Рецензия на «О понятии интеллигенция» (Виталий Симоновский)

Интеллигентность это не столько обладание интеллектуальным богатством, сколько стремление нести это богатство людям!

И если человек всё своё интеллектуальной богатство направляет на личное обогащение, о какой интеллигентности речь?

Всем хорошо знакома цитата: "Когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету". Татьяна Лиознова в бессмертном фильме "Семнадцать мгновений весны" приписала авторство Иозефу Геббельсу. Кроме министра пропаганды, эту цитату принято приписывать Герингу, Гиммлеру и Гейдриху, в чем легко убедиться, достаточно ее прогуглить. В своей лекции "Русская классика как апокриф" прочитанной им в Туринском университете в 1990 году, Михаил Веллер приписывает авторство Бальдуру фон Шираху, в тот период, когда он не был еще членом НСДАП и фюрером "Гитлерюгенда", а был молодым, способным драматургом. Те не менее Ширах не автор этой знаменитой цитаты. Глава "Гитлерюгенда" Бальдур фон Ширах эту фразу не выдумал, а лишь повторил в своей публичной речи в 1938 году. Эта речь, где Ширах на самом деле вытаскивает свой пистолет, попала даже в документальный фильм. А Герингу эту фразу приписал Фрэнк Капра.

Кстати, сама упомянутая цитата является классическим случаем слов, выдернутых из контекста и не несет в себе никакого мракобесия. Пьеса, из которой она взята, рассказывает о Германии 1920 года. Герой пьесы по ходу действия рассказывает историю. (Так называемая вставная новелла) Только что проиграна война. Чудовищная инфляция и безработица, всеобщее обнищание. На улицах полно бездомных и инвалидов. В рождественский вечер люди приезжают в театр. На улице снег и мороз, у подъезда стоит мальчик босиком и в лохмотьях. Милостыню просить запрещено, поэтому он делает вид, что продает спички.

Но никто не обращает внимание на замерзшего ребенка. Зрители идут мимо, рассуждая, что Германия не погибла, пока у нас есть наша великая культура. Когда зрители выходят после спектакля, мальчик уже замерз и даже его тело замело снегом. Но людям нет до этого дела. Они продолжают рассуждать, что наша великая культура бессмертна, а значит и страна непобедима. И в заключении этого рассказа, герой пьесы и произносит свою фразу: "Теперь, когда я слышу слово "культура", моя рука тянется к пистолету". А пьеса эта - "Шлагетер", ее автор Ханс Йост. Написана в 1933 году

Источник: http://m.fishki.net/2621627-kogda-ja-slyshu-slovo-kulytura-moja-ruka-tjanetsja-k-pistoletu.html © M.fishki.net

Аникеев Александр Борисович   10.10.2020 12:52     Заявить о нарушении
Спасибо за интересный комментарий!
)))))

Тема моего текста несколько иная. Я хотел обратить внимание на особенность понятий ИНТЕЛЛИГЕНТ и ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ. В русском языке обычно прилагательное, образованное от соответствующего существительного, сохраняет тот же смысл: добро и добрый, красота и красивый и т.п. В понятиях ИНТЕЛЛИГЕНТ и ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ это не так. ИНТЕЛЛИГЕНТ - человек, занимающийся умственным трудом, ИНТЕЛЛИГЕНТНЫЙ (как это укоренилось в народе) - человек с высокими моральными качествами: правдивый, озабоченный всеобщим благом и т.п.

В основе многих яростных споров среди философов (и, скажем, авторов проза.ру) является разнобой в смыслах, которые они вкладывают в тот или иной термин, в то или иное определение. Казалось бы, чего проще дать чёткие определение того или иного явления, объекта, на основании которого однозначно можно определить, относится то или иное явление, объект к множеству, обозначенному данным определением, или нет? Ан нет!


Виталий Симоновский   10.10.2020 17:06   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Виталий Симоновский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аникеев Александр Борисович
Перейти к списку рецензий по разделу за 10.10.2020