Рецензии на произведение «О понятии интеллигенция»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Виталий, с раннего детства мне объяснили значение этого термина и неукоснительно следили, чтобы соответствовала. Часто слышала: ,,Интеллигентные люди так не поступают", старалась не опозорить взрослых, памятуя об учении. Вы правы, есть разница между существительным и прилагательным, Вы замечательно ее показали. Интересная, полезная статья, спасибо!
Виктория Романюк 05.04.2023 17:24 Заявить о нарушении
)))))
Вот так случилось, что существительное и соответствующее прилагательное имеют разный смысл...
А Вашу "трилогию" я завтра дочитаю!
Вы, Виктория, хорошо в курсе дела, что главное в прозаическом произведении это "принцип интересности". И второе (теперь это даже можно) - дотошное, профессиональное знание (и, соответственно, описание) той области человеческой деятельности, которая описывается в произведении.
С уважением
Виталий Симоновский 05.04.2023 18:30 Заявить о нарушении
С чувством удовлетворения и согласия читал заметку.
Остроумный и тонкий финал!
К сожалению, изменения в языке и словарях, как правило, сильно отстают от потребностей носителей языка.
В Ваших комментариях к рецензиям нашёл ценно подмеченное несоответствие между словами "интеллигент" и "интеллигентный". Было бы уместно, если бы эти мысли вошли и в заметку.:)
Слепнёв Валерий 16.08.2021 06:28 Заявить о нарушении
)))))))
Да, есть несоответствие в данном случае между существительным и образованным от него прилагательным.
Добро - добрый ===> всё ясно.
А вот интеллигент - интеллигентный ===> несоответствие! А причина кроется, видимо, в том, что в народе частенько бытует мнение, что если человек умный (а, это, как правило, интеллигент), то значит он непременно должен обладать высокими моральными качествами. А ведь это совершенно не обязательно!:)
Замечу ещё одно ходячее ошибочное представление: если у человека хорошая память, то это несомненно умный человек. Что также очень даже неверно. :)
Виталий Симоновский 16.08.2021 07:41 Заявить о нарушении
что мнение об умной человеке, содержит уверенность, что знания его об исходной эгоистичности натуры подразумевает однозначное обуздание её в себе. А вот это как раз и не обязательно: для того, чтобы начать с себя как раз и нужна внутренняя культура, которую вовсе не гарантирует ни образование, ни многодумание. Как в той пословице: "Можно подвести ишака к воде, но пить его не заставит и шайтан"... :)
Интересная мысль про память, Виталий! Даже злободневная в связи со стремительным иссяканием памяти.:)
Здесь, думаю, собака зарыта в уровне оценивания человека.
несомненно, много помнящий человек имеет много шансов произвести впечатление умного. Для того, кто судит поверхностно, то есть сам мыслит по верхам, не углубляясь.
А для думающего ум ценен не извлечениями из памяти, а умением из имеющегося сложить нечто своё.
Трудно понять как, но, как правило, понимаешь, где собственные умозаключения, а где заимствованные. :)
Слепнёв Валерий 16.08.2021 08:35 Заявить о нарушении
Интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям!
И если человек всё своё интеллектуальной богатство направляет на личное обогащение, о какой интеллигентности речь?
Всем хорошо знакома цитата: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету". Татьяна Лиознова в бессмертном фильме "Семнадцать мгновений весны" приписала авторство Иозефу Геббельсу. Кроме министра пропаганды, эту цитату принято приписывать Герингу, Гиммлеру и Гейдриху, в чем легко убедиться, достаточно ее прогуглить. В своей лекции "Русская классика как апокриф" прочитанной им в Туринском университете в 1990 году, Михаил Веллер приписывает авторство Бальдуру фон Шираху, в тот период, когда он не был еще членом НСДАП и фюрером "Гитлерюгенда", а был молодым, способным драматургом. Те не менее Ширах не автор этой знаменитой цитаты. Глава "Гитлерюгенда" Бальдур фон Ширах эту фразу не выдумал, а лишь повторил в своей публичной речи в 1938 году. Эта речь, где Ширах на самом деле вытаскивает свой пистолет, попала даже в документальный фильм. А Герингу эту фразу приписал Фрэнк Капра.
Кстати, сама упомянутая цитата является классическим случаем слов, выдернутых из контекста и не несет в себе никакого мракобесия. Пьеса, из которой она взята, рассказывает о Германии 1920 года. Герой пьесы по ходу действия рассказывает историю. (Так называемая вставная новелла) Только что проиграна война. Чудовищная инфляция и безработица, всеобщее обнищание. На улицах полно бездомных и инвалидов. В рождественский вечер люди приезжают в театр. На улице снег и мороз, у подъезда стоит мальчик босиком и в лохмотьях. Милостыню просить запрещено, поэтому он делает вид, что продает спички.
Но никто не обращает внимание на замерзшего ребенка. Зрители идут мимо, рассуждая, что Германия не погибла, пока у нас есть наша великая культура. Когда зрители выходят после спектакля, мальчик уже замерз и даже его тело замело снегом. Но людям нет до этого дела. Они продолжают рассуждать, что наша великая культура бессмертна, а значит и страна непобедима. И в заключении этого рассказа, герой пьесы и произносит свою фразу: "Теперь, когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету". А пьеса эта - "Шлагетер", ее автор Ханс Йост. Написана в 1933 году
Источник: http://m.fishki.net/2621627-kogda-ja-slyshu-slovo-kulytura-moja-ruka-tjanetsja-k-pistoletu.html © M.fishki.net
Аникеев Александр Борисович 10.10.2020 12:52 Заявить о нарушении
)))))
Тема моего текста несколько иная. Я хотел обратить внимание на особенность понятий ИНТЕЛЛИГЕНТ и ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ. В русском языке обычно прилагательное, образованное от соответствующего существительного, сохраняет тот же смысл: добро и добрый, красота и красивый и т.п. В понятиях ИНТЕЛЛИГЕНТ и ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ это не так. ИНТЕЛЛИГЕНТ - человек, занимающийся умственным трудом, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ (как это укоренилось в народе) - человек с высокими моральными качествами: правдивый, озабоченный всеобщим благом и т.п.
В основе многих яростных споров среди философов (и, скажем, авторов проза.ру) является разнобой в смыслах, которые они вкладывают в тот или иной термин, в то или иное определение. Казалось бы, чего проще дать чёткие определение того или иного явления, объекта, на основании которого однозначно можно определить, относится то или иное явление, объект к множеству, обозначенному данным определением, или нет? Ан нет!
Виталий Симоновский 10.10.2020 17:06 Заявить о нарушении
"Любое определение, любой термин есть продукт общей договорённости людей"
Не совсем так, но не об этом речь.
На мой взгляд, определять значение термина необходимо с рассмотрения истории его возникновения. С интеллигенцией - то же самое. О русской интеллигенции имеет смысл толковать с момента её, интеллигенции, самоопределения. И вот, выходит, что главными признаками российской интеллигенции в период ее становления и самоопределения, отделяющими ее от других образованных россиян, служили воинственный атеизм и противостояние власти. Интеллигент, таким образом, вовсе не нуждается в моральном или этическом оправдании.
По теме же - работа П. Б. Струве "Интеллигенция и революция", например. Очень много на эту тему - "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции — сборник статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России. Издан в марте 1909 года в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 года выдержал четыре переиздания общим тиражом 16000 экземпляров. В 1990 году был переиздан тиражом 50000 экземпляров[1]." - это из Википедии.
Андрей Папалаги 17.06.2019 21:30 Заявить о нарушении
)))))
Добавлю, что много содержательного по этому русскому явлению можно найти в книге Н. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма".
Всё-таки в науке желательно чёткое определение того или иного термина.
Практика же философии и философствования показывает, что этого важного правила большинство философствующих не придерживается. Отсюда ненужные, порой ожесточённые споры...
С уважением
Виталий Симоновский 17.06.2019 21:56 Заявить о нарушении
Несколько раз по жизни, в трудные минуты, когда при большом скоплении специалистов мне не удавалось провести свою точку зрения обычными способами, вставал и громко заявлял:
-Я русский интеллигент, и как интеллигент считаю, что правильно будет только так.
Если в зале еще есть интеллигенты и не согласные, встаньте.
Что начиналось, трудно пересказать.
И об интеллигенции.
С кем Вы хотите договариваться и зачем?
Когда она появилась в России?
Именно в России, в других странах Европы ее и быть не должно.
Интеллигенция- русская реакция общества на торможение развития России.
Она сделала несколько важных шагов.
Поняла, что такое открытые структуры в театре.
Дальше, не пошли, увы.
И множество не
верных.
Почитайте, если есть время.
http://denisov2008.livejournal.com/38906.html
ваш.
Александр Денисов 33 11.01.2019 14:37 Заявить о нарушении
)))))
Да, интеллигенция (да и само понятие интеллигент) - чисто русское явление. За бугром такого не было и нет.
:)
С улыбкой и уважением
Виталий Симоновский 11.01.2019 16:37 Заявить о нарушении
Александр Парцхаладзе 22.05.2019 13:56 Заявить о нарушении
)))))))
Виталий Симоновский 22.05.2019 14:23 Заявить о нарушении
Начнем.
Есть русский язык. Большой, сложный, трудный для освоения. Согласен.
Так есть еще и толковые словари русского языка, в которых слова растолковываются с примерами.
Например слова «корыто». Из современного языка оно практически выпало, но есть словари. Смотрим.
КОРЫТО
ср.
1.
Большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и т.п.
2. перен. разг.
Негодное, старое судно, лодка и т.п. ( обычно с оттенком пренебрежительности ) .
И примеры использования.
Тоже самое проделываем с «Гуси- Лебеди».
Нет таких слов в современном русском языке, продолжаем поиск.
Нет таких слов в литературном и бытовом языке ни в 19 , ни в 20, ни в 21 веке.
Нет и все!
Есть только сказка. И сказочный образ.
Господин Парцхаладзе , нам намекает, с интеллигенцией, а русский язык, нет, нет там таких слов.
Пархаладзе этого мало.
Вот его второй гусе- лебедь:
-один только факт безусловного наличия интеллигенции в странах Западной Европы вкупе с таким же непреложным фактом отсутствия понятия "интеллигентный", в том виде,
Спорить с подобными людьми не рекомендую.
Надо просто знать откуда пошли европейские интеллектуалы и откуда пошла русская интеллигенция.
Что касается Европы:
-В Европе происходило, нечто, что описанию в сегодняшних терминах, нам затруднительно.
Ничего подобного за всю тысячелетнюю историю России не было.
Вот цитата:
«В начале XIII в. глоссатор Аццо (или Азо; см.) собирал вокруг себя ежегодно до 10000 учеников, преимущественно иностранцев.»
Глоссар, преподователь права в Болонском университете.
В городе Болонии было тогда жителей около 15 000.
И 10 000 приходило в город , что бы послушать только одного из Болонских профессоров.
Это 13 век! Пешком, с севера Германии в Болонию. За свой счет. На свой страх и риск.
Гамбург- Болония 1230 км по дорогам. 1000 км по прямой.
К примеру Киев — Болония по прямой 1500 км, но ни русских, ни украинцев, ни в 12, ни 13 веке, а Болонии не наблюдалось. Рождение европейских интеллектуалов.
Что касается России. За всю тысячелетнюю истории Европы этого не было:
-Хождение в народ — движение студенческой молодёжи и революционеров-народников с целью «сближения» с народом, его просвещения и революционной агитации непосредственно среди крестьянских масс. Это о семидесятых годах 19 века. Рождение русской интеллигенции.
Тысячи пошли. Тысячи- и гуси лебеди господина Парцхаладзе , дурная шутка , в лучшем случае.
Что касается русских сказок, есть русская выпечка, которую знает весь мир, но в России ее не пекли никогда и не пекут. Давайте и над этим постебаемся.
Ваш.
Александр Денисов 33 22.05.2019 21:35 Заявить о нарушении
Александр Парцхаладзе 22.05.2019 21:46 Заявить о нарушении
Для меня это честь, дискутировать с одноклассником графа Остен-Сакена, внуком министра Российской Империи.
А если без стеба.
«Язык наш намекает на то, чего так не хватает в повседневной жизни - за исчезновением аристократии, хотя бы этой самой не до конца изничтоженной интеллигенции».
Это кто написал?
Заявить: "Я - русский аристократ" , мог только не совсем адекватный человек.
Аристократ, представитель особой социальной группы, которая выполняла в обществе, в государстве, свои особые функции.
Исчезло то общество и функции, соответственно.
Остается рассмотреть выражение:
-Я русский интеллигент.
И переходим к интеллигентам.
В русском обществе появляться потребность.
Откликаясь на эту потребность появляются интеллигенты.
Интеллигенция- реакция думающей части русского общества на торможение развития страны.
Если прав, то:
Торможение развитие страны сегодня реальность.
Ждите появление новых интеллигентов.
Отсюда.
1. Как видим интерес к этой теме уже в наличие.
2. И есть уже желающие замазать новых дерьмом, гусями- лебедями.
Россия. Так у нас принято.
А мы подождем.
Если прав, увидим.
Если не прав, придется извинятся публично.
Ваш.
Александр Денисов 33 22.05.2019 23:24 Заявить о нарушении
Александр Парцхаладзе 23.05.2019 11:46 Заявить о нарушении
О развитии можно поговорить, но эта тема столь же странная и непонятная для широкой публики, как тема об интеллигенции.
Отвечая Вам, задумался.
1917 Русская революция.
Краткое содержание ближайших пяти лет.
Коммунисты начинают «натравливают» простых людей на попов, на интеллигентов, что бы удержать власть.
Человека в галстуке и очках , могли расстрелять только за галстук и очки.
То есть, в России появились взаимно ненавидящие друг друга группы в десятки миллионов людей.
Ненавидели: священнослужителей, коммунистов, интеллигентов, революционеров.
Прошло сто лет.
Заявите публично:
Я священнослужитель.
Я коммунист.
Я революционер.
Я самый умный, а вы все дураки.
Я гей. Это добавляю современности.
Я интеллигент.
Последнее вызывает самую яркую и самую злобную реакцию.
И у тех, кто пропагандирует пошлость и хамство. «Но вот телек включать в последнее время не хочется: пошлость и хамство зашкаливают.»
И у тех, кто убежден в обратном. «Убежден - именно из-за дефицита этой самой как раз интеллигентности, которой не заменишь все же необходимый для журналиста профессиональный уровень».
Точного и ясного ответа у меня сегодня нет.
С уважением.
Ваш.
Александр Денисов 33 23.05.2019 14:09 Заявить о нарушении
Предлагаю расширить категориями: "И - I-й кат."; "И - II-й кат.";.... ☺
Владимир Прозоров 25.10.2018 21:29 Заявить о нарушении
ИИ = интеллигентный интеллигент;
НИИ = не интеллигентный интеллигент.
:)
С улыбкой
Рационализатор
Виталий Симоновский 25.10.2018 21:43 Заявить о нарушении
Как всегда Вы нарушили интеллектуальный покой на сайте, Виталий! Целиком и полностью поддерживаю Ваше мнение! Рабочий, крестьянин и интеллигент (человек умственного труда) - вот основная социальная структура современного общества. Понятие интеллигент, как Вы правильно заметили, обозначает человека, не занятого физическим трудом, а использующего в своей деятельности специальные знания, полученные в высшем учебном заведении. В России испокон веков уважали образованных людей, составляющих часть общества, сильно отличающуюся от прочего населения. Люди умственного труда, как правило, обладали знаниями, эрудицией, начитанностью - как раз характерных для этого социального слоя, а также культурой поведения в быту. Культивировать такие личностные качества довольно трудно, если человек не получил дОлжного воспитания в семье и находится вне этого сравнительно небольшого класса (прослойки). Со временем (особенно после ухода с исторической арены у нас в стране дворянства и родовой аристократии) именно полученное блестящее воспитание и безукоризненные манеры поведения с людьми стали приписывать исключительно интеллигенции. Однако, после достижения в СССР всеобщей грамотности и распространения высшего образования среди широких слоев населения, стало видно, что человек умственного труда, советский инженер, врач или ученый не всегда являл собой пример высокой бытовой культуры и поведения. "Интеллигент паршивый" - это странное сочетание слов отражает как раз границу между понятиями "интеллигент" и "интеллигентный". На мой взгляд словом "интеллигентный" называют именно человека воспитанного, культурного, обладающего тактом в общении с другими людьми. Широкая эрудиция и высокий интеллектуальный уровень, а также обширные специальные знания человека здесь не играют никакой роли. В этой связи, академик Лихачев - безусловно "интеллигентный" человек, а равный ему или даже где-то превосходящий его по интеллекту академик Королев, увы - нет! Первый свято соблюдал правила хорошего тона в общении и был всегда вежлив с людьми из всех социальных групп, а второй привычно орал на подчиненных и крыл матом женщин. Однако, оба они были людьми умственного труда и интеллигентами.
Всегда с огромным интересом и удовольствием читаю Ваши работы, Виталий!
С уважением!
Александр Халуторных 20.10.2018 12:13 Заявить о нарушении
Где Вы раньше были?
)))))))
С глубоким уважением
Ваш
Виталий Симоновский 20.10.2018 14:00 Заявить о нарушении
-- "Интеллигенция, конечно, русская. В разных странах есть образованные умные люди, но об интеллигенции не слышно совсем. Очевидно, -- это сугубо русское понятие, как баня и матрешка" Плеханов "Про domo и про немцев". Цитата не совсем точная, сорок лет прошло с прочтения, но смысл передан верно)))
Анатолий Шинкин 18.07.2018 21:35 Заявить о нарушении
:)
Виталий Симоновский 19.07.2018 07:18 Заявить о нарушении
Вот дважды два - всё очень просто.
Четыре - а не пять и шесть.
А почему с моралью сложно?
Пусть одарён он на все сто возможно.
И грамоте обучен и манеры знает все.
А с червоточеной в душе.
Вот леди - важный вид и лоск.
А проку - коль с замашками торговки?
чуть что не так, бранит весь белый свет.
По поведенью проважаем.
Как и встречаем по одёжке.
Так в чём же весь секрет ? - что есть ИНТЕЛЛЕГЕНТ.
С уважением к ВАМ - Виктор.
Виктор Дулин 13.05.2018 20:34 Заявить о нарушении
:)
С улыбкой и уважением
Виталий
Виталий Симоновский 13.05.2018 09:44 Заявить о нарушении
Виктор Дулин 13.05.2018 09:50 Заявить о нарушении
Не стал с ним спорить.
Деревенский пацан, технарь...
К этому запутанному сословию настаивать в причастности не вижу смысла.
Владимир Выркин 30.05.2018 20:25 Заявить о нарушении
:)
Виталий Симоновский 30.05.2018 20:35 Заявить о нарушении
Виталий, мы живём в мире обмана и подмены понятий. Интеллигента приравнивают к интеллектуалу, а это не так. В моём понимании интеллигент - это духовная личность, где нравственность доминирует над образованием, и вовсе не обязательно занятие умственным трудом. С Вами приятно было бы побеседовать в приватной обстановке о многих вещах.
Здоровья Вам, Виталий!
Александр Сих 08.12.2017 08:04 Заявить о нарушении
)))))
Тут ведь всё просто и не подлежит никакому обсуждению. Любой термин - результат договорённости людей, что под ним надлежит понимать. И этот результат фиксируется в официальных словарях и справочниках.
Есть определение, что такое интеллигенция (интеллигент, как элемент множества, обозначенного словом ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) - всё! Точка! А если кому-то хочется под этим термином понимать нечто иное, отличное от указанного в официальном словаре, то это, по крайней мере, весьма не удобно.
Культура любого обсуждения - сперва чётко договориться, что понимать под тем или иным термином, а потом уже продолжать обсуждение... Правильно сформулированное определение должно содержать все признаки, на основании которых можно ОДНОЗНАЧНО выяснить, относится ли тот или иной объект к множеству, обозначенным данным определением.
С уважением и самыми тёплыми чувствами
Виталий Симоновский 08.12.2017 10:34 Заявить о нарушении
Спасибо, Виталий.
Александр Сих 09.12.2017 08:03 Заявить о нарушении
В частности, понятия ИНТЕЛЛИГЕНТ и ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ это, согласно современным толковым словарям, очень разные понятия. ИНТЕЛЛИГЕНТ означает работник умственного труда, не более, но и не менее. ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ означает человек, обладающих некой совокупностью высоких моральных качеств. Это, говоря языком логики, два пересекающихся множества. Интеллигент может быть, а может и не быть интеллигентным человеком, интеллигентный человек может быть, а может и не быть работником умственного труда.
С уважением
Виталий Симоновский 09.12.2017 10:02 Заявить о нарушении
Александр Сих 09.12.2017 13:53 Заявить о нарушении
Ну сложилось так в русском языке, что слово ИНТЕЛЛИГЕНТ означает одно, а прилагательное ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ - совсем другое. И это зафиксировано в толковых словарях. Ну что тут поделаешь! Обычно так не бывает (храбрец - храбрый,сила - сильный). А тут так вышло.
Предложите внести изменения в толковых словарях. А пока таких изменений нет, будьте добры пользоваться нормативной грамотной речью, ежели считаете себя образованным человеком. И не вкладывайте в слова тот смысл, который Вам вздумается.
:)
Виталий Симоновский 09.12.2017 15:09 Заявить о нарушении