Рецензии на произведение «Забытый царь»

Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

Ваше эссе вполне убедительно. Развитие и становление, как личности, императора Пётра I конечно не было случайным. Ваши сведения о его старшем брате Фёдоре доказывают это. Историки, особенно историки штатные, придерживаются "генеральной линии" правящей группы. Их старания, естественно выражают её интересы. Это доказал французский исследователь Марк Ферро - "Как рассказывают историю детям в разных странах мира, проанализировавший учебники истории многих стран мира. После устранения царевны Софьи в 1689 году и смерти царя Ивана V в 1696 году Пётр I стал единственным наследником престола. Каким он был правителем: хорошим или плохим?
Очевидно хватало и того, и другого. При описании его правления стоило бы взять за пример биографии Гая Светония, который говорил и о хорошем, и о плохом усопших императоров. Это важно для того, чтобы люди не делали себе кумиров, но стремились к лучшему.
По поводу его брата, рано усопшего царя Фёдора, хочу сказать
Забытым быть - не страшная судьба,
Когда трудом твоим пополнилась страна.
Светлана, спасибо за экскурс к времени правления наследников Царя Алексея.

Евгений Радомысельский   21.09.2013 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений, за то, что читаете.
С уважением,

Светлана Бестужева-Лада   19.09.2013 18:15   Заявить о нарушении
Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

В ваших статьях я не нашел ссылок на Соловьева и Ключевского. Особенно у Ключевского много сказано о "духе свободомыслия", повеявшего на Русь с Запада.
Известно, этот дух в дальнейшем поддержал именно Петр и "Россию из небытия в бытие возвёл". Короче говоря - это было запоздалое Возрождение России, начало пути от невежества к просвещению, наукам, культуре. Так я понимаю деятельность Петра. Может я ошибаюсь - хотелось бы услышать ваш ответ как историка.
Попутная просьба - заглянуть на мою страничку и ответить на вопросы, поставленные в моей статье "Размышления на досуге и три вопроса знатокам".

Алекс Савин   27.04.2013 19:17     Заявить о нарушении
Вы не нашли ссылок, во-первых, потому, что это не статьи, а эссе - то есть свободная форма, не подразумевающая обязательных сносок. А во-вторых. потому, что даже обращаясь к названным Вами историкам, я лишь привожу цитату с указанием автора, не делая внешних нумерованных ссылок.
Пётр лишь продолжил дела своих предшественников - отца, рано умершего сводного брата Фёдора и, главное, царевны Софьи и князя Голицына. Но продолжил совсем в другой манере: рывком, силой, топором. Можно было все то же самое проделать медленнее, но без рек крови и миллионов погибших от непосильного труда.
У меня целая серия очерков об истории России, есть и непосредственно про Петра. Если интересно - загляните.

Светлана Бестужева-Лада   27.04.2013 19:30   Заявить о нарушении
Может эта торопливость царя была вызвана тем, что он видел разительный контраст между Запдной цивилизацией и российской тех времен? Ведь их разделял промежуток времени, измеряемый столетиями. Почему эпоха Ренессанса обошла Русь стороной? Только при Михаиле Алексеевиче появились первые отголоски этого веяния - через 300 лет?
В чем тому причина? Только монголо-татарское иго? Думается - что нет.
Первые университеты на Западе появились (Болонья, Оксфорд, Кембридж) в 12 - 13 веках ещё до нашествия Орды на Русь, где грамотными были только церковнослужители (умели читать и писать. И в этих университетах преподавали не только богословие, но и основы математики, астролябии, философии Аристотеля, литературы того времени.
У нас Греко-латинская Академия появилась в конце 17-го века. Разница во времени 400 лет. И там преподавали только богословие, греческие преподаватели были изгнаны за увлечение "философиею Аристотеля".
Я думаю - все это вам известно. Так что у Петра, видимо, были крепкие основания торопиться и наверстать упущенное, чтобы нас развитые страны не затоптали.
Но судьбе было угодно - мы и теперь "догоняющие" Запад, это отголоски прошлого. И это уже новая история России. Специалисты говорят -"цивилизационный разрыв" растет.

Алекс Савин   27.04.2013 20:02   Заявить о нарушении
Как говорят англичане: "Есть много способов убить кошку, не закармливая ее до смерти сливочным маслом". Случилось же в прошлом веке "азиатское чудо" без всякого прорубания окон и дверей на Запад:-))))

Светлана Бестужева-Лада   27.04.2013 20:11   Заявить о нарушении
Вы даете метафоричный и косвенный ответ на мои вопросы. А где же ответ как историка? И вас больше интересуют семейные интриги царей, а не их государственная деятельность. Почему бы это?
Современники Петра и его последователи высоко ценили его деятельность, особенно Екатерина Вторая. Из Романовых более достойного царя, чем Петр никто не выдвинулся. Последний отпрыск Николай 2 позорно загубил Россию и свою семью. Это Факт.
А судить издалека в кабинетной тиши относительно "топора и крови" конечно удобнее, но явно не объективно. Возможно - время этого требовало. Соловьев и Ключевский в этом плане дают более глубокий анализ.
Ваши предположения не доказательны и поэтому останутся вашими личными мнениями, коих много.

Алекс Савин   27.04.2013 20:52   Заявить о нарушении
Меня больше интересуют не семейные интриги царей, а их личности. Государственная же деятельность монархов описана достаточно подробно, нет нужды повторяться.
Пётр был самым эксцентричным из Романовых, потому и "выдвинулся". Плюс всенародная любовь к нему в советское время (кстати, к Ивану Грозному тоже, по-видимому, находили что-то близкое для себя).
Вы считаете, что Соловьев и Ключевский писали свои труды не в кабинете, а непосредственно возле топора и плахи? И не стоит так упорно сравнивать мои эссе с их монументальными трудами - это совершенно разные явления.
Я ничего не доказываю, я рассказываю российскую историю человеческим языком.
И, простите, не понимаю Вашей раздраженной агрессивности.

Светлана Бестужева-Лада   27.04.2013 21:27   Заявить о нарушении
Чтобы рассказывать историю России, надо ее знать на уровне классиков истории. Я читал их труды и уважаю их исследования и выводы. А в виде легковесных эссе историю искажать непростительно, если вы настоящий историк.
Никакой агрессивности у меня нет, а вместо раздражениия - недоумение. Вы же себя называете кандидатом исторических наук. А где же наука - только вольный субъективный пересказ истории. Вам уже писали об этом читатели.

Алекс Савин   27.04.2013 22:15   Заявить о нарушении
Я не называю себя кандидатом исторических наук - я официально имею это звание. Смею думать, что знаю историю России уж точно не хуже Вас. Если эссе легковесны - это не значит, что они что-то искажают: просто материал подается в иной форме - литературной. Так что Ваше обвинение я не принимаю, оно более чем несправедливо.
Где наука? Наука в научных трудах - многотомных,написанных другим языком, со сносками, ссылками, комментариями, введением, заключением и так далее. К сожалению, не все понимают разницу между жанрами. Вы же не упрекаете Алексея Толстого за то, что его "Петр Первый" кишит ошибками и домыслами - это исторический роман, еще один жанр, где автор волен домысливать и добавлять от себя.
Предлагаю на этом дискуссию закончить, потому что соперничать с Вашим идеалом - Ключевским я не могу и не собираюсь, а доказывать, что ничего не искажаю - тем более.
Всех благ!

Светлана Бестужева-Лада   27.04.2013 23:31   Заявить о нарушении
Того же вам желаю. И написать хороший учебник по истории для школы. А то говорят - их уже 46 штук! Возможно - написаны тоже на уровне эссе?
У меня такое эссе тоже есть - в разделе История.
А на Познера вы зря нападаете - он один из умных и грамотных международников, смотрит на действительность объективно и без пристрастия, хотя родился "от мамы-католички и отца еврея-атеиста".
Вы против атеистов? Между прочим, католицизм - более просвещенная христианская конфессия, чем косное православие, которое до сих пор не признает учение Коперника-латинянина! Такие дела.
Читали исповедь Познера - "Расставание иллюзиями" и последнее -"Искусство жить"? Если нет - советую. Стоит того.

Алекс Савин   28.04.2013 09:57   Заявить о нарушении
Учебники истории пишут специально отобранные люди по специально утвержденным спискам. Платить людям со стороны бешеные деньги никто не станет.
Ничего плохого в эссе нет. Просто название литературного жанра. Дело в том, что я в данном случае пишу небольшие акварели. а Вы требуете от меня картину маслом в шесть квадратных метров размером.
Об "объективности и беспристрастности" Познера позвольте мне помолчать. Я его видела и слышала не только по телевизору.
Вы католик? Таких яростных нападок на православие давно уже не встречала. Извините, мне это неприятно.
Еще раз - всего наилучшего.

Светлана Бестужева-Лада   28.04.2013 15:20   Заявить о нарушении
Я атеист-материалист. На этом и стою. Стараюсь быть объективным. Мое миропонимание изложено в разделе Мировоззрение.

Алекс Савин   28.04.2013 20:45   Заявить о нарушении
Светлана имеет право на свой взгляд на историю России. Ключевский и Соловьев имели свой, а почему его не имеет Светлана? Её взгляды оригинальны. Я, правда, не со всеми её взглядами согласен. Но это мои проблемы. Если не согласен - аргументируй. Только одна просьба. Используйте, как Светлана, свои мозги, а не Соловьевых и пр. великих историков.

Петр Ерохин   07.09.2013 23:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

Светлана! Чудесная статья! Легко читалась, как и все Ваши произведения на историческую тему!
Меня обрадовало, что мои мысли нашли подтверждение в том, что неуважение к народу, стране, началось с Романовых!
У меня есть стих-е: -
РОССИЯ - МАТУШКА МОЯ...

Россия - матушка, во власть ты отдана,
Давно духовно умершим уродам.
С Романовых здесь правит Сатана,
Народом отвернувшимся от Бога.

У власти нет любви к моей стране,
Одни бандиты ныне правят балом.
В богатой нефтью, золотом земле,
Богатый с нищим в землю лягут рядом.

Насилуют Россию - словно б-дь,
Используют - моральные уроды,
В миру предстанет голой - наплевать!
У власти только волчьи есть законы.

Спасибо за Ваш труд!
Творч.удач!
С теплом!
Анатолий

Николаев   27.04.2013 08:50     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Анатолий, но Романовы относились к русскому народу вполне адекватно - в духе времени. Что же касается современности, то нет ни одной страны в мире, где граждане были бы довольны своими лидерами (разве что Куба).
С ответным телом,

Светлана Бестужева-Лада   27.04.2013 15:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

В нашей истории всвегда так - из крайности в крайность. СНачало создают миф, а потом развенчивают. Хотя, сомневаюсь, что миф о Великом Петре)) кто-то осмелиться изменить. Правду говорят, что "история - большая проститутка".
Очень занимательное исследование. Вспомнилась учеба на истфаке и курс "Истории России".
С уважением, Таня.

Татьяна Симонова   17.04.2013 08:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна.
Всю свою сознательную жизнь пытаюсь "развенчать миф" о Великом Петре. Большой смелости для этого не надо - срок давности давно вышел. Просто обидно, что достижения нескольких человек стерли ластиком и изваяли фигуру "Великого Реформатора".
А реформы разные бывают...
Со взаимным уважением,

Светлана Бестужева-Лада   17.04.2013 14:36   Заявить о нарушении
Очень интересно. Не задумывался над этой темой.С.М. Соловьеву доверял. Не думал, что и в те годы историю писали так, как выгодно правящим кругам.

Владимир Лыгин   19.04.2013 06:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

Да,Светочка! Интересные сведения ,но видимо слишком инерция у народа велика- все слабоумным его представляли обычно,в двух строчках описывали дурачком,хоть все переписывай,всю историю.Это несправедливо,разумеется! Я вот и Сальери жалею...за зря человеку фамилию на все века испачкали и до сумасшествия довели...
Спасибо огромное,как всегда читала с интересом и удовольствием. Успеха,дорогая Светочка! С симпатией-Ольга

Ольга Сергеева -Саркисова   15.04.2013 11:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга. Да и две строчки - из романа Алексея Толстого "Петр Первый", а там на каждую страницу - по две исторических ошибки.
Со взаимной симпатией,

Светлана Бестужева-Лада   15.04.2013 15:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Забытый царь» (Светлана Бестужева-Лада)

Ну и ну! Это хоть переписывай весь курс истории России!
В.Л.

Виктор Ламм   14.04.2013 16:55     Заявить о нарушении
Переписывать не обязательно, а пару главок добавить следовало бы:-)))

Светлана Бестужева-Лада   14.04.2013 17:00   Заявить о нарушении