Рецензия на «От Кого исходит Святой Дух, к дискуссии о filioque» (Андрей Охоцимский)

О Святом Духе много всевозможных споров, причём они выходят за рамки христианства. В исламе конкретно Святой Дух отождествляется с архангелом Джабрилом (Гавриилом). А духи (рухи) - это "нечто от Бога", например, ангелы, Сам Иисус (Дух от Него) и Коран. То есть дух согласно исламу это не нечто определённое, это, скорее, характеристика принадлежности божественному, тип отношения, свойство.

Лариса Баграмова   24.07.2015 20:17     Заявить о нарушении
Я только-что прочел интересную книжку Губерта и Мауса о жертвоприношениях. Там развивается общая схема любого жертвоприношения и один из моментов заключается в том, что гибель жертвы высвобождает некий дух, который в целом понимается если не как личность, то как некая самостоятельная сила. Эта сила и призывается на помощь жертвователю. Это хорошо согласуется с тем, что Святой Дух в христианстве реально активизируется после распятия (хотя догматически понятно, что от существовал предвечно). Вообще христианство на самом интимном уровне много впитало от предшествовавших религий. Я плохо знаком с исламом; судя по тому, что Вы пишете, он догматически проще и рациональнее. Но тайна-то как раз и притягивает ...

Андрей Охоцимский   25.07.2015 17:45   Заявить о нарушении
К сожалению, не смогла найти текст указанной Вами книги в И-нете... Насчёт высвобождения Духа в результате принесения жертвы интересно. Судя по всему, идея Духа претерпевает вполне определённые эволюционные изменения. Если у многобожной, языческой жертвы дух – это её частная, индивидуальная сущность, то Дух единобожия уже коллективен, интерсубъектен. И активизация Святого Духа после распятия – это открытие общечеловеческого моста в Абсолют, то есть, по сути, актуализация коллективной трансцендентности.

Насчёт притягательности тайны согласна )) Однако тайна привлекает далеко не каждый ум, страсть к таинственному – это прерогатива ищущих. Большинству же людей загадки, тем более, моральные, абсолютно не нужны, им требуются чёткие и однозначные инструкции. Продолжая предыдущую мысль о необходимости ислама, замечу, что такие инструкции были даны именно в нём, так как он призван регламентировать буквально всё и вся: ислам – это универсальный решебник.

То есть Тора – это Закон, база, фундамент новой религии для некоторых, избранных по национальному признаку. Благая Весть – открытый моральный кодекс для готовых к этой открытости, морально зрелых уже единобожников-евреев (тех, кто принял ранее привнесённый Закон душой и сердцем) или же тех неевреев, кто готов его принять и без предварительной подготовки, то есть тоже, по сути, для избранных, но уже не по признаку национальности, а по ментальной зрелости. А вот исламское Откровение – для всех, в том числе и для тех, кто так ничего и не понял или просто не был способен понять в первых двух вариантах.

Лариса Баграмова   27.07.2015 22:37   Заявить о нарушении
Вот ссылка на книгу. Скорее всего она не переводилась. Но она не новая, это довольно классический текст. Я её купил через Амазон.
http://books.google.be/books/about/Sacrifice.html?id=K-2Jytwr86UC&redir_esc=y

Sacrifice: Its Nature and Functions,

by Henri Hubert (Author), Marcel Mauss (Author), W. D. Halls (Translator)



Андрей Охоцимский   28.07.2015 08:32   Заявить о нарушении
Спасибо. Придётся подождать перевода ))

Лариса Баграмова   28.07.2015 10:53   Заявить о нарушении
Я плохо знаком с исламом; судя по тому, что Вы пишете, он догматически проще и рациональнее. Но тайна-то как раз и притягивает ...
--------------------------

Андрей, в статье у вас стройность мысли, а здесь "сбой", надо полагать?
Вам сообщают, что в исламе конкретно Святой Дух отождествляется с Архангелом Джабрилом (Гавриилом), и далее о богословких положениях. Вы почему-то оцениваете это как "простое и рациональное" богословие, еще и намекаете на притягательность христианства в силу именно сложности (тайны) христианского богословия? Вам не стыдно? Неужели можно сказать, что христианство привлекает своей сложностью? Непонятно.

Хотя вы и не знакомы с исламом, но, судя по количеству статей, со Священным Писанием христиан наверное знакомы. 260 упоминаний о Святом Духе или Духе Божием, т.ч. места, где Архангел Гавриил говорит о Нем очевидно не как о себе, но об иной Сущности, например:

"Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн <...> ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей <...> Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие" (Лк.1:13,15,19)
"В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария <...> Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк.1:26-27,35).

Уверен, что вы хорошо знакомы с Писанием. Как человеку, демонстрирующему в своих трудах отличительную способность к рассуждению, вам наверное не нужно объяснять, что своим то ли дипломатичным, то ли недостаточно точным, но я бы сказал - недобросовестным - комментарием, легко и просто назвали очевидное заблуждение рациональным богословием. По совести, можно было бы допустить неточность вашего комментария и т.п., если бы не "контрольный", который вы сами же и сделали, говоря о притягательности какой-то тайны. Т.е. глядя на ваш комментарий, нельзя не сделать вывода: вот, пожалуйста, умный христианин, богослов, со всем согласен и даже оценивает такое (исламское) богословие как образцовое; что уж говорить о "средних" христианах, лепещущих об Отце, Сыне и Духе Святом ― конечно, это невежды, сбившееся с "прямого пути". Здесь же для полноты картины факты обращения христиан в ислам. И, вы представляете, даже священники, вот это да! Эти христиане явно заблудшие многобожники; лучшие из них, конечно, приходят к истине "чистого монотеизма".

В общем, дорогой брат, вреда больше, чем пользы, на мой взгляд, от таких ваших комментариев. Вот и Ларису Баграмову вышел Господь искать, чтобы привести в Свое стадо, а здесь уже Андрей Охоцимский куда-то угнал овец. Пусть хотя бы пасутся там, где пасутся. Зачем вы, христианин, помогаете людям укореняться в заблуждении? Будьте, пожалуйста, внимательней.

Андрей, я зарегистрировался на сайте, чтобы оставить эту рецензию по прочтении вашего комментария, и к теме набросал краткий очерк по исламу.

http://www.proza.ru/2016/03/02/1992

Ознакомьтесь, пожалуйста, дорогой брат.

Южный Максим   02.03.2016 22:33   Заявить о нарушении
Максим, у Вас ругалка на ислам получилась )) Сравнение двух религий в пользу одной. Какую цель Вы преследуете этим текстом?

Лариса Баграмова   03.03.2016 01:11   Заявить о нарушении
Лариса, если и иронию вы усмотрели в некоторых моментах , то что мне сказать? Да, присутствует при оценки исламского богословия.

Объективный взгляд тоже присутствует, и я преследую цель именно ознакомить людей с исламом так, как мне кажется наиболее эффективно: показать самую природу откровений Мухаммеда.

Сравнением вы называете, надо полагать, сопоставление хадисов и текст Библии? Конечно, я сравниваю и считаю это абсолютно правильным. А вы как пророков от лжепророков отличать предлагаете? И, конечно, сравнение "в пользу" настоящих пророков. Что вас смущает? Делайте выводы, Лариса. Не надо горевать о том, что рушатся ваши иллюзии об исламе. Дьявол запутал следы так, что сразу не разберешься , а я вам как раз помогаю. Выбирать вам.

Южный Максим   03.03.2016 11:07   Заявить о нарушении
Да я бы не сказала, что они рушатся, Максим... )) Скорее, напротив: ислам не отрицает христианства, более того, включает его в себя как часть. И пророку Исе отведено в нём достойное место. Какой смысл противопоставлять? Бог един - это главное.

Лариса Баграмова   03.03.2016 12:16   Заявить о нарушении
Вы же сам, кстати, прочитали у меня часть рифмовки пятой суры вчера. Точно в тему попали, прямо в яблочко:

68. Скажи: «О люди Книги! Вам ничто
На сей земле не явится опорой,
Пока не примете вы твёрдо то,
Что вам дано Евангельем и Торой.
И то, что вам ниспослано сейчас
От вашего Владыки!» Но оно же
Лишь богохульство большинству из вас
С неверием упрямым ныне множит.

:)

Лариса Баграмова   03.03.2016 12:20   Заявить о нарушении
Лариса, у вас большие проблемы. Только Бог вам сможет помочь.

Южный Максим   05.03.2016 20:55   Заявить о нарушении
Я не против. Вы, главное, Ему не мешайте ))

Лариса Баграмова   05.03.2016 21:58   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Охоцимский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лариса Баграмова
Перейти к списку рецензий по разделу за 24.07.2015