Рецензии на произведение «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див»

Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Здравствуйте! Мне кажется интересной точка зрения А. Шевцова, что "Тропа Траяня" - это млечный путь. Что весьма соответствует концепции русского космизма. Здесь "рища в тропу Трояню чрес поля на горы" означает "поднимая взор (мысленный?) через поля и горы на Млечный Путь". Т.е. масштабируя сознания. Как мы помним, авторы Ригведы постулировали единство законов микро-, макро- и Мегамосмоса. Это позволяет в рассуждениях "перескакивать" с масштаба на масштаб.

Александр Безверхов   24.12.2022 23:16     Заявить о нарушении
Вряд ли эта точка зрения имеет обоснование в языческой мифологии и в исследованиях мифологов, она не валидна. Млечный путь в широком понимании связан с мифом о мировой реке, но существует немало более конкретных ИЕ-мифов (к примеру, разбрызганное молоко Геры, сказочная молочная река).

Мара Рушева   25.12.2022 05:03   Заявить о нарушении
Дело в том, что постулирование символичности часто ни к чем не ведёт. За описаниями и толкованиями символов, как правило, не видно никакой онтологии. Предельность онтологии состоит в физическом описании мира, или его аспектов. Может быть, поэтому семиотика, несмотря на весьма сильный (ещё недавно) состав, находится в затухающем состоянии? Если помните, Шлиман попробовал "Одиссею" понимать буквально и в результате открыл Трою. А иногда надо наоборот, поднять масштаб понимания. Человек, живущий в пространстве мифопоэтического языка, думается, мог себе это позволять свободно. Тот же Шевцов приводит в своей работе цитату о том, что Русь пришла на Землю Тропою Траяней и через сорок веков уйдёт. 40 веков - 40 тысяч лет. Может быть, поэтому взор поднимался, что пришло время вспомнить маршрут и его цель? Одна из ключевых фраз "Слова.." - "наничь ся година обратиша" - времена пошли вспять. Думается, время пребывания к моменту описываемых событий в "Слове.." как раз заканчивалось, судя по разным признакам... Сегодня мы точно можем констатировать, что Русь ушла, но В.Н. Топоров писал, что он еще застал какие-то проявления Святой Руси. Думаю, ему можно доверять.

Александр Безверхов   25.12.2022 09:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Здравствуйте, Мара!
Работая в школе, не могла не иметь любимых тем.
И среди них на первом месте - "Слово о полку Игореве".
Каждый образ в нём - по-прежнему не разгаданная до конца тайна!
Спасибо за ваши исследования и пояснения.
С уважением,

Элла Лякишева   26.04.2022 22:32     Заявить о нарушении
Да, "Слово..." всё еще таинственно и влекуще к разгадке адекватных далёким временам смыслов. С благодарностью за рецензию, всего доброго…

Мара Рушева   26.04.2022 23:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Потрясающе! Интересно. Колоссальный труд. В нашем городе жил Владимир Медведев, один из лучших переводчиков "Слова о Полку Игореве".

Сергей Владимирович Жуков   16.02.2022 13:54     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию, информацию и труд прочтения. Успехов в творчестве!

Мара Рушева   16.02.2022 16:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Исследования мифов и того, как они "работают" в литературных произведениях, всегда не только познавательны и душеполезны, но и могут служить своеобразной школой художественности в слове для сегодняшних авторов. 700 лет древнерусской литературы - памятник живописцам слова. И ваши расшифровки "Слова о полку" захватывают своей детективной интригой уже потому, что ещё раз дают представление и неофитам и корифеям о том, что миф -неисчерпаем. И вслед за Проппом, Афанасьевым, Фрезером в него можно и нужно углубляться до бесконечности...

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.12.2021 06:12     Заявить о нарушении
Да, правы... Сами мифы и сказки в записи могут служить «своеобразной школой художественности в слове для сегодняшних авторов»: меня особенно поражает в поэтике литературной древности, как в одном предложении там могут умещаться времена и бездны – кратко, иносказательно, поэтично. Благодарю за рецензию.

Мара Рушева   22.12.2021 11:26   Заявить о нарушении
Ну насчёт краткости сестры" -это всё таки о других эпохах. Любопытно сравнивать современников 16 века. Жак де Маржорет или Конрад Бусов -вполне кратко и по-деловому пишут о лжедмитрии. А их современники из наших дьяков плетут "узорочье", впадают в библейские реминисценции.

О Лжедмитрии в битве при Добрыничах:
"И вновь не спит кровожадный лев, со своими зверями, как на брачный пир, стремится на кровопролитие, лакать христианскую кровь и поедать человеческую плоть, собирает полки воинских людей. Но и эти московские Борисовы воеводы не страшатся его зубов, но еще более дерзко выступают против него и с храбрыми сердцами ополчаются, чтобы отомстить ему за прежде пролитую христианскую кровь. Как ясные соколы на серых утят или как белые кречеты чистят клювы, чтобы клевать, и острые когти, чтобы вонзать в плоть, и расправляют крылья свои, и плечи готовят к убийству птичьему, так и христианские поборники православной веры, облачаются в доспехи воеводы с христолюбивым своим войском против сатанина угодника и возлюбленного бесами его воинства, берут в руки оружие и щиты и призывают на помощь Бога и пречистую Богородицу, христианскую заступницу и помощницу, и московских чудотворцев и всех святых."

Габриэль Гарсиа Маркес да и только!

Юрий Николаевич Горбачев 2   22.12.2021 12:07   Заявить о нарушении
Отрадно, что тема заинтересовала...

Мара Рушева   21.11.2021 23:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Здравствуйте!
У меня к Вам ряд вопросов насчет текста "Слова о полку Игореве":
1). Как Вы думаете, во фразе "гой еси добрый молодец", что означает понятие "гой"?
2). Как Вы думаете, что означает "растекаться мысью по древу"?
Желаю Вам, чтобы все, что Вам не нужно – ушло и пропало, а то, что нужно - пришло и осталось.
С уважением, Сергей Толочанов, 66 лет, профессиональный инженер-системотехник и любитель познавать окружающий мир.

Сергей Толочанов   14.03.2019 12:59     Заявить о нарушении
Да, вот еще. Мне бы было интересно Ваше мнение по поводу изложенных мной соображений в
http://www.proza.ru/2019/02/05/1828

Сергей Толочанов   14.03.2019 13:26   Заявить о нарушении
1) "гой еси..." - это вопрос не по тексту "Слова...".
2) "растекаться мысью по древу" - белка (мысь, мысия) бегает, распластавшись, по мировому древу от вершины, где гнездятся орлы, к корням, где хтонические существа находят обитель... Белка как медиатор, посредник.
3) В тексте “Написанное и произнесённое» поставлен интересный вопрос, но ответ на него весьма сложен, поскольку язык – результат очень долгой истории сапиентов. Ссылки на работы Клёсова в моём аккаунте отсутствуют по известной причине, просьба не упоминать.
Благодарю за добрые пожелания...

Мара Рушева   14.03.2019 16:16   Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Почитайте работу Сергея Трофимовича Алексеева "Сорок уроков русского", думаю Вам будет интересно ознакомиться с его подходом к языку.

Сергей Толочанов   14.03.2019 16:28   Заявить о нарушении
Больно цветист он в речах... из "уральских стражников", видать: до сих пор охраняет всеми душевными силами священное золото и секретные кириллицы от древнегреческих аргонавтов и от Язона лично...
(смайл)

Мара Рушева   14.03.2019 21:36   Заявить о нарушении
Воля Ваша.

Сергей Толочанов   15.03.2019 08:44   Заявить о нарушении
"Ссылки на работы Клёсова в моём аккаунте отсутствуют по известной причине, просьба не упоминать."
Извините за некую назойливость, просто интересно следующее. Я вроде бы как Вам никаких ссылок на работы Клесова не посылал. Если не секрет, то о какой "известной причине" Вы толкуете?

Сергей Толочанов   15.03.2019 10:38   Заявить о нарушении
Цитирую работу Сергея Трофимовича Алексеева "Сорок уроков русского" (no comments):
"Так что путешествие аргонавтов под предводительством Язона имело конкретную цель — заполучить слово, выкрасть у сколотов их священную добычу, получить знания и письменность, которых греки не имели, однако отлично знали, кто и где ими владеет. Золотым Руном, в ту пору называлась Веста, позже в индийском варианте получившая название Веды".

Мара Рушева   15.03.2019 10:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о полку Игореве. Траян. Дева Обида. Див» (Мара Рушева)

Для меня Троян > тёмное место. Глубокие исследователи складывают собственные мозаики. Толкования - неоднозначные.
Но ТрОян в Слове и ТрАян в истории - это разное.
Лихачёв: Земля Трояня > Русь.

"Встала обида в силах Дажьбожа внука" .И у русичей, и у половцев.
"Обида вступила на землю Трояню" . Игорь нарушил шаткое перемирие.
Обида половцев.
"Обида вступила девою, восплескала лебедиными крылами на земле Трояне на синем море у Дону". Прогнала русичей с земли половецкой. Лебедь - один из тотемов половцев.

Пушкин использовал Деву-Лебедь в сказке. И на территории - вдали от места княжения.

Станислав Сахаров   14.12.2018 07:06     Заявить о нарушении
Боян (Баян) и Троян (Траян) – писалось по-разному, как и многия словеса иного складу, это не предмет для споров… Пушкин писал сказку, опираясь на «Гисторию о некоем храбром витязе и о славном богатыре о Бове Королевиче», источником которой являлась знаменитая поэма-хроника «Reali di Francia», относящаяся к XIV в., использовал также средневековые георгийские мотивы о красавице, чудовище и спасении первой от второго (водоёмы, герои, награды…).
Земля Трояня и Русь пересекались… к примеру: 1) Русская Тмуторакань как бывшая территория Боспорского царства в средние века, 2) Часть российского юга как бывшая территория Херсонесского государства и Боспорского царства в более поздние времена. Вся Русь не называлась «землёй Трояня», это домыслы, неловкая попытка объяснить то, что было непонятно.
Происхождение имени Девы Обиды (Апиды) в тексте имеется. По-видимому, крылатая победная Дева, фигурирующая на оборотной тропе Колонны Траяна и почитавшаяся в Херсонесе и Боспоре, имеет отношение к Деве Обиде (Апиде).

Мара Рушева   15.12.2018 00:18   Заявить о нарушении