ум, страсть к таинственному – это прерогатива ищущих. Большинству же людей загадки, тем более, моральные, абсолютно не нужны, им требуются чёткие и однозначные инструкции. Продолжая предыдущую мысль о необходимости ислама, замечу, что такие инструкции были даны именно в нём, так как он призван регламентировать буквально всё и вся: ислам – это универсальный решебник.
То есть Тора – это Закон, база, фундамент новой религии для некоторых, избранных по национальному признаку. Благая Весть – открытый моральный кодекс для готовых к этой открытости, морально зрелых уже единобожников-евреев (тех, кто принял ранее привнесённый Закон душой и сердцем) или же тех неевреев, кто готов его принять и без предварительной подготовки, то есть тоже, по сути, для избранных, но уже не по признаку национальности, а по ментальной зрелости. А вот исламское Откровение – для всех, в том числе и для тех, кто так ничего и не понял или просто не был способен понять в первых двух вариантах.
Лариса Баграмова 27.07.2015 22:37 Заявить о нарушении
http://books.google.be/books/about/Sacrifice.html?id=K-2Jytwr86UC&redir_esc=y
Sacrifice: Its Nature and Functions,
by Henri Hubert (Author), Marcel Mauss (Author), W. D. Halls (Translator)
Андрей Охоцимский 28.07.2015 08:32 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 03.03.2016 01:11 Заявить о нарушении
Лариса Баграмова 03.03.2016 12:16 Заявить о нарушении
68. Скажи: «О люди Книги! Вам ничто
На сей земле не явится опорой,
Пока не примете вы твёрдо то,
Что вам дано Евангельем и Торой.
И то, что вам ниспослано сейчас
От вашего Владыки!» Но оно же
Лишь богохульство большинству из вас
С неверием упрямым ныне множит.
:)
Лариса Баграмова 03.03.2016 12:20 Заявить о нарушении
Тут такое дело... Изначально филиокве использоывалось как средство борьбы с арианской ересью, но, когда католицизм отклолося от Христианства, то приницип филиокве принял силу догматы. Он был озвучен ещё в 6-7 веках на Толедских соборах, но у вестготов доминировало арианство. По-моему, в Евангелии от Иоанна Иисус Христос неоднократно подчёркивает то, что Он говорит по воле Своего Отца, но Сам от Себя ничего не говорит. Всё-таки Святой Дух субстанциально исходит от Отца.
Алексей Панищев 18.11.2014 23:45 Заявить о нарушении
Андрей Охоцимский 19.11.2014 12:29 Заявить о нарушении
Андрей, с интересом прочёл. Всё просто, убедительно, хорошо нюансы отражены об обоюдной возможности. Естественно - от Отца ... но не исключено, что и от Сына. Аминь.
Михаил Пушкарский 17.07.2010 22:13 Заявить о нарушении
Да и по Св. Писанию, где Иисус сказал, что "Дух, который от Отца исходит", отдается приоритет здесь Отцу, как и по другим положениям. Например: "Отец более меня" или "никто не знает о том дне и часе, ни Ангелы, ни Сын, а лишь Отец".
Получается, что стоит отдать предпочтение не католическому догмату 'стремящемуся к полноте', а православному, который остается в неполноте, но принципиальной ясности.
Но еще лучше взять твою публикацию и включить в христианскую догматику по этому вопросу. Здесь присутствуют все необходимые оговорки. Ведь действительно, то что откровение и жизнь в Святом Духе приходит через веру и посвящение в Откровение Христа. И это важно.
Я жду новой редакции "Учение Иисуса Христа и Его любовь к нам. Но не тороплю.
Михаил Пушкарский 18.07.2010 08:19 Заявить о нарушении
Еще одно замечание, так, к слову: вообще Filioque – это не единственная проблема такого рода. В древлеправославном Символе Веры, который сейчас используют староверы, сказано про Св. Духа: «И в Духа Святаго Господа истиннаго животворящего, иже ...». Во время Никоновских реформ слово «истиннаго» выбросили. Но как все таки правильнее? Ведь в молитве Св. Духу, весьма фундаментальной в православии, мы говорим «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, ...». А староверы в этой же молитве говорят: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истинный, ...», и таким образом их текст получается логичным – они оба раза именуют Св. Духа истинным. Казалось бы мелочь, но ведь тоже при желании можно раздуть. Некоторые староверы говорят: «Вот никониане не исповедуют Святого Духа истинным Богом»...
Андрей Охоцимский 18.07.2010 19:07 Заявить о нарушении