Рецензии на произведение «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке»

Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Возможно, правильно так: 7. Новая газета. 2010. 7 июня. На сайте НГ именно такая дата, если имеется в виду статья "Кто написал «Евгения Онегина»?".

Рой Гудолл   07.01.2024 13:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Хорошая работа, прочла с интересом!
Нашла цитату из рецензии Алистейна, принадлежавшую Вам: «…многим людям (в их числе и мне) больше нравится именно поздняя редакция как более напевная, более образная и разнообразная лексически за счёт народных выражений». Присоединяюсь к этим «многим людям», а относительно предания в семье Колошиных думается так: дама попросила у поэта стихи о Коньке горбунке, он же, чтобы не отказывать даме, честно написал первые четыре строки в свoей редакции и поставил подпись.
В моей работе «Истоки образов в сказке Ершова «Конёк горбунок» была заострена тема ерша (как аллюзии к ««Повести о Ерше Ершовиче» («Русская демократическая сатира XVII века». М.: Наука, 1977), поскольку сочла, что этот образ свидетельствует об авторе сказки, который сам Ершов, сын Ершова. Кроме того, упомянуто о хорватском учёном и панслависте Юрии Крижаниче, написавшем в Сибири грамматический труд по русскому языку в аспекте сравнительного языкознания, чьё многолетнее пребывание в тобольской ссылке, как представляется, стало значимым для юного Петра Ершова в плане создания сказки.

Мара Рушева   15.02.2023 12:16     Заявить о нарушении
Спасибо, Мара, обязательно прочитаю вашу работу.

Елена Николаевна Егорова   23.02.2023 14:09   Заявить о нарушении
Мара, прочитала. Интересно.

Елена Николаевна Егорова   27.02.2023 23:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Здравствуйте,Елена Николаевна!
Спасибо за интересную статью.Влияние Пушкина на сказку несомненно,и я тоже считала,что Пушкин к ней "руку приложил" и,может быть, более того.Вы меня убедили в авторстве Ершова.С наступающим 8 Марта Вас! Всего доброго!

Ольга Не   07.03.2017 10:55     Заявить о нарушении
Ольга, вас тоже с Женским праздником!
А насчёт статьи: цифры всё-таки вещь самая объективная, никуда от этого не деться.

Елена Николаевна Егорова   07.03.2017 12:48   Заявить о нарушении
Никаких рук к Коньку-Горбунку А.С. Пушкин не прикладывал. Всё это модные и досужие домыслы.

Алексей Аксельрод   07.03.2017 13:10   Заявить о нарушении
Согласна, Алексей, в статье об этом и написано. Известно, что Пушкин читал рукопись и дал автору несколько советов. И всё! Сам ничего не писал.
А по ритмике ясно видно, что его участие просто невозможно. 30% - огромная разница, а ведь по некоторым позициям есть и в 9 раз.
Хотя любителей сенсационных вымыслов, наверное, ничем не убедишь, да и вряд ли они способны понять суть той элементарной статистики, которая показывает их неправоту.

Елена Николаевна Егорова   07.03.2017 16:16   Заявить о нарушении
Модные досужие домыслы?

А советский скульптор С.Д.Лебедева ещё в 1936 году посадила на Кобылицу в "Коньке-Горбунке" - А.С.Пушкина. Да ещё и одного из братьев Иванушки сделала - негром.
http://www.proza.ru/2016/09/17/2184

Елена Шувалова   16.05.2017 12:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Полностью Вас поддерживаю, уважаемая Елена Николаевна.
То, что Петр Павлович Ершов в этом возрасте испытывал сильнейшее влияние Александра Сергеевича Пушкина и даже "заимствовал" у него отдельные строчки - абсолютно нормально и неизбежно. (Былы бы удивительной его полная независимость.)
Но у нас нет серьёзных аргументов оспаривать авторство Ершова.
А попытки погасить одну яркую звёздочку в Плеяде поэтов пушкинской эпохи без неопровержимых фактов - это от лукавого.

Андрей Иванович Ляпчев   25.10.2016 18:30     Заявить о нарушении
Спсибо за поддержку,Андрей Иванович! Я хотела показать, что претензий к Ершову даже в техническом плане нет, что его стихи по ритмике и другим характеристикам значительно отличаются от стихов Пушкина.

Елена Николаевна Егорова   26.10.2016 20:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

В вашей статье дан интересный материал о великом Пушкине. Вы конечно специалист по литературе и у меня вопрос к вам. Есть книга, написанная Анатолием Мадорским "Сатанинские зигзаги Пушкина", составленная по дневникам, письмам поэта и воспоминаниям его современников. По мнению автора, в ней Пушкин показан без лакировки, как есть.
Как вы считаете, это тоже мистификация?

Алекс Савин   16.02.2014 19:26     Заявить о нарушении
По духу это, конечно, мистификация. Нельзя вырывать фрагменты из текстов и трактовать их по-своему. Так можно что угодно перевернуть с головы на ноги.
Что бы ни писали, Пушкин все-таки был с малых лет человек верующий, воспитанный в православной семье. У него был период колебаний и сомнений в начале 1820-х годов, когда он написал "Гавриилиаду", но вскоре всё встало на круги своя. Кстати, тот англичанин, у которого он брал в 1821 году "уроки чистого афеизма" (т.е. атеизма), вскоре стал... пастором у себя на родине.
Вообще, как мне представляется, в серьёзных трудах по пушкиноведению никакой "лакировки" Пушкина давно нет, на то они и научные труды. А журналисты и некоторые писатели вроде Казаровецкого так и вовсе падки на сенсации со знаком минус.

Елена Николаевна Егорова   18.02.2014 22:16   Заявить о нарушении
А как же можно трактовать, если прямо написано "уебал"?

Алекс Савин   19.02.2014 13:16   Заявить о нарушении
Ненормативная лексика - не редкость в мужской переписке тех лет и к сатанизму никакого отношения не имеет. Мадорский не учёный, не специалист, поэтому не поручусь, что в его книге нет фальсифицированных текстов. Но из учёных никто проверять и реагировать на такую книгу не будет, поскольку она не является научным изданием, что бы не было написано в предисловии. Если пушкинская комиссия будет отвечать на подобные вещи, ей основную работу выполнять станет некогда.

Елена Николаевна Егорова   20.02.2014 13:49   Заявить о нарушении
Вы считаете, что эти строки из письма Пушкина фальсифицированы?
Я эту книгу показывал сотрудницам музея Пушкина на Пречистенке. Они читали и смущенно заявили - "конечно, это правда". В этом музее собраны все подлинные письма и дневники Пушкина.
А слово "сатанинские" тоже не выдуманы Мадорским - Пушкин себя сатаной изобразил на полях письма. Лучше почитайте книгу с целью полного разоблачения автора.
Государственный музей А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2, ст. м. «Кропоткинская»

Алекс Савин   20.02.2014 17:51   Заявить о нарушении
Конкретно эта строка с ненормативной лексикой в данном письме есть. Имеется такая лексика и в других письмах. Однако всё дело не в точности цитат, а в интерпретации. У Пушкина есть рисунок беса, похожего на него самого, но это нельзя трактовать как "сатанистский выверт". Он рисовал себя и в облике лошади, и в облике собаки, как бы примеряя на себя "шкурки" разных существ. Если про подвижного, вертлявого, вспыльчивого человека кто-то скажет: "Вот бес!" - это же не сатанизм, а просто образное выражение. Когда поэт или писатель пишет своё сочинение, он в воображении живёт жизнью своих героев. Тут нет ничего удивительного, это закон творчества.

Елена Николаевна Егорова   21.02.2014 14:03   Заявить о нарушении
Вы перешли от основной темы на мелочи.
Основной вопрос нашей дискуссии - это двоякое прямо противоположное отношение Пушкина к Анне Керн.
В стихах он ее воспевает как "гений чистой красоты", а в житейской практике отзывается как о гулящей женщине, доступной желающим.
Какое же его настоящее отношение к ней? Или после "уебал" она уже вовсе не "гений чистой красоты", а так себе - потаскуха?

Алекс Савин   22.02.2014 20:26   Заявить о нарушении
Вы тоже отошли от темы, это всё-таки обсуждение статьи о "Коньке-ГОрбунке". Однако интересующий вас вас вопрос об отношении Пушкина к Анне Керн я давно изучила и поместила об этом статью на прозе: http://www.proza.ru/2008/08/28/5
Статья также опубликована в ряде изданий.

Елена Николаевна Егорова   23.02.2014 23:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Уважаемая Елена Николаевна! Очень странная манера вести дискуссию. Я имею ввиду: "...Мне кажется, что прокрутка через статистические программы мало что даст. Можно, конечно, сделать, но и так всё очевидно...". Ну а то, что куда-то пропал пост вашего оппонента, который поставил рядом "Конька Горбунка" и позднюю поэму Ершова, тоже весьма подозрительно. В науке применение "все очевидно", полагаю, мало продуктивно. - Посмотрел вашу статью по "Куликову полю" и сразу вопрос: 1237 - битва на Калке? Вы ничего не перепутали? Кстати, а не покажите на карте, где эта Калка протекает? И еще. Как оказалось, что Куликово поле "нашли" спустя 500 лет после события? Обнаружение помещиком Нечаевым места сражения у себя на огороде в 1820 году - это наука? Вы можете представить, скажем, - только сейчал узнали что литовские и смоленские полки сражались под Грюнвальдом и стали "научно" описывать подробности их перемещений? А "Задонщина", которая выплыла непонятным образом во второй половине 19 века, местами напоминающая откровенную пародию на "Слово о полку Игореве" и которую считают самым "древним" документом о битве, - и это наука? Кстати, если вы так ловко оперируете датировками событий, не могли бы показать, скажем, ее точную дату, представленную так, как она просто обязана быть изображена в летописях, т.е. индиктовым способомм? С уважением. Александр.

Александр Алистейн   25.09.2013 09:10     Заявить о нарушении
Уважаемый Александр, про прокрутку сказок Пушкина и Ершова через статпрограммы так написано потому, что я главными аргументами считаю не статистические расчёты, а несостоятельность доводов в пользу авторства Пушкина. Все эти доводы специалисты опровергают, поскольку они либо не соответствуют действительным фактам, либо субъективны. Скажем. Казаровецкий и Лацис считают раннюю версию "Конька-Горбунка" лучше поздней, а многим людям (в их числе и мне) больше нравится именно поздняя редакция как более напевная, более образная и разнообразная лексически за счёт народных выражений.
Что же касается споров о событиях древности, о самих фактах их свершения, датах и местах, то по моему мнению, это прерогатива компетентных специалистов. А мой очерк о Куликовской битве является популярным и опирается на устоявшуюся точку зрения. Если вы считаете себя специалистом в данной области, то вам и следует написать об этом и разметить произведения в интернете, в том числе и на прозе.ру.
За критический отзыв спасибо. Хорошо что его прочтут заинтересованные люди, которым это послужить толчком к более глубокому изучению упомянутых проблем.

Елена Николаевна Егорова   25.09.2013 23:03   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна! Да написал-то я потому, что в вашем представлении на сайте указано, что вы работаете "... ведущим научным сотрудником Центрального экономико-математического института РАН." И вдруг такое пренебрежение к математике и статистике! Да, и насчет сравнения "Конька Горбунка" с "Сибирским казаком", что-то ответа я не услышал.
По поводу же моей "компетенции", - признаюсь: я дилетант. В том смысле, что история моей страны интересует меня только как привдивый рассказ о реальных событиях и если вижу фальш в комментариях, то никакие титулы и звания меня нисколько не смущают.
Да, и еще. Некоторе время назад меня заинтересовала проблема подделок и фальсификата в отношении некоторых произведений, и кое-какую методику удалось создать на основе вычисления "авторского инварианта" (полагаю, вы знаете что это такое). И вот я ее наспех приложил к Пушкину и Ершову после вашей статьи. Оказалось, никаких подделок. Т.е. что Пушкин-это Пушкин, а Ершов - Ерошов. И все это логически подтверждено. Так что прошу прощения за то, что отвлек по пустяку. С уважением. Александр.

Александр Алистейн   25.09.2013 23:28   Заявить о нарушении
Александр, ну конечно, я знаю, что такое авторский инвариант. Замечательно, что вы "сконструировали" свой показатель и сделали расчёт, результат которого в отношении сказок Пушкина и Ершова сходится с моим.
А я хоть и работаю в ЦЭМИ, но, видимо, слишком много там занимаюсь анализом статистических расчётов - набили оскомину. К тому же, вращаясь с среде литературоведов, я давно поняла, что им трудновато понимать отвлечённые цифры, а когда с ритмикой связано, с напевностью, богатством языка - тогда им даже цифры как-то ближе и понятнее.
Если Вы где-то опубликовали свои расчёты по сказкам Пушкина и Ершова, с удовольствием упомяну их своей работе со ссылкой. Если не опубликовали, советую это сделать.

Елена Николаевна Егорова   26.09.2013 01:03   Заявить о нарушении
Повнимательнее прочла ваше замечание и стало ясно, что это Вы только что сделали Ваш расчёт. Советую доработать и опубликовать.

Елена Николаевна Егорова   26.09.2013 01:07   Заявить о нарушении
Да, да! Только сейчас, он еще в черновиках. Просто вспомнил методику, о которой почти забыл и приложил к Пушкину и Ершову. Получилось очень интересно и, главное, совершенно независимо ни от какого мнения, вкуса и пр. Попробую причесать и тогда вас ознакомлю. С уважением. Александр.

Александр Алистейн   26.09.2013 08:23   Заявить о нарушении
Спасибо. Буду ждать. Есть даже возможность вставить ссылку на ваш материал в статью, которая будет опубликована в сборнике Болдинских чтений. Сроки сдачи текстов ещё не истекли. Синтетический показатель куда интереснее, чем спектр процентов по частям речи, средняя длина предложения и т.п. Он и цифрами текст не перегрузит, их там и так немало для литературоведов. Участникам конференции тоже пошлю ссылку на ваш материал, некоторым это точно интересно будет прочесть.

Елена Николаевна Егорова   26.09.2013 12:23   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна! Исполняю обещание. Мои скромные заметки найдете на моей странице.
С уважением. Александр.

Александр Алистейн   30.09.2013 13:13   Заявить о нарушении
Спасибо, материал прочла, он мне понравился, и я написала отзыв. Ссылку уже добавила в эту свою статью. Также разослала эту ссылку участникам Болдинских чтений, кому интересно, прочитают в ближайшее время.

Елена Николаевна Егорова   01.10.2013 22:57   Заявить о нарушении
Уважаемая Елена Николаевна! Немного опоздал, и к вашему повторному визиту на мою страницу не успел причесать вторую часть "Козленка". Теперь милости прошу.
С уважением. Александр.

Александр Алистейн   15.10.2013 18:03   Заявить о нарушении
Рада, что интересно.

Елена Николаевна Егорова   24.09.2013 20:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Я где-то читал про другую причину мистификации. Что якобы Пушкин проиграл черновик Конька-Горбунка в карты отцу П. Ершова.

Джон Маверик   24.09.2013 12:31     Заявить о нарушении
Это просто анекдот. Пушкин своих произведений никогда никому не проигрывал.

Елена Николаевна Егорова   24.09.2013 15:47   Заявить о нарушении
Да? И даже пятую главу "Евгения Онегина"?!

Елена Шувалова   09.06.2018 14:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Существуют еще программы, выполнряющие сравнительный статистический анализ текстов. Можно было "прокрутить" тексты через несколько таких программ.
Слава Богу, что никто "ГОре от ума" Пушкину не приписывает, поскольку он сам был в восторге от этого сочинения своего тезки.

Владимир Байков   24.09.2013 12:54     Заявить о нарушении
Слава Богу, и "Конька-Горбунка" полторы сотни лет никто не приписывал Пушкину. Мне кажется, что прокрутка через статистические программы мало что даст. Можно, конечно, сделать, но и так всё очевидно. Кроме того, у Пушкина ведь всё в произведениях и черновиках взаимосвязано, даже в случае мистификации должны были остаться какие-то переклички с "Коньком-Горбунком", но их, как утверждают специалисты, нигде нет. Статистика в данном случае только вспомогательный метод.

Елена Николаевна Егорова   24.09.2013 15:55   Заявить о нарушении
Ершов как и Леонид Филатов создали выдающиеся произведения.
В этот ряд я бы поствил еще "Василия Теркина".
А "Федота-Стрельца" с удовольствием еще раз на youtube послушал.

Владимир Байков   24.09.2013 20:50   Заявить о нарушении
Владимир, мне тоже эти произведения очень нравятся. С удовольствием их их иногда перечитываю. Но всё-таки сказки и поэмы Пушкина больше люблю.

Елена Николаевна Егорова   25.09.2013 22:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «О мистификациях Пушкина, Ершове и Коньке-Горбунке» (Елена Николаевна Егорова)

Спасибо, Елена Николаевна, прочитал с большим интересом. С уважением

Александр Багмет   24.09.2013 12:17     Заявить о нарушении
Рада, что понравилось.

Елена Николаевна Егорова   24.09.2013 15:46   Заявить о нарушении
Елена Николаевна, извините, но как же Вы читали "Евгения Онегина", если говорите, что в нём нет повторов, когда весь этот роман и построен на повторах! Перечитайте, что ли... Пушкин весь всё время самого себя повторяет. Вот и в "Коньке-Горбунке"; "И прикашлянул легонько, Указав огонь тихонько", - что соответствует "Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько" в "Царе Салтане", "Посмотрел под рукавицу И увидел кобылицу" - "Да, такая есть девица, Но жена не рукавица"; "Выпущай меня на волю Погулять по чисту полю" - "Мать и сын теперь на воле, Видят холм в широком поле". И ещё много-много повторений из самых различных пушкинских произведений, не только из "Салтана"... Какие тут могут быть графики - ни к чёрту они не годятся! "Конька-Горбунка" написал Александр Сергеевич Пушкин.

С уважением,
Елена Шувалова.

Елена Шувалова   10.01.2015 23:42   Заявить о нарушении
Леночка, думайте, что хотите, фантазируйте на любые темы, но не воображайте себя специалистом и не отрицайте огульно исследования, противоречащие вашему мнению (так делают именно неспециалисты). Относительно повторов у меня написано совсем другое. Я имела ввиду рефрены, а не реминисценции и заимствования (наличие рефренов влияет на объем лексикона - количественный показатель). Похожие выражения, рифмы и заимствования (разумеется, с вариацией текста) встречаются у многих авторов пушкинского времени. Это была распространённая практика. "Гений чистой красоты" - поэтический образ Жуковского, но это не значит, что Василий Андреевич написал "Я помню чудное мгновенье". Это значит, что Пушкин заимствовал образ у Жуковского, придав образу новый смысл. Похожие выражения в "Коньке-горбунке" и произведениях Пушкина следует трактовать аналогично.

Елена Николаевна Егорова   11.01.2015 01:03   Заявить о нарушении
Аналогично? Но когда мы встречаем в "Коньке" пушкинские фразы, которых Ершов знать не мог - как к этому относиться? "Раз, лишь только рассвело - Всех их семеро вошло" в "Сказке о мёртвой царевне" и "И лишь только рассвело, Отправляется в село" - в "Коньке"? Или - "Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо" - "Вот он всходит на крыльцо, Вот хватает за кольцо..." "Сказка о Мёртвой царевне" была напечатана в феврале 1834 - когда Ершов должен был своего "Горбунка" уже написать - по крайней мере, 1-ую часть. А пушкинское обращение к жене: Не ожидай, чтоб в эти лета Я был так прост! Люблю тебя, моя комета, но не люблю твой длинный хвост, - откуда его знал Ершов, когда писал: Но дурак и сам не прост - Крепко держится за хвост". А например рифма "птицы-тряпицы" вообще встречается только в "Коньке" и в пушкинском "Анджело", который тоже тогда не был напечатан. И отчего Ершов цитирует несколько раз басню Василия Майкова "Портной и Повар"? И фразу Карамзина из "Послания Плещееву": "(Смеяться, право, не грешно!) Над всем, что кажется смешно" - "Хоть смеяться - так оно Старикам уж и грешно"? В конце концов, Ершов берёт из "Бориса Годунова" фразу Отрепьева "День приходит, день проходит", - "Ночь проходит, день приходит"... Да и много здесь Пушкинского - и из писем частных, в которые Ершов точно не заглядывал! И отчего Иван поёт песню про московскую Пресню, когда сам Ершов тогда в Москве и не бывал, и песня эта - из любимой комической оперы Пушкина "Мельник- колдун, обманщик и сват" Аблесимова...

Елена Шувалова   11.01.2015 11:57   Заявить о нарушении
Кстати, именно Жуковский и написал "Я помню чудное мгновенье" - строчку, а не стихотворение. Может быть, это вообще самая гениальная строчка у Вас. Андр-ча. Пушкин взял и строчку и образ - этого самого гения. Пушкин - кокетничал с Керн? Как вульгарно Вы думаете о Пушкине.

Елена Шувалова   11.01.2015 13:06   Заявить о нарушении
Пушкин кокетничал не только с Керн. И это естественно, а не вульгарно.
Похоже строки у Ершова и Пушкина ровно ни о чём не говорят. Похожие строки есть у многих авторов, не имевших друг с другом связи, даже и не поэтов, если темы произведений и их источники близки. В дневнике Анны Олениной есть строки, почти точно совпадающие с пушкинскими, из его стихов, которые она на момент написания знать никак не могла. Сама я встречалась с таким не раз, т.е. с почти точным совпадением отдельных строк из своих стихов со строками других авторов, на момент написания мне неизвестных, которые тоже не были знакомы с моим творчеством. Радио изобрели почти одновременно 2 человека в разных частях света. К тому же в "Коньке" около 400 слов, нигде у Пушкина не встречающихся.

Елена Николаевна Егорова   11.01.2015 14:22   Заявить о нарушении
Аж 400 слов! Интересно - каких же?

Елена Шувалова   11.01.2015 18:14   Заявить о нарушении
Это в основном простонародная лексика. За подробностями отсылаю к Савченковой.

Елена Николаевна Егорова   11.01.2015 22:05   Заявить о нарушении
Но у Савченковой они не указаны, только провозглашены. Я сама хотела бы их видеть - причём все 400.

Елена Шувалова   11.01.2015 23:19   Заявить о нарушении